Александры Феодоровны с высказываниями

Григория Распутина

(1907-1916)

Дарственная надпись: «Г. Распутин 1911 г. 3,2.>> Здесь мой покой славы источник во свете свет подарок моей сердечной Маме.

Григорий, февраля 3, 1911.


Александры Феодоровны с высказываниями - student2.ru



Трудная моя минута, дни мои скорби!

Более скорби нет, когда своя своих не по-знаша.

Терпеть очень больно! Именно бес очень опы­тен, прожил веки и всегда отнимает у человека то, что любит.

Многие не выносят, убивают себя, эти люди не подружились с Богом. Дружба с Богом — тя­желые гонения и потеря, что любишь.

Но скорби — с Богом дружба! Рай — за правду и гоненья —в них есть красота рая. Не могу, а увижу Святых Отцов и мучеников. Сколько пришлось им потерпеть — почитаешь их жития! Боже! Дай силы!

Ведь и меня враг всячески искушает.

Пошлют злых людей, а злой язык — хуже бе­са, — не боится ни храма Божия и ни Святого причащения и все святое нипочем.

Господи! Как умножились враги мои! Мои — мнози возстают на меня!

Многие говорят душе моей: нет ему спасенья в Боге,

В душе скажу, не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня. Крепко люб­лю слово Твое, Господи! Не отчаявайся! Покая­ние — радость Богу и Ангелам! Наследник у Бо­га будешь!

И я надеюсь на милосердие (Божие) Бога, — и оно велико! И все близкие убоялись зла и оста­вили на посмешище меня! Я скажу в душе моей, Господи, Заступник мой, никого не убоюсь. По­слушание и покорность — на милость Твою! Все­гда готов с рассуждением.

Возстань, Господи! Спаси меня, Боже мой! Ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих: сокрушаешь зубы нечестивых.

Все пишут гадкую сторону по наученыо беса и от зависти на день суда Божия! Я им не проти­вился, а старался сделать добро: помогать уст­раивать церковные дела.

В чем обвиняют — невиновен, увидимся на суде Божием! Там оратор не оправдается и все колена земная.

Ловко и клеветать, — человек не оправдыва­ется, а готовит на день суда Божия и этим жела­ет узрить Бога.

Друзи мои, помолимся вместе, и успокоит нас Господь! И храм — наш ковчег, Святыя Тай­ны — радость неизмеренная.

Итак подражайте Бога, как чада возлюблен-ныя. Посмотрим на лицо писателей, сколько не­правды есть! И не убоимся зла, как нас учит Святая церковь.

И будем проводить истинную беседу, и пущай нас учит Бог и утешает в беседе. Не раз видели славу Его, Ею мы питались.

Правда всегда и на мучениках и на праведни­ках, то есть перенесут на своей спине и получат венец.

Оратор у людей прав, а у Бога не видно, пото­му что он получает похвалу здесь, от мира сего.

Скажу тихо о соперниках Господу, величест­венно спасающий Царя и творящий милость Пома­заннику Своему Давиду и потомству Его во веки.

Невежды! Кто виновен тому? Правитель Пре­стола и свое воспитанье.

Мои скорби о душах. Успел враг, поселил страх свой, чтобы боялись разных наветов вражиих.

Давно мне заявлял бес, что я тя выгоню и должен выйти из Питера.

Я говорил своим последователям: он пользы не получил.

Я дома ему покоя не дам скорбями и воспоми­наньями о своих дорогах. Воспоминанья более ценные и рай приобретающие.

Псалом 25

Разсуди меня, Господи, ибо я ходил в непо­рочности моей, уповая на Господа, не колеблюсь.

В гоненьях путь Твой! Ты нам показал крест Твой за радость. Изгнанья Твои тяжелыя! И ми­нутная жизнь — пресветлый рай, — нет конца!

Ах, несчастный бес восстановил всю Россию, как на разбойника! Бес и все готовят блаженство вечное! Вот всегда бес остается ни с чем. Боже! Храни своих!

Послание Апостола Иакова (2, 8)

Если вы исполняете закон Царский по Писа­нию: «возлюби ближнего твоего, как самого се­бя» — хорошо делаете, но если поступаете с ли­цеприятием, то грех делаете и перед законом оказываетесь преступниками.

Много потоптали и убили в нас святого своим непонятием. Мы не злое ловили — уповали на волю Бога.

Хотя и скажем не на укор Богу, а на оправда­ние святыни потоптали своим умом и убили пра­ведника, — он не оправдывался.

Друзи, Боже, братья мои, будем помнить Фа­ворский день! Пускай запечатлеется в сердцах наших, что нам здесь во век так! Кто может оце­нить, что мы вместе? Кто может так радоваться, только с нами невидимая сила!

Никто ее не купил, а по заслугам, и утешила нас. А какие заслуги, Богу весть! Язык сказать не может.

Воспоминанья! На том месте побудьте и оце­ните в душе своей! Для вас это очень важно.

Боже! Дай сил, чтобы не потоптать много жемчуга и не доспеться участниками, которые кричали «Осанна в вышних» и постилали одеж­ды. И кивали всячески. А потом наши иереи и книжники не признают. И епископы, — и нам негоже! Друзи мои, где вы? А друзи мои кричат; наши епископы не признают Тебя! Плети гото­вят! О, Боже наш! Тяжелы воспоминания об от­поре утешения! В крайнюю минуту многие убоя­лись!!! Что им за это? Сердце духовное поймет, как было терпеть Господу? А которые из завис­ти, тем легче, они не хлебнули духовной сладо­сти и не знают ее, потому им земной шар дороже небесного. А кто вкусил, да отперся: не знаю че­ловека. Пойми духовно: горе ему! Познал да не вкусил, то есть не порадовался: ему тоже легче, А познал и вкусил: «осанна» сказал и порадовал­ся потом не знаю человека. Подумайте и пойми­те, как ни слезно и ни больно разстаться с благо­датью, которая вселила любовь в нас. И сердца наши слились в духовную любовь, и мы стали как один, и очи наши понимающия друг друга, и не умолкнуть хвалить Бога. И хотят все убить семя духовное. И убили друзи наши и развели глазами. А воспоминанья — это в нас будут вме-




сто утешенья, И Царство небес в нас есть. Этого злые люди не отнимут.

Эти мысли записаны Григорием Ефимовичем в июне 1910 года, в По-кровском.

В гоненьях Твой путь. Ты нам показал крест Твой за радость. Господи, крест Твой тяжел, и минутная жизнь — лресветлый рай — нет конца!

Моя жизнь в дальнейший путь во Христе — рай! О, как весел, да крест тяжел. Радостный день в гоненьи, да не всяк вместит. Тяжелы скорби без привычки. Пойми грехи свои, и крест будет всласть. Без креста Бог далек! И сам не ищи креста, а Бог даст, понесешь, сколько смо­жешь. Бог знает, что тебе нужно, только будь ос­торожен.

Осторожность надо у Бога просить, а без Бога осторожность будет хитрость. Боже! Храни во мне мир, в мире премудрость. И все слушатели узрят свет истинный и забудут земную привязь. И будет для них храм-ковчег, а Святые Тай­ны — обновление души и радость неописуемая.

Золото известно, а бриллианты, хотя и цен­ны, но не всем понятны. Так и духовная жизнь не всем вместима и радость — насколько пораду­ешься, настолько и восплачешь. Насколько при­мут, настолько и погонят.

Правду написал Царь Давид: «блажен муж, который не ходит на совет нечестивых», потому что занятие празднословием, и бес не любит еди-

номышленников. Бес очень опытен, прожил мно­го и научил ко злу, и зависть — это его вкус. Да не зли беса, то он поедет на тебе, потому что лю­ди тут не готовы, заняты гуляньями. Очень бесе­дуй осторожно, а то это будет твоя беседа у тебя на спине Утешителя: за то, что разсыпал жемчуг перед свиньями. Ах, везде бес, как он опытен! Только победа — смиренье и крестное знаменье. А смирение дают скорби и разные гоненья. Кто не спасался, тот и не родился, а если родился, так живи в назиданье себе и людям. А себя не надо очень понуждать, а просить у Бога силы ит-ти на войну каждый день. В борьбе не отчаявай-ся, не в силе, а в немощи совершается благодать.

Июль. 1910 год. Покровское

В Евангелии от Иоанна (гл. 16): «Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились: изгонят вас из синагог, даже наступает время, когда всякий уби­вающий вас будет думать, что он тем служит Бо­гу». Кого же нам ждать? Ко всему надо быть го­товым. Царство Божие за гоненье.

Попущение ко исполнению славы Божией. Неосторожность от беса — наука духовной жиз­ни: когда сорвешься, на другой раз — побере­жешься.

Не взирай на угрозы беса, на злые языки: мо­лись и делай добрые дела — это врагу укор и злым языкам — победа. Злой язык не любит до­бра: он трепещет. Злой язык хуже беса: бес кре­стного знамения боится и смирения трепещет, а злой язык тихо да клевещет. Злой с Богом не подружился.

Душа моя, радуйся гонениям и не спи ночи во зле, не дремли и днем в суете, рай построен для изгнанников правды. Не оправдывайся: хочешь с Богом дружить, хвали в душе скорби. Боже, дай сил, буду соработник Твой.

1 Послание Апостола Иоанна (3, 1)

Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.

Скорби — лютый мороз. После скорбей — светлый май, — забылся о морозе. Правда в ду­ше — май позывает. Аромат, теплота Божия за то, что знобили враги.

Да, близок Бог! А тяжело в скорбях! Более всех испытаний — топтание святыни.

2 Послание Апостола Павла к Тимофею (2, 15)

«Старайся представить себя Богу достойным делателем неукоризненным, вернопреподающим Слово Истины».

Скорби чем забыть? В трудах, более в Приро­де и в Святых Тайнах, более одному, а по духу с братом или на рыбной ловле или на физической молитве в поте лица. Все это исполнишь, и не поможет, и от скорбей умрешь, то получишь му­ченика, потому что все разно получают венцы.

Враги наши готовят венцы. Горе, что себя не видят и милосердие Божие забывают. Свои грехи забыты, а чужие — на глазах.

Скорби — рыцарь: опыт итти на войну каж­дый день, чем более проживешь, тем более встре­тишь бесовского войска: старайся победить. Глав­ное — опыт с миром в душе.

Потом очень осторожно! Бог дает скорби, вы­несешь — победа — небеса!

Попадешь потом на искушение, — не давай значения, что он тебя искусит за добрые дела, — делай более.

И будит бес, — покажет, что нет тебя греш­нее: врет бес, — милосердие Божие более всего: делай добро, потом бес убоится.

Потом леностью и большой знатностью и бо­лее лицемерием на посте и блуде, на скупости и на прелести, и на молчании, и на подвигах более на гордости. Гордость так тонка, она себя коре­жит и генералом и архиереем. Тут монахов бес ловит: вы светила, выдержанность вам нужна, а не нищета духа — это пусть у простячков, а вы будьте выдержаннее, а то аристократия не полю­бит. Вот бес как выгодно ловит всех. Скорби весь этикет вышибут: бес остался ни с чем. Спа­сайся не для корысти всеми силами — скорби спасут.

Скорби — чертог Божий. И все знатные Бо­жий без скорбей не живут. Они ведут к истиной любви. Поверим — загробную жизнь узнаем: ад... рай!

Тяжелые переживаю напраслины. Ужас, что пишут, Боже! Дай терпения и загради уста вра­гам! Или дай помощи небесной, то есть приго­товь вечную радость Твоего блаженства.

Трудный час на земле — сладкая минута на небе. Утешь, Боже Своих! Дай Твоего примера. Укажи, Боже, что такое небесное и земное. Мы

увидим и возрадуемся всем злым языкам, что они привели к познанию высшего познания ду­ховной жизни, и увидим красоту Бога Живаго! Увидимся, увидимся в вечном блаженстве рая и здесь насладимся премудростью! Благословение Божие и Слава Его на нас.

Почему видим Православное кладбище и де­лается на душе скука? Потому что жизнь земная, суета, — не боролись с хотением, служили телу и заняты праздными удобствами и в злобе и в клевете.

А почему у рак Праведных чувствуешь прият­но? Потому что жизнь его — страдание, как Христос страдал и после Его страданья была Пасха.

Так и человек праведный переносит клеветы и разные гоненья с крепостью и упованием на Гос­пода, а мы чувствуем и радуемся его крепости праведника, и радость в нас неописуемая.

И так весело смотреть, как помирает духов­ный брат или сестра. Потому что жизнь нам его примером и смерть на утешение.

Почему? Потому, где мы с покойным говори­ли о загробной жизни и вот впопад: мой брат где нет печали покоится.

Великое дело говорить о смертном часе.

И вдруг видим брата своего новопреставлен­ным. Где мы сидели, посмотрим то место, где бы­ла беседа о Храме и о Святых Тайнах и много о Божьих делах, и запечатлеется в сердце невыска­занная радость и невольно помянешь брата: без-престанная молитва, везде ходили и говорили всегда о святом и природе.

Какая отрада иметь братьев и говорить о ду­ховных делах и жить единодушно. И видишь:

брат уходит на вечную жизнь, и там будет мо­литься, а мы здесь о нем.

Какая радость! Видим: проскомидия соверша­ется и сливаются молитвы, как бы узнать вели­кую тайну.

Помолись об усопшем — и он во сне, то есть Ангел, который все дела записывает, расскажет, что такое проскомидия и поминание брата или сродника и родителей.

Много случаев было, что рассказывали о сво­ем месте: об аде и о рае. Когда помолишься и увидишь своего знакомого — приходит и застав­ляет молиться об его грехах.

Иногда не скажет, а велит молиться, — Бог разберет грехи.

Добрые дела Ангел-Хранитель записывает, эти же Ангелы известят в образе брата.

Будем беседовать о Страшном суде — пода­вать проскомидию и молиться за усопших.

О! Горе, за клятвопреступление и за призва­ние имени Господня без нужды, напрасно, за лжесвидетельство, за неисполнение обетов, гово­рит о мытарствах Феодора, и достигла осужде­ния и клевет и разных падений, — вот и молит­вами и миновали ужаса.

Добрые дела вменились защитой всех мытарств.

Великое дело быть при последнем часе боль­ного. Увидишь смерть болящего и невольно по­мянешь мирскую суету, и получишь две награды: посетишь больного и в это время земное кажется обман, — просто сеть беса.

И явится страх, — и видишь друзи остаются, скажем себе: где и куда все земное.

И помянем даже молодость и юность, потому что смерть не спрашивает ни старости, ни моло-

дости. И ни мужества, и ни быстроты ног, и ни знатности, и никаких иереев, и епископов, и всех колен земных, и отпора нет, и златницы нипо­чем, и откуп не имеет цены.

Горе слезное, что нет заслуги и роскошь сде­лалась безценною и кимвалы без защиты.

Единение духовное

Духовное единение, — почему глас Госпо­день? А потому что у духовных един дух.

И переносит скорби на утешение, а почему? А потому что у них, когда они беседуют, то земно­го как нет, то есть и ничто не существует.

У них всегда в сердцах их Библия и Новый Завет.

И находится мир и премудрость: и враги им без цены, потому в них живет дух святыни.

И у них материнские сердца: мать никогда не покажет детям озлобленного сердца и проявит ласку детскую.

И у духовных нет скрытого, потому у них и заключается единение.

Ложь не допустит Бог, Бог любит единоду­шие. И у них в очах их земная природа вся за рай, и все свято, потому что они наполнены бла­годатью.

Без благодати — природа за роскошь, тоже утешение, но земное, — утешение разных садов­ников, и все хотят развести прекрасные лилии.

Кому рай, — а другие при лилиях назовут музыку и забывают земные скорби.

И вот тут-то Господь сказал: обратится ваш смех в плач и ваша роскошь в печаль.

А у духовных, то есть кто ходит в храм и проводит остальное время в пении и беседует с Евангелием: у них ум — красота Божия и напол­нены славы Бога Живаго, тем более Евангелие не берутся по своему рассуждать.

И духовные любят трудиться, помнят слова Апостола Павла: «кто не трудится, да не ешь». У них труд, — да людям непонятен, потому они с Богом, — у них успех удачный.

И труд — не суета и не работа вражья, — ими Бог руководит, а потому что благословясь. И у них в начале трудов про себя читают «Царю Небесный», а по окончании трудов «Достойно есть». И наполнены братолюбия, посреди них Бог — Помощник.

А почему у них всего более? Потому что подают милостыню, и дающая рука, да не оскудеет вовек.

А почему они веселые? А потому их утешает Ангел и умудряет Бог, в них всегда книга жизни премудрости.

А почему в них премудрость? А потому что не говорят праздно, и вот у них ум в Боге — Бог — в них.

А почему не говорят праздно? А потому что боятся Бога. За всякое праздное слово Богу от­вет от дашь. Кто говорит праздно, у тех разсеян-ность и разбросан ум.

И в храме стоять не могут, и Божие служение коротают.

А у Божиих людей храм за страх, и служба на утешение. Что такое утешение? Беседа со Святым и с мучеником, как страдали за Христа.

А почему так легко им беседовать и видеть страдания Святых? А потому что они все время заняты.

О Святом, — без храма, то есть всю седмицу в размышлении о Боге и о Его Святых, вот по­этому и храм за ковчег и служба за радость и пе­ние церковное кажется за Ангельский звук.

А почему Ангельский звук представляют? А потому что люди духовные себя не ценят, чем святее — тем себя становят грешнее.

Чем более молятся, — кажутся себе грешнее, потому что все видать, от всех малостей является страх в душе, и все мало молитвы, — и невольно спасение получают.

Себя не унижают и хвалить забыли; —потому в молитве, — в привычке.

Они не судят, почему? А потому что заняты молитвой, — им некогда.

А почему им везде хорошо? А потому что они в размышлении с Богом.

Им некогда разбираться и они хотели бы, но на всяком месте Владычество Его. Поэтому и по­кой живет в них, а не покой, суета сует, небла­жен человек.

Хотя и молится, и Бога любит, и аскет, а не­покойный... в нем есть черта непокорности и осу­ждения — глава греха, — прелесть своего рода.

Или дух власти, беснованье, — и не дает по­коя, монаху пойти там в монастырь, настоятель хорош; а епископу: пойти в богатую епархию или в пустынь.

А Божий человек — ему и во хлеве рай. И де­ло послушанья, — земное послушанье — небес­ный чертог, за него глава рая.

22 сентября 1910 года, Покровское

Дивные дела милостыни

Грешника учат небеса, то есть Престол Божий ясно представляет милостыню.

Милостыня правда избавляет от напасти- не стану показывать на личности.

А кто подает, тот сам много испытал на себе, что дающая рука не оскудеет, и много получал.

Дивные явления чудес за милостыню. Ви­дишь, бедный едет на твоей лошадке, с отрадой и с сияющим светом. Что же есть дороже отрады и покоя — помочь ближнему.

Но бес своим искушением не оставляет и де­лает всякие наваждения, говорит: сам по миру пойдешь, не подавай, а то представит пьяницей или ленивым, нерадивым, а всего более говорит: оскудеешь сам.

И слова Евангелия из сердца вон, где говорит­ся: подай тому, с кого нечего взять — это приятно Богу, всем известно, — и сам чувствуешь обновле­ние. Вот какой бес — и Евангелие закрывает.

Очень приходится бороться, потому что за добро платят злом, и зло царствует.

Добро всегда добром и останется, а человек только покажет себя, что он недостоин добра.

Но он хочет быть молитвенником за милосты­ню и вспоминает благое дело благим, но ему враг рода человеческого не дает покоя и все благое представляет нетрудовым, а каким-то даровым, чтобы не молиться за милостыню и покажет бла­гое за самое гадкое.

Великое дело милостыня, и с ней очень много борьбы, и тут зависть коварного говорит: то на­право, то налево подавай.

Тебя похвалят и помогут и защитят в напас­тях. Несмотря на коварные мысли, но подавай без разбора. Бог Сам научит кому давать и по­шлет человека Божия, который помолится, и Бог услышит молитву его.

Когда чувствуешь подать, — подай, не скрой златницы, а не хочешь да подай.

И поневоль себя и научи себя не с больших капиталов давать, а хотя и со скудной милосты­ни. Слушай Евангелие, но посмотри, давно ли живешь по Евангелию.

А то бывает, что видел похвалу за милосты­ню; крест или металл или чин потом роздал име­ние свое и креста не получил и чина не дали. То он приносит хулу на Бога, а потом за потерю именья покушается на жизнь.

Такая милостыня Богу не нужная, хотя и не­вольно думаешь. Проси Бога, чтобы научил понять о Царствии Божием, и о страдании Иова за потерю имения, и Иов помолится о тебе, его надо просить.

Тысячи примеров, кто просит угодников, — они учат подавать милостыню. Они сами угодни­ки, боролись с собой и просили: кто Иоанна Ми­лостивого и других, поэтому Бог слышит их мо­литвы, и станешь подавать с отрадой и терпени­ем (трепетом).

Кто подает, тот все нужды поймет человека, потому что входит в дела бедности. А кто бедно­сти не понимает, тот и далек от чужого горя...

Его никакие слова не убедят, и Евангелие чу­ждое от него, поэтому далек от чужой напасти, почему это так? А потому что его родители на­смехались над бедным.

А есть ли таковым людям Царствие Божие? Есть за потерю имения.

В Киевской Печерской Лавре Арефа, он имел тайное богатство, и так отличался скупостью, что никогда не подавал бедным. Однажды ночью во­ры разграбили его именье: и вот он начал клеве­тать на братьев за свою потерю, он ужасно забо­лел и при кончине сказал: «Господи, не хотяй смерти грешника: Господи, спаси и помилуй». Господь услышал и спас его даже от болезни гре­ховной, и бесы исчезли, и доспелся здрав и стал примером для всей братии.

Коротко сказать: по человеческому размышле­нию невозможно, а у Бога все возможно.

Ах, милости и щедрот у Бога много, — несть конца. И все это мы переживаем на себе — чуде­са — не даем отчета в них. Милостыня даже и в маловажном деле, — если подашь, и тут Бог яв­но поможет и дело выйдет: поедешь или пойдешь и вот Бог увидит твою руку помогающую, и путь твой будет благий,

Да, крайняя досада и беспокойство, когда идешь с близким человеком и говоришь о своих удобствах, а встречается бедняк и безпокоит тебя своей протянутой рукой, а мы скоро скажем: не безпокой нас, что шляешься? Не станем с ним говорить о его запутанных делах.

И вот за это Бог делает потерю и разные бан­кротства, и в день беды Господь не покроет и не помилует и не защитит от напасти.

Царствие Божие не даром дается, и кресты разного рода, а милостыня выше всех добрых дел.

Сентябрь. 1910 год. Покровское

Моя жизнь в страхе со Христом

На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь в век. Буду хвалить Тебя, враги мои не дают по­коя. День и ночь ищут изловить меня, куда я иду, и там слова мои перетолкуют на свой лад и не дают покоя, озверели сердца человеков и бла­годать далека от нас. Скажу в душе моей, Боже, будь мне Творец и Покровитель, а враги следят и ставят облаву и пускают стрелы в душу и про­никают сквозь своим хитрым взглядом и хотят отнять истину, но это не ими дано, не они и возь­мут, а только навредят моим юношам. Но всем больны гоненья. Пока злые языки клевещут, даже много умерло от скорби: но это венец мученика.

И Христос страдал и при кресте тяжела была минута. И крест Его остался на любящих Его и повседнесь пребывает, кто терпит за Христа. И враги посейчас есть и ловят и распинают истин­ных Христиан. Господи, тысячами ополчились на меня (Псалом 93, 3): доколе, нечестивые торже­ствовать будут, покажи птенцов Божиих. Скоро запутаешь, а духовно не отнять. Помните, юно­ши, как нас учит храм: слуха зла не убоимся, из­бавь меня, Господи, от человека злого, сохрани меня от притеснителя! О, как ополчились враги мои и ставят везде шпионов. Шпионы радуются победе своего мужества, возьмем простячка и по­сыплем на голову пепла вместо елея.

Псалом (88, 51)

Господи, поруганье рабов Твоих, которое я ношу в недре моем от всех сильных народов. Как

поносят враги Твои, Господи, как бесславят сле­зы Помазанника Твоего. О, горе! Скажите нам, мы убили праведника: он не злословил нас, пой­дем — покаемся, — солнце померкло, и света уж нет! Поздно!

А праведник от гонения цветет, и Бог его учит и славит красотой премудрости. Не скучай, ду­ша, что поносят, крепись! Враги безценные и близкие не познают тебя и будут слезно плакать о тебе и жалеть тебя, потеряют из глаз, что ты не с ними, не делился, потому что заняты мир­ским, — а делись, чтобы их злоба не разбирала. Хранить надо благодать и за ними тоже не нуж­но потягаться. Им ничего не сказать и слез их не отереть и крест свой не обнаружить, то есть хра­нить его. Бог видит страдания твои, эти страда­ния от своих всех более касаются сердца, и мно­гие умирают, — это венец мученика. Теперь копьями не мучат, а словами — больнее стрелы. И все стрелы слов больнее меча.

Боже! Храни Своих!

4 декабря 1910 года. С.-Петербург

г

Духовная сила и Светлый ум

Светлый ум — потому уметь Бога любить. Любовь Его целомудренная и ровная, — как ве­сы! О! Часто изменяются весы — назвать пре­лесть. Прелесть така тонка, что о ней и слов не найдешь, — более чем паденье, искушение сей­час на виду всем, и сам увидишь и раскаешься. Но прелесть не увидишь, как в сору — мак, так и прелесть. Прелесть —покушал две ложки, а третья прелесть, то есть чувствует человек сыт, и

довольно, а мы — еще, — вот и прелесть в ма­лой форме. Прелесть: помыслил — гульнул. Прелесть — не поговорил с братом, — прелесть в большой форме.

Прелесть, когда охота молиться, а не помо­лишься, и когда не охота не приневолишь се­бя — прелесть. Когда не получил просимого, — это прелесть своего рода. Прелесть — людей счи­тать грешными. В лице читать грехи — большой формы прелесть. Душа скрыта от грешных, а чи­тают подвижники, и то за это впадают в грех, потому что не всегда в любви. А знание умолкнет и пророчество укротится, но истинная любовь никогда. Как от любви, (то и тока прелесть), то лицо прочтет. Да и то судить будет Бог. А вся прелесть от осужденья: как осудил и попал, — его же грех повторил со сладостью — это в боль­шой форме прелесть, и зайдет в обманчивость, не будешь помнить, что делаешь. Прелесть всегда кажется новой, что и бывает. Прелесть — непо­слушанье, — это прелесть в большой форме. Всякий недостаток назвать прелестью. Пре­лесть — и пост через меру, — в большой форме прелесть, и подвиг без наставника — попадешь в безсилие и будешь в прелести, мука — прелесть. Первым мыслям давать значение — прелесть в большой форме, потому что бес всегда старается уловить на первых мыслях необдуманно. Обду­мать нужно, но мудрить нельзя — прелесть в большой форме. Бойся разного предчувствия, по­тому более от лукавого, бойся всего — вот пре­лесть.

Предчувствия Божий не такие ясные, но бла­годатные, и голос мал, но долго звучит. Спроси себя от Бога ли звук и помолись, потом по-

верь, — сходи в храм, помолись, — продолжай тихому голосу верить. А от беса голос звучный и радостный, но беспокойный, и Бога будто слы­шишь, ясно, но мучительно, — это знай, бес. Они всегда веселят рыцаря и будто правда, а по­коя нет, — это прелесть, не получишь ни того, ни другого, и сделается скука и тревога и потеря мира и почвы под ногами, является неверье, и все это кажется обманом, и свет не мил, но за то грамота велика, — будешь осторожен.

Все спасение в том, чтобы быть осторожным и простым, и любви иметь без конца — тихой и покойной. А покоя нет, — это прелесть, — хуже пьяницы, — пьяница на виду, а прелесть увидит только человек опытный и угодный Богу.

Декабрь. 1910 год. С.-Петербург

Молитва, жизнь христианская

Горе на земле, — радость на небе. За что ра­дость на небе? За скорби и за молитвы. За ка­кие? За те: в скорбях ходили в храм и причаща­лись Святых Тайн.

В скуке молись, увидишь, радость восторже­ствует в тебе. Очень трудно, — молись, поте­ря, — молись. Бог обратит Своими судьбами по­терю. Молись за разные нападки, молись. И зло­ба разбирает, — помолись, — забудешь врагов, молись! Очень не хочется молиться, молись, это более услышит Бог. Заставишь себя, это послу­шанье небес, — всему послушанье, — высота доброты. И за болезнь — молись, — Бог пока-

жет истину, и увидишь сам, страданье, с Богом беседа. Молись, враги поклонятся (пред тобою) не перед тобой, а перед Господом и потому что Господь бывает в человеке, кто молится, молись странно, молись, душой помочь, и это доброе де­ло, молись в трудах, молись, труд — добрых дел молитва. Храм будет для тебя обновлением. Мо­лись, когда враги ищут посрамить тебя, молись. И когда радость, — молись и когда обманыва­ют, — молись, потому что делают опыт, мо­лись, — опыт очень высоко стоит, молись, без опыта человек не может доброго дела, молись. Опыт глава жизни и златницы идеал. Ошибка — наука, молись, — научишься, молись более всего ошибка научит быть христианином. Молись — ошибка пропадет. Гордость, — молись, попра­вишься. Молись и для тебя Святые Тайны обнов­лением души и тела.

18 декабря 1910 года. С,-Петербург

Бывает такое счастье, что два человека собе­рутся и у них одинаковые таланты, хотя искусст­ва разные, но таланты — одни.

Эти люди друг на друга смотрят и научают­ся, хотя мало говорят, но в то время их кни­га — библия живота. Не только они пока сидят беседуют, но годами останется впечатление друг о друге. Все одно, что при потоке кедра Ливанская дает плод, так и эти люди друг о друге мыслят и таланты их развивают в сердце своем. Да счастливцы люди, имеющие таланты. А не имеющие таланта тоже видятся и разгова­ривают, сидят часами и днями и годами, а ото-

шли друг от друга и забыли, что говорили. По­чему это так, что забыли? Потому что занима­лись болтовней, а болтовня, как лето без дождя, себя утомили и окружающих, а талантливые люди себя успокоили идеей жизни, а окружающие увиде­ли таланты их и любовались и вспоминали мину­ты, как им было приятно от этих двух сил. Боже, научи нас хоть часть взять от этих людей примера!

Март. 1915 год, Петроград

Размышление о жадном купце

Милый, несчастный, алчущий купец! Горе и тяжело ему даже на свет Божий смотреть. Поче­му ему так уж тяжело на свет Божий смотреть? Да потому что он бедного обидел. Разум у него ушел в копейку — он бедного в тяжелую минуту не нашел, и природа его не утешает: затемнилось его сердце и кушать не может. Кажется ему блю­до очень дорогим по его счету. Неужели это не несчастье? Какая великая скупость весь разум затемнила и талант свой закопал. И вообще ску­пость и скупой человек — еще до суда Божиего осудил себя в жизни на беспокойство и в поги­бель. Как же не погибель? Свет не мил, солнце его не греет и природа не ласкает.

Весь в счетах, душа занята скупостью.

Великий талант быть простым и отбояриться от скупости. То счастье, что родители дали его — умолили у Бога. С ним, с простым, не скупым природа беседует и он в природе видит Бога. Почему он Бога видит? Да потому, что он сделал добро — сотворил чудо.

Что такое чудо? Бедным помочь и увидел у бедного лицо сияющим. Это ли не чудо, что уви­дел из скорбного лица улыбку радости. Вот в на­стоящее время чудеса, всякий, дающий щедрою рукою творит чудеса.

Талант его — талант благочестивого купца.

Даже вещи мудрость ему дают и товары его назовем святыней. Да почему товары его святы­ня? Потому что он творит ими добрые дела. И Бог его хранит. Правая рука дает, а левая не знает. Почему левая не знает? Да потому что много добрых дел сотворил, без его желания Сам Бог закрывает Своей милостью, чтобы не был фарисеем.

Радуемся за простоту.

Простота — сила и одежда — не гордится, ничто иное его не возвышает — ни злато, ни се­ребро. Великий философ простоты! Что бы ни было в свете идеального и невозможного только сделает простота.

Дадим ей имя — богатырь и рыцарь.

Март. 1915 год. Петроград

Все ищем счастья, а сами давно кузнецы. Еще как скуем себе счастье или несчастье. Сами та­лантливы или обеспечить себя до небес, или в бездну свести.

Бывает случай, и от Бога пожар разорит-это все не душевное и все наживается. Или не­счастная година войны возьмет мужа или друга. Вот тут то и беда, что муж в армии и друг в око­пах. Муж — от Бога, а друг — от увлечения, а увлечения все от сатаны - вот и разбирайтесь, кователи счастья, мучители себя без конца. Вот

все и горе этих увлечений, что свет Божий нипо­чем, материальное крушение — болезнь души и тела, а увлеченья — потеря сознания и самочув­ствия и всего дорогого на свете.

Почему это так?

Потому что сами несовершенны, а хотим по­жалеть. Даже Апостол сказал: «не будьте многие учителями»: проще сказать, кто не может себя нау­чить, как же может быть учителем. Знай, что боль­шему осуждению подвергнешься. Почему это так?

Да потому, что сам несовершенный — и вый­дет два мучителя: сам замучаешься и друга заму­чаешь. Больше всего несчастья от самих себя — затемненный разум не по мере сил берется жа­леть. Вот это потеря потеря разсудка — большая часть кователей счастья. Есть и большая часть от интриги страдают, некоторые от власть имущих, а все-таки сами неосторожны. У тех Бог всегда услышит и поправит на старые стези. Сказано — Бог милостив, щедротами не оставит всех — на­до просить и верить.

Март. 1915 год. Петроград

Всякая вера от Господа, критиковать никакую веру нельзя.

Избирайте себе друга по духу.

Все в любовь, любовь и пуля не возьмет.

Пути Божий неисповедимы, кажется дурно, а выходит свято.

Узнаешь себя, когда умрешь, а кто при жизни себя хочет узнать, тот глуп. Когда умрем, тогда дела наши нас покажут. Никто сам себя не узна-

ет, — всего себя никогда не узнаешь. Когда бы мы себя знали — мы были бы боги, — а Свят Господь Бог наш. Не будем философствовать, только устанем. Святыня есть только одна ра­дость. Проще себя держать, когда все узнаешь, понемножку. В простоте — явления всего. Не молился, не грешил — как камень. Не станешь учиться — никого не научишь. Аминь! Как ста­нешь у всех учиться, настоящим станешь учите­лем. Никто не учи, только сам учись.

Март, 1915 год, Петроград

Имущий талант, а не имеет смирения, делает­ся лукавым, и талант закапывает в землю и Бог скажет: отойди от меня, не сохранил, чего дал тебе Бог, в огонь вечный.

1915 год

Мысли Отца

Любовь — большое страдание, оно не может кушать, не может спать.

Она смешана с грехом пополам.

Все-таки лучше любить.

В любви человек ошибается, но зато страдает, и страданием искупает свои ошибки.

Если бы человек мог, любя, все время чувст­вовать Бога! — была бы радость и сияние. А вы­ходит не радость, а мука без конца.

А все-таки любовь!

Сам грех не такой гнусный, не смертный, но родит смерть. Если б мог человек скрыть любовь

свою, силой одолеть ее, это был бы грех безвред­ный. Если б Бог научил любить светло и ясно, чтобы мог человек послать любимому за тысячу верст всякого благополучия, а это есть!

Если любишь сильно — любимые счастливы!

Им сама природа и Бог дают счастье.

Надо Бога просить, чтобы Бог научил любить светлее, яснее, чтобы не мученье была любовь, а радость, хотя в начале и было замешательство, но конец, исход должен быть дружба и святыня.

Любовь чистая, ясная любовь — яснее солн­ца! Солнце греет, а любовь ласкает. Боже, исти­ны Творец, от любви Твоей, единым духом, все от Тебя создано и я — Твоя! Научи меня лю­бить, тогда мне и раны в любви ни по чем, и страдания будут приятны. Не оставь меня посты­лой, а дай мне ярко и ясно любить. Знаю, в люб­ви есть страданье и мученье (сам страдал) и я от любви рожденная и от любящих своих — дух мой отдаю в руци Твои. Не отними от меня люб­ви — страданье любви научит любить близких и я страдаю и люблю, хотя и ошибаюсь, но по сло­ву Апостола: «Любовь покрывает множество гре­хов».

Боже! я — Твой, а Ты— мой, не отними от меня любви Твоей!

Апрель, 1915год. Петроград

г

Какое счастье — воспитание души аристо­кратов.

Очень есть сторона благочестивая: то нельзя и другого невозможно и все с благонамерением. Большая половина сего воспитания приводит в


Александры Феодоровны с высказываниями - student2.ru


истуканство, отнимает простоту явления. А поче­му? Потому, во-первых, не велят с простым че­ловеком разговаривать. А что такое простой че­ловек? Потому что он не умеет заграничные фразы говорить, а говорит просто и сам с приро­дой живет и она его кормит и его дух воспитыва­ет в мудрость. А почему так аристократ лжет и себя обманывает: неохота — смеется, он все врет.

После этого делается мучителем. Почему му­чителем? Потому что не так себя вел, как Бог велел. Невидимо себя обманывал и тайно в душе врал. Вот потому и называется: чем важнее — тем глупее. Почему глупее? А потому что в про­стоте является премудрость.

А гордость и надме

Наши рекомендации