Духоносные Старцы нашего времени о Мученике Григории

*

«Без молитвы вам Мученик Григорий не от­роется.

Кто не молится — тому он не откроется.»

_ г

«Господь послал Государю Распутина для ук­репления.

Ничего плохого в нем не было, а вот горе ему какое было из-за этого. Боже! Все такое страш­ное...»

«Он был человек простой, очень верующий, молитвенник. Сохрани Бог! — в нем не было ни­какого колдовства.

Господь его в вечности наградил.»

«Распутин был истинный раб Божий, чест­ный человек, труженик.»

* Платонов О.А. Жизнь за Царя. Из Духовного На­следия Г.Е. Распутина, М. 1999. С. 61.

«Помяни его, Господи! Мученик он был и сколько терпел.»

«Батюшка! А каков духовный подвиг Распу­тина? Кем он был? — Старец, Старец, конечно!»

«Распутину Господь все открывал.»

«Он законный раб Божий... Угодник Бо­жий...»

«Надо его очистить от заплеваний. Грешно быть вместе с чернителями заодно... Бог не простит...»

«Отче! Как понять отношение к Старцу Гри­горию (Распутину) духоносного Владыки Феофа­на Полтавского, который считал, что Распутин был праведником, а потом пал? — Владыка Феофан немного заблудился, запутался, поверил клевете и грязи, поэтому и гнал Распутина, не понимал. Но это бывает так, по попущению Бо-жию.,. Помнишь, как юродивые Дивеевские го­няли друг друга: временами приезжал к блажен­ной Пелагее Ивановне из Арзамаса Феодор Ми­хайлович, тоже блаженный... Как поднимут они свою войну! Помнишь, что было? — Бегают, блажат, гоняются друг за другом... Феодор Ми­хайлович с поленом припрыгивает, а Пелагея Ивановна его палкой угощает. Пойди разберись с этими блаженными!.. А Владыке Феофану потом

Господь открыл, что он заблуждался насчет Гри­гория, и он покаялся. Оба ведь молитвенники бы­ли какие!»

Господи... Сам просил Спасителя об избавлении от земных страданий, которые получил...»

__ 1

«Старец Григорий — подвижник: высокие подвиги на себя налагал.»

«Отче, — спросила одна монахиня Стар­ца, — можно ли молиться Господу о упокоении раба Божия Григория? — Не о нем надо молить­ся, а ему надо молиться.»

«Распутин — великий молитвенник, все слу­хи о нем не надо принимать.»

«Отче! Он достоин прославления? — Его на­до прославить, он достоин... А у Господа он уже прославлен: в Царствии Небесном находится, святой.»

«Батюшка! Имел Григорий Распутин священ­ный сан, монашество? — Конечно. Он иеромона­хом был, так Господь ему даровал. Ведь монаше­ство — это награда от Господа.»

«Батюшка! Какие же муки от клеветников приходилось ему терпеть и при жизни, и сейчас.,. Все время одна ложь... Почему так? — А как вы думали? Такой подвиг нес — за Царей стоял и за Наследника молился, какого чудного монаха Цесаревича Алексия молитвой укреплял... А На­следник ведь это наследие России. Понимаете? Он за всю Россию молился, вот враг восстал и до сих пор гонит истину... И Царя гнал, и Гри­гория, а Императрица-Мученица?! Огромного ду­ховного ума была Царица, и как Она почитала его молитву и благодарила...»




Старец, слушая жизнеописание странника Гри­гория, молился, а где описывалась мученическая кончина праведника и один из убийц его — Фе­ликс Юсупов — сказал: «Прости его, Господи! Ведь даже не покаялся!»

«Раб Божий Григорий своей молитвой умяг­чил надвигавшуюся бурю на Россию и оттянул на двенадцать лет... А муки-то ему было сколько,

____ 1

«Отче! Простите, благословите спро­сить? — Пожалуйста. — Если Старец Григо­рий был иеромонахом, Царская Семья могла исповедоваться у него? — Конечно, Почему же нет? Это законно...»

«Батюшка, мы были на месте могилки Старца Григория, помолились, на душе такая умиротво­ренность... Там какая-то особая тишина и по­кой... Мысли все собрались, нет никакого сомне-





ния и неясности,,. Только немного грустно: отче­го ложь так сильна и почему ее охотно принима­ют? — Хорошо вам было оттого, что Мученик был с вами и видел вас и поблагодарил, молит­венно, что вы к нему пришли,.. Вы его утешили, а он — вас... А что у вас в руках? — спросил Батюшка* — Акафист Святому Великомученику Григорию Новому,.. — Давайте встанем и помо­лимся Святому Мученику Григорию,.. Только молитва поможет сокрушить ложь.

«Отвергнув ложь, говорите истину каждый

ближнему своему, потому что мы

члены друг другу» (Еф. 4, 25)

Духоносные Старцы нашего времени о Мученике Григории - student2.ru

ЗНАМЕНИЕ — ЗНАК МИАОСТИ

МАТЕРИ БОЖИЕЙ

К ЦАРСТВЕННОМУ ДОМУ РОМАНОВЫХ И СВЯТОЙ РУСИ

«Не говорил ли Я вам:

Не грешите против Отрока?

Но вы не послушались;

вот кровь Его взыскивается»1

Страшное Божие наказание постигает народ, если он убивает Пророка.

Все пророки, украшенные Божиими дарами как знаками Его благоволения к ним, служили для спасения того народа, к которому они были ниспосланы. Ветхозаветный Пророк Исайя, тай-новидец Божественных откровений, сверг вретище со чресл своих, иззул сандали с ног и ходил наг и бос в ознаменование грядущего позорного рабства египтян. Молитвами Исайи было сотворено много чудес, но самые явственные — истребление по его предстательству в одну ночь 185000 бого­хульного войска Ассирийского, державшего Ие­русалим в осаде, — и возвращение солнца на де­сять степеней, ими же сниде сень (Ис. 38, 8).


Духоносные Старцы нашего времени о Мученике Григории - student2.ru

1 Быт. 42, 22.



Сверх сего, Святой Епифаний свидетельствует, что во время осады Иерусалима Исайя молитвами своими извел источник из - под горы Сионской, которого обильные воды вливались в поток Сило-амский. Другие толкователи Писания, держась значения слова Силоам (посланный с неба), отно­сят происхождение сего потока ко времени муче­нической кончины Исайи: претренный деревянной пилою между двумя кедровыми досками, он был мучим жаждою и просил воды у своих мучителей; а когда получил отказ, то воззвал к Богу, и вода внезапно полилась в уста его и прорыла поток Силоамский1.

Среди русского народа пророчествовал вослед Чудотворцу Иоанну Кронштадтскому человек Бо­жий Григорий, и он был умучен жестоковыйными людьми, умерщвляющими своих пророков, а рус­ский народ не воспретил им. Он принял смерть от рук злодеев; на возносимые обвинения кротко сказал: в чем обвиняете — не виновен... увидим­ся на Страшном Суде.., Пред кончиною своею оставил святой муж пророчества Царю Русскому и всему народу. Слова пророка льются из сердца, плачущего кровию будущих бед. Все реченное сбылось, а сокровенное ждет своего исполнения...

Святая Царская Семья знала, что Пророк Григорий предуготовлял путь, по которому Им предстояло пройти: «Идущий за мною стал впе­реди меня» (Ин. 1, 15). На умученных Царице Александре и Царевнах были надеты медальоны с изображением Мученика Григория, внутри ко­торых хранилась им написанная молитва. На Свя-

* Изложено с использованием материалов кн.: Проро­ческие книги. М. 1998. С. 15.

том Царе-Страдальце был его крест. Однажды в Тобольске, в заточении, Государь попросил док­тора Деревенко незаметно от стражи вынести шкатулку. Рискуя жизнию, доктор выполнил просьбу Царя. Протягивая шкатулку, Государь сказал: «Здесь самое ценное для Нас — письма Григория»*.

Царственные Страдальцы знали все, что с Ними произойдет; отец Григорий говорил Им, «что Бог на душу положил: моя смерть будет Ва­шей смертию; буду убит я, но тело мое не оставят в покое, а сожгут его,., И вас так умучают...»

Царская Семья была уверена, что Россия на­казана Богом и за убиение Пророка Григория: «Ужасное 17 число, — писала Императрица, — и за это тоже страдает Россия. Все должны страдать за все, что сделали, но никто этого не понимает»2.

Григорий просил своих Царственных Друзей: «Молитесь, чтобы мир открыл глаза и увидел ту­чу», которая надвигается... И он же упреждал о грядущем падении Державы: «Бог не забыл Рос­сию, твердо порадуйся, что Господь отобрал у них вождя, это будет башня Вавилонская... Уз­ники пущай во славе — не убоимся наветов. Бог с нами».

Сколько духоносных мужей отмаливали тучу, нависшую над миром...

Молился и страдал не за Свои грехи Светлый Юноша Цесаревич Алексий...

1 Платонов О А. Жизнь за Царя. ИзДуховного На­следия Г.Е. Распутина. М. 1999. С. 8.

2 Письма Царственных Мучеников из заточения. М. 1998. С. 167.

Старец Григорий, видя этого Ребенка, гово­рил, что «не от мира сего это создание, как не было такого Царя и не будет». Ангельская у Него душа и незлобивая, а если сохранить жизнь Его и развивать, — так говорил Григорию Гос­подь, — этот кедр ливанский принесет плод, «чтобы вся Россия этой смокве радовалась». С любовию, но и строгостию, взирал Старец на возрастание Алексия, и радостно восклицал: «но я не нашел еще в Тебе гордости»...

Небесный Промысл привел Пророка из наро­да в царские чертоги, чтобы продлить и сохра­нить жизнь Царского Наследника; через молитвы Григория Господь сохранял России грядущего Царя, грозно упреждая — что Десница Его уже занесена... Господь карал уже гневом Своим, по­пуская войны, распри и смуту,.. Но Отрока Своего Господь хранил: «Маленький, — говорит Пророк Григорий Алексию, — я всегда с То­бой». Маленький Цесаревич с первых дней понес на Себе раны Своей Земли; Его терпение и кро­тость явились основанием будущего процветания России. Крест Его был так тяжел и невыносим, что Цесаревич один не мог его понести: этим Господь показывал, что Он ждет единения Царя и Народа: не может без Народа Царь, не мо­жет без Царя Народ. Ножками Своими Цесаре­вич не мог ступать: Он был носим на руках люб­ви простого народа.

«Стопы мои направи, Господи, — просил Цесаревич, — по словеси Твоему»... Своей воли Он не имел: Дитя было в руках Промысла Божия...

На руках Отца, Царя Николая, Он был несом на эаколение в подвал Ипатьевского Дома, — и

об этом пророчествовал Григорий: «Милый Авра­ам нам истинный путь показал»...

Двенадцать лет Они были вместе — и все эти годы Господь приуготовлял Их к восхождению в Небесный Иерусалим.

Григорий говорил Наследнику, что «наша мать — слава есть на Небесах. Наш отец — в Высшем Чертоге. Будем надеяться, что там на­слаждение без усталости и радости неописан -ные...» Старец постоянно напоминал Царевичу Алексию: «Наследник у Бога будешь».,.

Пророк Григорий Новый

О Светлом Отроке Господнем

«Этот кедр ливанский принесет плод»

Пророчества человека Божия Григория о Светлом Отроке Цесаревиче Алексии имеют осо­бый и глубокий смысл: пророк сравнивает Царе­вича с кедром ливанским, который принесет плод, «чтобы вся Россия этому плоду радова­лась»... В Священном Писании это дерево явля­ется самым величественным и ценным среди наса­жденных Творцом. Вечно-зеленеющее, оно под­нимает свои ветви высоко к Небесам, вытянутые и с густыми листьями. Стройный и крепкий ствол, красноватого цвета подобно царской пор­фире, недоступен своею твердостию для насеко­мых, и они не могут ему повредить. Произрастает сие Божие насаждение иногда более двух тысяч лет. Высокие кедры, самые благоуханные из древ, невольно поражают впечатлением громадной вы-

соты, стройности, мощности обхвата ствола и благовония. Посему псалмопевец Давид прорекает праведника, который «возвышается подобно кед­ру на Ливане» (Пс. 81, 13), и «насыщаются дре­ва Господа, — говорит пророк Давид, — кедры Ливанские, которые Он насадил»...

Длинные ветви кедра — благословенные по­росли его, придают ему особо величественный вид и, благодаря своему множеству, доставляют обильную тень и прохладу для отдохновения ис-сохшейся души. Благовонная смола сего чудного дерева издает особое благоухание, коим наполня­ются горы Ливанские, все пределы земли. Пре­мудрый пророк Григорий Новый уподоблял Це­саревича Алексия по его высоким качествам сему величественному творению Божию. Этому Свето­зарному Отроку усвояются следующие качества: сила духа, долголетие, процветание и благоденст­вие, множество побегов-наследников, венчающих­ся плодами, глубокое прорастание в пределы зем­ли и особая в них укрепленность, несгибаемость от непогоды. Отрок сей, Божественный Цесаре­вич Алексий, воспевается и устами пророка Осии: «Я буду росою для Израиля; он расцветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. Рас­ширятся ветви его, и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана (Ос. 14, 6-7). Предвозвещает человек Божий Григорий об Отроке — плоде от кедра — ду­ховном плоде Цесаревича Алексия, — что слава Его пройдет далеко, как слава кедров Ливанских — символов человеческого величия: «И на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся и на все дубы Висанские грядет день Господа Са­ваофа» (Ис. 2, 13). По пророчествам Григория о

благоуханной ветви Царствующего Дома Романовых — Наследии Их Страстотерпческого подвига, — можно сказать, что будет Царь в России, величественный и долгоденственный. Он будет неожиданной милостию Божией для всех, великой благостию к народу. Крепкой и неруши­мой веры, пламенеющий яркостию сильной воли, слышащей волю Небес; твердый как ствол кедра для врагов и непобедимый; так крепки Его корни родовые — Рода Романовых. В основе пророче­ства Григория о грядущем Кротком Светлом От­роке посреди Руси лежит бывшее ему откровение от образа Матери Божией Знамение, возвестив­шей о сохранении древа Рода Романовых.

Не потому ли произрастает в Дивеево, возле благодатных мощей Преподобного Серафима, на Канавке Божией Матери, русское подобие кедра, насажденное в память рождения Наследника Це­саревича Алексия и зеленеющее поднесь?!.

Святой Иоанн Златоуст так толкует видения пророков: «Как он видел, — я не знаю, — го­ворит Святитель. — О том, что видел... сказал. А как видел, — о том умолчал. Я принимаю ска­занное; не любопытствую знать умолчанное; разуме-ваю открытое, но не исследую сокрытого; ибо для того оно и сокрыто» (Беседа 6 на Исайю, 6, 1).

Предвидя неотвратимое наказание Господне России, пророк Григорий одновременно созерцал помазанного Духом Светлого Отрока, стоящего посреди грядущей Святой Руси... В своем пред­смертном духовном завещании Царю он говорил: «Молись, молись, будь сильным; думай о Своей Благословенной Семье... Заботься о Твоем из­бранное роде»... Мистически Царская Се­мья взяла на Себя грехи Своего Народа и Своего

Царственного Рода Романовых и искупила их... Богодухновенный Старец зрел эту тайну: Господь открыл ему, что жертва Их будет угодна и при­нята. Святые Царственные Страдальцы во время земного странствия не помышляли о Себе; нахо­дясь на земле, Они взирали сквозь года на об­новленную Святую Русь, очищенную, убеленную, просветленную, в которой просияет Их Царст­венный Плод терпения, смирения и любви — Кроткий Светлый Отрок — благоухающий крин — в небесное подобие Пресветлого Отро­ка Алексия...

Наш. Друг поручил Нас Ее Знамени...

«На то и называется Знамением изо всех яв­ленных икон, что в силе творить чудеса и утешать и успокаивать, и Никола помощник Ее, тот от бед избавляет и бурных всех нападков, он же с Тобой, не смотри на мелкие языки, он крепко и могущественно благословляет Тебя своею рукою»...

Матерь Божия Знамение сохранила древний Род Романовых, сокрыв его в пречистом Своем благоутробии.

Предстоящие пред Ней Святитель Николай, победитель народов, — небесный покровитель Царя-Мученика, — и Преподобная Мария Еги­петская — покаянием преклонившая Небеса, яв­ляющая собой образ раскаявшейся Руси, — воз­величат Род Романовых и явят во дни, предречен­ные Господом, Пресветлого Отрока Святой Руси.

Молитвами Святого оти,а нашего Григория, Господи, благослови!

ИЗ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ

БЛАЖЕННОГО СТАРЦА

ОПЫТНОГО СТРАННИКА

ГРИГОРИЯ НОВОГО

«Как народы распознаются по одеждам их, особенно по голосу и языку, так и святые познаются по тому, как бла-гочестно и благообразно они себя держат, и по другим внешним признакам, но особенно ре­шительный и верный при­знак их есть слово, исхо­дящее из уст их. Ибо чего нет в сердце, того не могут изнести уста..»


Духоносные Старцы нашего времени о Мученике Григории - student2.ru

1 1

ИЗ НАСЛЕДИЯ Г. Е. РАСПУТИНА

Т.Е. Распутин

Житие Опытного Странника

(Май 1907 год}*

Когда я жилсперва, как говорится, в мире до 28 лет, то был с миром, то есть любил мир и то, что в мире, и был справедлив и искал утешения с мирской точки зрения. Много в обозах ходил, много ямщичал и рыбу ловил и пашню пахал. Действительно это все хорошо для крестьянина!

Много скорбен было мне: где бы какая сдела­лась ошибка, будто как я, а я вовсе не причем. В артеляхпереносил разные насмешки. Пахал усердно и мало спал, а все же таки в сердце по­мышлял, как бы чего найти, как люди спасают­ся. Посмотрю по поводу примеров на священни­ков — нет, все что-то не то; поет и читает резво, громко, как мужик дрова рубит топором. Вот мне и пришлось подумать много: хоть худой да Батюшка, Вот я и пошел паломничать, а так был быстрый вглядываться в жизнь; все меня интере-

В публикации в основном сохранена авторская пунк­туация.

совало, хорошее и худое, я и вешал, а спросить не у кого было, что значит? Много путешество­вал и вешал, то есть проверял все в жизни. В па­ломничестве мне приходилось переносить неред­ко всякие беды и напасти, так приходилось, что убийцы предпринимали против меня, что разные были погони, но на все милость Божья! То ска­жут: одежда неладна, то в чем-нибудь да забу­дутся клеветники неправды. С ночлега уходил с полуночи, а враг завистлив всяким добрым де­лам, пошлет какого-нибудь смутителя, он позна­комится, чего-нибудь у хозяина возьмет, а за мной погоня, и все это пережито мною! А винов­ник тотчас же находится. Не один раз нападали волки, но они разбегались. Не один раз также нападали хищники, хотели обобрать, я им сказы­вал: «Это не мое, а все Божье, вы возьмите у ме­ня, я вам помощник, с радостью отдаю», им что-то особенно скажет в сердцах их, они подумают и скажут: «Откуда ты и что такое с тобой?» «Я человек — посланный брат вам и преданный Бо­гу». Теперь это сладко писать, а на деле-то при­шлось пережить все.

Я шел по 40 — 50 верст в день и не спрашивал ни бури, ни ветра, ни дождя. Мне редко прихо­дилось кушать, по Тамбовской губернии на од­них картошках, не имел с собой капитала и не собирал во век: придется.

Бог пошлет, с ночлегом пустят — тут и поку­шаю. Так не один раз приходил в Киев из То­больска, не переменял белья по полугоду и не налагал руки до тела — это вериги тайные, то есть это делал для опыта и испытания. Нередко шел по три дня, вкушал только самую малость. В жаркие дни налагал на себя пост: не пил ква-

су, а работал с поденщиками как и они; работал и убегал на отдохновение на молитву. Когда ко­ней пас — молился. Это отрада мне послужила за все и про все.

Ходил берегами, в природе находил утешение и нередко помышлял о Самом Спасителе, как Он ходил берегами. Природа научила меня любить Бога и беседовать с Ним. Я воображал в очах своих картину Самого Спасителя, ходившего с учениками Своими. Приходилось нередко думать о Царице Небесной, как Она приходила на высо­кие места и просила Бога: «Скоро ли Я буду го­това к Тебе». Много может природа научить по всей премудрости и всякое древо и как по поводу весны. Весна означает великое торжество для ду­ховного человека. Как развивается в поле, то есть украшенный светлый май, так и кто следя­щий следит за Господом, то у него зацветает ду­ша подобно маю, у него такое торжество как день Пасхи, то есть напоминает как будто этот день, когда он причащался, и как развивается вся весна, так развивается и торжествует кто ищет Господа. Недуховному человеку весна тоже радость, но только как неученому грамота.

Еще я нашел одну отраду из отрад всех: чи­тал ежедневно Евангелие понемногу, читал не­много, а думал более. Потом еще учился носить вериги три года, но враг меня смущал: «Это ты высок, тебе нет сверстников». Я много боролся, и пользы они мне не принесли, а нашел вериги любви. Любил без разбора: увижу странников из храма и от любви питаю чем Бог пошлет, у них немножко научился, понял, кто идущий за Гос­подом. Много мне пришлось бороться и пере­жить. В одно прекрасное время, ходил, думал

обо всем, вдруг проникла ко мне мысль, долго недоумевал, что вот Сам Господь не избрал цар­ские чертоги, а выбрал Себе ясли убогие и тем прославил славу. Мне недостойному пришло в голову достигнуть, взял, выкопал в конюшне вроде могилы пещерку и туда уходил между обеднями и заутренями молиться. Когда днем свободное время, то я удалялся туда и так мне было вкусно, то есть приятно, что в тесном месте не разбегается мысль, нередко и ночи все там проводил, но враг-злодей всяким страхом меня оттуда выживал — треском, даже было побоями, но я не переставал. Так продолжалось лет восемь и вот враг-злодей все же таки навел людей — будто оказалось место лишнее и мне пришлось переселиться в другое место.

Вообще я видениям никаким не верил, так ме­ня Бог хранил от видений. Вот меня искушение поискало одно, что возроптал на общество.

Видению не нужно верить, это недоступно нам. Хотя бы оно на самом-то деле было, за это Господь простит, за неверие даже маленьким подвигом простит, но как от врага в прелесть впадешь, то это спрашивается как все равно, как у какого-нибудь злого помещика потерял какие-нибудь вещи. Очень, очень осторожно нужно с этими видениями, до такой доведут низкоты, то есть до забвения, что не будешь помнить ни дни, ни часы, и в такую впадешь гордость, и будешь настоящий фарисей. Трудно странничкам бороть­ся со врагом. Когда я шел странничать в Киев, то уходил утром без обеда, это был мой устав. Злодей враг завидовал всему моему доброму де­лу; то он являлся в виде нищего, а все-таки знат­но, что не нищий, а враг в тумане. Я успевал в

то время крестным знамением себя осенять и вдруг исчезал как прах. То мне казал, что дерев­ня еще более как 30 верст, смотришь из-за леску и вышел на долинку — тут и село. Экой сатана! То являются помыслы нечестивые, усталость не­описанная, голод невысказанный, жажда питья неопределенная, сдогадывался, что это опять от врага, нередко падал на дороге как будто по коч­кам иногда — все это искушение! Приблизишься к селу, звон раздается, я своими прыткими нога­ми и частой походкой, уже в храм. Вот мне пер­вую мысль враг задает: то стань на паперти, со­бирай жертвы — дорога далекая, денег много на­до, где возьмешь; то помолись, чтобы тебя взяли обедать и накормили послаще. Хвать безумной головой, уже херувимский стих поют, а я еще не был, не предстоял, не соединялся с Господом! Дай я не буду больше! Так мне пришлось с эти­ми помыслами бороться целые года.

Вот я не стал помышлять, а стал приходить в храм стоять с мужиками сельчанами, тогда мне Бог давал: напоят и накормят и всю нужду странствия моего поймут. В том у странников благочестие, что не нужно собирать и наипаче на погоду роптать, потому что дурная и хорошая погода, все от Престола Божия.

Странничать нужно только по времени — ме­сяцами, а года чтобы или многие годы, то я мно­го обошел странноприимен — тут я нашел стран­ников, которые не только года, а целые века все ходят, ходят и до того они бедняжки, доходили, что враг в них посеял ересь — самое главное осуждение, и такие стали ленивые, нерадивые, из них мало я находил, только из сотни одного, по стопам Самого Христа. Мы — странники, все

плохо можем бороться с врагом. От усталости является зло. Вот по этому поводу и не нужно странничать годами, а если странничать, то нуж­но иметь крепость и силу на волю и быть глу­хим, а иногда и немым, то есть смиренным наи­паче простячком. Если все это сохранить, то не­исчерпаемый тебе колодезь — источник живой воды. А в настоящее время сохранить источник этот трудненько. Нужда все же таки Бог не ста­рее и не моложе, только время другое. Но на это время Он имеет Свою благодать, и время востор­жествует. Страннику нужно причащаться тем бо­лее во всяком монастыре, потому что у него большие скорби и всякие нужды. Святые тайны обрадуют странника как май месяц свою землю.

Много монастырей обходил я во славу Бо-жию, но не советую вообще духовную жизнь та­кого рода — бросить жену и удалиться в мона­стырь. Много я видел там людей; они не живут как монахи, а живут как хотят, и жены их не со­храняют того, что обещали мужу. Вот тут-то и совершился на них ад! Нужно себя более испы­тывать на своем селе годами, быть испытанным и опытным, потом и совершать это дело. Чтобы опыт пересиливал букву, чтобы он был в тебе хо­зяин и чтобы жена была такая же опытная как и сам, чтобы в мире еще потерпела бы все нужды и пережила все скорби. Так много, много чтобы видели оба, вот тогда совершится на них Христос в обители Своей. Трудно в миру приобрести спа­сение, наипаче в настоящее время. Все следят за тем кто ищет спасения, как за каким-то разбой­ником и все стремятся его осмеять. Храм есть прибежище, и все тут утешение, а тут-то как ду­ховенство вообще в настоящее время не духовной

жизни, наипаче следят кто ищет бисера и смот­рят с каким-то удивлением как будто пришли сделать святотатство. Но чего нам об этом печа­литься? Ведь Сам Спаситель сказал: «возьми крест свой и следуй за Мной». Мы не к духовен­ству идем, а в храм Божий! Ну, да нужно поду­мать - худой, да Батюшка. У нас искушения, а у него и подготову, потому что там у него шурин на балах, а теща-то у него кокетничала, а жена много денег на платья извела, и гостей-то у него предстоит много к завтраку. А все же почитать нужно его! Он есть батюшка - наш молитвен­ник. Так и в монастыре они поставлены на спасе­ние и пошли спасаться, то есть какой-нибудь по­мещик послал своего раба за горохом, а он при­нес ему редьки, чтобы он с ним доспел? Однако наказал бы!

Кто в миру неученый, а жизнь толкнула на спасение, тот по всей вероятности, больше полу­чит дарования: что ни делает, да успеет! Вот по поводу этому пример. Было бы у одного хозяина нанять два работника, а два бы прибежали со стороны и проработали во славу. Хозяин долго помнил бы и давал и спасибо. Те двое-то наняты и позваны были и эти-то прибежали во славу -они и получат тем более, что не были к делу приставлены, а совершили более тех, которые были призваны. Не один раз я видел как гонят, где собравшись во имя Господа беседу ведут, то есть живут как по-братски от любви Божией и любят не по одной букве, а по слову Спасителя и не выкапывают в человеке, то есть не находят никаких ошибок, а находят только сами в себе, беседуют о любви и как соединиться со Святыми Тайнами и петь разные псалмы и читать по главе

из Евангелия, хотя за это будете изгнаны и будут вас подозревать. Потому что они-то (гонящие) чины заслужили по букве, а от Господа далеко отстоят и духовный орган для них как загранич­ный язык. Будем стараться и молиться, чтобы Господь нас не разсеял! Они же требуют от нас то, чего сами не поймут. Мы не будем Бога про­сить, чтобы их Бог наказал. Сам Господь укажет им путь — истину. Смех их обратится по слову Спасителя в плач. Не будем смотреть на разные их поношения: «слуха зла да не убоимся», «ста­нем продолжать петь псалмы и любить друг дру­га всем сердцем» — по слову Апостола: «привет­ствуйте друг друга святым лобзанием». Только не нужно делаться всем большими, нужно слу­шать и внимать одного, кто нас ведет в путь ис­тинный, а то как бы враг нас не разсеял и не по­сеял в нас ничтожную ерунду.

Вообще бояться станем прелести всяких виде­ний. Не будем верить сновидениям кроме Божи-ей Матери и Креста. Много-много враг представ­ляет всяких кляуз и много показывает за братом недостатков; иногда и скажет брату вовсе устами чужими на брата, будто как на самом деле тот брат говорил, а тот даже и не думал этого. Вот тут-то нужно осторожно в духовной жизни. Враг так наклевещет как есть на самом деле и что же потом получится — даже до смерти не хотят друг друга видеть и при кончине простить. Вот тогда и получится великий неурожай в поле — хозяин не насыплет в житницу, а мы во спасе­ние. Как дыроватый мешок не сохранит в себе жита, так и мы ежели не будем друг друга про­щать, а будем замечать в другом ошибки, сами же находиться к нему во злобе, то есть судить.

Нам бы надо со смирением за ним заметить ошибки, да уласкать его, как мать сердитое дитя: она все примеря приберет и всяким обманом и ласками не даст ему кричать.

Хорошо бы и нам найти пример с этой мате­ри. Найти и обласкать падшего, а наипаче быть самому осторожным и прошедши все опыты быть близко к Богу и показать свой пример и не от одной буквы, а быть на деле самому.

Ах, как враг хитрый ловит вообще спасаю­щихся: в одно прекрасное время ехал я зимой, был мороз в тридцать градусов, враг и научил меня: «Сними шляпу и молись на долине за ло­шадьми, ведь все делатели, что не делают, да ус­пеют». Я действительно снял шапку и давай мо­литься, а потом мне стало казаться в очах, будто Бог очень близко. Что же получилось? Голову простудил, потом захворал, был сильный жар, 39 градусов. Вот я тут поработал, а когда при­шел в себя, за это много молился и постовал. Молиться можно на долине, но не снимая шапки в 30 градусов мороза.

Кто спасается и ищет Господа не от какой-ни­будь корысти, того, какое бы то ни было искуше­ние приведет не на грех, а на опыт. Нужно толь­ко после этого искушения больше прибавить си­лы и с рассуждением действовать. Не особенно забиваться и попадать к небу, а понемножку, как тебе на сердце придет, а не как ревнитель. Нуж­но быть осторожным и помнить Бога, когда рабо­таешь, наипаче ловишь рыбу, помышлять об уче­никах Господа, которые также раскидывали сети. Когда пашешь помышлять, что труд есть во спа­сение. Нужно читать изредка молитвы Богороди­це, а в густом лесу помышлять о пустыне, где

спасались прежние отцы. На жатве думать вооб­ще о делателях добрых дел, тружениках Божи-их. Когда один едешь или идешь, то нужно сооб­ражать, что все пустынники были одиноки. Еже­ли же нагнала тебя толпа то помышляй, что за Господом за Самим шли тысячи слушателей сло­ва Его. Хотя все мы как человеки грешны, но создание и образ Божий. Наипаче ежели какие страсти плотские, то воображай картину в очах своих — Крест Господень и громко на врага кри­чи: «Пойдем со мной на крест, ты был как ангел и предстань одесную, а я тогда буду святой и оба не будем мучиться, а то ты и меня мучаешь и себя».

Когда никого не видно, то громко открикивай-ся от врага: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Бо­жий помилуй меня грешного и молитвами Бого­родицы сохрани меня», А если видишь, что око­ло тебя кто ни будь близко, то тайно духом воз­носи молитву Иисусову. Затем причащайся как можно чаще и ходи в храм, какие бы ни были батюшки. Считай батюшек хорошими, потому что ты как спасающийся — тебя враг искушает, а у него тоже семейство и он тоже человек. Ему бы надо было поступить в исправники, а он пошел в батюшки. Ведь он бы рад спросить, да нет у нас таких живых людей дать ему благой совет. В на­стоящее время кто может совет дать, так они в уголочки позагнаны.

Вот еще как враг завистлив к тем кто ищет Господа и кого он ничем не может искусить — он прямо посылает болезнь. Кто молится земными поклонами у тех заболевает спина, у странников ноги, и все по наваждению вражьему: постников давит такая жажда, что ни выскажешь, на сми­ренных посылает из женского пола с какими ни

будь неудовольствиями, на несеребролюбивых наводит будто завтра умрет с голоду, у тех кто крестится, отнимается рука, нередко мутятся гла­за, иногда делаются судороги. В ночное время тем более велит поспать враг, а то явит треск, разный страх и всякие всяческие. То явит ми­лость, что видят все и всяким вражеским своим хитрым наваждением, а наипаче в лесу он стара­ется всеми силами победить. На трудолюбивых старается нагнать леность. Как это все — победить!

На все нужно бить: молиться немного, но уда­рять себя когда никого нет, крепко правильно и физически, чтобы даже пол дрожал, только ста­раться чтобы никто не видел - тогда это все бу­дет здорово и пройдет и будешь опытен и при­мешь все это с радостью, потому что тебя враг научил, а не искусил - наипаче еще научил лю­бить Бога, Вот тебе и враг! Хвать, хвать, а поль­зы нет. Возьми в пример худого еврея: обманы­вал, обманывал — глядишь, доспелся расторгуй (разорился), так и враг трудился, да не над тем.

Вся жизнь моя была болезни. Всякую весну я по сорок ночей не спал. Сон будто как забытье, так и проводил все время с 15 лет до 38 лет. Вот что там более меня толкнуло на новую жизнь. Медици­на мне не помогала, со мной ночами бывало как с маленьким, мочился в постели. Киевские сродники исцелили и Симеон Праведный Верхотурский дал силы познать путь истины и уврачевал болезнь без-сонницы. Очень трудно было все это пережить, а делать нужно было, но все-таки Господь помогал работать и никого не нанимал, трудился сам, ночи с пашней мало спал.

Когда я стал ходить по святым местам, то стал чувствовать наслаждение в другом мире.

Ходил временно не всегда по святым местам; ис­пытывал много чего; видел как Богу служат в обители святой и думал, что в миру кто делает со страхом и благословением Божиим тоже участ­ник даже и больший, потому что Сам Самодер­жец Царь крестьянином живет, питается от его рук трудящихся, и все птицы крестьянином пользуются, даже мышь и та им питается. Всякое дыхание да хвалит Господа и молитва все за кре­стьянина — только бы он не сквернословил! Ве­лик, велик есть крестьянин перед Господом: он никаких балов не понимает, он в театре редко бывает, он только помнит: Сам Господь подать нес и нам велел — Божий трудовик! У него вме­сто органов коса в руках; вместо увеселений — соха у сердца; вместо пышной одежды какой ни будь твердый ярмячок; вместо тройки лихой ка­кая ни будь усталая лошадка. Он едет и вспоми­нает от души ко Господу: «донеси меня с этой долины в свое прибежище или до города». Вот тут-то на нем Христос! А сам пешечком со слеза­ми. Он здесь со Христом, а там уже давно на нем пребывает рай, то есть он заготовил Житни­цу Божию. Нередко приходится со словами Бога умолить и Фрола, и Лавра помянуть, а все же таки с Богом и тут ему радость! А без Бога хотя и на тройке мчаться, а уныния полный экипаж.

Что им завидовать! У них как у худого еврея какой ни будь гнилой товар, да подкрашен или подлажен. Хвать, а его и нет, то есть деньги за­платил, а пользы не получил. Вот их радость — как надежды на весенний лед. У них едет только пышное платье, а душа во мраке. Но действи­тельно не у каждого так бывает: «порфира не по­губит, а рубище не вознесет», но на все нужно

умение и опыт. Всегда нужно себя в одежде уни­жать и считать себя низким, но не на словах, а духом действительно.

Бриллианты тоже Божие создание и золото украшение Царицы Небесной — бисер чтимый, но только нужно суметь его сохранить. Мы оде­ваемся в жемчуг — делаемся выше городов, по­дымаем дух и рождается порок гордости и непо­корности ко всему. А вы знаете кто у нас не по­корился? Один сатана! Он трепетал, он не спал и с роду не кушал, а вы знаете, где он находит­ся? Нужны только унижение и любовь — в том и радость заключается!

Любовь — большая цифра! Пророчества пре­кратятся и знания умолкнут, а любовь никогда. Не так как строго говорится, а маленько, малень­ко сохраним — остальное все приложится. Не нужно добиваться почета и учения, а следить и искать Господа и все ученыю послушают глагол твоих или изречения твоего. Мне пришлось мно­го бывать у архиереев, много я беседовал с ними, вот всячески испытывали. Придешь с сокрушен­ною душою и смиренным сердцем — их учение остается ничтожным и слушают простые слова твои, потому что ты придешь не с простым ду­хом, а от милости Божией. Ты одно изречешь слово, а они нарисуют себе целую картину, толь­ко бы ты шел не ради гнусной корысти. Они, хо­тя и хотят испытать и ищут что-нибудь, но ты как не с простыми — словами, то есть в стра­хе — вот тут-то у них замирают уста и они про­тиворечить не могут.

Так я много бывал в духовных академия

Наши рекомендации