ГЛАВА 3. В Имени Божием присутствует Сам Бог

Поражаясь всё более необычно возвышенною и увлекательною беседою, каковой не приходилось нам ни от кого слышать во всю свою жизнь, мы пришли в страх и ещё с более возрастающим интересом продолжали распрашивать:

- Разъясните нам это подробно, потому что для нас эта речь мало понятна?

Старец продолжал:

- Прежде всего нужно утвердить в себе ту непреложную истину, согласную как с Божественным откровением, так и с здравыми понятиями разума, что в имени Божием присутствует Сам Бог - всем Своим Существом и (всеми) Своими безконечными свойствами. Конечно, это нужно разуметь духовно,- сердцем просвещённым, а не тем плотским разумом, который, незаконно вторгаясь в духовную область, желает телесно осязать духовные предметы и, не понимая, возражает: како может Сей нам дати плоть Свою ясти (Ин.6:52)? Или ещё возражает в своём полном непонимании дела: "како может человек, стар сый, второе внити во утробу матери и родитися?" (Ин.3:4). Господь же говорит: рожденные от духа - дух есть (Ин.3:6), то есть духовные предметы понимаются духовно, при свете благодатнаго их озарения.

Для всякаго вернаго работника Христова, любящаго своего Владыку и Господа, усердно ему молящагося и святое имя Его благоговейно и любезно в сердце, своём носящаго,- имя Его всезиждительное, достопокло-няемое и всемогущее есть как бы Сам Он - вседержавный Господь Бог и дражайший Искупитель наш Иисус Христос, прежде всех век от Отца рожденный, Ему единосущный и равный Ему по всему.

Иначе и быть нельзя. Господь есть мысленное, духовное умосозерцательное Существо, таковое же и имя Его; равным образом и души наши есть Существа духовныя, мысленныя; только разстояние между ними и Богом безконечное, якоже и подобает быть между Богом и тварью, при всём том, наше к Нему отношение и приближение действуется духовно, для телесных очей незримо, силами души внутренними. Словом, всё происходит в области духа, где что-либо телесное отнюдь не имеет места. И вот, с этой точки зрения, всякому видно, что Имя Господа Иисуса Христа нет возможности отделит от Его святейшаго Лица. Ведение сие, а тем более чувство этого высочайшаго таинства, на столько драгоценно в нашей духовной жизни, что служит ея центром и основанием. А потому и говорится о нём с такою настойчивостью, силою и убеждением...

Сие Божественное чувство даёт нашей молитве к Сыну Божию силу, крепость и неразвлекаемость. Оно собирает воедино - в сердце - все наши внутрения силы и проницает своим бытием всю нашу духовную природу, в ея собранном единстве своих сил, как солнечный луч проницает стекло. И душа наша, озарённая Божиим светом, преизобильно изливающимся от Господа Иисуса, сущаго в Своём пребожественном имени, уже как бы естественно и не трудно восходит на степень высшаго духовнаго совершенства. И человек по всему бывает духовен, освящён и соединён с Богом. В действии же своём сие происходит так:

Когда человек, движимый Божественным мановением, неленостно, со всем зависящим от него старанием, не жалея трудов и времени, при всяком занятии, будет днём и ночью призывать умом или устами имя Божие священною молитвою Иисусовою: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий и Слове Божий, Богородицы ради, помилуй нас", конечно, исполняя вместе с этим, по силе возможности и все прочия Евангельския заповеди, находясь в глубоком самоуничижении и сознании своего греховнаго состояния и нужды в Божией помощи, то по многом или малом времени, как то будет благоугодно Сердцеведцу, бывает с ним некое дивное и преестественное дело. Имя Господа Иисуса Христа, если можно так сказать, как бы воплощается, человек ясно ощущает внутренним чувством своей души в Имени Божием Самого Господа. Это ощущение Самого Господа и Его имени сливается в тождество, по коему невозможно бывает отличить одно от другого. А это, в свою очередь, делается понятным при мысли о том, что если Господь Иисус Христос принял в Свою Божественную личность наше естество и одним именем называется Богочеловек, потому что в плоти Его обитала вся полнота Божества (Кол. 1:19), то несомненно сия полнота Его Божественных совершенств обитает и в Его пресвятом имени Иисус Христове. Сказать бы так: если во плоти пребывала видимо - телесно, то в имени Его Святом невидимо, а духовно и ощутимо только сердцем или же духом своим. И вот, внося сие имя в сердце своё, мы прикасаемся в Нём, по слову святого Макария Великаго, как бы к Самому естеству Христову, Его Богочеловеческой природе, и в этом внутреннем, глубочайшем, сердечном единении или как бы слиянии своего духа с Духом Христовым, то есть Его Богочеловчеством, бываем с Ним, по свидетельству св. Апостола, един дух (1 Кор. 6:17). Где по причине крайне близкаго и теснаго союза или как бы слития, уже по неизбежности приобщаемся и Христовых свойств: Его благости, любви, мира, блаженства и прочаго - ощутительно вкушаем, яко благ Господь. А от этого без сомнения и сами делаемся по образу Создавшаго нас благими, кроткими, незлобивыми, смиренными, носим в сердце несказанную любовь ко всем и ощущаем в себе вечный живот. И только таковый человек, ради своего сердечнаго сочетания с Господом, явственно ощущая духом своим в имени Иисус Христове Его Божественное присутствие (Самого Его), не обинуясь, может свидетельствовать пред всем миром, что имя Господа Иисуса Христа есть Сам Он, Господь Бог; что имя Его не отделимо от Его святейшаго существа, а с Ним едино, утверждаясь в этом не на соображениях разума, но на чувстве сердца своего, проникнутаго Господним Духом.

Сюда должно отнести и слово св. Апостола: верующий в Сына Божия имать свидетельство в себе (1 Ин.5:10). Что, конечно, есть чувство благодатнаго соприсутствия Господа Иисуса в сердце, то есть во храме внутренняго человека, уверительно слышимое и осязательно чувствуемое: точно также и имеющий в себе внутреннее действо молитвы именем Господа Иисуса явственно слышит в сердце своём Его спасительное со-пребывание, Его жизнь и даже, если можно так выразится, как бы Его дыхание. В такое именно ближайшее единение с Господом поставляет нас молитва Иисусова. В сем имени вечная жизнь, по соприсутствию и пребыванию в Нём вечнаго Бога. По словам святых Отец, нет единения ближе того,- какое бывает между Богом и нашею душею. И это действуется всего ближе и ощутительнее во внутренней Иисусовой молитве, где ум наш как бы сорастворяется с духовным, невидимым Существом Господа Иисуса Христа.

Изъясняя сие, Первосвятитель Московский Филарет пишет: "человек не так сотворён, чтобы ему быть и оставаться в различении с Богом и в удалении от Него. Если душа человеческая есть дыхание из уст Божиих, то какова близость между дыханием и дышущим, таковая близость должна быть между душею и Богом. Различение человека от Бога есть состояние неестественное".

Равным образом и другой, современный нам великий подвижник веры и благочестия, пишет подобное сему: "как близка к тебе твоя мысль, как близка вера к твоему сердцу, так близок к тебе Бог, и чем ближе и твёрже мысль о Боге, чем живее вера и познание своей немощи и ничтожества и чувства нужды в Боге, тем Он ближе. Или как близок воздух к телу и к внутренностям его, так близок Бог. Ибо Бог, так сказать, есть мысленный воздух, которым дышат все Ангелы, души святых и души людей живущих и особенно благочестивых. Ты не можешь жить без Бога ни минуты и действительно всякую минути живёшь Им" (Протоиерей Иоанн Сергиев).

О Нем бо живем, и движемся и есмы (Деян.11:28).

Когда имя Господа Иисуса пребывает в сердце нашем, то сие делается вместилищем Божества, страною света, радости и духовнаго ощущения вечной жизни. Святой Макарий Великий говорит: "в сердце раскрываются как бы духовныя обители, а входя в оныя, снова видит человек другия безчисленныя; а там и ещё и ещё... и так без конца".

Можно сказать, что это единение с Богом есть как бы новый Эдем, подобный тому, в котором жил Первозданный до падения: состояние особенной близости человека к Богу, в которой мы наслаждаемся сладчайшим созерцанием. Конечно такая близость Бога к человеку озаряет обильным благодатным светом наши естественныя силы: просвещает ум познанием воли Божией, в волю влагает силу и бодрость ко исполнению Божественных законов, а сердце сочетавает с Богом теснейшими узами сладчайшей любви.

Можно сие изяснит и другим подобием; Господь Иисус Христос учил: веруяй в Мя, реки от чрева Его истекут воды живыя. Сие же рече,- объясняет Апостол,- о Дусе, Его же хотяху приимати вирующие во имя Его (Ин.7:38-39).

Также и в беседе с Самарянкою Господь Иисус объяснял Божественную жизнь, которой Источник находится в Нём одном, образом воды, текущей в живот вечный (Ин.4:10). И сие течение в жизнь вечную есть любовь ко Господу Иисусу Христу, которая, водворившись в нашем сердце, чрез исполнение Его спасительных заповедей и глубокое смирение, движет его неусыпною молитвою к Возлюбленному,- наподобие текущаго источника, струи коего не засыхают никогда. И тогда, можно сказать, только, имея сию Божественную любовь в сердце, мы невозмутимо пребываем на водах упокоения, имея в самих себе источники живых вод, текущие в вечную жизнь.

И сия любовь или память Божия, выражаемая молитвою, необходимо соединяет с Господом наш дух во едино: в каковом единении, приобщаясь духом своим Его Божескаго естества, мы становимся причастными вечной жизни.

Одно только это и может утолить ничем другим неутолимую жажду нашего духа, успокоить его высшия стремления. Что и выразил Господь словами: а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не возжаждется во веки (Ин.4:14). Ибо вселение Христа и пребывание Его в нас неизбежно знаменуется Божественною жизнию, движения коей, выражаемыя действиями любви, наполняют всю нашу душу сладчайшими ощущениями Божества, в которых дух наш получает полное и всецелое удовлетворение своим вечным безсмертным стремлениям, и сердце достигает последняго края всем своим потребностям, желаниям, чаяниям. Далее идти некуда, и не за чем. В Боге - цель всего сущаго. Признаками сего высокаго состояния служат: омертвение для мира и оживление внутренняго человека на духовныя и святыя дела, жажда вечных благ; ум бывает тогда возвышен над тварию, и ему покорены все чувства души и тела, а, сам он всецело соединившись с Богом, безчувственным пребывает ко всему тварному бытию. Состояние блаженное и достожелательное, достигнуть котораго да сподобит Господь Бог всякаго из ревнующих о сем!...

ГЛАВА 4. Доказательства тому - почему Имени "Иисус" приписывается Божественное Достоинство. И почему для верующаго и любящаго Господа Иисуса, оно есть как бы Сам Он Господь и Спаситель

Но чтобы ощутить или как бы осязать внутренним чувством своей души божество в имени Иисус Христовом,- это нелегко и не есть силы человеческой, а есть дар Божий - высочайший, потому что тогда бывает действительное общение нашей души с Господом и сердечное с Ним единение, в чём и состоит цель и крайняя степень желаний всех духовно-нравственных существ. Здесь душа наша как бы подавляется сладким и блаженным ощущением наития Божия и сердце наше приемлет действенное сочетание со Христом Господом, в Котором вечная жизнь и Царство Небесное.

Известно же, что каждый из нас несомненно признаёт те мгновения - в которыя мы живо чувствуем в себе присутствие Божества - принадлежащими к возвышеннейшим мгновениям нашей духовной жизни. И вот память Божия или, что то же, молитва Иисусова даёт полную возможность если не всегда быть в этом возвышеннейшем состоянии (так как, по словам св. Исаака Сирскаго, нет человека даже и между святыми, который бы не подвергался изменениям), то по возможности часто испытывать и пребывать в нём. Иисус Христос есть Бог, поэтому пребывающий в Нём, в Боге пребывает и Бог в нём, как и Сам Он говорит: аще кто не пребудет во Мне, извержется вон. Но аще кто пребудет во Мне и Аз в нём, тот сотворит плод мног (Ин. 15:4-6).

Господь Сам не отделяет пресвятаго имени Своего от Святейшаго Существа Своего. И рече Моисей ко Господу: яви ми славу Твою. Отвеща Господь: Аз предъиду пред тобою славою Моею и воззови о имени Моем: Господь пред тобою (Исх.33:18-19).

Ещё и о Саул говорит: Аз бо скажу ему, елика подобает ему о Имени Моем пострадати (Деян.9:15-16). Не веруяй уже осужден есть, яко не верова во Имя единородного Сына Божия (Ин.3:13,16-18).

Но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся Именем Господа нашего Иисуса Христа и духом Бога нашего (1 Кор. 6:11).

Иисус есть Христос Сын Божий и да верующе живот имате по Имя Его (Ин.20:31).

Вот непреложный догмат: Трие суть свидетельствующие на Небеси,- говорит св. Иоанн Богослов,- Отец, Слово и Святый Дух и сии Три едино суть (1 Ин.5:7-8).

Так и Сын Божий - Сам в Своём преестественном Божественном Существе, прежде век рожденный от Отца, равный Ему по всему и единосущный, и Он же неизменно есть во всей полноте Своей Божественной сущности в св. Евхаристии, в Христианских храмах: и Он же во святом Своём Имени весь и всецело пребывает всеми Своими совершенствами и всею полнотою Своего Божества.

Это возвышеннейшее духовное ведение или Божественное чувство, иначе духовное (зрение) созерцание доступно бывает своим ощущением сердцу человека, вполне проникнутаго ко Христу верою и любовию и всей души своей искреннейшим и всецелым расположением, при свете благодатнаго озарения. Обыкновенный наш естественный разум здесь места иметь не должен, как по природе своей, не разумеющий, яже суть Духа Божия,- юродство бо ему есть, зане то духовно понимается (1 Кор. 2:14). Божественное сие таинство, зримое в духе и приемлемое сердцем, освящает всё наше внутреннее существо, просвещает ум - сиянием невечерняго света - от вечнаго Света Христа Сына Божия, сущаго в Своем пресвятейшем, Божественном имени, когда мы оное благоговейно носим внутри персей своих; движет волю, чрез исполнение воли Божией, к единению с верховным благом, а в чувство сердечное влагает это самое сладчайшее ощущение единения с Богом, что и даёт нам вкушать начаток вечной жизни.

Согласно таковому понятию об имени Господнем прекрасно разсуждает о сем и современный нам подвижник веры и благочестия протоиерей о. Иоанн Сергиев. Вот его слова: "Имя Господа, Богоматери или Ангела или святого, да будет тебе вместо Самого Господа, Богоматери, Ангела и святого; близость слова твоего к твоему сердцу, да будет залогом и показанием близости к твоему сердцу Самого Господа Бога, Богоматери, Ангела или святого. Имя Господа есть Сам Господь - Дух везде сый и вся исполняяй; имя Богоматери - есть Сама Богоматерь, имя Ангела - Ангел; имя святого - святый. Как это? Тебя зовут, например, NN. Если тебя назовут этим именем, ведь ты признаешь себя всего в нём и отзовёшься, значит согласен, что имя твоё - ты сам с душею и телом,- так и святые; призывая имя их, ты призовёшь их самих. Но у них ни Тела. Что из того? Тело только вещественная оболочка души, дом ея, а сам человек - есть душа; когда и тебя зовут по имени, не тело твоё отзывается, а душа твоя, посредством телеснаго органа. И так - имя Бога всемогущаго - есть Сам Бог - Дух вездесущий и препростый" (Прот. Иоанн Сергиев. Моя жизнь во Христе).

Да и кроме всего этого, мы можем привести в доказательство своего таковаго понятия об имени Божием мнение Апостольскаго мужа - Ермы святаго. Он говорит в одной из своих книг: "Сын Божий, Который явил Себя в последние дни, но Котораго имя велико и неизмеримо и держит весь мир"...

Наши рекомендации