Дайзуи сказал: «Говори громче - я плохо слышу».
Монах повторил вопрос громким голосом.
Он сказал: «Она подобна тысяче гор, десятку тысяч гор.
По другому поводу монах сказал: «Один из древних стоял в снегу и отсек
Свою руку. Что за истину он разыскивал?»
Дайзуи ответил: «Он не отсекал себе руку». Монах запротестовал: «Он отсек
ее! Почему ты говоришь, что нет?»
Дайзуи заметил: «Он наслаждался, стоя в снегу».
В другой раз монах кланялся статуе Манджушри в присутствии Дайзуи.
Учитель поднял свою мухобойку и сказал:
Манджушри и Самантабхадра, оба содержатся в этом». Монах нарисовал круг,
бросил рисунок за спину, а потом вытянул руки.
Дайзуи попросил слугу дать монаху чашку чая.
Друзья мои, прежде чем обсуждать сутры, обсудим заботу моего сердца, более настоятельную. Индийский премьер-министр Раджив Ганди изо всех сил старается завести дружбу с Китаем, и, похоже, они налаживают дело. Я не виню Раджива Ганди. Две такие большие страны, как Индия и Китай, не могут оставаться навсегда врагами. Первое поражение Индии было, когда Китай захватил индийскую территорию в Гималаях,- тысячи миль. Индия не была достаточно сильной, особенно она не была готова воевать в вечных снегах Гималаев.
Дед Раджива Ганди - Джавахарлал Неру, первый премьер-министр Индии - все же воевал, зная совершенно прекрасно, что победить, не было возможности. И он потерпел поражение. Индийские войска не смогли отстоять снега Гималаев. Они никогда не думали об этом; поэтому они и не подготовились. Китаем завоеван Тибет. Одна из самых значительных стран в мире - небольшая и бедная, у высочайших гор, названных «крышей мира», - она столетиями посвящала себя только медитации. Единственная страна на всем свете - веками, непрерывно, она имела только одно желание: познать себя. У нее не было войск, она никогда никого не захватывала; она не имела подобных желаний, нецивилизованных, варварских. Она была примитивной, но я все же скажу, что Тибет был самой цивилизованной страной, самой культурной. Китаем захвачен Тибет — Тибет не имел ни вооружений, ни войск. Китай подавил несчастных тибетцев пулеметами, попрал их монастыри. У Далай-ламы, главы политического и религиозного Тибета, не было другого пути, как укрыться в индийской части Гималаев, в Дхарамсала. С тех пор он живет там с тысячами тибетцев, которые прибыли с ним.
Самое досадное признать, что никто на всем свете даже не протестовал, что невинная страна, которая никогда не захватывала и никогда еще не проявляла никакого желания захватить кого-нибудь, стала захваченной просто потому, что другая страна имеет силу. Похоже, что вся наша цивилизация — это просто претензия; весь наш разговор о свободе и независимости — пустые слова. Дело не только в том, что ни кто не протестовал против Китая. Раджив Ганди даже заявил: «Тибет — внутреннее дело Китая».
Кажется, закон джунглей все еще преобладает. Большая рыба продолжает поедать меньшую рыбу - протеста нет.
Сейчас Далай-лама, видя, что Индия и Китай собираются стать друзьями, начал готовиться покинуть страну - ведь первым китайским требованием будет передача Далай-ламы в руки Китая; иное невозможно. Китайское требование звучало так: «Если вы не передадите Далай-ламу в руки Пекину, дружба невозможна».
А Раджив Ганди совершенно забыл те тысячи миль индийской территории. Это тоже внутреннее дело Китая? Тогда скоро вся Индия станет внутренним делом Китая!
Не нужно быть таким слабовольным. Мне хочется сказать Далай-ламе: «Не думайте никуда уходить; вы не получите местожительства нигде в мире, ибо никто не хочет противодействовать величайшей стране, Китаю». Как раз два года назад даже Америка отказала всего в трехнедельной туристической визе для Далай-ламы на том основании, что они не желают раздражать Китай.
Я люблю Будду, и я люблю тех, кто любит Будду. У меня глубокая любовь и уважение к Далай-ламе. Мой совет ему: не покидать эту страну; просто отбросьте желание быть суверенным главой, политическим главой Тибета. Фактически, не подобает религиозному человеку иметь такое стремление — стать политическим главой. Отбросьте эту идею. Будьте обычным медитирующим, любящим Будду, - тогда Китай не потребует вас. Вами интересовались из-за вашего постоянного желания снова стать главой Тибета. Слишком много воды утекло в Ганге; это не может произойти, по крайней мере, при вашей жизни. Но я настаиваю, что ваше желание принципиально ошибочно. Тибет ушел из ваших рук. Вы должны отказаться от этого. Ваше желание власти - это политическое желание, оно позорно для человека, который хочет быть медитирующим. Оставайтесь в Гималаях, и никто не потребует вашей выдачи. Беспокойство возникает внутри вас из-за желания снова взять Тибет под свое управление.
Забудьте об этом совсем. Уродливо, совершенно неприемлемо иметь такое желание. Это было единственным посланием Гаутамы Будды: не иметь никакого желания в этом мире; когда другой мир, таинственный мир готов открыть свои двери, вы требуете какой-то иллюзорной власти.