Краткое изложение суннитского вероучения
В заключение, для того чтобы читатель, который не обладает большими знаниями в области суннитского учения, мог четче увидеть различия между убеждениями суннитов и взглядами других общин, я приведу изложение суннитского вероучения, взяв за основу книгу известного ученого Абу Джафара ат-Тахави «Акыда ат-Тахавия» [Абу Джафар Ахмад ибн Мухаммад ат-Тахави (853–933 гг.) — ученый в области хадисов и фикха, последователь ханафитского мазхаба. Родом из Египта.]. Я не утверждаю, что эта акыда является самой верной или самой точной, но в целом большинство современных суннитов согласны с тем, что изложено в этой книге.
Преимуществом книги ат-Тахави является краткость и последовательность в изложении: основы акыды излагаются по пунктам, одна за другой, без громоздких доказательств.
Ниже я привожу убеждения Абу Джафара ат-Тахави, которые, по его мнению, соответствуют истинному убеждению «Ахль уль-Сунна валь Джамаат».
1. Мы говорим о Единстве Аллаха, веря с помощью Аллаха, что Аллах Един, без каких бы то ни было сотоварищей.
2. Нет ничего, подобного Ему.
3. Нет ничего, что может превозмочь Его.
4. Нет иного божества, кроме Него.
5. Он вечен без начала и бессмертен, непрестанный без Конца.
6. Он никогда не погибнет и не прекратит Своего существования.
7. Ничего не происходит, кроме того, что Он пожелает.
8. Никакое воображение не может постичь Его, и никакое понимание не охватывает Его.
9. Он отличен от любого сотворенного существа.
10. Он Живой и никогда не умрет, Он вечно в действии и никогда не спит.
11. Он творит без нужды в том, чтобы творить, и дает пропитание Своему творению, не прилагая при этом никаких усилий.
12. Он умерщвляет без опасения и воскрешает без труда.
13. Он всегда существовал вместе со Своими атрибутами еще до творения. Наделение творения существованием не добавило к Его атрибутам того, чего бы уже не было. И Он был со всеми Его атрибутами в предвечности, таким Он и останется вечно.
14. О Нем говорят, что Он Творец не только после того, как Он что-либо сотворил, и что Он Создатель — до того, как Он что-то создал.
15. Он всегда был Господом, даже когда не было ничего, над чем Он мог бы быть Господом, и всегда был Творцом, даже когда не было творения.
16. Подобно тому, как после дарования жизни Своим творениям Он заслуживает имени «Воскрешающий из мертвых» еще до их оживления, так же Он заслуживает и имени «Творец» до того, как сотворил их.
17. Это потому, что Он надо всем мощен (в Его Власти делать все, что угодно), все зависит от Него. Все легко для Него. И Он не нуждается ни в чем. «Нет ничего, подобного Ему. Он — Слышащий, Видящий» [Коран, сура 42 «Аш-Шура», аят 11.].
18. Он сотворил сотворенное по Своему Знанию.
19. Он предопределил судьбы всех Своих творений.
20. Он установил им определенные сроки жизни.
21. От Него ничего не было скрыто, что касается их, до того, как Он сотворил их, и Он знал все, что они будут делать, до того, как сотворил их.
22. Он приказал им повиноваться Ему и запретил им ослушиваться Его.
23. Все происходит по Его предопределению и воле, и Его воля свершается в полную силу. Единственная воля, которая есть у людей, — это то, что Он желает для них. Что Он желает для них, происходит, чего не желает — не происходит.
24. Он ведет по прямому пути, кого желает. И защищает их и охраняет их от вреда по своей щедрости, и сбивает с пути кого желает, и унижает их и причиняет им страдания по своей справедливости.
25. Все они подвластны Его воле, находясь между Его щедростью и Его справедливостью.
26. Он превыше того, чтобы иметь противоположности или равных Себе.
27. Ничто не может уйти от Его предопределения, или обратить вспять Его повеление, или преодолеть Его Распоряжение.
28. Мы верим во все это и уверены, что все исходит от Него.
29. И мы уверены, что Мухаммад — Его избранный раб, Его Пророк и Его Посланник, которым Он доволен.
30. И что он — Печать Пророков, и имам богобоязненных и самый благородный из всех Посланников, и возлюбленный Господа миров.
31. Любое притязание на пророчество после него — ложь и обман.
32. Мухаммад — тот, кто был послан ко всем джиннам и ко всему человечеству с истиной и руководством, светом и озарением.
33. Коран — это Слово Аллаха, он пришел от Него как речь, о которой нельзя сказать «как». Он ниспослал его Своему Посланнику как Откровение. Верующие принимают его как абсолютную истину. Он не создан, как речь людей, и всякий, кто слышит его и объявляет, что это — человеческая речь, становится неверным. Мы познаем и признаем с определенностью, что это речь Творца людей и она совершенно не похожа на речь людскую.
34. Любой, кто описывает Аллаха как существо, чем-то схожее с человеком, становится неверным. Все, кто осознает это, будут осторожны и воздержатся от тех слов, которые говорят неверные, и они знают, что Он, со всеми Его свойствами, не таков, как люди.
35. Видение Аллаха людьми Сада истинно, но не всеохватно, и способ их видения неизвестен. Как сказано в Книге Господа нашего: «Лица в тот день сияющие, на Господа их взирающие» [Коран сура 75 «Аль-Киййама», аяты 22–23.]. Объяснение этого таково, как Аллах знает и желает. Все это пришло к нам от Посланника в достоверных хадисах, так, как он сказал, и означает то, что он подразумевал. Мы не углубляемся в это, пытаясь объяснить по-своему или давая ход нашему воображению. Никто не находится в безопасности в своей религии, если целиком не подчинит себя Аллаху Всевышнему и Преславному и Его Посланнику.
36. Ислам человека непрочен, если не основан на подчинении и покорности. Любой, кто стремится к знанию сверх своих способностей к познанию, чей интеллект неудовлетворен покорностью, обнаружит, что его страсть мешает ему в чистом понимании истинного Единства Аллаха, чистого знания и правильной меры, и что он колеблется между неверием и верой, утверждением и отрицанием, принятием и отвержением. Он будет подвержен наущениям и обнаружит, что он в замешательстве и сомнениях, не будучи ни принимающим истину верующим, ни отрицающим ее отвергателем.
37. Вера человека в видение Аллаха людьми Сада неправильна, если это объясняется при помощи воображения или интерпретируется в соответствии с собственным пониманием, так как объяснение этого видения относится к сфере Господства Всевышнего и находится во власти Господа. Это религия мусульман. Любой, кто не охраняет себя от отрицания атрибутов Аллаха или уподобляет Аллаха чему-либо, сбился с пути и не смог понять Славу Аллаха, потому что наш Господь описывается, по возможности, только в терминах исключительности и абсолютной Единственности, и ни одно создание не похоже на Него никоим образом.
38. Он превыше тех ограничений, что накладывают на Него, превыше того, чтобы быть в каких-то рамках или иметь части или конечности. Он не содержится в шести сторонах света, как все сотворенные вещи.
39. Мирадж [Мирадж — ночное путешествие Пророка Мухаммада в Иерусалим, а оттуда — на седьмое небо. Это произошло еще во время пребывания Пророка в Мекке.] — истина. Пророк был взят ночью и вознесен в своей телесной форме в состоянии бодрствования через небеса на те высоты, какие пожелал Аллах для него. Аллах оказал ему честь, как оказал, и открыл ему то, что открыл, и «сердце (ему) не солгало в том, что он видел» [Коран, сура 53 «Ан-Наджм», аят 11.]. Аллах благословил его и даровал ему мир в этом мире и в следующем.
40. Аль-хауд [Аль-хауд — бассейн, озеро, которое Аллах даровал Пророку Мухаммаду. Тот, кто выпьет из этого озера, больше никогда не почувствует жажды.] — истина.
41. Аш-шафаат [Аш-шафаат — заступничество Пророка перед Аллахом за грешных мусульман.] — истина, как было передано в согласованных и авторитетных хадисах.
42. Завет, который заключил Аллах с Адамом и его потомками, — истина.
43. Аллах до существования времени знал точнее число тех, кто войдет в Сад, и точное число тех, кто войдет в Огонь. Это количество не увеличится и не уменьшится.
44. То же касается всех действий, совершенных людьми: совершено то, что Аллах знал. С каждым случилось то, для чего он был создан. Дела учитываются по их завершению. Те, кто счастлив, счастливы по воле Аллаха, и те, кто несчастен, несчастны по воле Аллаха.
45. Предопределение — это тайна Аллаха, скрытая от Его творений, и ни один ангел у трона, ни один Пророк, посланный с миссией, не получил знания этого. Углубление в это и чрезмерные размышления об этом ведут только к неудаче и лишению и завершаются непокорностью. Так что будь предельно осторожным в мыслях и размышлениях об этом предмете и в отношении допущения сомнений в этом, которые наседают на тебя, ибо Аллах охраняет знание о предопределении от людей и запрещает им доискиваться его, говоря в Своей Книге: «Не спрашивают Его о том, что Он делает, а их спрашивают» [Коран, сура 21 «Аль-Анбия», аят 23.]. Так что, кто спрашивает: «Почему Аллах делает это?», — идет против решения Книги, а любой, кто идет против решения Книги, является неверным.
46. Это вкратце то, что должны знать те из друзей Аллаха, у которых просветленные сердца, и этим устанавливается степень тех, кто наделен прочными знаниями. Ибо есть два типа знания: знание, которое доступно для сотворенных существ, и знание, которое недоступно для сотворенных существ. Отрицание недоступного знания есть неверие, и претензия на обладание знанием, которое недоступно, есть неверие. Вера может быть твердой, только если приобретаешь доступное знание, а к недоступному знанию не стремишься.
47. Мы верим в аль-Лаух (Скрижаль) и аль-Калам (Перо). Даже если бы все творения собрались вместе, чтобы помешать существованию чего-либо, чье существование Аллах предначертал на Скрижали, они не смогли бы сделать этого. И если бы все творения собрались вместе, чтобы заставить существовать то, чему Аллах не предписал существование, они не смогли бы сделать этого. Перо высохло, написав все, что будет иметь существование до Судного дня. Что не предписано человеку, того не обретет он, и что бы ни обрел он, он не был бы никогда лишен этого.
48. Раб должен знать, что Аллах уже знает все, что должно произойти с Его творением, и Он предопределил это до мелочей, и решение Его неотвратимо. Нет ничего, созданного Им в небесах или на земле, что могло бы противоречить этому, добавить к этому или стереть это, или изменить, или уменьшить, или увеличить это каким бы то ни было способом. Это основополагающий аспект веры и необходимый элемент всего знания и признания исключительности Аллаха и Его Власти. И горе тому, кто враждует с Аллахом из-за Его решения и кто с болезнью в сердце начинает углубляться в это. Он со своими иллюзиями ищет то, что никогда не может быть открыто, и становится грешником, говорящим лишь ложь.
49. Аль-Арш (трон) и аль-Курси (престол трона) — истина.
50. Он не нуждается в Троне и всем, что под ним.
51. Он объемлет все и превыше всего, и то, что Он создал, не способно объять Его.
52. Мы говорим с верой, признанием и покорностью, что Аллах сделал Ибрахима близким другом, и что Он прямо говорил с Мусой.
53. Мы верим в ангелов, Пророков, Книги, которые были ниспосланы Посланникам, и свидетельствуем, что они все следовали явной Истине.
54. Мы называем людей нашей Кыблы мусульманами и верующими, пока они признают то, что принес Пророк, и принимают как истину все, о чем он сказал и сообщил нам.
55. Мы не вступаем в ненужные разговоры об Аллахе и не допускаем никаких споров о религии Аллаха.
56. Мы не спорим о Коране и свидетельствуем, что это — Речь Господа всех миров, с которой спустился Верный Дух (ангел Джибраиль) и которой он обучил лучшего из всех Посланников — Мухаммада. Это Речь Аллаха, и никакая речь созданий не сравнится с ней. Мы не говорим, что Коран был сотворен, и не идем против джамаата мусульман в этом отношении.
57. Мы не считаем кого бы то ни было из людей нашей Кыблы неверующим из-за какого-то греховного действия, совершенного им, пока он не считает это действие дозволенным.
58. Мы не говорим, что грех человека, имеющего веру, не оказывает на него вредного действия.
59. Мы надеемся, что Аллах помилует добродетельных из верующих и позволит им войти в рай по своей Милости, но мы не можем быть уверены в этом и не можем свидетельствовать, что это определенно произойдет и они будут в раю. Мы просим прощения за людей грешных из верующих, и хотя мы боимся за них, не отчаиваемся за них.
60. И полное отсутствие страха (перед наказанием), и отчаяние (в возможности спасения) выводят человека из религии. Путь истины для людей Кыблы лежит между этими двумя крайностями: человек должен бояться расчета Аллаха и отдавать себе отчет в нем, также, как и надеяться на милость Аллаха.
61. Человек не выходит из веры, если не отрицает то, что привело его в нее.
62. Вера состоит из утверждения языком и принятия сердцем.
63. И все то, что достоверно пришло от Пророка относительно шариата и разъяснения (Корана и Ислама) — истина.
64. Вера в основе одна и та же у всех, но превосходство одних над другими в ней — от страха их и размышления об Аллахе, их противодействия своим страстям и их выбора в пользу того, чем более доволен Аллах.
65. Все верующие — авлия (друзья, близкие) Аллаха, и благороднейшие из них перед Аллахом — те, кто наиболее послушен и лучше всего следует Корану.
66. Вера включает в себя веру в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его Посланников, последний день и веру в то, что предопределение, его добро и зло, сладость и горечь, — все от Аллаха.
67. Мы верим во все это. Мы не делаем какого бы то ни было различения между Посланниками, мы принимаем как истину все то, что они приняли.
68. Те из общины Мухаммада, которые совершили великие грехи, будут в Огне, но не навечно, при условии, что умрут и встретятся с Аллахом как верующие, подтверждающие Его Единство, даже если они не раскаялись. Они подвластны воле Аллаха и Его суду. Если Он захочет, то простит их и помилует из Своей щедрости. И если Он захочет, накажет их в огне из Своей справедливости и затем выведет их из огня по Своей милости и благодаря заступничеству тех, кто был послушен Ему, и отправит их в рай.
69. Мы согласны, что молитву можно совершать за любым из людей Кыблы, добродетельным или грешным, и погребальная молитва совершается над любым из них, когда они умрут.
70. Мы не говорим ни о ком из них, что он обязательно войдет в рай или ад, и мы не обвиняем никого из них в неверии, многобожии и лицемерии, пока они явно не демонстрируют это. Мы оставляем потаенное ими Аллаху.
71. Мы отвергаем убийство кого бы то ни было из уммы Мухаммада, если шариат не обязывает к этому.
72. Мы не признаем восстание против нашего имама или тех, кто управляет нами, даже если они несправедливы, и не желаем им зла и не отказываемся следовать за ними. Мы придерживаемся того, что подчинение им — это часть подчинения Аллаху Славному и значит обязанность, пока они не приказывают совершать грехи. Мы молим о правом пути для них и помиловании за их несправедливость и неправедные дела.
73. Мы следуем Сунне Пророка и джамаату мусульман и избегаем отклонения, разногласий и разделений.
74. Мы любим справедливых и верных и ненавидим несправедливых и вероломных.
75. Когда наше знание о чем-то неопределенно, мы говорим: «Аллах знает лучше всех».
76. Мы соглашаемся с протиранием поверх кожаных носков (масих в вуду) в путешествии или вне его, как пришло в достоверных и утвержденных хадисах.
77. Хадж и джихад под руководством правителей мусульман, праведные они или грешные, — обязанности, сохраняющиеся до наступления Судного дня. Ничто не может отменит или оспорить это.
78. Мы верим в ангелов-писцов, которые записывают наши дела, ибо Аллах назначил их над нами двумя стражами.
79. Мы верим в ангела смерти, который забирает души людей.
80. Мы верим в наказание в могиле для тех, кто заслуживает его, и в допрашивание в могиле Мункаром и Накиром о Господе человека, его религии и его Пророке, как низведено в хадисах от Посланника Аллаха и в сообщениях от сподвижников.
81. Могила — либо один из лугов Сада, либо одна из пропастей Огня.
82. Мы верим в воскрешение после смерти и воздаяние за наши действия в День суда; в аль-Ард (показ) и аль-Хисаб (расчет за них); в кираат аль-Китаб (чтение книги) и вознаграждение или наказание; в ас-Сират (мост) и Мизан (весы).
83. Рай и ад — сотворенные вещи, которые никогда не исчезнут, мы верим, что Аллах сотворил их до остального творения и затем создал людей, чтобы заселить и тот, и другой. Кого Он пожелает, того введет в рай по Его щедрости, и кого пожелает, введет в огонь по Его справедливости. Все делают то, что предопределено для них, и идут к тому, что создано для них.
84. Добро и зло предрешены для людей.
85.Способность в терминах тауфика (божественной милости и благодати), которая заставляет осуществиться то или иное действие, не может быть приписана твари. Эта способность неотъемлема от действия, в то время как способность действия с точки зрения наличия необходимого здоровья, возможности, приспособленности и наличия необходимых средств существует в человеке до действия. Это такой тип способности, который является объектом предписании шариата.
86. Действия людей сотворены Аллахом, но приобретены людьми.
87. Аллах Всевышний налагает на людей только то, что они способны сделать, и люди способны сделать только то, что Аллах предпочел для них. Это объяснение фразы: «Нет власти и силы, кроме как у Аллаха». Мы добавим, что нет хитрости или способа, с помощью которых кто-то может избежать непокорности Аллаху и отстраниться от нее, если только не с помощью Аллаха, и никто не может подчиняться Аллаху на деле и оставаться твердым в подчинении, если Аллах не сделает это возможным для него.
88. Все происходит по воле Аллаха, Его знанию, предопределению и решению. Его воля — превыше всех человеческих желаний, и Его решение превосходит все человеческие уловки. Он делает все, что пожелает, и никогда не бывает несправедливым. Он в своей чистоте — превыше всякого зла или проклятия, и Он совершенен в отдаленности от всякого недостатка или изъяна.
89. Для мертвых людей есть польза в мольбе и милостыне живых.
90. Аллах отвечает на мольбы людей и наделяет их тем, что они просят.
91. Аллах обладает абсолютным контролем надо всем, и ничто не имеет никакого контроля над Ним. Ничто не может быть независимым от Аллаха даже на мгновение ока, и кто считает себя независимым от Аллаха даже на мгновение ока, тот повинен в неверии и становится одним из людей погибели.
92. Аллах гневается и бывает доволен, но не так, как любой из сотворенных.
93. Мы любим сподвижников Посланника Аллаха, но не проявляем крайности в любви к кому-то из них, выделяя его среди других, и не отрекаемся ни от кого из них. Мы ненавидим тех, кто ненавидит их и не говорит о них хорошее, и мы говорим о сподвижниках только хорошее. Любовь к ним — часть Ислама, часть веры и часть праведности, в то время как ненависть к любому из них — неверие, лицемерие и ересь.
94. Мы придерживаемся мнения, что после смерти Посланника Аллаха халифат сначала принадлежал Абу Бакру ас-Сиддику, что доказывает его превосходство и старшинство над другими мусульманами, затем — Умару ибн аль-Хаттабу, затем — Усману, и затем — Али ибн Аби Талибу. Они — праведные халифы и справедливые руководители.
95. Мы свидетельствуем, что те десять, которых назвал Посланник Аллаха и которых он обрадовал раем, будут в раю, так как Посланник Аллаха, чьи слова истинны, свидетельствовал, что они там будут. Эти десять: Абу Бакр, Умар, Усман, Али, Тальха, Зубайр, Саад, Сайд, Абдуррахман ибн Ауф и Абу Убайда ибн аль-Джаррах, титул которого был «попечитель этой Уммы» (да будет доволен Аллах ими всеми).
96. Любой, кто говорит хорошее о сподвижниках Посланника Аллаха и его женах и потомках, — все они чисты и не затронуты никакой нечистотой, — свободен от обвинения в лицемерии.
97. Ученые первой общины и те, кто следовал их пути, — люди добродетели, сообщавшие хадисы, правоведы и люди разума. О них нужно отзываться только наилучшим образом, и кто скажет что-либо плохое о них, — не на прямом пути.
98. Мы не отдаем предпочтение никому из аулия перед любым из Пророков, но говорим, что любой из Пророков лучше, чем все аулия вместе взятые.
99. Мы верим в то, что знаем о караматах (чудесах аулия), и в подлинные повествования о них из достоверных источников.
100. Мы верим в признаки Часа, такие, как появление Даджаля и пришествие Исы ибн Марьям с небес, и верим в восход солнца оттуда, где оно садится, и в появление Зверя из земли.
101. Мы не принимаем за истину то, что говорят предсказатели и гадатели, не принимаем заявления тех, кто говорит что-то, идущее против Корана, Сунны и иджмы мусульманской Уммы.
102. Мы согласны, что держаться вместе, — это истинный и правильный путь, и что разделение — это отклонение и наказание.
103. Есть только одна религия Аллаха на небесах и на земле, и эта религия — Ислам. Аллах говорит: «Поистине, религия перед Аллахом — Ислам» [Коран, сура 3 «Али Имран», аят 19.]. И еще сказано: «И удовлетворился для вас Исламом как религией» [Коран, сура 5 «Аль-Маида», аят 3.].
104. Ислам находится между чрезмерностью и недостаточностью, между ташбихом (уподоблением атрибутов Аллаха чему-либо другому) и та´тилем (отрицанием атрибутов Аллаха), между принуждением и отрицанием предопределения, исходящего от Аллаха, и между уверенностью (без страха о расчете Аллаха) и отчаянием (в милости Аллаха).
105. Это наша религия, это то, во что мы верим и внутренне, и внешне, и мы отвергаем любую связь перед Аллахом с любым, кто идет против того, что мы сказали и разъяснили.
Заключение
Как видно из истории Ислама, различные секты и учения появились уже на самом раннем ее периоде, то есть во времена сподвижников Пророка, и процесс этот продолжался на протяжении последующих времен.
Мы познакомились с вероучениями всех крупных мусульманских общин, а также рассказали о взглядах большого количества мелких сект и отдельных людей. Возможно, ознакомившись с этой книгой, читатель сможет лучше понять причины и факторы, вызвавшие возникновение новых учений или отмежевания новых общин от основного учения.
Как ни печально это звучит, но на сегодняшний день, наверное, нет ни одного основного или второстепенного вопроса религии, относительно которого мусульмане не разделились бы как минимум на две части. Безусловно, все это очень и очень прискорбно. Что же нам остается делать в такой ситуации? Изучать свою религию, руководствоваться ее нормами и просить о помощи со стороны Аллаха, чтобы Он наставил нас на верный путь, ибо без наставления с Его стороны все наши деяния будут тщетны.
Глоссарий
Адль — справедливость.
Акыда — определенный набор религиозных убеждений.
Акль — разум, один из источников иджтихада в джафаритском мазхабе.
Амр — повеление, приказ Аллаха.
Алим — ученый, обладающий достаточно обширными знаниями в области исламских наук.
Ансар — буквально, помощник; в Исламе ансарами называли меддинцев, принявших и обустроивших в своем городе переселенцев из Мекки во главе с Пророком Мухаммадом.
Ахль аль-ахва — люди пристрастных суждений. Обычно этим собирательным именем сунниты называют всех своих идеологических противников.
Ахль аль-бейт — люди дома, обычно потомки Пророка по линии его дочери Фатимы и двоюродного брата Пророка Али ибн Аби Талиба.
Аят — наименьший выделяемый фрагмент текста Священного Корана.
Ахль аль-китаб — люди книги. В данную категорию входят те религиозные общины, которым до прихода Пророка Мухаммада дано было от Аллаха религиозное писание. Это, прежде всего, иудеи и христиане. В дальнейшем, с расширением мусульманских земель и, соответственно, контактов мусульман с другими религиозными общинами, это понятие было распространено — возможно, и не совсем обосновано — также и на зороастрийцев, огнепоклонников и некоторые совсем уж сомнительные религиозные объединения. А в исламском государстве это имеет весьма большое значение, так как ахль аль-китаб, в отличие от других немусульман, обладают определенными гарантиями и правами, которые должны защищаться государственным аппаратом.
Ахль аль-кибла — люди киблы. Этим понятием называют всех мусульман, не зависимо от их религиозных убеждений. Обычно данный термин применяют в том случае, когда хотят оставить в стороне многочисленные разногласия и объединиться на основе общих ценностей: Корана, Пророка, Мекки и т. д.
Ахль ар-рай — люди мнения, рассуждения — ученые, часто применявшие логические рассуждения при выработке фатв, зачастую предпочитая их некоторым слабым или противоречивым хадисам или мнениям отдельных сподвижников.
Ахль аль-хадис — люди хадиса. Ученые, предпочитавшие при выработке правовых решений в большей степени полагаться на хадисы, чем на собственные рассуждения.
Ахират — будущий, вечный мир.
Байат — присяга, клятва на верность. Чаще всего под байатом понимается клятва, приносимая мусульманами правителю.
Барзах — промежуточное местопребывание душ людей от их смерти до воскресения из мертвых.
Батын — скрытый, тайный смысл чего-либо.
Бида — религиозное нововведение.
Вали — в отношении Аллаха понимается в значении Покровитель. Что же касается отнесения этого термина к человеку, то это люди близкие к Аллаху в силу своей набожности, праведности, аскетизма, строгого следования предписаниям религии.
Вахи — Божественное внушение или откровение, ниспосылаемое Пророкам и Посланникам.
Васийя — завещание.
Гайб — скрытое знание.
Даават — призыв к чему-либо, но чаще под этим понимается призыв к Исламу.
Дар аль-Харб — земля войны; одно из понятий фикха. Это все неисламские земли, то есть те, на которых нет исламского правления и не действуют законы шариата.
Дар аль-Ислам — земля Ислама, правление на которой основано на нормах шариата.
Джаннат — рай.
Джаханнам — ад.
Джахилия — доисламское время — понятие, имеющее резко отрицательный характер, связанный с дикостью, невежеством, отсутствием всякого религиозного или нравственного закона.
Джизья — налог, выплачиваемый немусульманами, живущими на территории исламского государства.
Джихад — буквально: приложение максимальных усилий во имя достижения определенной цели. В широком понимании, джихад — это всякое усилие, направленное на совершенствование своей личной веры либо установление истинной религии на земле. В шариате под джихадом подразумевается оборонительная или наступательная война против врагов религии Аллаха. Джихад не обязательно ведется с оружием в руках, он может вестись также имуществом и словом.
Дин — один из терминов, обозначающих истинную религию Аллаха — Ислам.
Захир — очевидный, явный, буквальный смысл аята Корана или хадиса.
Зульм — несправедливость, беззаконие; сознательное нарушение, попрание прав отдельного человека или группы лиц.
Иджтима — единогласное решение богословов по какому-то вопросу.
Иджтихад — приложение максимальных усилий для того, чтобы на основе исламских источников права найти ответ на вновь сложившиеся обстоятельства. Если проводить аналогию с римским правом, то иджтихад — это нормотворчество.
Ильм — знание.
Имам — буквально: стоящий впереди. В узком смысле — тот, кто руководит общей молитвой группы мусульман. В широком — руководитель, глава мусульманской общины, и в этом смысле слова «имам» и «халиф» являются тождественными. Но имамом называют того, кто обладает не только административной властью, но и религиозными знаниями.
Иман — убежденная вера человека в Аллаха, Его религию и т. д.
Ислам — название единой религии Аллаха, которую проповедовали все Пророки и их последователи — от Адама до Мухаммада. Ислам, по-арабски, — покорность; быть покорным для мусульманина означает — полагаться на Аллаха, следовать Его приказам и остерегаться Его запретов.
Иснад — цепочка передатчиков хадиса от момента его письменной фиксации до первоисточника — Посланника Аллаха либо сподвижника Пророка. По правилам науки о хадисах, всякий хадис состоит из двух частей: иснада и матна (информативная часть хадиса).
Ихляс — искренность веры перед Аллахом.
Ихсан — высшая степень веры, благодаря которой человек совершает все свои дела так, словно он видит Аллаха; а если он Его и не видит, то помнит, что Аллах всегда видит его.
Йаум ад-дин — Судный день
Йаум аль-кыййама — день Воскресения.
Кааба — куб — исламская святыня, расположенная в центре Запретной мечети в Мекке; в сторону Каабы мусульмане совершают свои молитвы.
Кабаир — тяжкие грехи.
Кади — судья.
Карамат — чудеса, сверхъестественные деяния мусульманских праведников.
Касб — присвоение, приобретение. Компромиссное понятие, разработанное ашаритами в отношении предопределения и свободы человеческой воли. Кратко сводится к тому, что Аллах создает поступки человека, а он их приобретает.
Кафир — неверующий в религию Аллаха. Под этим термином подразумеваются все немусульмане: атеисты, многобожники, язычники, а также иудеи и христиане.
Китаб — книга, писание.
Коран — Священная книга, ниспосланная Аллахом через ангела Джибриля своему Посланнику Мухаммаду.
Кибла — направление в сторону Заповедной мечети в городе Мекка, в котором все мусульмане мира совершают свои молитвы.
Кыййас — суждение по аналогии при осуществлении иджтихада в случае отсутствия доказательства в других источниках права.
Кунья — имя по отцу или по сыну.
Куфр — неверие в Аллаха или Его религию. Величайший грех для человека. Для мусульманина важно знать, что недостаточно просто верить в Аллаха, вместе с этим человек обязан признавать и любить всех Посланников, Коран, все ясные положения шариата, одним словом — все, что входит в религию Ислам. Если же человек хотя бы в одном моменте не согласен с исламским вероучением — это одно из проявлений неверия, и такой человек не в праве считать себя полноценным мусульманином.
Лаух аль-махфуз — скрижаль, хранимая на небесах, на которой Аллах записал все будущие события, а так же Священные Писания.
Мазхаб — доктрина, школа, толк мусульманского права. Мазхаб — это совокупность методов, последовательностей и приоритетов источников исламского права, способов выведения религиозно-правовых решений.
Масих ад-даджжаль — антихрист, который придет в наш мир ближе к концу его существования, чтобы сбить людей с истины.
Муджтахид — мусульманский ученый, удовлетворяющий определенным условиям для осуществления иджтихада.
Мунафики — лицемеры, те, кто на словах заявляют, что являются мусульманами, но в душе ненавидят Ислам.
Муфтий — ученый, специалист в области применения шариата, выносящий окончательное решение по спорным вопросам или при наличии разногласий между мазхабами, основываясь на шариатских принципах. Данная практика актуальна только в исламском государстве, где законодательство основано на нормах шариата.
Мухаддис — специалист, занимающийся изучением науки о хадисах Посланника Аллаха.
Мухаджирун — переселенцы, то есть те, кто по приказу Пророка переселились из Мекки в Медину.
Мушрик — многобожник, то есть тот, кто приобщает Аллаху сотоварищей, или считает, что есть равные Ему, или считает допустимым молиться кому-либо, кроме Него. Многобожие — величайший грех, который по словам Аллаха никогда не будет прощен. Многобожник обречен на вечное пребывание в аду.
Рида — вероотступничество, выход из Ислама.
Ризк — удел человека в этом мире, которым его наделяет Аллах.
Сахабы — сподвижники Посланника Аллаха. Высказываются различные мнения о том, кого допустимо считать сподвижником, но в целом — это тот, кто видел или слышал Пророка хотя бы один раз в жизни и при этом умер мусульманином.
Сират — один из описательных элементов Судного дня. Сират — мост проложенный над адом, по которому каждому человеку необходимо будет пройти. И он либо пройдет его и попадет в рай, либо упадет с него в ад.
Сыфат — атрибуты; чаще всего атрибуты Аллаха.
Сунна — собирательный термин, в который входят: прямые приказы и наставления Пророка обязательные к исполнению, его личные, добровольные действия, которые не были вменены в обязанность общине, молчаливое одобрение Пророком, когда он видя некоторые действия своих сподвижников не высказался против них, одним словом, любой пример Пророка. После смерти Пророка Сунна была собрана мусульманскими учеными в книги по темам или по именам передатчиков сведений. Для мусульман Сунна является главнейшим источником права после Корана, так как именно Сунна разъясняет, дополняет и уточняет многие его положения.
Сура — одна из 114 частей Корана.
Табиун — последователи, ученики сподвижников Посланника Аллаха.
Таклид — следование, подражание. Слепое следование религиозным авторитетам, не спрашивая при этом доказательства (или не пытаясь критично подойти к изучению доказательства) по вынесенному ими решению. Больше всего понятие таклид применимо в отношении мазхабов.
Тавассуль — поиск средства, с помощью которого человек мог бы приблизиться к Аллаху, или через которое он просит Аллаха помочь ему.
Таухид — один из разделов исламского вероубеждения, охватывающий различные стороны понимания Единственности Аллаха, Его Атрибуты и остальные моменты касающиеся Его величия.
Тафсир — толкование Священного Корана.
Умма — все исламское сообщество.
Усуль — принципы, основы, начала чего-либо.
Усуль аль-Фикх — один из разделов фикха, детально разрабатывающий методы, способы, принципы иджтихада. Большая заслуга в разработке основ этой науки принадлежит имаму аш-Шафии.
Факих — ученый, занимающийся изучением исламского права и имеющий право выносить решения по вновь возникшим обстоятельствам.
Фард — обязательное к исполнению. Фард делится на фард айн — личная обязанность каждого мусульманина — и фард кифайа — обязанность, возложенная на всю общину, которая снимается со всех остальных, если ее выполнил хотя бы один человек.
Фатва — постановление, заключение муфтия, муджтахида относительно какого-либо случая в жизни общества или отдельного человека.
Фикх — буквально: понимание. В Исламе — свод религиозно правовых норм, основанных на шариате, охватывающих все стороны государственной, общественной и личной жизни человека.
Фирка — община, течение, секта.
Фирка ан-наджия — спасшаяся община. Это понятие почерпнуто из известного хадиса о том, что мусульмане разделятся на 73 течения и только одно спасется (наджия).
Фитна — смута, искушение, соблазн. Чаще всего фитной называют конфликты внутри исламской уммы.
Фуру — второстепенные основы или правила Ислама.
Хадис — это рассказ, сообщение о словах, приказах, предупреждениях, наставлениях, реакциях Посланника Аллаха, переданный по цепочке передатчиков (иснад) и зафиксированный мусульманским ученым-мухаддисом. Хадисы в зависимости от их достоверности делятся на сахих (достоверные), хасан (хорошие), даиф (слабые) и многие другие виды, описания которых разобраны в науке, изучающей хадисы. Хадисы имеют важнейшее значение как для формирования исламских убеждений, так и для аргументации различных положений исламского права (фикха). После Корана хадисы являются вторым источником права для мусульман.
Хакк — истина.
Ханиф — человек придерживающийся чистого Единобожия. До Пророка так называли людей, которые следовали религии Ибрахима, поклоняясь только Аллаху и не приобщавшие к Нему никого.
Халяль — то, что разрешено религией Аллаха и шариатом Пророка.
Халиф — заместитель. В исламе под этим термином подразумевается руководитель, правитель мусульманского государства.
Харам — противоположность халяля, то есть то, что запрещено Шариатом.
Хафиз — это почетное прозвище человека, которое дается ему после того, как он выучит наизусть либо весь Коран, и тогда его называют хафиз Куран, либо 100 000 хадисов Пророка с иснадами и матнами.
Хиджра — переселение мусульман из Мекки в Медину в 622 г. Хиджра стала важнейшим событ