Про великаго Иоанникия пишется, что его постоянною молитвою была сия: упование мое - Отец, прибежище мое - Сын, покров мой - Дух Святый.
Исаак Сирский сообщает, что он знал подвижника, который молился так: "Аз яко человек согрешил, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя", или другой подвижник, качая головою говорит - конечно в молитвенном расположении духа: "что-то будет!?..."
На всё сие ответ такой: молитесь, кто как может; ибо существо молитвы не в словах, а в том, чтобы сердечное чувство души, в котором идёт и держится вся наша жизнь, соединить с Господом - Источником вечной жизни. Нужно только знать, что прежде всего необходимо нам соединиться своим внутренним существом или душею своею непременно с Сыном Божиим - Спасителем нашим, потому что в деле спасения нашего, Искупитель наш Иисус Христос является к нам ближе; только чрез Него мы и можем иметь доступ к Отцу Небесному и за Его заслуги подаётся нам Дух Святый. Потому и молитва наша должна быть первее всего к Нему, и мы имеем нужду и заповедь святого Апостола: верою вселить Христа в сердце (Еф.3:17).
Но здесь может кто-либо сказать: видишь,- "вселить Христа в сердце нужно верою, а не молитвою, как вы утверждаете!?".
Знать нужно, что в понятие молитвы вера входит, как существенная часть, в ней заключается и вместе с нею идёт к одной цели, которая и там и здесь одна - именно: "живое и таинственное соединение человека с Богом". Это определение одинаково принадлежит и вере и молитве. В вере имется движение вперёд - к предмету веруемому; а это движение и выражается молитвою или и есть самая молитва. Отсюда же происходит и молитва веры.
Веровах,- говорит Пророк,- темже глаголах (Пс. 115:1). Молитва без веры есть ничто - сеяние на камень. Верую в истиннаго Бога и веру свою выражаю стремлением к Нему, которое и может быть только чрез молитву, а потому и молюсь Ему, чая этим сподобиться Его милости. Молитва, по учению святых отец, называется материю всех добродетелей, поэтому в числе своих чад необходимо имеется и вера - яко первородная дщерь ея.
А что, повидимому, молились святые и угодники Божии другими молитвами, то это вовсе не может служить нам благовидным предлогом и причиною уклонения от обязанности непрестанной Иисусовой молитвы, потому что нет ни одной молитвы, которая могла бы исключать присутствие Сына Божия, яко единаго от Святыя Троицы; и нет такой молитвы, в которой бы не присутствовал Он - един Ходатай Богу за человеки, Господь Иисус Христос. Есть молитвы к Отцу Небесному и Святому Духу, а более всего к Сыну Божию.
Но во всех молитвах, возносимых от Земли на Небо, Он есть Посредник, Ходатай и Примиритель, и потому всякая молитва, не во имя Его делаемая, должна быть суетна и безплодна, потому что Он составляет ея внутреннюю силу, хотя бы для чувственнаго слуха и не слышалось Его пресвятейшее имя.
Без Него недейственна никакая наша молитва - ни к Отцу Небесному, ни к Духу Святому.
Один только Он отверзает вход нашим молитвам к престолу благодати, яко Посредник между Богом и нами, яко Примиритель наш и Спаситель.
Отсюда необходимо вытекает такое заключение, что ничего не теряет в своём духовном приобретении, по внутреннему приближению к Богу тот, кто молится общими молитвами Святой Церкви с должным, конечно, вниманием, благоговением и правильным отношением своего ума и сердца к Богу и ко всему, что изложено в молитвах; равно и тот, кто исключительно всё своё молитвенное упражнение производит Иисусовою молитвою, непрестанно читая её днём и ночью, не должен надеятся на какое-нибудь преимущество, потому что сила того и другого моления состоит в одном, чтобы внутреннее чувство души соединить с Господом Иисусом Христом, предварительно очистивши его слезами покаяния, смирением и сознанием неизбежной нужды нашего единения с Господом.
Но дело в том, что при чтении продолжительных молитв, является немалая трудность, но причине многих предметов, там содержащихся, иметь ум свой единично прилепленным к Господу Иисусу, потому что разнообразие предметов держит его на себе, что в свою очередь, даёт врагу не малую возможность всевать в ум молящагося и свои помыслы. Молитва же Иисусова, будучи чужда всего этого, прямо и непосредственно обращает всё наше внутреннее существо ко Господу Иисусу Христу и тем даёт нам легчайший способ единения с Ним, а врагу там уже нет места, чтобы сеять свои плевелы.
В доказательство сему можно привести учение святого Григория Синаита. Он делает вопрос: "Откуда это различие, что одни учат много петь псалмов, другие - мало, третьи совсем не петь!!!"
Ответ: разрешение сего вопроса таково: которые деятельною жизнию, чрез многие труды и в долгие годы обрели действа благодати, те как сами научились сему, так и других учат. Они не верят тем, кои говорят о себе, что по милости Божией, достигли сего в короткое время - тёплою верою, как говорит святой Исаак, и порицают таковых, будучи окрадаемы неведением и самомнением, других уверяют, что, если что бывает иначе, чем у них, то оно прелесть есть, а не действо благодати.