Духоносные Старцы нашего времени о Мученике Григории
*
«Без молитвы вам Мученик Григорий не отроется.
Кто не молится — тому он не откроется.»
_ г
«Господь послал Государю Распутина для укрепления.
Ничего плохого в нем не было, а вот горе ему какое было из-за этого. Боже! Все такое страшное...»
«Он был человек простой, очень верующий, молитвенник. Сохрани Бог! — в нем не было никакого колдовства.
Господь его в вечности наградил.»
«Распутин был истинный раб Божий, честный человек, труженик.»
* Платонов О.А. Жизнь за Царя. Из Духовного Наследия Г.Е. Распутина, М. 1999. С. 61.
«Помяни его, Господи! Мученик он был и сколько терпел.»
«Батюшка! А каков духовный подвиг Распутина? Кем он был? — Старец, Старец, конечно!»
«Распутину Господь все открывал.»
«Он законный раб Божий... Угодник Божий...»
«Надо его очистить от заплеваний. Грешно быть вместе с чернителями заодно... Бог не простит...»
«Отче! Как понять отношение к Старцу Григорию (Распутину) духоносного Владыки Феофана Полтавского, который считал, что Распутин был праведником, а потом пал? — Владыка Феофан немного заблудился, запутался, поверил клевете и грязи, поэтому и гнал Распутина, не понимал. Но это бывает так, по попущению Бо-жию.,. Помнишь, как юродивые Дивеевские гоняли друг друга: временами приезжал к блаженной Пелагее Ивановне из Арзамаса Феодор Михайлович, тоже блаженный... Как поднимут они свою войну! Помнишь, что было? — Бегают, блажат, гоняются друг за другом... Феодор Михайлович с поленом припрыгивает, а Пелагея Ивановна его палкой угощает. Пойди разберись с этими блаженными!.. А Владыке Феофану потом
Господь открыл, что он заблуждался насчет Григория, и он покаялся. Оба ведь молитвенники были какие!»
Господи... Сам просил Спасителя об избавлении от земных страданий, которые получил...»
__ 1
«Старец Григорий — подвижник: высокие подвиги на себя налагал.»
•
«Отче, — спросила одна монахиня Старца, — можно ли молиться Господу о упокоении раба Божия Григория? — Не о нем надо молиться, а ему надо молиться.»
«Распутин — великий молитвенник, все слухи о нем не надо принимать.»
«Отче! Он достоин прославления? — Его надо прославить, он достоин... А у Господа он уже прославлен: в Царствии Небесном находится, святой.»
«Батюшка! Имел Григорий Распутин священный сан, монашество? — Конечно. Он иеромонахом был, так Господь ему даровал. Ведь монашество — это награда от Господа.»
«Батюшка! Какие же муки от клеветников приходилось ему терпеть и при жизни, и сейчас.,. Все время одна ложь... Почему так? — А как вы думали? Такой подвиг нес — за Царей стоял и за Наследника молился, какого чудного монаха Цесаревича Алексия молитвой укреплял... А Наследник ведь это наследие России. Понимаете? Он за всю Россию молился, вот враг восстал и до сих пор гонит истину... И Царя гнал, и Григория, а Императрица-Мученица?! Огромного духовного ума была Царица, и как Она почитала его молитву и благодарила...»
Старец, слушая жизнеописание странника Григория, молился, а где описывалась мученическая кончина праведника и один из убийц его — Феликс Юсупов — сказал: «Прости его, Господи! Ведь даже не покаялся!»
«Раб Божий Григорий своей молитвой умягчил надвигавшуюся бурю на Россию и оттянул на двенадцать лет... А муки-то ему было сколько,
____ 1
«Отче! Простите, благословите спросить? — Пожалуйста. — Если Старец Григорий был иеромонахом, Царская Семья могла исповедоваться у него? — Конечно, Почему же нет? Это законно...»
«Батюшка, мы были на месте могилки Старца Григория, помолились, на душе такая умиротворенность... Там какая-то особая тишина и покой... Мысли все собрались, нет никакого сомне-
ния и неясности,,. Только немного грустно: отчего ложь так сильна и почему ее охотно принимают? — Хорошо вам было оттого, что Мученик был с вами и видел вас и поблагодарил, молитвенно, что вы к нему пришли,.. Вы его утешили, а он — вас... А что у вас в руках? — спросил Батюшка* — Акафист Святому Великомученику Григорию Новому,.. — Давайте встанем и помолимся Святому Мученику Григорию,.. Только молитва поможет сокрушить ложь.
«Отвергнув ложь, говорите истину каждый
ближнему своему, потому что мы
члены друг другу» (Еф. 4, 25)
ЗНАМЕНИЕ — ЗНАК МИАОСТИ
МАТЕРИ БОЖИЕЙ
К ЦАРСТВЕННОМУ ДОМУ РОМАНОВЫХ И СВЯТОЙ РУСИ
«Не говорил ли Я вам:
Не грешите против Отрока?
Но вы не послушались;
вот кровь Его взыскивается»1
Страшное Божие наказание постигает народ, если он убивает Пророка.
Все пророки, украшенные Божиими дарами как знаками Его благоволения к ним, служили для спасения того народа, к которому они были ниспосланы. Ветхозаветный Пророк Исайя, тай-новидец Божественных откровений, сверг вретище со чресл своих, иззул сандали с ног и ходил наг и бос в ознаменование грядущего позорного рабства египтян. Молитвами Исайи было сотворено много чудес, но самые явственные — истребление по его предстательству в одну ночь 185000 богохульного войска Ассирийского, державшего Иерусалим в осаде, — и возвращение солнца на десять степеней, ими же сниде сень (Ис. 38, 8).
1 Быт. 42, 22. |
Сверх сего, Святой Епифаний свидетельствует, что во время осады Иерусалима Исайя молитвами своими извел источник из - под горы Сионской, которого обильные воды вливались в поток Сило-амский. Другие толкователи Писания, держась значения слова Силоам (посланный с неба), относят происхождение сего потока ко времени мученической кончины Исайи: претренный деревянной пилою между двумя кедровыми досками, он был мучим жаждою и просил воды у своих мучителей; а когда получил отказ, то воззвал к Богу, и вода внезапно полилась в уста его и прорыла поток Силоамский1.
Среди русского народа пророчествовал вослед Чудотворцу Иоанну Кронштадтскому человек Божий Григорий, и он был умучен жестоковыйными людьми, умерщвляющими своих пророков, а русский народ не воспретил им. Он принял смерть от рук злодеев; на возносимые обвинения кротко сказал: в чем обвиняете — не виновен... увидимся на Страшном Суде.., Пред кончиною своею оставил святой муж пророчества Царю Русскому и всему народу. Слова пророка льются из сердца, плачущего кровию будущих бед. Все реченное сбылось, а сокровенное ждет своего исполнения...
Святая Царская Семья знала, что Пророк Григорий предуготовлял путь, по которому Им предстояло пройти: «Идущий за мною стал впереди меня» (Ин. 1, 15). На умученных Царице Александре и Царевнах были надеты медальоны с изображением Мученика Григория, внутри которых хранилась им написанная молитва. На Свя-
* Изложено с использованием материалов кн.: Пророческие книги. М. 1998. С. 15.
том Царе-Страдальце был его крест. Однажды в Тобольске, в заточении, Государь попросил доктора Деревенко незаметно от стражи вынести шкатулку. Рискуя жизнию, доктор выполнил просьбу Царя. Протягивая шкатулку, Государь сказал: «Здесь самое ценное для Нас — письма Григория»*.
Царственные Страдальцы знали все, что с Ними произойдет; отец Григорий говорил Им, «что Бог на душу положил: моя смерть будет Вашей смертию; буду убит я, но тело мое не оставят в покое, а сожгут его,., И вас так умучают...»
Царская Семья была уверена, что Россия наказана Богом и за убиение Пророка Григория: «Ужасное 17 число, — писала Императрица, — и за это тоже страдает Россия. Все должны страдать за все, что сделали, но никто этого не понимает»2.
Григорий просил своих Царственных Друзей: «Молитесь, чтобы мир открыл глаза и увидел тучу», которая надвигается... И он же упреждал о грядущем падении Державы: «Бог не забыл Россию, твердо порадуйся, что Господь отобрал у них вождя, это будет башня Вавилонская... Узники пущай во славе — не убоимся наветов. Бог с нами».
Сколько духоносных мужей отмаливали тучу, нависшую над миром...
Молился и страдал не за Свои грехи Светлый Юноша Цесаревич Алексий...
1 Платонов О А. Жизнь за Царя. ИзДуховного Наследия Г.Е. Распутина. М. 1999. С. 8.
2 Письма Царственных Мучеников из заточения. М. 1998. С. 167.
Старец Григорий, видя этого Ребенка, говорил, что «не от мира сего это создание, как не было такого Царя и не будет». Ангельская у Него душа и незлобивая, а если сохранить жизнь Его и развивать, — так говорил Григорию Господь, — этот кедр ливанский принесет плод, «чтобы вся Россия этой смокве радовалась». С любовию, но и строгостию, взирал Старец на возрастание Алексия, и радостно восклицал: «но я не нашел еще в Тебе гордости»...
Небесный Промысл привел Пророка из народа в царские чертоги, чтобы продлить и сохранить жизнь Царского Наследника; через молитвы Григория Господь сохранял России грядущего Царя, грозно упреждая — что Десница Его уже занесена... Господь карал уже гневом Своим, попуская войны, распри и смуту,.. Но Отрока Своего Господь хранил: «Маленький, — говорит Пророк Григорий Алексию, — я всегда с Тобой». Маленький Цесаревич с первых дней понес на Себе раны Своей Земли; Его терпение и кротость явились основанием будущего процветания России. Крест Его был так тяжел и невыносим, что Цесаревич один не мог его понести: этим Господь показывал, что Он ждет единения Царя и Народа: не может без Народа Царь, не может без Царя Народ. Ножками Своими Цесаревич не мог ступать: Он был носим на руках любви простого народа.
«Стопы мои направи, Господи, — просил Цесаревич, — по словеси Твоему»... Своей воли Он не имел: Дитя было в руках Промысла Божия...
На руках Отца, Царя Николая, Он был несом на эаколение в подвал Ипатьевского Дома, — и
об этом пророчествовал Григорий: «Милый Авраам нам истинный путь показал»...
Двенадцать лет Они были вместе — и все эти годы Господь приуготовлял Их к восхождению в Небесный Иерусалим.
Григорий говорил Наследнику, что «наша мать — слава есть на Небесах. Наш отец — в Высшем Чертоге. Будем надеяться, что там наслаждение без усталости и радости неописан -ные...» Старец постоянно напоминал Царевичу Алексию: «Наследник у Бога будешь».,.
Пророк Григорий Новый
О Светлом Отроке Господнем
«Этот кедр ливанский принесет плод»
Пророчества человека Божия Григория о Светлом Отроке Цесаревиче Алексии имеют особый и глубокий смысл: пророк сравнивает Царевича с кедром ливанским, который принесет плод, «чтобы вся Россия этому плоду радовалась»... В Священном Писании это дерево является самым величественным и ценным среди насажденных Творцом. Вечно-зеленеющее, оно поднимает свои ветви высоко к Небесам, вытянутые и с густыми листьями. Стройный и крепкий ствол, красноватого цвета подобно царской порфире, недоступен своею твердостию для насекомых, и они не могут ему повредить. Произрастает сие Божие насаждение иногда более двух тысяч лет. Высокие кедры, самые благоуханные из древ, невольно поражают впечатлением громадной вы-
соты, стройности, мощности обхвата ствола и благовония. Посему псалмопевец Давид прорекает праведника, который «возвышается подобно кедру на Ливане» (Пс. 81, 13), и «насыщаются древа Господа, — говорит пророк Давид, — кедры Ливанские, которые Он насадил»...
Длинные ветви кедра — благословенные поросли его, придают ему особо величественный вид и, благодаря своему множеству, доставляют обильную тень и прохладу для отдохновения ис-сохшейся души. Благовонная смола сего чудного дерева издает особое благоухание, коим наполняются горы Ливанские, все пределы земли. Премудрый пророк Григорий Новый уподоблял Цесаревича Алексия по его высоким качествам сему величественному творению Божию. Этому Светозарному Отроку усвояются следующие качества: сила духа, долголетие, процветание и благоденствие, множество побегов-наследников, венчающихся плодами, глубокое прорастание в пределы земли и особая в них укрепленность, несгибаемость от непогоды. Отрок сей, Божественный Цесаревич Алексий, воспевается и устами пророка Осии: «Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. Расширятся ветви его, и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана (Ос. 14, 6-7). Предвозвещает человек Божий Григорий об Отроке — плоде от кедра — духовном плоде Цесаревича Алексия, — что слава Его пройдет далеко, как слава кедров Ливанских — символов человеческого величия: «И на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся и на все дубы Висанские грядет день Господа Саваофа» (Ис. 2, 13). По пророчествам Григория о
благоуханной ветви Царствующего Дома Романовых — Наследии Их Страстотерпческого подвига, — можно сказать, что будет Царь в России, величественный и долгоденственный. Он будет неожиданной милостию Божией для всех, великой благостию к народу. Крепкой и нерушимой веры, пламенеющий яркостию сильной воли, слышащей волю Небес; твердый как ствол кедра для врагов и непобедимый; так крепки Его корни родовые — Рода Романовых. В основе пророчества Григория о грядущем Кротком Светлом Отроке посреди Руси лежит бывшее ему откровение от образа Матери Божией Знамение, возвестившей о сохранении древа Рода Романовых.
Не потому ли произрастает в Дивеево, возле благодатных мощей Преподобного Серафима, на Канавке Божией Матери, русское подобие кедра, насажденное в память рождения Наследника Цесаревича Алексия и зеленеющее поднесь?!.
Святой Иоанн Златоуст так толкует видения пророков: «Как он видел, — я не знаю, — говорит Святитель. — О том, что видел... сказал. А как видел, — о том умолчал. Я принимаю сказанное; не любопытствую знать умолчанное; разуме-ваю открытое, но не исследую сокрытого; ибо для того оно и сокрыто» (Беседа 6 на Исайю, 6, 1).
Предвидя неотвратимое наказание Господне России, пророк Григорий одновременно созерцал помазанного Духом Светлого Отрока, стоящего посреди грядущей Святой Руси... В своем предсмертном духовном завещании Царю он говорил: «Молись, молись, будь сильным; думай о Своей Благословенной Семье... Заботься о Твоем избранное роде»... Мистически Царская Семья взяла на Себя грехи Своего Народа и Своего
Царственного Рода Романовых и искупила их... Богодухновенный Старец зрел эту тайну: Господь открыл ему, что жертва Их будет угодна и принята. Святые Царственные Страдальцы во время земного странствия не помышляли о Себе; находясь на земле, Они взирали сквозь года на обновленную Святую Русь, очищенную, убеленную, просветленную, в которой просияет Их Царственный Плод терпения, смирения и любви — Кроткий Светлый Отрок — благоухающий крин — в небесное подобие Пресветлого Отрока Алексия...
Наш. Друг поручил Нас Ее Знамени...
«На то и называется Знамением изо всех явленных икон, что в силе творить чудеса и утешать и успокаивать, и Никола помощник Ее, тот от бед избавляет и бурных всех нападков, он же с Тобой, не смотри на мелкие языки, он крепко и могущественно благословляет Тебя своею рукою»...
Матерь Божия Знамение сохранила древний Род Романовых, сокрыв его в пречистом Своем благоутробии.
Предстоящие пред Ней Святитель Николай, победитель народов, — небесный покровитель Царя-Мученика, — и Преподобная Мария Египетская — покаянием преклонившая Небеса, являющая собой образ раскаявшейся Руси, — возвеличат Род Романовых и явят во дни, предреченные Господом, Пресветлого Отрока Святой Руси.
Молитвами Святого оти,а нашего Григория, Господи, благослови!
ИЗ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ
БЛАЖЕННОГО СТАРЦА
ОПЫТНОГО СТРАННИКА
ГРИГОРИЯ НОВОГО
«Как народы распознаются по одеждам их, особенно по голосу и языку, так и святые познаются по тому, как бла-гочестно и благообразно они себя держат, и по другим внешним признакам, но особенно решительный и верный признак их есть слово, исходящее из уст их. Ибо чего нет в сердце, того не могут изнести уста..»
1 1
ИЗ НАСЛЕДИЯ Г. Е. РАСПУТИНА
Т.Е. Распутин
Житие Опытного Странника
(Май 1907 год}*
Когда я жилсперва, как говорится, в мире до 28 лет, то был с миром, то есть любил мир и то, что в мире, и был справедлив и искал утешения с мирской точки зрения. Много в обозах ходил, много ямщичал и рыбу ловил и пашню пахал. Действительно это все хорошо для крестьянина!
Много скорбен было мне: где бы какая сделалась ошибка, будто как я, а я вовсе не причем. В артеляхпереносил разные насмешки. Пахал усердно и мало спал, а все же таки в сердце помышлял, как бы чего найти, как люди спасаются. Посмотрю по поводу примеров на священников — нет, все что-то не то; поет и читает резво, громко, как мужик дрова рубит топором. Вот мне и пришлось подумать много: хоть худой да Батюшка, Вот я и пошел паломничать, а так был быстрый вглядываться в жизнь; все меня интере-
В публикации в основном сохранена авторская пунктуация.
совало, хорошее и худое, я и вешал, а спросить не у кого было, что значит? Много путешествовал и вешал, то есть проверял все в жизни. В паломничестве мне приходилось переносить нередко всякие беды и напасти, так приходилось, что убийцы предпринимали против меня, что разные были погони, но на все милость Божья! То скажут: одежда неладна, то в чем-нибудь да забудутся клеветники неправды. С ночлега уходил с полуночи, а враг завистлив всяким добрым делам, пошлет какого-нибудь смутителя, он познакомится, чего-нибудь у хозяина возьмет, а за мной погоня, и все это пережито мною! А виновник тотчас же находится. Не один раз нападали волки, но они разбегались. Не один раз также нападали хищники, хотели обобрать, я им сказывал: «Это не мое, а все Божье, вы возьмите у меня, я вам помощник, с радостью отдаю», им что-то особенно скажет в сердцах их, они подумают и скажут: «Откуда ты и что такое с тобой?» «Я человек — посланный брат вам и преданный Богу». Теперь это сладко писать, а на деле-то пришлось пережить все.
Я шел по 40 — 50 верст в день и не спрашивал ни бури, ни ветра, ни дождя. Мне редко приходилось кушать, по Тамбовской губернии на одних картошках, не имел с собой капитала и не собирал во век: придется.
Бог пошлет, с ночлегом пустят — тут и покушаю. Так не один раз приходил в Киев из Тобольска, не переменял белья по полугоду и не налагал руки до тела — это вериги тайные, то есть это делал для опыта и испытания. Нередко шел по три дня, вкушал только самую малость. В жаркие дни налагал на себя пост: не пил ква-
су, а работал с поденщиками как и они; работал и убегал на отдохновение на молитву. Когда коней пас — молился. Это отрада мне послужила за все и про все.
Ходил берегами, в природе находил утешение и нередко помышлял о Самом Спасителе, как Он ходил берегами. Природа научила меня любить Бога и беседовать с Ним. Я воображал в очах своих картину Самого Спасителя, ходившего с учениками Своими. Приходилось нередко думать о Царице Небесной, как Она приходила на высокие места и просила Бога: «Скоро ли Я буду готова к Тебе». Много может природа научить по всей премудрости и всякое древо и как по поводу весны. Весна означает великое торжество для духовного человека. Как развивается в поле, то есть украшенный светлый май, так и кто следящий следит за Господом, то у него зацветает душа подобно маю, у него такое торжество как день Пасхи, то есть напоминает как будто этот день, когда он причащался, и как развивается вся весна, так развивается и торжествует кто ищет Господа. Недуховному человеку весна тоже радость, но только как неученому грамота.
Еще я нашел одну отраду из отрад всех: читал ежедневно Евангелие понемногу, читал немного, а думал более. Потом еще учился носить вериги три года, но враг меня смущал: «Это ты высок, тебе нет сверстников». Я много боролся, и пользы они мне не принесли, а нашел вериги любви. Любил без разбора: увижу странников из храма и от любви питаю чем Бог пошлет, у них немножко научился, понял, кто идущий за Господом. Много мне пришлось бороться и пережить. В одно прекрасное время, ходил, думал
обо всем, вдруг проникла ко мне мысль, долго недоумевал, что вот Сам Господь не избрал царские чертоги, а выбрал Себе ясли убогие и тем прославил славу. Мне недостойному пришло в голову достигнуть, взял, выкопал в конюшне вроде могилы пещерку и туда уходил между обеднями и заутренями молиться. Когда днем свободное время, то я удалялся туда и так мне было вкусно, то есть приятно, что в тесном месте не разбегается мысль, нередко и ночи все там проводил, но враг-злодей всяким страхом меня оттуда выживал — треском, даже было побоями, но я не переставал. Так продолжалось лет восемь и вот враг-злодей все же таки навел людей — будто оказалось место лишнее и мне пришлось переселиться в другое место.
Вообще я видениям никаким не верил, так меня Бог хранил от видений. Вот меня искушение поискало одно, что возроптал на общество.
Видению не нужно верить, это недоступно нам. Хотя бы оно на самом-то деле было, за это Господь простит, за неверие даже маленьким подвигом простит, но как от врага в прелесть впадешь, то это спрашивается как все равно, как у какого-нибудь злого помещика потерял какие-нибудь вещи. Очень, очень осторожно нужно с этими видениями, до такой доведут низкоты, то есть до забвения, что не будешь помнить ни дни, ни часы, и в такую впадешь гордость, и будешь настоящий фарисей. Трудно странничкам бороться со врагом. Когда я шел странничать в Киев, то уходил утром без обеда, это был мой устав. Злодей враг завидовал всему моему доброму делу; то он являлся в виде нищего, а все-таки знатно, что не нищий, а враг в тумане. Я успевал в
то время крестным знамением себя осенять и вдруг исчезал как прах. То мне казал, что деревня еще более как 30 верст, смотришь из-за леску и вышел на долинку — тут и село. Экой сатана! То являются помыслы нечестивые, усталость неописанная, голод невысказанный, жажда питья неопределенная, сдогадывался, что это опять от врага, нередко падал на дороге как будто по кочкам иногда — все это искушение! Приблизишься к селу, звон раздается, я своими прыткими ногами и частой походкой, уже в храм. Вот мне первую мысль враг задает: то стань на паперти, собирай жертвы — дорога далекая, денег много надо, где возьмешь; то помолись, чтобы тебя взяли обедать и накормили послаще. Хвать безумной головой, уже херувимский стих поют, а я еще не был, не предстоял, не соединялся с Господом! Дай я не буду больше! Так мне пришлось с этими помыслами бороться целые года.
Вот я не стал помышлять, а стал приходить в храм стоять с мужиками сельчанами, тогда мне Бог давал: напоят и накормят и всю нужду странствия моего поймут. В том у странников благочестие, что не нужно собирать и наипаче на погоду роптать, потому что дурная и хорошая погода, все от Престола Божия.
Странничать нужно только по времени — месяцами, а года чтобы или многие годы, то я много обошел странноприимен — тут я нашел странников, которые не только года, а целые века все ходят, ходят и до того они бедняжки, доходили, что враг в них посеял ересь — самое главное осуждение, и такие стали ленивые, нерадивые, из них мало я находил, только из сотни одного, по стопам Самого Христа. Мы — странники, все
плохо можем бороться с врагом. От усталости является зло. Вот по этому поводу и не нужно странничать годами, а если странничать, то нужно иметь крепость и силу на волю и быть глухим, а иногда и немым, то есть смиренным наипаче простячком. Если все это сохранить, то неисчерпаемый тебе колодезь — источник живой воды. А в настоящее время сохранить источник этот трудненько. Нужда все же таки Бог не старее и не моложе, только время другое. Но на это время Он имеет Свою благодать, и время восторжествует. Страннику нужно причащаться тем более во всяком монастыре, потому что у него большие скорби и всякие нужды. Святые тайны обрадуют странника как май месяц свою землю.
Много монастырей обходил я во славу Бо-жию, но не советую вообще духовную жизнь такого рода — бросить жену и удалиться в монастырь. Много я видел там людей; они не живут как монахи, а живут как хотят, и жены их не сохраняют того, что обещали мужу. Вот тут-то и совершился на них ад! Нужно себя более испытывать на своем селе годами, быть испытанным и опытным, потом и совершать это дело. Чтобы опыт пересиливал букву, чтобы он был в тебе хозяин и чтобы жена была такая же опытная как и сам, чтобы в мире еще потерпела бы все нужды и пережила все скорби. Так много, много чтобы видели оба, вот тогда совершится на них Христос в обители Своей. Трудно в миру приобрести спасение, наипаче в настоящее время. Все следят за тем кто ищет спасения, как за каким-то разбойником и все стремятся его осмеять. Храм есть прибежище, и все тут утешение, а тут-то как духовенство вообще в настоящее время не духовной
жизни, наипаче следят кто ищет бисера и смотрят с каким-то удивлением как будто пришли сделать святотатство. Но чего нам об этом печалиться? Ведь Сам Спаситель сказал: «возьми крест свой и следуй за Мной». Мы не к духовенству идем, а в храм Божий! Ну, да нужно подумать - худой, да Батюшка. У нас искушения, а у него и подготову, потому что там у него шурин на балах, а теща-то у него кокетничала, а жена много денег на платья извела, и гостей-то у него предстоит много к завтраку. А все же почитать нужно его! Он есть батюшка - наш молитвенник. Так и в монастыре они поставлены на спасение и пошли спасаться, то есть какой-нибудь помещик послал своего раба за горохом, а он принес ему редьки, чтобы он с ним доспел? Однако наказал бы!
Кто в миру неученый, а жизнь толкнула на спасение, тот по всей вероятности, больше получит дарования: что ни делает, да успеет! Вот по поводу этому пример. Было бы у одного хозяина нанять два работника, а два бы прибежали со стороны и проработали во славу. Хозяин долго помнил бы и давал и спасибо. Те двое-то наняты и позваны были и эти-то прибежали во славу -они и получат тем более, что не были к делу приставлены, а совершили более тех, которые были призваны. Не один раз я видел как гонят, где собравшись во имя Господа беседу ведут, то есть живут как по-братски от любви Божией и любят не по одной букве, а по слову Спасителя и не выкапывают в человеке, то есть не находят никаких ошибок, а находят только сами в себе, беседуют о любви и как соединиться со Святыми Тайнами и петь разные псалмы и читать по главе
из Евангелия, хотя за это будете изгнаны и будут вас подозревать. Потому что они-то (гонящие) чины заслужили по букве, а от Господа далеко отстоят и духовный орган для них как заграничный язык. Будем стараться и молиться, чтобы Господь нас не разсеял! Они же требуют от нас то, чего сами не поймут. Мы не будем Бога просить, чтобы их Бог наказал. Сам Господь укажет им путь — истину. Смех их обратится по слову Спасителя в плач. Не будем смотреть на разные их поношения: «слуха зла да не убоимся», «станем продолжать петь псалмы и любить друг друга всем сердцем» — по слову Апостола: «приветствуйте друг друга святым лобзанием». Только не нужно делаться всем большими, нужно слушать и внимать одного, кто нас ведет в путь истинный, а то как бы враг нас не разсеял и не посеял в нас ничтожную ерунду.
Вообще бояться станем прелести всяких видений. Не будем верить сновидениям кроме Божи-ей Матери и Креста. Много-много враг представляет всяких кляуз и много показывает за братом недостатков; иногда и скажет брату вовсе устами чужими на брата, будто как на самом деле тот брат говорил, а тот даже и не думал этого. Вот тут-то нужно осторожно в духовной жизни. Враг так наклевещет как есть на самом деле и что же потом получится — даже до смерти не хотят друг друга видеть и при кончине простить. Вот тогда и получится великий неурожай в поле — хозяин не насыплет в житницу, а мы во спасение. Как дыроватый мешок не сохранит в себе жита, так и мы ежели не будем друг друга прощать, а будем замечать в другом ошибки, сами же находиться к нему во злобе, то есть судить.
Нам бы надо со смирением за ним заметить ошибки, да уласкать его, как мать сердитое дитя: она все примеря приберет и всяким обманом и ласками не даст ему кричать.
Хорошо бы и нам найти пример с этой матери. Найти и обласкать падшего, а наипаче быть самому осторожным и прошедши все опыты быть близко к Богу и показать свой пример и не от одной буквы, а быть на деле самому.
Ах, как враг хитрый ловит вообще спасающихся: в одно прекрасное время ехал я зимой, был мороз в тридцать градусов, враг и научил меня: «Сними шляпу и молись на долине за лошадьми, ведь все делатели, что не делают, да успеют». Я действительно снял шапку и давай молиться, а потом мне стало казаться в очах, будто Бог очень близко. Что же получилось? Голову простудил, потом захворал, был сильный жар, 39 градусов. Вот я тут поработал, а когда пришел в себя, за это много молился и постовал. Молиться можно на долине, но не снимая шапки в 30 градусов мороза.
Кто спасается и ищет Господа не от какой-нибудь корысти, того, какое бы то ни было искушение приведет не на грех, а на опыт. Нужно только после этого искушения больше прибавить силы и с рассуждением действовать. Не особенно забиваться и попадать к небу, а понемножку, как тебе на сердце придет, а не как ревнитель. Нужно быть осторожным и помнить Бога, когда работаешь, наипаче ловишь рыбу, помышлять об учениках Господа, которые также раскидывали сети. Когда пашешь помышлять, что труд есть во спасение. Нужно читать изредка молитвы Богородице, а в густом лесу помышлять о пустыне, где
спасались прежние отцы. На жатве думать вообще о делателях добрых дел, тружениках Божи-их. Когда один едешь или идешь, то нужно соображать, что все пустынники были одиноки. Ежели же нагнала тебя толпа то помышляй, что за Господом за Самим шли тысячи слушателей слова Его. Хотя все мы как человеки грешны, но создание и образ Божий. Наипаче ежели какие страсти плотские, то воображай картину в очах своих — Крест Господень и громко на врага кричи: «Пойдем со мной на крест, ты был как ангел и предстань одесную, а я тогда буду святой и оба не будем мучиться, а то ты и меня мучаешь и себя».
Когда никого не видно, то громко открикивай-ся от врага: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй меня грешного и молитвами Богородицы сохрани меня», А если видишь, что около тебя кто ни будь близко, то тайно духом возноси молитву Иисусову. Затем причащайся как можно чаще и ходи в храм, какие бы ни были батюшки. Считай батюшек хорошими, потому что ты как спасающийся — тебя враг искушает, а у него тоже семейство и он тоже человек. Ему бы надо было поступить в исправники, а он пошел в батюшки. Ведь он бы рад спросить, да нет у нас таких живых людей дать ему благой совет. В настоящее время кто может совет дать, так они в уголочки позагнаны.
Вот еще как враг завистлив к тем кто ищет Господа и кого он ничем не может искусить — он прямо посылает болезнь. Кто молится земными поклонами у тех заболевает спина, у странников ноги, и все по наваждению вражьему: постников давит такая жажда, что ни выскажешь, на смиренных посылает из женского пола с какими ни
будь неудовольствиями, на несеребролюбивых наводит будто завтра умрет с голоду, у тех кто крестится, отнимается рука, нередко мутятся глаза, иногда делаются судороги. В ночное время тем более велит поспать враг, а то явит треск, разный страх и всякие всяческие. То явит милость, что видят все и всяким вражеским своим хитрым наваждением, а наипаче в лесу он старается всеми силами победить. На трудолюбивых старается нагнать леность. Как это все — победить!
На все нужно бить: молиться немного, но ударять себя когда никого нет, крепко правильно и физически, чтобы даже пол дрожал, только стараться чтобы никто не видел - тогда это все будет здорово и пройдет и будешь опытен и примешь все это с радостью, потому что тебя враг научил, а не искусил - наипаче еще научил любить Бога, Вот тебе и враг! Хвать, хвать, а пользы нет. Возьми в пример худого еврея: обманывал, обманывал — глядишь, доспелся расторгуй (разорился), так и враг трудился, да не над тем.
Вся жизнь моя была болезни. Всякую весну я по сорок ночей не спал. Сон будто как забытье, так и проводил все время с 15 лет до 38 лет. Вот что там более меня толкнуло на новую жизнь. Медицина мне не помогала, со мной ночами бывало как с маленьким, мочился в постели. Киевские сродники исцелили и Симеон Праведный Верхотурский дал силы познать путь истины и уврачевал болезнь без-сонницы. Очень трудно было все это пережить, а делать нужно было, но все-таки Господь помогал работать и никого не нанимал, трудился сам, ночи с пашней мало спал.
Когда я стал ходить по святым местам, то стал чувствовать наслаждение в другом мире.
Ходил временно не всегда по святым местам; испытывал много чего; видел как Богу служат в обители святой и думал, что в миру кто делает со страхом и благословением Божиим тоже участник даже и больший, потому что Сам Самодержец Царь крестьянином живет, питается от его рук трудящихся, и все птицы крестьянином пользуются, даже мышь и та им питается. Всякое дыхание да хвалит Господа и молитва все за крестьянина — только бы он не сквернословил! Велик, велик есть крестьянин перед Господом: он никаких балов не понимает, он в театре редко бывает, он только помнит: Сам Господь подать нес и нам велел — Божий трудовик! У него вместо органов коса в руках; вместо увеселений — соха у сердца; вместо пышной одежды какой ни будь твердый ярмячок; вместо тройки лихой какая ни будь усталая лошадка. Он едет и вспоминает от души ко Господу: «донеси меня с этой долины в свое прибежище или до города». Вот тут-то на нем Христос! А сам пешечком со слезами. Он здесь со Христом, а там уже давно на нем пребывает рай, то есть он заготовил Житницу Божию. Нередко приходится со словами Бога умолить и Фрола, и Лавра помянуть, а все же таки с Богом и тут ему радость! А без Бога хотя и на тройке мчаться, а уныния полный экипаж.
Что им завидовать! У них как у худого еврея какой ни будь гнилой товар, да подкрашен или подлажен. Хвать, а его и нет, то есть деньги заплатил, а пользы не получил. Вот их радость — как надежды на весенний лед. У них едет только пышное платье, а душа во мраке. Но действительно не у каждого так бывает: «порфира не погубит, а рубище не вознесет», но на все нужно
умение и опыт. Всегда нужно себя в одежде унижать и считать себя низким, но не на словах, а духом действительно.
Бриллианты тоже Божие создание и золото украшение Царицы Небесной — бисер чтимый, но только нужно суметь его сохранить. Мы одеваемся в жемчуг — делаемся выше городов, подымаем дух и рождается порок гордости и непокорности ко всему. А вы знаете кто у нас не покорился? Один сатана! Он трепетал, он не спал и с роду не кушал, а вы знаете, где он находится? Нужны только унижение и любовь — в том и радость заключается!
Любовь — большая цифра! Пророчества прекратятся и знания умолкнут, а любовь никогда. Не так как строго говорится, а маленько, маленько сохраним — остальное все приложится. Не нужно добиваться почета и учения, а следить и искать Господа и все ученыю послушают глагол твоих или изречения твоего. Мне пришлось много бывать у архиереев, много я беседовал с ними, вот всячески испытывали. Придешь с сокрушенною душою и смиренным сердцем — их учение остается ничтожным и слушают простые слова твои, потому что ты придешь не с простым духом, а от милости Божией. Ты одно изречешь слово, а они нарисуют себе целую картину, только бы ты шел не ради гнусной корысти. Они, хотя и хотят испытать и ищут что-нибудь, но ты как не с простыми — словами, то есть в страхе — вот тут-то у них замирают уста и они противоречить не могут.
Так я много бывал в духовных академия