По другому поводу монах спросил Чокомана: «Что это за меч, который разрубит волосок, упавший на него?»

Великие фехтовальщики на своем финальном экзамене разрубают волоски своими мечами. Один волосок становится двумя волосками. Волос - это тончайшая вещь, которую вы можете найти. Разрубить его мечом и сделать два волоса из одного... Человек спрашивает: «Что это за меч, который разрубит волос, упавший на него, надвое?»

Я рассказывал вам о дзэнской истории...

На финальном состязании бойцов Японии обычно председательствовал сам император. К финалу подошли три человека, победившие всех остальных в стране. Тысячи людей, которые любили состязания на мечах...

В Японии это любят как медитацию, потому что боец на мечах не допускает ни мгновения колебаний в своем уме. Если он колеблется, он погиб. Он должен оставаться в не-уме, так чтобы не вздрагивала никакая мысль, и он должен действовать от не-ума. Это позволяет действовать через него существованию.

Это замечательный опыт медитации.

Японцы обращали странные вещи в медитацию: состязание на мечах - просто невероятно; стрельба из лука - просто невероятно. Кто бы мог подумать, что состязание на мечах и стрельба из лука станут медитациями? Но в Японии такая трансформация произошла.

Те трое фехтовальщиков были великолепны. Они прибыли из разных краев, побеждая все время. Король выпустил муху для первого фехтовальщика, тот разрубил муху на две части. Были большие аплодисменты и возгласы. Люди видели летящее насекомое, и человек разрубил его в воздухе надвое.

Второй человек... выпустили вторую муху, и тот разрубил вторую муху на три части прямо в воздухе. Люди не могли поверить своим глазам.

Потом третий — и все ждали: « Что же теперь произойдет?»

Третья муха была выпущена, и третий фехтовальщик взмахнул своим мечом, а люди начали смеяться, потому что муха улетела прочь, совсем не разрубленная.

Фехтовальщик сказал: «Замолчите! Вы не знаете ничего о фехтовании. У этой мухи больше не будет детей!»

Он стал победителем. Он вырезал самый цикл рождения и смерти. Он освободил муху.

«Что это за меч? - спросил монах, - который разрубит волосок, упавший на него?»

«Ты не можешь коснуться его», - ответил Чокоман.

Он так тонок.

Чокоман говорит о внутреннем мече, который разрубает все струны, соединяющие вас с телом и умом, и оставляет вас в абсолютном безмолвии, просто свидетелем. Ты не можешь коснуться того меча. Но монах упорствовал. Потом он спросил: «А как же тот, кто пользуется им? Я, может быть, и не в состоянии коснуться его, но как же тот, кто пользуется им?» «Его тело и кости разбиты вдребезги», - сказал Чокоман. Тот, кто пользуется им, - мечом свидетельствования, мечом медитации, - его ум и все то, что он обычно принимал за себя, отброшено в прах. То, что остается позади, это чистое зеркалоподобное свидетельствование. Монах прокомментировал: «Тогда хорошо было бы не иметь возможности прикоснуться к нему!» Он продолжает понимать неверно и превратно.

«Если тот меч разрушает тело, кости, ум и вообще все, - то лучше не касаться его» - на что, Чокоман ударил его. Этого было достаточно.

Но такие идиоты повсюду в мире. Их тупые головы таковы, что вы продолжаете колотить их, а это никак не дойдет до их сознания. Ничего не произошло с тем человеком. Обычно в дзэнских историях, когда учитель бьет ученика, тот становится просветленным. Здесь, человек уходит в город и, похоже, становится джентльменом: «Иметь жену и детей и поворачивать колесо рождения и смерти», называемое в джайнизме йони.

Басе написал:

Когда вещь сказана,

Губы делаются совсем холодными,

Как осенний ветер.

Басе - это величайший писатель хокку. Его хокку никогда никем не были превзойдены.

Когда вещь сказана - смысл таков, что, когда кто-то говорит нечто из подлинного переживания, когда нечто исходит от безмолвия вашей сокровенной сущности, губы делаются совсем холодными, потому что вы приходите из такого прохладного места, как Гималаи. В самой вашей сокровенной сущности все прохладно, так что, когда какое-то слово сходит с губ, губы делаются совсем холодными, как осенний ветер.

Вы высказываетесь от ума, вы просто повторяете то, что было обусловленным внутри вас. Вы даже не настолько разумны, как попугаи.

Я слыхал...

У женщины был замечательный попугай, но он умер. Она очень расстроилась и была в отчаянии. Ее соседи сказали: «Не мучайся так сильно. Сходи в лавку и купи другого попугая, еще лучше прежнего».

Так что она пошла в лавку, и ей понравился один попугай своей красотой - Сурисварджи назвал бы его Бхагаваном. Но продавец настаивал: «Мадам, можете выбрать любого - у нас сотни попугаев, — только оставьте в покое этого».

Наши рекомендации