Северный вход. Придел СВЯТЫХ Антония и Феодосия Киево-Печерских

В православном храме главным является западный вход. Однако особое расположение собора на Невском проспекте, вызвало популярность бокового северного входа. Он стал парадным. Через северные двери в собор прибывала царская фамилия, этим входом и ныне пользуется большая часть прихожан.

В северной части собора находится придел, освященный во имя святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, основоположников русского иночества (см. примечание - информация о них).

Икона Антония и Феодосия Киево-Печерских расположена справа от центральной части иконостаса. Первые иноки Киево-Печерской обители предстают в благочестивой беседе: у одного из них на покровенных руках икона, у другого – четки, над головой – изображение церкви. Этот образ является храмовой иконой и располагается, согласно правилу, справа от иконы Вседержителя.

В левой боковой части иконостаса помещена икона святой равноапостольной царицы Елены с крестом в руке.

Царица Елена по поручению своего сына императора Константина была направлена в Иерусалим на поиски Креста Господня. Ее стараниями в 326 году Животворящий Крест был обретен и воздвигнут. В память этого события Церковь установила праздник Воздвижения Креста Господня. Он относится к числу Великих и празднуется 27 сентября. В этот день святой Крест торжественно выносится на середину храма для поклонения.

В правой боковой части иконостаса – икона святого равноапостольного царя Константина.

Римский император Константин остановил трехсотлетнее гонение на христиан, отказался от язычества. Он перенес столицу империи из Рима в Визáнтий, который переименовал в Константинополь. Император Константин получил от Церкви именование равноапостольный, во всемирной истории он называется Великим.

На дьяконских дверях – образы святых апостолов Филиппа (слева) и святого Лаврентия (справа). (см. примечание о них)

Иконы в северном приделе изначально были написаны известными русскими художниками Владимиром Боровиковским, Григорием Угрюмовым, Андреем Ивановым, Василием Сазоновым.

Иконостас северного придела в 1930-х годах был утрачен (каким образом? – см. примечание).

Придел был воссоздан, копии икон написаны в 2011 году к 200-летию Казанского собора.

Средокрестие собора увенчано куполом на высоком барабане. Высота подкупольного пространства – 71,6 метра, диаметр купола – 17 метров!

Купол собран из кованых железных конструкций, несущих вес кровли и паникадило. Легкие ажурные конструкции из металла гораздо меньше давят на опоры, чем кирпичные своды. В России подобный купол был возведен впервые. Барабан купола поддерживают четыре могучих пилона. Внутри они каменные – из блоков гранита, скрепленных железными скобами, снаружи покрыты штукатуркой и росписью. На вид этот материал мало чем отличается от гранитных колонн, так искусно выполнена имитация камня.

Из самой высокой точки купола спускается старинное паникадило* на 180 свечей, а теперь – лампочек. Оно выполнено из бронзы на петербургской фабрике Шопена.

Полы собора набраны из нескольких тысяч плит розового, серого и серо-зеленого рускеальского мраморов, темно-красного кварцита и черного аспидного сланца. Как громадный ковер, геометрический орнамент каменных плит покрывает все пространство храма. Особенно эффектен наборный пол в подкупольной части, где рисунок кажется объемным.

В парусах под куполом – изображения четырех евангелистов: Матфея с ангелом, Иоанна с орлом, Марка со львом, Луки с тельцом. Первоначально это были скульптурные композиции – горельефы, потом их заменили росписью в технике фрески (см. примечание - куда делись?), а в конце 20-х годов XIX века их исполнили масляной живописью тогда молодые художники Академии художеств Федор Солнцев, Александр Нотбек, Алексей Марков и Николай Тверской.

Реставрационные работы проводились при непосредственном руководстве Огюста Монферрана, который с 1827 года на протяжении 10 лет был главным архитектором Казанского собора. При нем же был установлен новый главный иконостас (по проекту Тона) и написаны запрестольные образы.

Казанский собор представляет собой замечательный синтез архитектуры, живописи, скульптуры и камнерезного искусства.

Это хорошо видно в интерьере. Самая большая картина собора «Тайная вечеря» находится в своде алтарной части. Ее начал писать академик живописи Феодосий Яненко, а после его смерти продолжил и закончил Степан Безсонов, получивший за эту работу звание академика.

Из всего скульптурного убранства внутренних помещений сохранились только два горельефа: «Шествие на Голгофу» Феодосия Щедрина – огромный двенадцатиметровый фриз* в конхе* над южным входом, и горельеф Жана Доменика Рашетта «Взятие Иисуса Христа воинами в вертограде*» над северным входом, представляющий многофигурную композицию, в центре которой Спаситель в окружении римских воинов и группы учеников, разбегающихся в страхе.

Остальные скульптурные композиции в интерьере в результате ремонтов и реконструкций не сохранились. Многочисленные барельефы, горельефы и скульптуры украшают фасады Казанского собора.

У пилонов напротив алтаря находятся Царское место и кафедра – замечательные произведения камнерезного искусства, выполненные по эскизам Андрея Воронихина мастером Самсоном Сухановым.

Закругленное возвышение, вырезанное из серо-черного мрамора – это кафедра. Кафедра как элемент храмового убранства пришла из католического храма. Она присутствует в интерьерах крупнейших соборов. Кафедра используется для чтения Апостола и Евангелия в ходе Божественной литургии.Круглый пол внутри кафедры представляет собой цельный кусок розового мрамора.

У другого пилона - Царское место. Традиция возведения Царского места восходит к Константинополю, где императоры во время службы находились в специальном помещении, расположенном в юго-восточной части храма. Царское место обрамлено пышными консолями из серого рускеальского мрамора, пилон на высоту трех метров облицован красно-розовым мрамором, над ним располагается прекрасный резной фриз с головками херувимов из серо-белого мрамора. Отсюда спускался бархатный балдахин с вышитым золотом словами: «Сердце царево в руце Божией». Сейчас на Царском месте помещается икона новомучеников: Императора Николая II и наследника престола царевича Алексия.

Центральный иконостас

Первоначально главный иконостас Казанского собора был создан, как и боковые иконостасы, по проекту Андрея Воронихина. По его же эскизу образы для иконостаса создавали видные мастера классицизма: Владимир Боровиковский – Царские врата.

Андрей Иванов, Алексей Егоров, Григорий Угрюмов –иконостас.

Сейчас Вы видите копии, оригиналы находятся в Русском музее.

В алтаре сохранились запрестольные образы «Введение во храм Божией Матери» Петра Басина, «Покров Божией Матери» Федора Бруни и «Взятие Божией Матери на небо» Карла Брюллова. Эти прекрасные подлинные образы предстают взору во время службы, когда открыты Царские врата. В эти моменты можно увидеть и воссозданный по историческим чертежам престол.Идарохранительницу– подарок графа Строганова на освящение собора.

Во время войны с Наполеоном донские казаки отбили у французов обоз с серебром – переплавленную утварь из ограбленных русских церквей. Сорок пудов драгоценного металла решено было пустить на изготовление нового иконостаса Казанского собора. Был устроен конкурс, победителем которого стал молодой архитектор Константин Тон. В 1837 году (к 25-летию победы над армией Наполеона) по его проекту серебряный иконостас был отлит. Четыре колонны из алтайской яшмы по бокам от Царских врат дополняли его убранство.

После революции в 1922 году, когда изымали церковные ценности, иконостас был варварски разрушен. Высокохудожественное серебро было содрано штыками. Иконы в иконостасе тогда оставили, в том числе и Казанскую икону Божией Матери, но уже без драгоценной ризы. Не уцелели и колонны из яшмы – их тоже вывезли. В 1930 году многие иконы, выполненные выдающимися русскими живописцами, были переданы в музеи.

Иконостас, который Вы видите, был полностью воссоздан по оригинальным чертежам в 2001 году и покрыт сусальными серебром и золотом. Заново создали колонны из искусственного мрамора – стюка. С икон, хранящихся в музейных собраниях, были исполнены живописные копии.

Главное, что старинный список Казанской иконы Божией Матери вновь обрел свое родное место.

По обеим сторонам от главного иконостаса на подкупольных столбах помещаются два больших живописных полотна художника Василия Шебуева, изображающих великих святителей: коленопреклоненных Григория Богослова и создателя чина Божественной литургии Василия Великого. Под картиной святителя Василия Великого, у правого пилона находятся мощевики.

Мощевики

У правого пилона главного иконостаса собора хранятся православные святыни – частицы мощей святых, среди которых мощи святого Лазаря, епископа Китийского, святого Константина Богородицкого, преподобных Варлаама Серпуховского и Иосифа Волоцкого, Дмитрия Ростовского, покровителей семьи и супружества Петра и Февронии Муромских, святого Агафангела Ярославского и частица древа Креста Господня.

Рядом – мощевик с частицей пояса Пресвятой Богородицы и частицами святых мощей святого праведного отца Иоакима и святой праведной матери Анны – родителей святой Девы Марии.

Данные святыни поступили в Казанский собор в дар от благотворителей и попечителей Казанского собора. В храме находятся и другие частицы святых мощей, как правило, хранящиеся со святыми образами.

Мощевики, или по-гречески – «энколпионы», пришли на Русь из Византии и предназначались для хранения частиц мощей и других святынь.«Бог, – поучает святой Иоанн Златоуст, – для того и оставляет нам тела святых, чтобы дать нам надежное прибежище и защиту против зол, отовсюду нас окружающих. Посему я призываю всех вас, в печали ли кто, в болезни ли, в другом ли каком мирском несчастии, и в глубине греховной, теките сюда с верою, вы получите помощь и с великою радостию возвратитесь отсюда». После революции в период богоборчества из собора были изъяты все ценности, в том числе святые мощи.

С 1990 года началось постепенное возрождение храма. В соборе произошли чудесные события, связанные с обретением, казалось, навсегда утраченных реликвий.

В 1990 году Музей религии готовился к переезду из здания Казанского собора. При сборах был обнаружен предмет прямоугольной формы, зашитый в холст. Когда вспороли холст, произошла неожиданная и дивная находка – открылись нетленные мощипреподобного Серафима Саровского. На руках святого сохранились поручи и светлые рукавицы, на одной из которых было написано «Святый отче Серафиме», на другой – «Моли Бога о нас». Мощи торжественно были переданы в Дивеево. За чудом обретения мощей преподобного Серафима вскоре последовало новое – в соборе обнаружили святые мощи святителя Иоасафа Белгородского, спрятанные на чердаке. Мощи переданы в Белгородский кафедральный собор. По словам Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, «их обретение – еще одна милость Божия, которую Господь дает нам для укрепления в скорбях».

Наши рекомендации