Послушание Царскому Крестоношению
Духоносный Старец Макарий прозрел Крест, возложенный Промыслом Божиим на Праведного Григория, и уготовлял его к послушанию Царского крестоношения, поручая молитвам Матери Божией Казанской, чудотворный образ Которой пребывал у Григория во время земного странствия, и водительству Праведного Симеона Верхотурского — образом коего благословил Старец Макарий Царскую Семью через странника Григория во время его первой встречи с Ними.
Самому Господу Богу угодно было, в Его неисповедимых для нас путях, вверить человеку Божию Григорию духовное водительство и окормление Царственной Седмерииы — «дивного цвета Российского луга духовного» — малой. Церкви Христовой. Человеческим разумением невозможно постичь Его Божественный Смысл. Господь хранил Их в Своей Святой Воле. Поэтому никто из земных не дерзает мыслить, что Отеческий Промысл вручил Святых Своих в недостойное водительство.
Блаженный Старец Макарий, ведавший Небесные истоки их духовной близости, благо-словлял это духовное единение. Святой Афанасий Великий говорит: «Пути и суды Божий для нас непостижимы: перед ними надобно только благоговеть, а постигнуть их нельзя».
^Святой Григорий, как и Царь-Мученик Николай, были увенчаны от Господа редким духовным даром: слышанием воли Божией, а из этого проистекало совершенство их в добродетели послушания, которая есть необычайная сила, могущая возвести послушника в самое короткое время на самую высшую ступень спасения. Святые Царь Николай и молитвенник Григорий имели духовную близость, и что удивительно, взаимопослуша-ние. У них было очень много общего, что соединяло и направляло к тихой и безмятежной гавани безмолвия. Они безмерно любили Россию, были русскими по природе своей души, их роднило русское воспитание, русская речь и русское народное миросозерцание. Они оба любили природу во всех ее проявлениях. Как н Макарий Верхо-турский, Старец, преподавший им уроки истинного безмолвия — безмолвия души среди кипящих волн житейского моря — они стремились к созерцанию тайн Божиих, разлитых в творении Всевышнего. Созерцание — к этой ступени духовного просветления оба подвижника устремлялись с детских лет. (Дневниковая запись Государя от 23 июня 1909 года свидетельствует о том, что Епископ Феофан (Быстрое), Старец Макарий и Старец Григорий посетили Царскую Семью в Александровском Дворце Царского Села: «После чая^к Нам приехали: Феофан, Григорий и Макарий», Запись в Дневнике Царевны Татианы
от 24 июня 1909 года: «Я была страшно рада видеть отца Макария, Владыку Феофана и Григория»1.) Мы полагаем под созерцанием не видение внешнего творения, а мыслим о созерцании духовном. Ум, презирающий в сокровенные тайны Духа, исцелившийся от страстей опытным деланием и украсившийся добродетелями смирения, начинает сам собою видеть вещи духовного мира и созерцает славу Христову.
Этот дар в особенности был присущ Григорию Новому, именно о раскрытии в совершенстве этого дара молился отшельник Макарий, ведая путь, уготованный царскому пророку. В душе Григория были небесные ростки сего подвига, поскольку душа его была чистым сосудом.
Этот чистый сосуд Господь испытал особо на крепость, когда Григорий оказался вдали от природной чистоты, окружавшей его от рождения, в лишенном воздуха Петербурге. В нем святой задыхался и повторял: «Здесь нечем дышать!» Он называл Петербург смердящей бездной, говорил, что там «воздух пахнет гнилью»2.
Точно также задыхался в этом городе и Царь. Вот что говорил Он, вернувшись с фронта в 1915 году французскому послу Морису Палеологу: «Палеолог спрашивает Государя о Его впечатлениях на фронте. «Превосходные», — отвечает Государь. — «У меня больше уверенности, чем когда -либо. Жизнь, которую Я веду во главе Своих войск, такая здоровая и бодрящая. Как чудесен русский солдат! Я не знаю, чего бы с ним
нельзя было достигнуть. И у него такая воля к победе, такая вера в нее»...
Затем Государь, заговорив о жизни Палеолога и Петербурге, заключает: «Я вас жалею, что вам приходится жить в среде, столь упавшей духом и пессимистически настроенной. Я знаю, что вы мужественно сопротивляетесь отравленной атмосфере Петрограда. Но если вы когда-нибудь почувствуете себя зараженным, приезжайте ко Мне на фронт, и Я вам обещаю: вы немедленно поправитесь»... И, омрачившись, Государь прибавляет суровым тоном: «Эти миазмы Петрограда — их чувствуешь даже здесь, на расстоянии двадцати двух верст. И этот смрад идет не из народных кварталов, а из салонов. Какой стыд! Какая мелочность! Можно ли быть до такой степени лишенным совести, патриотизма и веры»1.
«Миазмы и гниль салонов», переполнявшие души их обитателей, разливаются по всему Петербургу, по газетам, по фронту, по всей стране. Стремясь оправдать свое неверие и духовную гнилость, они винят во всем Царя Николая, с Его якобы неумелым правлением, но основной поток грязи направляется на Старца Григория.
Заморская ложка дегтя в российской бочке меда...
Начинается целенаправленная травля Григория. В нее вовлечено все общество. Самыми достоверными очевидцами якобы недостойной жизни Старца являются те, кто его никогда не видел. Издаются книги, брошюры, печатаются статьи, распространяются фальшивые фотографии. Царь-
1 Бэте Фома, Пшеница и плевелы. М. 1997. С, 112. ^ Распутина Матрена, Распутин. Воспоминания дочери. М. 2000. С, 21.
' Якобий И.П. Император Николай и революция. 1938.Берлин. С. 71-72.
Мученик Николай, Сам став главной мишенью клеветы, всячески защищает праведного Григория: Он направляет Монарший указ начальнику главного управления по делам печати Бельгарду А.В.: «Я уже раз приказал, — писал Государь, — чтобы была наконец раз и навсегда прекращена травля Распутина, и Я требую, чтобы Мое приказание было исполнено»1. В лище гонимого Григория, Государь и Императрица защищали русский народ. Они любили простой народ, людей скромных, без внешнего лоска, с простой и искренней душой. Григорий в глазах Царской Семьи был посланником стомиллионного русского крестьянства; его пребывание при Царском Дворце —
осуществление чаяний русских Царей — слияния Помазанника Божия со Своим народом.
Этот чистый сосуд стал предметом клевет и лжи, зловонной грязи, которой пытались очернить его хранителя — соборную душу русского народа.
Искус от несения поругания и лжи окончательно очистил и высветил душу Мученика Григория. У древних было положено в основу совершенствования следующее правило, без которого человеку невозможно быть святым: «Кто стремится к безстрастию и к Богу, тот считает потерянным всякий день, в который его никто не укорял», а также: «Усердно пей поругание, как воду жизни, от всякого человека, желающего напоить тебя этим врачеством... Ибо тогда глубокая чистота воссияет в душе твоей, и свет Божий не оскудеет в сердце твоем»2.
1 Николай II. СПб. 1994. С. 99.
2 Асствица. Сергиев Посад. 1908. С. 47, 58.