Обращение к вере и исцеление от недуга винопития
Гвоздики золотенъкие
«Расскажу еще один случай. О влиянии отца на людей говорено много. Но вот случай по-своему уникальный: переплетенье судеб здесь показано со всей невероятной неизбежностью. То переплетенье, которое так понимал и, скажу даже, любил отец, уверенный, что «никакой напрасно-сти» на свете не бывает!
Однажды пришел странный человек. Гостя не хотели пускать (было уже за полночь, а принимал просителей отец обычно с утра и до обеда), однако настырный пришелец не уходил. Сказал, что будет сидеть на улице хоть до самого рассвета, а все же дождется. Поднялся крик, отец вышел на голоса, и через некоторое время гость вместе с отцом вошли в гостиную. Я быстро оделась и тоже вышла.
Не удивительно, что пришельца не пускали! Всклокоченный, с большим мешком (он держал
его в охапке, запихивая вылезающие оттуда бумаги, железки и [неизвестно] что еще). На шее болтался на толстом шнурке стакан из желтого тусклого металла.
Увидев такого, я, признаться, хотела тотчас позвонить кому-нибудь из знакомых и попросить придти — на всякий случай. Но увидела, что отец улыбается, что он даже приобнял подозрительного типа, — успокоилась и наблюдала из дальнего угла комнаты. (Отец не слишком любил, когда мы с сестрой бывали свидетелями его бесед с просителями, но тут он был слишком увлечен неожиданной встречей и, кажется, не заметил меня.)
Гость оказался знакомым отца — мастеровым, из крестьян, Василием Перхотиным. Год назад они столкнулись на одном постоялом дворе. Вышел спор о вере. Василий заявлял, что он безбожник, что все в жизни механика. Отец доказывал ему, что все — Бог, и на все — воля Божья. Василий питал слабость к спиртному и тогда сильно напился, отец пошел своей дорогой, а он — свалился пьяным под стол, да так и уснул. Теперь он оказался в Петербурге, как-то прослышал про отца и разыскал его на Гороховой.
Василий рассказал, что тогда, проснувшись утром, по привычке кликнул опохмелиться, протянул свой заветный стакан. (Надо здесь подробнее рассказать о стакане — была такая царская награда, даваемая крестьянам за выдающуюся заслугу в мастерстве, теперь бы сказали — за изобретение какого-нибудь механизма.) Стакан был из чистого золота, с царской печатью, и, главное, награжденный таким стаканом мог в любом питейном заведении получать выпивку и закуску безплатно. (Точно не знаю, в каком объеме.) Так
вот, протягивает Василий свой заветный стакан, половой наклоняет бутылку, чтоб налить, а водка не льется. Василий глядит во все глаза, половой бутылку трясет, а водка нейдет. Возможно, тою же «механикой» можно как-то объяснить такое. Но в тот момент что-то в душе Василия екнуло. Он вскочил, закричал страшным голосом — и выбежал прочь из кабака. Бежал долго: «Выбежал за город, бегу по полю, лесом, на большую дорогу — себя не помню, ору, как блажной. Целый день бежал. И орал тоже. Потом из сил выбился, упал на землю, заснул, как убитый. И снится мне сон, — продолжал рассказ Василий, — будто я в стакан слова собираю. Иду по полю и собираю слова. Спросите вы меня, — как так — не знаю, а только знаю во сне, что собираю слова. Полный стакан насобирал, трясу их и так и этак, они звенят, как гвоздики золотенькие, я верх ладошкой прикрыл и к уху стакан поднес. Оттуда — голос: «Василий, ничего ты не придумаешь выше Неба. А что придумаешь, то пропьешь». Проснулся я, как ужаленный. Холодно, звезды надо мной. Земля твердая. На стерне лежал, — она в спину впилась, точно гвоздями колется. Оглядел я себя, — баул свой с вещами в кабаке бросил. Деньги там были, тетрадки мои, штуковинка там одна тоже осталась, сколько я с ней возился! Я ведь читать - писать сам выучился. Любой меха -низм починить могу. А тут такое.... Да, а в руке стакан сжимаю. И что же это все значит? Ничего не придумал. С тех пор хожу, места мне нет. Ничего делать не могу. Сяду мастерить чего-нибудь, — все из рук валится. Вот пришел к тебе, Григорий Ефимович».
Рассказывал Василий долго. И, что удиви -тельно, необычайно складно, выразительно. Отец, все время улыбавшийся, так, с улыбкой и отвечал
ему:
«Вижу, — страдаешь. Но ведь и радуешься. Точно ищешь чего-то, знаешь, что найдешь, надо только потерпеть. Да терпеть не хочется. Верно?»
«Верно».
«А ты потерпи... Ты стакан-то чего на шею
нацепил? »
«А вместо креста».
Отец перестал улыбаться:
«Это ты дуришь. А те гвоздики золотенькие, что снились тебе, не снятся больше?»
«Нет».
«Плохо твое дело, Василий, Вот когда приснятся еще, приходи. Поговорим тогда».
Василий ушел. Снова явился через месяц. И
снова ночью:
«Спать не могу. Ночью колотье такое начинается во всем теле! И не больно, а места себе не нахожу. Сяду что-нибудь работать, — пропитание теперь добываю работой, где придется, поденно — ничего не делается, все из рук валится, Уж не рад, что к тебе тогда явился. Теперь уж точно в последний раз».
Отец обнял Василия:
«Стакан с шеи сними. Все. хорошо будет. И домой возвращайся».
Кажется, ничего больше сказано той ночью не
было.
Василий ушел. Больше он не приходил.
Прошло много лет. В эмиграции я познакомилась с женщиной, Еленой Васильевной Крукиной. Лицом она мне кого-то сильно напоминала, но
встречаться мы с ней раньше вроде никак не могли. Она была мне ровесницей. Виделись мы крайне редко, но мысль о ее сходстве с кем-то не оставляла меня. Как-то разговорились. Оказалось — ее девичья фамилия Перхотина. Я тут же вспомнила давнего отцовского гостя-изобретателя. Спросила о занятиях отца Елены Васильевны. И точно! Она рассказала, что отеи, из крестьян-самоучек, талантливый человек, но сильно, болезненно пивший, однажды исчез из дому и снова объявился через полтора года совершенно другим человеком. Пить бросил. Стал набожным. Много работал и хорошо зарабатывал, оснащая необходимой утварью. То кузницу, то мыловарню, то сахарный завод. В доме воцарился мир и благодать.
Я в свою очередь рассказала Елене Васильевне о встрече Перхотина с моим отцом. Она всплеснула руками:
«Только теперь я понимаю... Всякое утро отеи, начинал с молитвы, заканчивая ее словами: «И гвоздики золотенькие все сочтены! Аминь».
Интересно, что имени моего отца Василий Перхотин никогда не упоминал»1.
Молитва Старца завсех
«Как-то раз отец провел весь день на ногах — на ходу, сказал он. Торопился засветло добраться до какого-нибудь жилья. Начало темнеть, а он все еще не дошел до места. Совершенно обезсиленный («обезножел я») свалился прямо на обочине, да так неудачно, что ноги остались на
* Распутина Матрена. Распутин. Воспоминания до-
чери. М. 2000. С. 312-314.
дороге. Очевидно, он потерял сознание, потому что не чувствовал, как ноги задело проезжавшей телегой. Когда очнулся и попытался встать — не смог. Начался дождь. К счастью, мимо шла женщина («баба-жница»), заметила лежащего. Без слов взвалила на плечи и потащила.
Отец говорил:
«Тащит это она меня, а я плачу. А она молчит. Молча и дотащила. Спрашиваю, за кого молиться? А она молчит. А и, правда, за всех и .молюсь»1.
«Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное»2
Ъанна и аэроплан
«Нельзя даже представить себе человека, более далекого от всяческих механизмов, чем отец. Они действовали на его воображение будоражащим образом. Начиная от ватерклозета с ванной и кончая аэропланами.
Симанович отмечал, что отец часто мылся. Это совершенная правда, что бы там ни говорили другие. Однако делал он это не только из стремления к чистоплотности. Собственно мыться он ходил в баню. Прием же ванны был для отца целым [событием]. Он говорил: «Все равно как в купели при крещении». Льющаяся из крана вода представлялась отцу неиссякаемым источником.
1 Распутина Матрена. Распутин. Воспоминания дочери. М. 2000. С. 323.
2 Мф. 18, 3.
Из-за этого, кстати, у Дуни происходили разбирательства с домовладельцем — потолок соседа снизу часто бывал в разводах от просачивающейся через щели в нашем полу воды. Отец так увлекался, что подолгу не закрывал кранов.
Особая история связана с аэропланами. Одна из знакомых отца устроила ему билет на испытательное поле. К отцу подвели летчика, чтобы представить того после полета. Он был весь в черной коже, в больших очках. Отец начал пятиться назад. Недоразумение тут же разъяснилось, и отец сердечно расцеловал летчика.
Знакомая стала допытываться у отца — почему тот испугался, уж не почувствовал ли он в самом летании человека чего-то предосудительного. Отец ответил, что ничего предосудительного в таком «покушении на небо» [дивное, прикровенное духовное определение сути изобретения!] не находит. Что наоборот, и сам хотел бы полетать, посмотреть сверху, «как ангелы смотрят».
Через несколько дней Симанович доставил отцу кожаный костюм летчика. Отец долго с ним возился, а потом велел отдать обратно: «Страшен больно, как сатана»1.
Зеркала
«Отец не любил больших зеркал. Надо сказать, что такие в деревнях тогда были редкостью. В Петербурге же убранство богатых домов не обходилось без огромных зеркал. Полностью привыкнуть к ним отец так и не смог.
' Распутина Матрена, Распутин. Воспоминания дочери. М. 2000. С. 324-325.
Интересно было наблюдать, как он подходил к зеркалу, думая, что его не видят. Сначала как будто с опаской (что-то ему покажут?), потом с недовольством (зачем показывают такое?), потом с умиротворением (что есть, то есть).
Отец вовсе не упивался своей внешностью, скорее наоборот. Отсюда его стремление (проявлявшееся по-крестьянски: красиво — значит, богато, но тоже в крестьянском смысле) к нарядной одежде.
Крестное знамение
Многие видели в отце манерность. Но ее не было. За манерность часто принимали как раз непосредственные проявления отца. Например, почти на всех фотографиях видно, как он держит пальцы сложенными для крестного знамения. Это вызывало упреки со стороны тех, кто готов был обвинить отца в притворстве. Однако я получила страшное подтверждение их неправоты и, наоборот, — искренности отца.
Когда тело отца достали из проруби, оно разумеется, было закоченевшим. Таким я его и увидела, когда по просьбе Протопопова приехала на опознание. Так вот, правая рука отца как раз была сложена для крестного знамения. Возможно ли, чтобы он и в последние мгновения своей Земной жизни пытался представлять себя иным, чем был на самом деле?
Победа над телефоном
Отец просто-таки с почтением относился к телефонным аппаратам. Замечу, что я имела воз-
можность видеть отца говорящим в трубку уже спустя время после его появления в Петербурге, то есть когда он должен был бы свыкнуться с этим чудом техники.
Те, кто видел отца говорящим по телефону, сначала отмечали его робость. Голос, доносившийся из ниоткуда, приобретал над отцом, казалось, мистическую власть.
Надо заметить, что отец понимал свою неразвитость в этом отношении и решил ее побороть. Он сам мне, только приехавшей в столицу, не без умысла об этом рассказывал.
«Пусть он видит, что он тебе — ничто».
Это о телефоне!
Отец, не робевший ни перед кем, уговаривал себя (через меня) не чиниться с машиной.
При всем уме он был страшно наивным. Уверена, отец праздновал победу над аппаратом всякий раз, когда рывком перенимал трубку у зовущего его к телефону, подбоченивался и опирался ногой на маленький табурет, специально поставленный возле. Именно такой ему, наверное, представлялась поза триумфатора.
Зачем еду тыкать?
Чаще всего отец ел руками. К приборам, за исключением ложки, он не привык, а потому и не считал нужными. Говорил:
«Еду Бог дает, что ж ее тыкать».
Одергивал меня, когда я пыталась есть по всем правилам хорошего тона:
«По крайности ложкой ешь».
У многих описано, как отец раздавал за столом кушанья руками. Это верно. Но делал он так
не от некультурности, а потому что полагал церемонией:
«Христос руками хлебы делил и голодных одаривал»1.
Чудесное возвращение
К жизни рабы Божией Анны
«2 января 1915 года произошла железнодорожная катастрофа. Я ушла от Государыни и с поездом 5.20 поехала в город. Села в первый вагон от паровоза, первого класса; напротив меня сидела сестра кирасирского офицера, г-жа Шиф. В вагоне было много народу. Не доезжая шести верст до Петербурга, вдруг раздался страшный грохот, и я почувствовала, что проваливаюсь куда-то головой вниз и ударяюсь об землю; ноги же запутались, вероятно, в трубы от отопления, и я почувствовала, как они переломались. На минуту я потеряла сознание. Когда пришла в себя, вокруг была тишина и мрак. Затем послышались крики и стоны придавленных под развалинами вагонов раненых и умирающих. Я сама не могла ни пошевельнуться, ни кричать; на голове у меня лежал огромный железнодорожный брус, и из горла текла кровь. Я молилась, чтобы скорее умереть, так как невыносимо страдала.
Через некоторое время, которое казалось мне вечностью, кто-то приподнял осколок, придавив -ший мне голову, и спросил: «Кто здесь лежит?» Я ответила. Оказалось, что нашел меня казак из конвоя Лихачев. С помощью солдат железнодорожного полка он начал осторожно освобождать
1 Распутина Матрена. Распутин, Воспоминания до-чери. М. 2000. С. 325-327.
мои ноги; освобожденные ноги упали на землю — как чужие. Боль была нестерпима. Я начала кричать. Больше всего я страдала от сломанной спины. Перевязав меня под руки веревкой, они начали меня тащить из-под вагонов, уговаривая быть терпеливой. Помню, я кричала, вне себя от неописуемых физических страданий. Лихачев и солдат выломили дверь в вагоне, переложили меня на нее и отнесли в маленькую деревянную сторожку неподалеку от места крушения. Я попросила Лихачева позвонить по телефону родителям и Государыне. Четыре часа я лежала умирающей на полу без всякой помощи. Прибывший врач, подойдя ко мне, сказал: «Она умирает, ее не стоит трогать!» Солдат железнодорожного полка, сидя на полу, положил мои ноги себе на колени, покрыл меня своей шинелью (было двадцать градусов мороза), так как шуба моя была изорвана в куски. Он же вытирал мне лицо и рот, так как я не могла поднять рук, а меня рвало кровью.
Часа через два появилась княжна Гедройц в сопровождении княгини Орловой. Я обрадовалась приходу Гедройц, думая, что она сразу мне поможет. Они подошли ко мне; княгиня Орлова смотрела на меня в лорнетку, Гедройц пощупала переломленную кость под глазом и, обернувшись к княгине Орловой, произнесла: «Она умирает» — и вышла. Оставшись совершенно одна, так как остальных раненых уносили, я только молилась, чтобы Бог дал мне терпение. Только около десяти часов вечера по настоянию генерала Ресина, который приехал из Царского Села, меня перенесли в вагон-теплушку какие-то добрые студенты-санитары.
Я видела в дверях генерала Джунковского, и, когда меня положили на пол в вагоне, пришли
мои родители. Папа плакал. Вновь появилась Гедройц; она вливала мне по капле коньяк в рот, разжимая зубы ложкой. И кричала в ухо: «Вы должны жить!» Но я теряла силы, страдая от каждого толчка вагона, начались глубокие обмороки.
Помню, как меня пронесли через толпу народа в Царском Селе и я увидела Императрицу и всех Великих Княжен в слезах. Меня перенесли в санитарный автомобиль, и Императрица сейчас же [поднялась] в него; присев на пол. Она держала мою голову на коленях и ободряла меня; я же шептала Ей, что умираю. В лазарете Гедройц впрыснула мне камфару и велела всем выйти. Меня подняли на кровать; я потеряла сознание. Когда я пришла в себя, Государыня наклонилась надо мной, спрашивая, хочу ли я видеть Государя. Он пришел. Меня окружали Их Величества и Великие Княжны. Я просила причаститься, пришел священник и причастил меня Святых Тайн. После этого я слышала, как Гедройц шепнула, чтобы шли со мной прощаться, так как я не доживу до утра. Я уже не страдала и впала в какое-то блаженное состояние. Помню, как старалась успокоить моего отца, как Государь держал меня за руку и, обернувшись, сказал, что у меня есть сила в руке*.. Помню, как вошел Распутин и сказал другим: «Шить она будет, но останется калекой». Замечательно, что меня не обмыли и даже не перевязали в эту ночь. Меня постоянно рвало кровью; мама давала мне маленькие кусочки льда, — и я стала жить>Л
1 Вырубова Анна. Страницы моей жизни. В кн.: Григорий Распутин. Сборник исторических материалов. Т. $• М. 1997. С. 93-95.
Распутина Матрена дополняет рассказ Анны Александровны Вырубовой
«Я была в гостях у Маруси Сазоновой, когда пришло известие, что Анна Александровна попала в ужасную железнодорожную катастрофу. Она ехала из Царского Села в Петроград. Из-за сильного снегопада машинист не заметил какого-то важного знака, произошло столкновение двух паровозов. Анну Александровну ударило по голове упавшей балкой, ноги зажало и раздавило обломками. Ее вытащили из вагона и положили вместе с другими пострадавшими в зале ожидания на ближайшей станции.
Прибывшие доктора бегло осмотрели бездыханную Анну Александровну и убедились в близости ее смерти. Они сочли преступным тратить на нее время, когда среди жертв были такие, которым еще можно было помочь. Анну Александровну оставили умирать. И так она пролежала много часов. К счастью, она почти не приходила в сознание и не страдала от боли.
Когда известие о происшествии достигло Дворца, оттуда немедленно послали карету скорой помощи за Анной Александровной. Ею тут же занялись доктора, сетуя на упущенное время.
Обо всем этом я, давясь слезами, рассказала отцу.
Когда я дошла в своем рассказе до слов: «Она совершенно безнадежна», — отец [ сам страшно недомогавший] с трудом стал выбираться из постели. Позвал Дуню, чтобы та помогла ему одеться. Не обращая внимания на ее протесты, он
приказал нанять автомобиль, чтобы везти его в Царское Село. ... Я побежала за ним.
Еще час назад отец не мог самостоятельно поесть [так он болел], но страшная весть заставила его двигаться — он был нужен Анне Александровне, которую искренне любил.*. [Прибыли в Царское, Старец прошел в комнату, где лежала несчастная.]
Отец опустился на колени у постели больной, взял ее за руку и произнес мягко, но настойчиво: «Аннушка, Аннушка, проснись, погляди на меня!..»
Не дождавшись ответа, он снова позвал, на этот раз громче.
Веки ее задрожали и приподнялись. «Отец Григорий, слава Богу». — И она снова впала в забытье,
Я заплакала, уверенная, что Анна Александровна умирает.
«Тише, дитя», — сказал отец, с трудом поднимаясь с колен. Затем [...] обратился к Царю и Царице:
«Она будет жить, калекой». [...] Мы вышли из комнаты. Я шла позади него и видела, насколько ему самому плохо.
Когда за нами закрылись высокие двери, отец зашатался, колени его подогнулись. Я не смогла бы его подхватить, он был слишком большой для меня, но все равно бросилась к нему — слишком поздно. Он упал навзничь, сильно ударившись о пол, Я закричала,
Слуги бросились его поднимать, а я держала его за руку. Она была ледяной, а лицо — пепельно-серым, совершенно безжизненным.
Позовите доктора!» — кричала я
«Не надо! Отвези меня домой».
Слуги отнесли его к автомобилю, где ждала Дуня. Мы усадили отца, и Дуня велела шоферу быстро везти нас домой.
Там Дуня немедленно уложила отца в постель. Удостоверившись, что отец спокойно уснул, она пришла ко мне на кухню. Лицо ее было мрачным.
Она сказала:
«Думаю, ему недолго осталось жить. Пойдем, посидим с ним».
Мы вместе смотрели на отца. Дыхание его было поверхностным, щеки ввалились, лицо белое, почти как наволочка, кожа туго натянута на скулах и похожа на пергамент. Тело холодное, как у мертвого.
Позже отец говорил, что входя в комнату, где лежала Анна Александровна, он не знал, способен ли вылечить порез на пальце, не то, что сломанные ноги и разбитую голову. Но уже поднимаясь с колен у постели больной, отец почувствовал, как сила возвращается к нему. Так и было».1
Следует заметить, что крушение поезда и чудесное избавление от неминуемой смерти произошло в день памяти Преподобного Серафима Саровского по молитвам Старца Григория...
Дивен Бог во святых Своих...
Глубина намерений Божиих, кто может постигнуть вас?!.
Дар молитвы
Молитва, какособый вид делания подвижников всегда сопряжена с тяжелым духовным тру-
Распутина Матрена. Распутин, Воспоминания дочери. М. 2000, С, 270-273.
дом. Владыка Варнава (Беляев) пишет, что молитва как жизненный подвиг начинается с трудом, продолжается в труде и кончается усилиями труда. Молитва есть духовный труд до самой кончины. Вопросили однажды великого авву Агафона: «Отче, какая добродетель в подвижничестве труднее других?». «Простите, — отвечал тот, — я думаю, нет еще такого труда как молиться Богу». Мы уже упоминали, что дар молитвенного предстательства о страждущих проявился в Григории с детских лет, когда он мог облегчить страдания не только людей, но и животных, своим чистым детским воздыханием ко Господу. Позднее, став на путь отречения от мира, Старец стал приобретать навык молитвенного делания, который укрепил в нем блаженной памяти Макарий Верхотурский, научивший его Иисусовой молитве. Будучи на Святой Горе Афонской, Григорий углубил навык постоянного призывания Божественного Имени Господа нашего Иисуса Христа; он был единодушен с иноками-имяславцами и разделял их устремление соделать даже дыхание свое славословием Господа.
«Приобретенное многими молитвами и годами бывает прочно», — говорил Иоанн Лествич-ник, — и приобретенный молитвенный труд низводит помощь Божию, посему-то молитвы праведных вызывают чудесные освобождения от страданий и болезней. Молитва также парализует действия бесов и дарует освобождение от их влияния. «Если ты непрестанно молишься Царю Небесному против врагов твоих во всех их нападениях, то будь благонадежен, — продолжает Лествичник, — ты немного будешь трудиться.
Ибо они и сами по себе скоро от тебя отступят, потому что нечистые эти не хотят видеть, чтобы ты молитвою получал венцы за брань с ними, и сверх того, опаляемые молитвою как огнем, они принуждены будут бежать».
Старец Григорий, стяжав молитвенный дар, возымел духовную благодать исцелять телесные и душевные недуги. Сие не было бы возможно, если бы не почивало, как на скале нерушимой, на смирении. Мы не раз упоминали поучения святых отцов, что только в чистом сосуде действует Благодать Божия, способная даровать другим исцеления.
Глубокая христианская любовь объединяла всех духовных чад Старца Григория. Мария Головина, одна из наиболее близких к отцу Григорию, выразила это чувство в следующих словах: «Среди нас живет... человек, который добровольно взял на себя все наши тяжести и несет за них ответственность перед Богом, отдавая Ему всего себя, получая взамен от Бога все те богатые духовные дары, которыми он нас же питает, а от людей, ради которых он приносит себя постоянно в жертву, — одни насмешки, одно непонимание, одну холодность, неблагодарность и злобу! За его безграничную любовь и жалость к людям — ему платят подозрением в самых низких чувствах, которые для него — служителя и избранника Божия — давно не существуют! Клевета всегда преследовала и будет преследовать, потому что в этом его подвиг и потому что истинных Божиих подвижников всегда презирали, гнали, судили и осуждали!1».
1 ГАРФ. Ф. 613, Оп. 1. Д. 136. Л. 2.
Исцеление рабы Божией Ольги
Ольга Владимировна Лахтина, жена действительного статского советника, начальника Казанского округа путей сообщения, страдала неврастенией кишок в сильной степени. В течение пяти лет она была прикована к постели и не вставала, была полной калекой и потеряла надежду на исцеление докторами. По молитвам благодатного Старца Григория, болезнь отступила, и она могла свободно, даже без посторонней помощи, пере -двигаться. Случай излечения всеми близкими объяснялся лишь чудом Божией милости по пред-стательству Григория.
Полное избавление
От неизлечимой болезни
Следователь комиссии временного правительства В.М. Руднев установил документально неоспоримый факт исцеления от припадков пляски святого Витта у сына Арона Симановича, студента коммерческого института. Полное избавление от болезни произошло по молитвам Старца Григория.
КакСтарец Григорийисцелял
«Часто у отца спрашивали, — пишет дочь Матрена, — как он умудряется узнавать сразу, чем болен человек. Старец отвечал: «Так ведь я в душу заглядываю. Без этого никак. А там Бог помогает». — «А если кто не верит в Бога?» — «Тогда и ты ему про Бога не поминай, а глав-
ное — полюби, узнай, от чего страдает человек. Не можешь полюбить, и не вылечишь»1.