Видите, как бьётся и сокрушает человека богоборная и нечистая, отступническая сила, когда изгонима бывает силою Христовою от места своего?
У святых Отцев о сем пишется так: "умоляю вас, братие,- говорит Божественный Златоуст,- никогда не оставлять правила молитвы, или понебречь о нём. Ибо я слышал некогда Отцев, которые говорили: "какой это монах, если он небрежёт о правиле или попирает его". Но он должен ест ли, или пиет, сидит ли дома, или пу-тём шествует, или другое что делает,- непрестанно взывать: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго - дабы это поминание имени Господа нашего Иисуса Христа раздражало на брань против нас врага.
Поминанием сим душа, нудящая себя на то, может разыскать в себе всё - и худое и доброе; прежде имеет она увидеть внутри, в сердце своём, худое, а потом и доброе; поминание сие имеет привести в движение змия; поминание сие может обличить живущий в нас грех и поминание сие может и потребить его. Поминание сие может подвигнуть всю силу вражию в сердце, и поминание сие может победить и искоренить её мало-помалу; имя Господа Иисуса Христа, сходя в глубину сердца, змия держащаго пажити ея смирить, душу же спасет и оживотворит.
Непрестанно убо пребудь с именем Господа Иисуса, да поглотит сердце Господа и Господь сердце,- и будут два в едино. Впрочем дело сие не есть дело одного дня или двух - но многих лет и долгаго времени, ибо великий требуется подвиг и многолетний,- да извергнется враг и вселится Христос".
Св. Лествичник говорит: "не будем удивлятся тому, если увидим, что в начале своего монашескаго жития мы бываем боримы страстями более, нежели когда жили в миру. Сначала необходимо возникнуть всем причинам болезней, а потом последовать исцелению. Нужно, чтоб сие море взволновалось, избушевалось и волнами извергнуло из себя всё, что было внутри его".
То же самое бывает иногда и при начале упражнения Иисусовою молитвою. Нередко воскипают страсти, подобием волнующагося моря, целыя тучи помыслов всевозможнаго свойства - скаредныя, нечистыя, богохульныя нападают на душу и повергают человека в безнадёжие и почти в отчаяние.
Это служит, как и сейчас говорили, несомненным признаком, что враг, дотоле спокойно в нас пребывавший, потревожен страшным для него именем Иисус Христовым и, не терпя онаго, исходит, но исходя, произвёл бунт и возмущение. Поэтому не нужно обращать на сие никакого внимания, а всё читать и читать Иисусову молитву, хотя бы только и устную, за неспособностию лучшаго; и стараться, чтоб ею наполнять всё течение своей жизни, не говоря свободное, но и во время работ и занятий, особенно когда оне производятся телесными силами. Труд, время и в особенности Божие содействие пересилят греховныя свойства и склонности нашей падшей природы, и со временем возсияет сия молитва, якоже Солнце в силе своей, как и называется в Писании Господь Иисус Солнцем правды.
Ничего не может быть для человека настолько обязательнаго и приличнаго его положению на лице Земли, между всеми созданиями, как почтенному образом Божиим и украшенному высокими дарами - разумом и свободою - спасительнаго ему, радостнаго для сердца его и угоднаго Богу, как то,- чтобы помнить Создателя своего, познавать Его и любит Его.
Сие благо превыше всего; Сам Господь объявил о сем, когда, шествуя на волную страсть, творил Отцу Небесному, яко Первосвященник, Свою искупительную молитву за весь род человеческий. Здесь Он познание Бога называет "животом вечным". Се же есть живот вечный, да знают Тебе Единого истинного Бога, и Его же послал еси Иисуса Христа (Ин.17:3).
Знание Бога, по слову Апостола, даётся любящему Бога. Кто любит Бога,- говорит святый Апостол Павел,- тому даётся знание Его (1 Кор. 8:3). Любовь не может быть без памятования того, кого любим, а память Божия и непрестанная молитва - одно и то же. И вот сию память Божию или любовь Его мы и выражаем непрестанною Иисусовою молитвою, говоря так: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных". И сия молитва даёт нам познание Сына Божия, соединяя нас с Ним самым тесным и ближайшим образом, и в сем единении делает нас причастными вечнаго живота, который и находится, по Апостолу, в Сыне Божием. В Том живот бе (Ин.1:4).
Здесь же видится исполнение самопервейшей заповеди Христа Спасителя,- когда Он на вопрос книжника: кая заповедь больше в законе ответил: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, всею крепостнию твоею и всем разумением твоим (Мк.12:30).