Иман является убежищем верующих.
Во всем, что постигает его из счастья и печали, страха и безопасности, подчинения и ослушания и тому подобного из дел, которые постигают каждого без исключения.
Во время счастья и радости он уберегается иманом (от самообольщения), хвалит Аллаха, славит Его и использует эту милости только в том, что любит Милостивый.
А во время бед и несчастий ищет убежище в имане:
•Утешается иманом и его сладостью.
•Утешается тем, что постигает его из награды.
•Встречает волнение и печаль успокоением сердца и возвращением к благой жизни, противостоящей печали и огорчению.
•Ищет убежища в имане во время страха, успокаиваясь этим и добавляет себе имана и утверждения силой, храбростью, тем самым прекращается страх, постигший его.
Как сказал Всевышний о лучших созданиях: «Люди сказали им: «Народ собрался против вас. Побойтесь же их». Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: «Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!» Они вернулись с милостью от Аллаха и щедротами». (Аль Имран 173-174).
Прекратился страх в сердцах этих наилучших людей, а после него появилась сила имана и его сладость, сила упования на Аллаха и убежденность в его обещании.
•Они ищут прибежища в имане во время безопасности и не обольщаются ею, не постигает их высокомерие, напротив они признают, что все это от Аллаха, по причине Его милости и облегчения. Они благодарят Того, Кто облагодетельствовал их безопасностью и облегчил им причины. Они знают, что если они достигнут победы над врагами и обретут величие, то все это при помощи Аллаха, Его силы и милости, но никак не по причине их силы и возможностей.
•Ищут убежища в имане во время подчинения и совершения благих дел, признавая то, что это милость Аллаха по отношению к ним, и то, что эта милость более великая, чем милость пропитания и здоровья. Они желают заполнить эту милость и совершают все причины для того, чтобы это было принято у них и не было отвернуто или сокращено. Они просят Того, Кто даровал им эту милость, чтобы Он заполнил ее для них принятием от них дел, а также просят Того, Кто даровал им основу этой милости, чтобы Он не дал пропасть чему-либо из этой милости.
•Ищут прибежища в имане когда испытаны в чем-то из ослушаний тем, что спешат к покаянию от этого греха и к совершению благих дел в том, что им под силу для того, чтобы заполнить этот недостаток. Сказал Всевышний: «Воистину, если богобоязненных людей коснется наваждение от сатаны, то они поминают назидание и прозревают». (аль-А`раф 201).
Также сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует:
«Пример верующего (пример имана): Подобие лошади, которая привязано к привязи и гуляет вокруг нее, но потом возвращается к привязи».
Подобно этой лошади верующий гуляет в беспечности и безопасности от некоторых грехов, потом быстро возвращается к иману, на котором он построил всю свою жизнь. Потому что убежищем верующие во всех их решениях и делах является иман.
Здоровый иман не позволяет рабу попасть в погибель.
Как пришло в достоверном хадисе то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Прелюбодей не совершает прелюбодеяние, оставаясь в этот момент верующим, также не ворует вор, оставаясь в этот момент верующим, не пьет человек вино, оставаясь в этот момент верующим…»
Если человек впал в какой-нибудь из этих грехов, то это по причине слабости имана, потери света и стыда перед Тем, Кто видит его совершающим то, что Он запретил. Здоровый правдивый иман желает приобрести стеснение и любовь к Нему, сильную надежду на Его награду, страх от Его наказания, свет, который размывает тьму. Потому что все эти качества, пополняющие иман, нет сомнения в том, что они побуждают их обладателя, ко всему благу и спасают его от всего нечестия.
Хадис Абу Мусы.
От Абу Мусы то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующий, который читает Коран, подобен сладкому лимону, обладающему приятным запахом и вкусом, а верующий, который не читает Коран, подобен финику, не обладающему запахом, но сладкому на вкус.
Он сообщил о том, что если у человека присутствует иман в тот момент, когда для него очень легко совершить грех, то свет имана мешает человеку попасть в него. Поистине свет, который сопровождает правдивый иман, а также чувство сладости имана и стеснения от Аллаха, которое является самой великой частью имана, все это препятствует попаданию в грехи.
Эти две категории людей являются лучшими созданиями, потому что люди делятся на четыре категории:
1Содержат благо в себе и даруют благо другим, они являются наилучшей категорией. Это верующий, читающий Коран, изучающий науки религии, он полезный сам себе и другим, он благословен где бы он ни был, как сказал Всевышний о Исе, мир ему: «Он сделал меня благословенным, где бы я ни был».
2Содержат благо в себе и обладают добром. Это верующий, у которого нет знания, которое он мог бы передать другим.
3Тот, у кого отсутствует благо, но он не вредит этим остальным.
4Обладатель зла, распространяющий его на других. И такой является наихудшим созданием:«Для тех, которые не уверовали и сбивали других с пути Аллаха, Мы будем прибавлять мучения к мучениям за то, что они распространяли нечестие».(ан-Нахль 88).
Все благо возвращается к иману и его последствиям, а зло приводит к потере имана и описанию человека отсутствием имана.
Подобие этого хадиса слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Сильный верующий лучше и любимей Аллаху, чем слабый верующий, но в обоих благо».
1 Первый вид — сильные в своем знании, имане и помощи другим.
2 Второй вид — слабые во всех этих отношениях.
Но вместе с этим в обоих благо, потому что иман и его следы являются благом, но верующие разнятся в этом благе.
Также подобные этому смыслу слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Верующий, который общается с людьми и терпит их вред лучше верующего, которые не общается с людьми и не терпит их вред».
Мы понимаем из этих текстов то, что нет блага в том, кто потерял иман, потому что когда у человека нет имана, все его положения являются злом для самого себя, а также могут распространятся на общество, или в нем будет что-то из блага, которое покроется злом и его зло победит имеющееся добро.
И если благо покрыто злом, то оно само становится злом, потому что-то благо, которое имеется у человека не может противостоять большому количеству зла. И тот, кто задумается над происходящим, увидит то, что на самом деле все происходит так же, как сообщил об этом пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
Заключение.
Мы узнали:
•То, что это благословенное дерево имана является самым лучшим деревом, самым полезным и плодовитым.
•То, что ее вены, основы и корни – это иман, его знание и познание.
•Ее ветви – это постановления Ислама, благие дела, благие нравы, украшенные искренностью ради Аллаха и следованием посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
•Его плоды постоянны и беспрерывны — благой праведный прямой путь, благой нрав, постоянное поминание Аллаха, благодарность Ему, похвала Его, а также польза Его рабам по мере возможности, польза знания и совета, помощь положением в обществе, помощь телом, помощь имуществом и всем остальным. Сутью всего этого является выполнение прав Аллаха и Его рабов.
•То, что это дерево в сердцах мусульман разнится большой разницей соответственно тому, что они выполняют и описывают себя атрибутами имана. Также мы узнали то, что их местопребывание зависит от этой разницы. И во всем этом может наставить только Аллаха и милость только от Него: «Это Аллах оказал вам милость тем, что привел вас к вере» (аль-Худжурат 17).
•Узнали то, что обитатели рая скажут после того, как войдут в него и займут свои места, признавая милость их Великого Господа: «Хвала Аллаху, Который привел нас к этому! Мы не последовали бы прямым путем, если бы Аллах не наставил нас. Посланники нашего Господа приходили с истиной». Им будет возвещено: «Вот Рай, который вы унаследовали за то, что совершали».(аль-А`раф 43).
Аллах собрал в этом аяте их признание и хвалу Аллаху за Его милость, за то, что они достигли этих высоких положений, а также Аллах упомянул причину, которая довела их к Его милости, а это праведные дела, которые являются иманом и его предписаниями.
Мы просим Аллаха проявить к нам Милость правдивого имана и чтобы Он не доверял нас нашим душам ни на мгновение, а также, чтобы Он не сбивал наши сердца после того, как повел нас, также просим Его довести до нас его Милость. Поистине, Он дарующий. Мир и благословение Мухаммаду, его семье и сподвижникам.
Нуждающийся в Аллахе раб Абдур-Рахман ибн Насыр ас-Са`ди.