Из сего видится, что требуется постепенное восхождение на высоту добродетели, от низшаго к высшему, а не наоборот
ГЛАВА 11. Подробное разъяснение о первой степени Иисусовой молитвы
На второй день по приходе к нам старца я, непотребный, снова с послушником своим обратился к нему с прошением, чтобы он со всею подробностию разъяснил нам всё, относящееся к делу умно-сердечной Иисусовой молитвы - и, конечно, всего лучше от своего личнаго опыта, как известно, действующаго всегда, по-разительнее и влиятельнее, чем чтение книг.
Услышавши сие, старец снова засиял духовным светом от сердечнаго восторга, ибо не мог сохранить спокойствия при мысли о величии имени Иисус Христова и о тех действиях, какия оно производит в человеке, когда он носит его посреди сердца своего, что известно было старцу по опыту, и возрадовался он духом, видя возможность поделиться с ближними сокровищем небесным, которым обладал, потому что имел искреннюю любовь к ближнему своему.
Старец сказал:
- Похваляю, братие, ваше святое желание и молю Бога, да даст вам, по богатству славы Своея, утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися верою Христу в сердца ваша.
Прежде всего нужно сказать, что одно упражнение Иисусовой молитвою никак не состоится, если мы при этом не будем стараться, по силам своим, о исполнении всех заповедей Божиих. Исполнение Христовых заповедей действительно есть почва, на которой только и может произрасти спасительное древо Иисусовой молитвы. В противном же случае, то есть при произвольном нарушении Божественнаго закона, произойдёт то, о чём говорится в Писании: одною рукою созидать, а дригою разорять - что выйдет - один труд (Сир. 34:23).
- В частности же,- продолжал старец,- как мы и сами испытали в опыте жизни своей и не один или два раза, а почти ежедневно, нужно непременно хранить ко всякому ближнему искреннюю любовь.
Приступая к научению сей молитвы, нужно как стеною каменною оградить себя осторожностию, старанием и вниманием, чтобы как-нибудь не оскорбить ближняго своего - ни словом, ни делом, ни взглядом, ни мыслию, отнюдь не обращая внимания на его малый чин, звание и положение, хотя бы он был по состоянию и образованию самый последний. Напротив, к таковым-то ещё нужно оказывать большую и преимущественную любовь, здесь она может свидетельствоватся истинною и действительно нелицемерною, потому что высоких по положению в жизни людей,- богатых и славных - мы можем любит, имея в виду свою пользу, а здесь этого не имется в виду, и любовь бывает истинная, святая, совершенная.
Если же по нашей слабости и греховным привычкам и, что всего более, по невнимательности и разсеянности, оскорбим кого-нибудь из братий своих, то нужно употребить все зависящия от нас и возможныя средства непременно умиротворить его и спросить прощения и сделать его спокойным и мирным. Заметьте, сказал старец, это в молитве главное. Не соблюдая сего, не будете иметь успеха в молитве, хотя бы и годы пребывали в ней и днём и ночью. Это мы испытывали, добавил старец, во всю свою жизнь и из опыта выводим таковой закон и правило, что нужно связать себя непременным обязательством, и не как-нибудь легко или просто, но поставит его главным, коренным, существенным, чтобы никого никогда не оскорбить никаким действом. Пример этому видим в писании у св. Отец. Святой Иоанн Лествичник, описывая Александрийскую обитель и в ней знаменитаго Авву, сообщает, что там братия прежде всего обучались тому, чтобы не уязвить совести брата, а далее говорит, что между ними были утверждены некие тайные знаки, коими они напоминали друг другу о умном делании, даже и во время трапезы. Согласно сему пишет и св. Исаак Сирский: если хочешь быть умом своим в общении с Богом, то прежде всего постарайся о том, чтобы соделать милостивым своё сердце, ибо этим более другого мы можем уподобляться Отцу Небесному, как говорит и Спаситель: "будьте милосерды, якоже и Отец ваш Небесный милосерд есть" (Лк.6:36).
А св. Патриарх Иеремия о милосердии учит ещё сильнее. "Положим,- говорит он,- что кто-нибудь имел бы своим другом Самого Господа Бога, то само собою разумеется, что чрез это он имел бы своими друзьями и всех Небожителей".
Так и здесь: кто имеет в своём сердце добродетель милосердия, то вместе с нею он имеет и все другия добродетели, и это потому, что она есть исполнение закона и корень добра.
Поэтому и Господь наш Иисус Христос на Своём Страшном Суде будет изследовать и судить дела милости, содеянныя нами своим ближним.
Второе необходимое условие к стяжанию Иисусовой молитвы, равное первому, есть смирение. Нужно поставит себя в образ мыслей самаго уничиженнаго свойства, не сравнивать себя с другими, а почитать себя хуже всякаго человека не на словах, а в чувстве сердца своего истинно и действительно, самою вещию, понятием о себе и чувствованием себя.
Ничто так не препятствует нам в духовном к Богу приближении, как мнение о себе; это такая язва, прирастающая к душе нашей, что даже самый по положению низкий человек и то имеет о себе высокое понятие по тем или другим своим способностям.
И вот истинное свойство действительнаго нашего духовнаго преуспеяния состоит в том, чтобы увидеть себя в сердце своём хуже всякой твари. Конечно, противится сему сознание наше, а ведь, если разсмотреть без-пристрастно, то пожалуй и выйдет справедливо.
Всякое животное живёт по природе и не преступает законов своего естества. Оно любит господина своего, питающаго его, усердно служит ему всеми своими силами; мы же, люди, не так,- не хотим знать Создателя своего и Господа, приведшаго нас в бытие и дающаго вся обильно в наслаждение и обещающаго нам вечный живот, но нередко враждою возстаём на Благодетеля своего, говоря Ему в сердце своём; путей Твоих ведати не хотим; отойди от нас!..(Иов.21:14). О сем жалуется Господь на нас у пророка Исайи: позна вол стяжавшаго его, и осел ясли господина своего, Израиль же Мене не позна и людии Мои не разумеша (Ис.1:3).
Бывает также нередко, что человек совсем выступает из чина своей природы и производит дела ему несвойственныя. Вторгается во всякую область ему чуждую и творит опустошения повсюду, хотя бы завладел всею Землёю и всеми ея государствами и богатством - остаётся ненасытим и это потому, что здесь его деятельность и стремление идёт не в той силе и не там, где должно. Человек создан по образу Божию, и только Бог может насытить его безконечное желание,- равно как Иисусова сердечная молитва, которая, по учению св. Отец, есть источник всех благ духовных, как соединяющая нас с самым источником их, Господом Иисусом, а не обладание миром.
Смирение есть такая несокрушимая сила, что против неё никто стоят не может: ни демоны, ни злой человек и ни добрый. Сам Всемогуший Господь, непреклонный во всемогуществе и неприступный во Славе милостивно преклоняется ко смирению, как говорит Псалмопевец: "кто яко Господь Бог наш на высоких живый и на смиренныя призираяй" (Пс.112).
Св. Иоанн Лествичник пишет: обретаю, что Манассия, Еврейский Царь, согрешил паче всех, так что если бы за него и весь мир постился, то ни мало бы не мог удовлетворить, но смирение помогло ему выйти из адской глубины.