Южный придел Рождества Богородицы
Южный придел освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
У западной стены придела находится старинная мраморная доска XVIII века, прорезанная глубокой трещиной. Доска была вынута из стены церкви Рождества Богородицы при ее разборке в 1811 году.
Так называлась первая каменная церковь на Невском проспекте. В этом храме находился список Казанской иконы Божией Матери. Церковь была освящена 17 июня 1737 года. Вскоре она стала главным храмом Петербурга. Здесь на торжественных архиерейских богослужениях присутствовали высокопоставленные особы. Отмечались дни рождения, дни тезоименитства (именины), совершались венчания членов царской семьи.
В храме Рождества Богородицы будущая императрица Екатерина II приняла православие, венчалась с Петром III , а после дворцового переворота 28 июля 1762 года принимала присягу гвардейских полков. К началу XIX века церковь обветшала. Новый собор для святыни был построен рядом с намоленным местом. Старую церковь Рождества Богородицы разобрали, на ее месте теперь сквер и фонтан. Подойдите, пожалуйста, поближе к иконостасу.
В центре иконостаса придела Рождества Пресвятой Богородицы помещена старинная икона московского письма «Рождество Богородицы» – подлинная храмовая икона из прежней церкви. С другой стороны врат – образ Спасителя в красном хитоне и синем гиматии, левой рукой поддерживающий деревянный крест. Образ исполнен Григорием Угрюмовым.
В центре левого крыла иконостаса – образ святого архидиакона Стефана, копия с работы Михаила Воинова. Оригинал находится в Русском музее. Святой Стефан за христианскую проповедь в Иерусалиме был привлечен к суду Синедриона и побит камнями. С него началось гонение на христиан. Почитается как первомученик.
В центре правого крыла иконостаса – святой апостол Прохор кисти Степана Щукина. Как и Стефан, Прохор был избран для диаконского служения в числе семи мужей, исполненных Святого Духа. Прохор известен как спутник святого апостола Иоанна Богослова, вместе с ним был сослан на остров Патмос. Там он записал Откровение Божие, ниспосланное апостолу Иоанну о конечных судьбах мира (Апокалипсис). Первоначально образ находился в северном приделе справа от Царских врат.
После разорения собора и образование в этой части музейной экспозиции, посвященной православию, в иконостасе были собраны иконы и религиозная живопись из разных мест собора. Композиция отклонена от авторской задумки Воронихина, зато большинство полотен здесь подлинные. Например, одна из самых красивых икон собора, созданная художником Владимиром Боровиковским – образ святой великомученицы Екатерины. Святая Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской во время правления императора Максимилиана. Обладала редким умом и красотой. В 304 году за христианскую веру была мученически обезглавлена.
Южная апсида. Голгофа
В южной апсиде Богородичного придела находится Голгофа. На этом месте крест с распятием был поставлен в соборе в память о чудесном спасении императорской семьи Александра III при крушении поезда в Борках.
17 октября 1888 года царская семья возвращалась из Ялты в Петербург. Состав, двигавшийся с большой скоростью, сошел с рельсов и опрокинулся. Во время крушения вся семья находилась в столовом вагоне, который от удара сложился как карточный домик, при этом все члены царской семьи остались живы, что было воспринято, как чудо и произвело сильное впечатление на современников.
Прихожане храма собрали деньги,на которые по проекту архитектора Никонова была исполнена Голгофа. У основания –ковчег с частицей древа Креста Господня. Согласно православной традиции, именно у Голгофы православные поминают умерших и молятся о спасении их душ. Сейчас Вы видите воссозданную по историческим материалам Голгофу, первоначальная была утрачена после революции. Рядом с крестом – терновый венец, символ мученических страданий Христа, часть камня от пещеры Гроба Господня и частичка древа дуба Мамврийского.
За Голгофой в апсиде помещается копия Туринской плащаницы. Плащаница – христианская святыня. Это льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти. Изображение на Плащанице – Нерукотворный образ Спасителя. Это самая загадочная реликвия христианского мира, изучением которой занимаются и в настоящее время, хранится она в итальянском городе Турине, из-за чего называется Туринской. Копия плащаницы была подарена Казанскому кафедральному собору Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в 2010 году.