Сокровенный Крест Старца Григория

Подвижническая жизнь Григория ясно пока­зывала, что он пребывал на идеальном пути спа­сения, которое, по Святым Отцам, более дости-

1 Преподобный Исаак Сирии. Слова Подвижнические. Сергиев Посад. 1911. С. 100-103.

2 Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства свя­тости. Т. 4. Н. Новгород. 1998. С. 254-255.

жимо в иночестве, с его молитвенным устроени­ем и монашескими обетами.

Устное церковное предание сохранило знание о том, что опытный странник Григорий имел по­стрижение в ангельский чин. Духовная жизнь его, подвиги и труды, которые он понес во благо ближнего и Церкви, старческое послушание, бла­годатные плоды коего очевидны — все свиде­тельствует об этом. Богоугодная жизнь Старца Григория, дар пророческий и прозорливости, по­стоянное бодрствование в духе, послушание ему беэсловесных тварей (ему всегда были послушны животные и он понимал их язык), великая сила исцелять, наставлять на путь истины, вразумлять, утешать, врачевать, — являла избранный сосуд, чрез который всемогущая сила Божия творила Свои чудеса. На земле он уже уподобился небес­ному человеку.

После первого паломничества по святым мес­там, на Святую Землю, на Святую Гору Афон, — Григорий перестал вкушать мясо, мо­лочное, вовсе не прикасается к спиртному, мало ест рыбу. С супругой своей Параскевой ведет це­ломудренную жизнь. Но эти внешние признаки не являются основными, главное — это благого­вейная созерцательно-молитвенная жизнь Григория.

Старец был делателем умной молитвы Иисусо­вой, которой он преобучил в совершенстве Свято­го Царя-Мученика Николая.

Во время Великого Поста Старец почти ниче­го не вкушал, кроме просфоры, святой воды и су­хариков. Особенно усердно он совершал Постом коленопреклонение и земные поклоны, отчего на коленях образовывались как бы некие уплотнения. От частого истового крестного знамения, которое

он налагал на себя с усердием, на лбу его так же можно было видеть затвердение вроде припухлости.

Лицо его было иконописным: сосредоточенным в молитве, всецело отрешенным от земного, све­тящимся. Ясные синие очи отражали Небесный Свет и покой; многие, знавшие Святого Батюшку Иоанна Кронштадтского, поражались их сходст­вом. Постоянное памятование о смертном часе и исходе из сей привременной жизни подтверждает монашество Старца: монах умирает для мира.

Поэтому, не без основания очень многие обра­щались к Старцу как к священноиерею Божию: отеи, Григорий. Такое обращение мы встречаем, во-первых, у Самой Царицы-Мученицы во мно­гих Ее письмах, в письмах Царевен, у Лили Ден и Анны Вырубовой, не говоря уже о простом на­роде, который во множестве стекался к нему, прося: отец, благослови!

Особенно важным мы считаем то, что Госуда­рыня, получив благословение от Старца Григория, прикладывалась устами к его руке. Это принято в Церкви ко священнослужителям. Невозможно по­лагать, что Святая Царица-Мученица делала это из обычного благоговейного чувства.

Постоянными словами Царской Семьи, произ­носимыми при встрече с ним, были: «благослови, отец», либо просто: «благослови нас»...

Самые близкие чада Старца следовали чисто монашескому уставу: Сама Императрица со всей Семьей, Анна Вырубова, Ольга Лахтина, девуш­ки-послушницы, бывшие при семье Григория в Покровском и несшие при нем послушание в Пе­тербурге.

Отметим также, что Царь-Мученик Николай пожаловал Старцу Григорию наперсный золотой

крест, который невозможно было преподнести ли­цу, не имеющему священного сана. В документах Священного Синода сохранилось прошение на по­священие в сан Григория Ефимовича Распутина, но рассмотрение прошения было отклонено по причине нежелания части Архиереев вызвать на себя в ответ за «пособничество» такую же хулу и поношения, какие претерпевали Царственные Му­ченики и Старец Григорий. Первоначально, руко­положение предполагалось совершить Епископу Гермогену Саратовском (Долганову), но именно тогда враг, в лице богоотступника Сергея Труфа-нова, обрушил на Святого Старца небывалую клевету, — и посвящение не состоялось. Позже, как свидетельствуют даже недруги Григория ( Родзянко М. В.), вопрос поднимался еще раз. Вот что он пишет: «Мне рассказывал Епископ, член Синода, что в одном из секретных заседаний Синода [1911 год] обер-прокурор Саблер, один из наиболее влиятельных сторонников Распутина, предложил Синоду рукоположить Распутина во иереи. Священный Синод [.,.] отверг это предло­жение, и, несмотря на настояние Саблера, указав­шего на высокий источник этого предложения, скло­нить ему на свою сторону Синод не удалось»1.

Этот же господин Родзянко, так ненавидев­ший Царский Трон и всю Царскую Семью, и ко­нечно же, Старца Григория, писал в своих мемуа­рах, что рукоположение Распутина произошло, так как «Саблер, видя, что Синод неумолим в во­просе рукоположения Распутина, [..„] предложил возвести в сан Епископа архимандрита Варнаву (Накропина), сторонника Саблера и Распутина..-

Саблер рассчитывал, что этот послушный обер-прокурору Епископ исполнит его волю и рукопо­ложит Распутина в священнический сан»1.

Поддерживали Саблера, помимо Государя и Императрицы, законоучитель Царских Детей протоиерей Александр Васильев, пресвитер Спаса Нерукотворного придворного собора.

Позже, этот же господин жаловался, что ему «доставили два портрета Распутина: на одном из них он в своем крестьянском одеянии с наперс­ным крестом на груди и с поднятой, сложенной трехперстно рукою, для благословения. На другом в монашеском одеянии, в клобуке и с наперсным крестом»2.

Дух Божий действует, где хочет, и благодать Божия почивала на избраннике независимо от по­желаний мира, несогласного с волей Божией и не желающего жить сообразно с оной. Митрополит Филарет Московский всегда говорил: то, что на Небесах решено, на земле не отменить...

Душа Старца Григория настолько была близка к Господу, что Господь Сам управлял всем в его многоскорбной жизни.

Великий Старец Валаамский Михаил (Питке-вич) говорил о подобных духовных явлениях: «Знай, как бы кто ни добивался стать мона­хом — без Божией воли никогда им не ста­нешь... Я могу [совершить постриг] только если есть: 1) крайняя нужда; 2) откровение Божие; 3) благословение и воля высшего иерарха. Когда бывает второй случай — Господь мне велит, я не буду ни у кого спрашивать — ни у Архиерея, ни

1 Гибель Монархии. М. 2000. С. 95.

1 Гибель Монархии. М. 2000. С. 90.

2 Там же.





у Патриарха: не могу ослушаться повеления Бо-жия\ и в первом случае — тоже»1.

У всех Святых Отцов единый дух: «не могу ослушаться Бога!»

Григорий Новый, делатель умной молитвы, и имяславие

Блаженной памяти Григорий был делателем непрестанной Иисусовой молитвы, он считал ее совершенно необходимой в деле духовного преус­пеяния и спасения, называя оную вратами к Не­бесам, которые находятся в нашем сердце. Серд­це, по Святым Отцам, есть Престол ума, на коем восседает Господь. Оно открывается молитвой Иисусовой для духовного служения Господу.

Приведем некоторые материалы об участии Старца Григория в деле имяславцев. «На одном из ближайших обедов у кн. Андронникова с Распути­ным, — рассказывает С.П. Белецкий, — я навел разговор на тему об имябожцах, [-..] мне хотелось выяснить, не было ли каких-либо влияний на Рас­путина со стороны какого-либо кружка, занимающе­гося церковными вопросами, или интриги против Саблера, говорило ли в нем чувство жалости, когда он лично видел прибывших [...] тайно в Петроград этих монахов преклонного возраста (многие из них были в схиме) с обрезанными бородами и надетом на них штатском платье, и когда он отвозил их в таком виде напоказ во Дворец [...]. Затронутая мною на обеде у Андронникова тема об имябожни-ках оживила Распутина и из его слов объяснения

мне существа разномыслия, происшедшего на Афоне, и из его горячей поддержки их мнения было очевидно, что он сам был сторонником это­го течения в монашеской среде; при этом, когда я ему поставил прямо вопрос, верует ли он так же, как и они, он мне прямо ответил утвердитель­но и добавил, что не только на Афоне монахи придерживаются этого толкования Имени Божьего, но и в других старых монастырях, ко­торые он посещал, и что спор этот давний* Затем впоследствии, как я уже говорил, Рас­путин все время отстаивал имябожи,ев»^.

Имеются свидетельства о том, что Старец Григорий принимал живейшее участие в защите имяславцев: ходатайствовал перед Митрополитом Макарием Московским (Невским) и Государем (водил расстриженных схимников-афонцев в штатском платье во Дворец и т. д.)

Об участии Г.Е. Распутина в «афонском деле» сообщала в начале июля 1914 года повременная Российская печать, привлеченная к личности Старца совершенным на него в с. Покровском изуверским покушением. Приведем заметку из га­зеты «Русское Слово» (Москва) от 3 июля 1914 года «Распутин и имяславцы»:

«Сумы, Харьк. губ. 2 июля. Полученное здесь вечером известие о покушении на Григория Распутина срочно было передано в с. Луцыновку, Лебединского уезда, в колонию имяславцев, куда только вчера вечером выехал возвратившийся из Москвы иеросхимонах Антоний Булатович. Как известно, в деле имяславцев Распутин сыграл весьма значительную роль. Будучи подробно ос-



У пещер Богом зданных. Пскове-Печерские под­вижники благочестия XX века. М. 1999. С. 222,

* Падение Царского режима. Т. IV. С. 165-166.

ведомлен о всей афонской эпопее издателем «Дым Отечества» Гарязиным, Распутин предпри­нял энергичные попытки с целью смягчения уча­сти афонских монахов.

После его заступничества, намеченные по от­ношению к имяславцам репрессии были отменены.

«Русское Слово» в заметке от 1 июля — «Григорий Распутин [по личным впечатлени­ям] — «приводит слова, сказанные Старцем кор­респонденту газеты: «А то еще приехали тут. Го­ворили, что не могут понять, как это Христос — святое Имя, а Иисус — нет? Грех, конечно, что они шум подняли. Нужно было бы про себя мо­литься, а они шуметь. Отец Мисаил приехал и говорит им, распишись? Это тебе Афон, а не ми­нистерство. А они им распишись, распишись! Я и Владимиру Карловичу [Саблеру] сказал, что это — грех! И кому нужно, всем сказал, что так нельзя. Ну и поняли, что я — прав. А он — «распишись»!

Государь принял живое участие в «афонском деле». В частности, в архиве ГАРФ имеются два письма Булатовича к Государю. Отношение Цар­ской Семьи к «афонскому делу» выясняется из отзывов об Архиепископе Никоне, которые нахо­дим в письмах Государыни Августейшему Супру­гу: «Никон (этот злодей с Афона)» (письмо от 8 сентября 1915 года); «у него на душе грех Афо­на» (9 сентября 1915 года). Есть и другие осно­вания считать, что «симпатии» Государя были на стороне имяславцев*.

«Государево [участие ] в церковном деле об имябожниках и о почитании имени Божия нача-

* Прим. ред. журнала Царь-Колокол. № 6. М. 1990.

С, 38. 412

лось официальным образом в «предложении» обер-прокурора Саблера Святейшему Синоду от 30 апреля 1914 года, за № 69, где читаем сле­дующее: Его Императорскому Величеству, в 15 день текущего апреля, в Ливадии, благоугодно было лично передать мне собственноручно Его Императорским Величеством начертанную запис­ку следующего содержания: «В этот Праздник Праздников, когда сердца верующих стремятся любовью к Богу и ближним, душа Моя скорбит об афонских иноках, у которых отнята радость приобщения Святых Тайн и утешение пребывания в храме. Забудем распрю: не нам судить о ве­личайшей святыне — Имени Божием, и тем навлекать гнев Господень на Родину; суд следу­ет отменить и всех иноков, по примеру Митропо­лита Флавиана1, разместить по монастырям, воз­вратить им монашеский сан и разрешить священ-нослужение». «Имею честь предложить о сем Свя­тейшему Синоду. Обер-прокурор В. Саблер»2.

Но Святейший Синод не внял словам Царя, и «распря» продолжалась...

Наши рекомендации