Пожалуй, не будет излишним показать различие,- какое находится между познаниями: разсудочным и сердечным.
Познание разсудочное или мозговое состоит в образах вещей и потому есть мёртвое; иначе в мысленном только представлении познаваемаго предмета, в мысли, в воображении. И процесс (действие) познавания производится переменою мыслей о нём, перестановкою их, и всё это в уме, тогда как самый предмет, находясь в дали, пребывает неприкосновенным к этой работе; всецело ея чуждым, а потому и неведомым. Познание сие по всему внешнее; одно с другим не соприкосновенное. Ум познающий пребывает в своём месте, а вещи познаваемыя отстоят в дали от него и ему неприкосновенны.
Не таково познание сердечное. Оно в чувствах, производимых самыми предметами. Все существующее на свете чувственные предметы непосредственно подлежат действию наших внешних чувств; бытие сих предметов познаётся так, что мы или видим предмет, или осязаем его руками или вкушаем, или слышим его запах обонянием, или слухом и прочими чувствами. Что какому чувству подлежит... Тут разсудок или мышление не требуется, потому что познание предмета есть непосредственное действие на чувство наше, коему оно подлежит. Познание сие можно применит и к духовному.
В дух нашем есть тоже своего рода чувство, которое воспринимает впечатление или же действие на него духовных предметов из высшей области; оно, непосредственно к ним прикасаясь, воспринимает в себя их действо и познаёт их существенно, потому что для живаго познания требуется, чтоб силы познаваемаго предмета усваивались духом познаюшаго (человека). Так и познание о Боге не может быть истинным и удовлетворённым из одних познаний разума: это внешнее. Но истинное познание есть внутреннее; есть объятие Бога всем нашим внутренним существом, умом, волею и чувством; есть единение, в котором дух наш, прикасаясь к Богу, усвояет силы Его, проникается ими, и бывает, по учению Макария Великаго, едино с Ним растворение. Без сомнения это и есть то самое, о чём говорит Пророк: вкусите, и видите яко благ Господь (Пс.33:9).
В этом единении наш дух как бы облекается в Божественную силу и приемлет живое Богообщение, в котором уже Бог есть в нас, еже хотети и еже деяти (Фил. 2:13). Он тогда правит нашим умом, волею и чувством (См. о сем последния статьи в 3-й части книги: "Путь ко спасению", Епископа Феофана).
"Когда душа слагает с себя всю излившуюся на неё скверну греха и соблюдает в себе один чистый образ (чему и быть следует), тогда она, с его просветлением, как в зеркале, созерцает в нём Отчий образ - Слово, а в Слове уразумевает и Отца".
Не превышает ли нашу возможность - зреть Бога,- а также не выше ли наших сил иметь требуемую в сем случае чистоту сердцу?
На сей вопрос святой Отец отвечает: "нет! Потому что не повелевает Бог стать птицами тем, кого не оперил, и жить под водою тем, кому дал жизнь на суше...
Не впадай в безнадёжность, полагая, что невозможно увидеть желаемое. Ибо в тебе самом вместимая для тебя мера постижения Бога, который так тебя создал, изначала осуществив в естестве твоём такое благо, так как Он в составе твоём отпечатлел подобие благ собственнаго Своего естества, как будто на каком воске напечатлевши разныя изображения. Посему, кто видит себя, тот в себе видит и вожделеваемое... Ибо как те, которые видят Солнце в зеркале, хотя и не устремляют взора на самое Небо, однако же усматривают Солнце в сиянии зеркала не меньше тех, которые смотрят на самый круг Солнца; так и вы,- говорит Господь,- хотя и не имеете сил усмотреть света, но если возвратитесь к той благодати образа, какая сообщена была вам в начале, то в себе найдёте искомое" (Взято из Богословия Епископа Сильвестра).
Но как же мы можем, познавая себя, познавать Бога? Не иначе, как по сравнению образа с первообразом - души нашей с Богом. Но в чём это сравнение и сходство? (аналогия). Во-первых в том, как Бог есть Дух и Отец духов, и душа наша тоже есть дух, но только сотворённый и ограниченный, а Бог есть Дух самобытный и безконечный. Следовательно, между образом и Первообразом разстояние безконечное.
"Первая черта сходства человека с Богом вообще - есть его самостоятельное личное бытие.
Человек есть лицо, а не вид только своего рода, как прочия твари. Каждое неделимое в человеческом роде равно, так сказать, целому роду, ибо каждый человек сознаёт себя самостоятельным, носит в себе идеал человеческой жизни, живёт не для рода только, но и для себя и не исчезает в роде, как волна в море или животное в породе. Как личное существо, он безсмертен лично. В этом собственно есть отражение вечности Божией, или вечнаго Я - Творца и Владыки всего; на этом-то основании в истории создания человека Богоподобие его тесно соединяется с назначением его обладать Землёю.