Сокровенный Крест Старца Григория
Подвижническая жизнь Григория ясно показывала, что он пребывал на идеальном пути спасения, которое, по Святым Отцам, более дости-
1 Преподобный Исаак Сирии. Слова Подвижнические. Сергиев Посад. 1911. С. 100-103.
2 Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. Т. 4. Н. Новгород. 1998. С. 254-255.
жимо в иночестве, с его молитвенным устроением и монашескими обетами.
Устное церковное предание сохранило знание о том, что опытный странник Григорий имел пострижение в ангельский чин. Духовная жизнь его, подвиги и труды, которые он понес во благо ближнего и Церкви, старческое послушание, благодатные плоды коего очевидны — все свидетельствует об этом. Богоугодная жизнь Старца Григория, дар пророческий и прозорливости, постоянное бодрствование в духе, послушание ему беэсловесных тварей (ему всегда были послушны животные и он понимал их язык), великая сила исцелять, наставлять на путь истины, вразумлять, утешать, врачевать, — являла избранный сосуд, чрез который всемогущая сила Божия творила Свои чудеса. На земле он уже уподобился небесному человеку.
После первого паломничества по святым местам, на Святую Землю, на Святую Гору Афон, — Григорий перестал вкушать мясо, молочное, вовсе не прикасается к спиртному, мало ест рыбу. С супругой своей Параскевой ведет целомудренную жизнь. Но эти внешние признаки не являются основными, главное — это благоговейная созерцательно-молитвенная жизнь Григория.
Старец был делателем умной молитвы Иисусовой, которой он преобучил в совершенстве Святого Царя-Мученика Николая.
Во время Великого Поста Старец почти ничего не вкушал, кроме просфоры, святой воды и сухариков. Особенно усердно он совершал Постом коленопреклонение и земные поклоны, отчего на коленях образовывались как бы некие уплотнения. От частого истового крестного знамения, которое
он налагал на себя с усердием, на лбу его так же можно было видеть затвердение вроде припухлости.
Лицо его было иконописным: сосредоточенным в молитве, всецело отрешенным от земного, светящимся. Ясные синие очи отражали Небесный Свет и покой; многие, знавшие Святого Батюшку Иоанна Кронштадтского, поражались их сходством. Постоянное памятование о смертном часе и исходе из сей привременной жизни подтверждает монашество Старца: монах умирает для мира.
Поэтому, не без основания очень многие обращались к Старцу как к священноиерею Божию: отеи, Григорий. Такое обращение мы встречаем, во-первых, у Самой Царицы-Мученицы во многих Ее письмах, в письмах Царевен, у Лили Ден и Анны Вырубовой, не говоря уже о простом народе, который во множестве стекался к нему, прося: отец, благослови!
Особенно важным мы считаем то, что Государыня, получив благословение от Старца Григория, прикладывалась устами к его руке. Это принято в Церкви ко священнослужителям. Невозможно полагать, что Святая Царица-Мученица делала это из обычного благоговейного чувства.
Постоянными словами Царской Семьи, произносимыми при встрече с ним, были: «благослови, отец», либо просто: «благослови нас»...
Самые близкие чада Старца следовали чисто монашескому уставу: Сама Императрица со всей Семьей, Анна Вырубова, Ольга Лахтина, девушки-послушницы, бывшие при семье Григория в Покровском и несшие при нем послушание в Петербурге.
Отметим также, что Царь-Мученик Николай пожаловал Старцу Григорию наперсный золотой
крест, который невозможно было преподнести лицу, не имеющему священного сана. В документах Священного Синода сохранилось прошение на посвящение в сан Григория Ефимовича Распутина, но рассмотрение прошения было отклонено по причине нежелания части Архиереев вызвать на себя в ответ за «пособничество» такую же хулу и поношения, какие претерпевали Царственные Мученики и Старец Григорий. Первоначально, рукоположение предполагалось совершить Епископу Гермогену Саратовском (Долганову), но именно тогда враг, в лице богоотступника Сергея Труфа-нова, обрушил на Святого Старца небывалую клевету, — и посвящение не состоялось. Позже, как свидетельствуют даже недруги Григория ( Родзянко М. В.), вопрос поднимался еще раз. Вот что он пишет: «Мне рассказывал Епископ, член Синода, что в одном из секретных заседаний Синода [1911 год] обер-прокурор Саблер, один из наиболее влиятельных сторонников Распутина, предложил Синоду рукоположить Распутина во иереи. Священный Синод [.,.] отверг это предложение, и, несмотря на настояние Саблера, указавшего на высокий источник этого предложения, склонить ему на свою сторону Синод не удалось»1.
Этот же господин Родзянко, так ненавидевший Царский Трон и всю Царскую Семью, и конечно же, Старца Григория, писал в своих мемуарах, что рукоположение Распутина произошло, так как «Саблер, видя, что Синод неумолим в вопросе рукоположения Распутина, [..„] предложил возвести в сан Епископа архимандрита Варнаву (Накропина), сторонника Саблера и Распутина..-
Саблер рассчитывал, что этот послушный обер-прокурору Епископ исполнит его волю и рукоположит Распутина в священнический сан»1.
Поддерживали Саблера, помимо Государя и Императрицы, законоучитель Царских Детей протоиерей Александр Васильев, пресвитер Спаса Нерукотворного придворного собора.
Позже, этот же господин жаловался, что ему «доставили два портрета Распутина: на одном из них он в своем крестьянском одеянии с наперсным крестом на груди и с поднятой, сложенной трехперстно рукою, для благословения. На другом в монашеском одеянии, в клобуке и с наперсным крестом»2.
Дух Божий действует, где хочет, и благодать Божия почивала на избраннике независимо от пожеланий мира, несогласного с волей Божией и не желающего жить сообразно с оной. Митрополит Филарет Московский всегда говорил: то, что на Небесах решено, на земле не отменить...
Душа Старца Григория настолько была близка к Господу, что Господь Сам управлял всем в его многоскорбной жизни.
Великий Старец Валаамский Михаил (Питке-вич) говорил о подобных духовных явлениях: «Знай, как бы кто ни добивался стать монахом — без Божией воли никогда им не станешь... Я могу [совершить постриг] только если есть: 1) крайняя нужда; 2) откровение Божие; 3) благословение и воля высшего иерарха. Когда бывает второй случай — Господь мне велит, я не буду ни у кого спрашивать — ни у Архиерея, ни
1 Гибель Монархии. М. 2000. С. 95.
1 Гибель Монархии. М. 2000. С. 90.
2 Там же.
у Патриарха: не могу ослушаться повеления Бо-жия\ и в первом случае — тоже»1.
У всех Святых Отцов единый дух: «не могу ослушаться Бога!»
Григорий Новый, делатель умной молитвы, и имяславие
Блаженной памяти Григорий был делателем непрестанной Иисусовой молитвы, он считал ее совершенно необходимой в деле духовного преуспеяния и спасения, называя оную вратами к Небесам, которые находятся в нашем сердце. Сердце, по Святым Отцам, есть Престол ума, на коем восседает Господь. Оно открывается молитвой Иисусовой для духовного служения Господу.
Приведем некоторые материалы об участии Старца Григория в деле имяславцев. «На одном из ближайших обедов у кн. Андронникова с Распутиным, — рассказывает С.П. Белецкий, — я навел разговор на тему об имябожцах, [-..] мне хотелось выяснить, не было ли каких-либо влияний на Распутина со стороны какого-либо кружка, занимающегося церковными вопросами, или интриги против Саблера, говорило ли в нем чувство жалости, когда он лично видел прибывших [...] тайно в Петроград этих монахов преклонного возраста (многие из них были в схиме) с обрезанными бородами и надетом на них штатском платье, и когда он отвозил их в таком виде напоказ во Дворец [...]. Затронутая мною на обеде у Андронникова тема об имябожни-ках оживила Распутина и из его слов объяснения
мне существа разномыслия, происшедшего на Афоне, и из его горячей поддержки их мнения было очевидно, что он сам был сторонником этого течения в монашеской среде; при этом, когда я ему поставил прямо вопрос, верует ли он так же, как и они, он мне прямо ответил утвердительно и добавил, что не только на Афоне монахи придерживаются этого толкования Имени Божьего, но и в других старых монастырях, которые он посещал, и что спор этот давний* Затем впоследствии, как я уже говорил, Распутин все время отстаивал имябожи,ев»^.
Имеются свидетельства о том, что Старец Григорий принимал живейшее участие в защите имяславцев: ходатайствовал перед Митрополитом Макарием Московским (Невским) и Государем (водил расстриженных схимников-афонцев в штатском платье во Дворец и т. д.)
Об участии Г.Е. Распутина в «афонском деле» сообщала в начале июля 1914 года повременная Российская печать, привлеченная к личности Старца совершенным на него в с. Покровском изуверским покушением. Приведем заметку из газеты «Русское Слово» (Москва) от 3 июля 1914 года «Распутин и имяславцы»:
«Сумы, Харьк. губ. 2 июля. Полученное здесь вечером известие о покушении на Григория Распутина срочно было передано в с. Луцыновку, Лебединского уезда, в колонию имяславцев, куда только вчера вечером выехал возвратившийся из Москвы иеросхимонах Антоний Булатович. Как известно, в деле имяславцев Распутин сыграл весьма значительную роль. Будучи подробно ос-
У пещер Богом зданных. Пскове-Печерские подвижники благочестия XX века. М. 1999. С. 222,
* Падение Царского режима. Т. IV. С. 165-166.
ведомлен о всей афонской эпопее издателем «Дым Отечества» Гарязиным, Распутин предпринял энергичные попытки с целью смягчения участи афонских монахов.
После его заступничества, намеченные по отношению к имяславцам репрессии были отменены.
«Русское Слово» в заметке от 1 июля — «Григорий Распутин [по личным впечатлениям] — «приводит слова, сказанные Старцем корреспонденту газеты: «А то еще приехали тут. Говорили, что не могут понять, как это Христос — святое Имя, а Иисус — нет? Грех, конечно, что они шум подняли. Нужно было бы про себя молиться, а они шуметь. Отец Мисаил приехал и говорит им, распишись? Это тебе Афон, а не министерство. А они им распишись, распишись! Я и Владимиру Карловичу [Саблеру] сказал, что это — грех! И кому нужно, всем сказал, что так нельзя. Ну и поняли, что я — прав. А он — «распишись»!
Государь принял живое участие в «афонском деле». В частности, в архиве ГАРФ имеются два письма Булатовича к Государю. Отношение Царской Семьи к «афонскому делу» выясняется из отзывов об Архиепископе Никоне, которые находим в письмах Государыни Августейшему Супругу: «Никон (этот злодей с Афона)» (письмо от 8 сентября 1915 года); «у него на душе грех Афона» (9 сентября 1915 года). Есть и другие основания считать, что «симпатии» Государя были на стороне имяславцев*.
«Государево [участие ] в церковном деле об имябожниках и о почитании имени Божия нача-
* Прим. ред. журнала Царь-Колокол. № 6. М. 1990.
С, 38. 412
лось официальным образом в «предложении» обер-прокурора Саблера Святейшему Синоду от 30 апреля 1914 года, за № 69, где читаем следующее: Его Императорскому Величеству, в 15 день текущего апреля, в Ливадии, благоугодно было лично передать мне собственноручно Его Императорским Величеством начертанную записку следующего содержания: «В этот Праздник Праздников, когда сердца верующих стремятся любовью к Богу и ближним, душа Моя скорбит об афонских иноках, у которых отнята радость приобщения Святых Тайн и утешение пребывания в храме. Забудем распрю: не нам судить о величайшей святыне — Имени Божием, и тем навлекать гнев Господень на Родину; суд следует отменить и всех иноков, по примеру Митрополита Флавиана1, разместить по монастырям, возвратить им монашеский сан и разрешить священ-нослужение». «Имею честь предложить о сем Святейшему Синоду. Обер-прокурор В. Саблер»2.
Но Святейший Синод не внял словам Царя, и «распря» продолжалась...