Вторая черта образа Божия в человеке состоит частнее в духовных силах или способностях его: понимать истину, любить и творит добро и стремится к Богу, как Источнику всякой истины и добра.
Человек, кроме животной жизни, имеет духовную душу, одинаковой природы с духами безплотными; имеет разум, то есть способность стремится к истине и познанию высших законов бытия. Один он на Земле имеет самосознание, то есть способность делать себя предметом изучения и изследования, и он один из всех земных тварей есть существо нравственное и по природ - религиозное. Такия явления духовной жизни человека суть, конечно, выражения особеннаго духовнаго начала в нём - духа, котораго не имеет ни одно из животных, и свидетельствует о том, что человек по душе своей есть действительно особенное исключительное создание Божие на Земле; есть член высшаго духовнаго мира, так как и следа нет подобных явлений в психической жизни животных. Религюзность, самосознание и нравственность, с коренными законами их развития в безпредельность, суть отличительныя явления нашего духа, выражают самую сущность нашей духовной природы и составляют совершенную противоположность всему, что представляют нам самыя высшия явления жизни животных. Дух наш предназначен для высшаго безпредельнаго развития в вечности.
Если обратить внимание на природу души человеческой, на ея силы и способности, то нельзя не видеть в них некотораго подобия человека Богу. Как Бог есть чистейший и совершеннейший Дух, так и душа наша есть существо духовное. Нечто подобное безпредельным свойствам и совершенствам Божиим представляют также главныя силы и способности души человеческой: разум, воля и чувство. Так Богу свойственно безпредельное знание, всеведение и премудрость, и человек, при помощи своего разума, может приобретать знание о предметах, имеющих к нему отношение. Бог есть существо всеблагое и любвеобильное, и человек имеет в своём сердце способность любить, имеет возможность уподобляться Богу чувствами духовной любви к своим ближним и стремиться к Нему святыми своими желаниями. Бог есть существо всесвободное и независимое в Своих действиях, и человеку дана известная доля свободы. Но в падшем человеке это жалкие останки образа Божия; он отражается в нём, как Солнце в разбитом стекле".
"Главное назначение человека состоит в том, что он, чрез постепенное раскрытие и образование сил и способностей своих, должен более и более уподобляться Богу и приближаться к Нему. Созерцание и изучение природы должно приближаться к Нему. Созерцание и изучение природы должно способствовать ему в деле духовнаго образования. Но в себе самом, в своих собственных духовно-нравственных законах, стремлениях и чаяниях, он может и должен находить ещё большее побуждение и большую возможность к самоусовершенствованию".
"Он создан с любовию к истине, добру и красоте. Ум его ищет высшаго и высшаго знания, совесть требует большей и большей чистоты нравственной; сердце желает нескончаемаго блаженства. Он весь, так сказать, обращён к Богу, Который Один есть сущая истина, высочайшее добро и вечная красота. Посему и вся задача его приближения к Богу - Богоуподобление - задача, исполнение которой, начинаясь во времени, должно продолжаться вечно. Вот, по учению Самого Спасителя, мера духовнаго самоусовершенствования человека, как главнаго назначения его; мера безмерная, до которой дойти недостаточно не только времени, но и вечности" (Взято из своего Сборника).
Но не может быть более вернаго, лучшаго и действительнейшаго познания своей души и всех ея свойств и качеств чем то, кое бывает в опыте от действий и производства умно-сердечной молитвы,- именно, когда в практике верно и правильно увидится самое действо, или участие каждой внутренней силы в деле духовнаго производства. И это наше мнение можно подтвердить свидетельством священнаго Писания: живо слово Божие и действительно (некоторые св. Отцы здесь под Словом Божиим разумеют Ипостасное Слово Божие, Сына Божия), оно проходит до разделения души же и духа, членов же и мозгов и судительно помышлениям и мыслям сердечным (Евр.4:12).
И это есть то, когда Господь наш Иисус Христос благоволит милостивно Своим посещением облаженствовать дух наш, согласно Его Божественному слову: "се, стою при дверях и толку, аще кто услышит глас Мой и отверзет, вниду к нему и вечеряю с ним" (Откр.3:20), тогда в душе нашей возсиявает свет Божий и озаряет вся внутренняя наша так, что видными делаются человеку все его душевныя движения и сокровенные тончайшие советы сердечные. А это бывает с человеком, когда он, живя во всём исполнении Христовых заповедей, займёт всё существо своей духовной природы непрестанным действом умно-сердечной Иисусовой молитвы, в которой именно и бывает соединение нашей души с Богом и преискреннее с Ним общение на подобие того, как железо, проникаясь огнём, делается прозрачным, огневидным, неприкосновенным, так и дух наш, от соединения с Божеством, делается сам как бы Божественным, по слову святого Апостола, общником Божественного естества (2 Пет. 1:4) и, находясь во свете лица Божия, ясно зрит не только всё существо своей души, но и всю тварь духовную и чувственную. Сие также можно видеть в учении святых Отец.
Святой Авва Филимон,- пишется в Славянском Добротолюбии,- объясняя своему ученику путь внутренней жизни, соединяющей нас с Богом, между прочим сказал: "аще кий убо ум совершенно очистится от помыслов (разумеется чрез молитву и единение с Богом), самых служебных сил и чинов Ангельских видения сподобляет его Бог. А чтобы очистить ум от помыслов, то сего, по его учению, можно достигнуть единственно только сокровенным поучением в сердце".
- И что есть сие,- вопрошает ученик?
Он же отвеща:
- Трезвися в сердце твоём, и в мысли твоей со страхом и трепетом глаголи: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго".
Вот это и есть стезя безмолвия. Имей сие в сердце всегда, даже и в нуждней потребе... сокровенно моляся и поучаяся. Сице возможеши уразумети глубины Божественнаго Писания и яже в нём сокровенную силу и дати непрестанное уму делание, по слову святого Апостола: "непрестанно молитеся" (Сол.5:18). И аще пребудет непрестанная твоя молитва и поучение писаний, отверзутся ти умныя твои очи души... яко всему человеку быти духовну.
Ещё: "тогда ум наш бывает совершен, когда естественный свой разум превозможет, то есть свои личныя соображения, разсуждения, и соединится с Богом. Зане царское имея достоинство, обнищати к тому не терпит, ни же совоздвизается дольными вожделеньми, аще и вся ему царствия дарствуеши"*. [Авва Филимон - в Славянском Дооротолюбии]
Ко всему этому можно и ещё присоединить некия глубокия мысли о душе мужей мудрых, учёных - в виду того, что они, показуя внутреннее состояние нашей души в ея различных положениях, могут отчасти служить некоторым объяснением в производстве духовной жизни. В особенности же это служит великим пособием, как мы и сами испытали, к собранности всех сил души во едино, необходимо нужное для водворения в своём сердце духовной молитвы ко Господу нашему Иисусу Христу.
"Основа человеческой личности есть сердце. Обыкновенный сон происходит от того, что душа, как бы свёртывая свои личныя формы жизни - сознание и свободу, заключается в глубоком и мрачном лоне своего существа, и вместо разумно-свободной жизни начинает жить природною жизнию сердца.
Душа заключается сама в себе, во глубине своего внутренняго мира - в сердце. Находясь в лоне своего собственнаго существа, она подчиняется внутреннему ходу своей жизни, начинает жизнь сердечную, раскрывая сокровенныя силы существа своего".
"В существе души заключено всё, что есть на поверхности ея - в области свободно сознательной".
"Поэтому сердцем, как внутренним существом, душа и мыслит, и чувствует, и желает - только особенным образом. В душе нашей есть какая-то глубина, как бы лоно жизни, откуда всё исходит и куда снова всё - что человек в течении жизни мыслет, чувствует и желает - возвращается, чтобы составить одно целостное - нравственную природу души, куда не проникает свет обыкновеннаго сознания. В душе нашей ничто не пропадает, а всё слагается в одно целое - в вечный характер души, так что душа в своей глубине есть единая река жизни, слагаемая из различных потоков мыслей, чувств и желаний".
"В глубине своего существа душа ваша соединена с самим Божественным Духом - всё объемлющим и всё проницающим, Который влечёт её к Себе Своею Божественною красотою; значит - когда душа низойдёт во внутреннюю глубину существа своего, то она чрез это вступит во внутренний союз с Богом".
"Кроме того, она состоит в связи с подобными себе существами мира духовнаго, ибо она есть гражданка царства духовнаго; значит, по отрешении от тела, уединяющаго её от мира духовнаго, она естественно должна вступить в общение с духами" (из сборника Кевской Академии).