Все это входит в основу имана.
Поэтому с иманом связаны вход в рай, спасение от огня, довольство Аллаха, успех и счастье.
Всего этого человек не достигнет без того, что мы упомянули из убеждений, дел сердца и органов, потому что если что-то из этого будет отсутствовать, то будет недостаток и упущение награды и заслуга наказания по степени оставленной вещи.
Аллах Всевышний сообщил, что по причине имана человек достигает самые высшие степени в мирской и будущей жизнях. Сказал Всевышний: «Уверовавшие в Аллаха и Его посланников – это правдивейшие люди». (аль-Хадид 19).
Правдивейшие люди – наивысшие из созданий положением после пророков в мирской и будущей жизнях. Аллах также сообщил нам в этом аяте, что тот, кто утвердил иман в Аллаха и Его посланников, тот достиг этой степени.
Толкует это и разъясняет следующее:
Хадис, который приводят аль-Бухари и Муслим то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине обитатели рая будут видеть обладателей обиталищ в раю также, как вы видите планеты востока и запада на небосклоне, по причине превосходства (одних над другими)». Тогда его спросили: Это положения пророков, которые не смогут достигнуть другие? Он ответил: Нет, клянусь Тем, в чьих руках моя душа, это мужчины, уверовавшие в Аллаха и подтвердившие то, с чем пришли посланники».
Вера в Аллаха и подтверждение посланников строится на следующем:
•Чтобы это было как внутренне, так и внешне.
•Чтобы это проявлялось в убеждениях, нравах и делах.
•Чтобы это проявлялось в полном подчинении Аллаху и его посланникам.
И после выполнения этих вещей подтверждается их вера в Аллаха и подтверждение посланников.
Аллах Всевышний приказал в Своей Книге выполнение полного имана, а также то, что следует за этим из подчинения, а также Аллах похвалил тех, кто выполняет это.
Сказал Всевышний в величайшем аяте имана: «Скажите: «Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам и что было ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), что было даровано Мусе и Исе и что было даровано пророкам их Господом. Мы не делаем различий между ними, и Ему одному мы покоряемся»». (аль-Бакара 136).
Аллах вменил Своим рабам в обязанности веру во все эти великие основы, а также полную веру во все, что ниспослал Аллах в Книге, а также в каждого посланника, которого Он послал, с искренностью и подчинением только Ему, говоря: «и Ему одному мы покоряемся».
Также Аллах похвалил верующих в конце этой суры за то, что они выполняют все это:
«Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: «Мы не делаем различий между Его посланниками». Они говорят: «Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие»».(аль-Бакара 285).
Всевышний сообщил о том, что посланник и те, кто с ним уверовали во все эти основы. Они не разделяют между пророками, веруют в них всех, а также в то, с чем они пришли от Аллаха. Также Всевышний сообщил о том, что они придерживаются подчинения Аллаху и говорят «Слушаем и повинуемся!»и просят у своего Господа облегчить им это, а также простить им упущения в их вере. Также Аллах сообщил о том, что возвращение всех созданий к Аллаху и Он будет воздавать им за то, что они совершали из предписаний имана, а также за то, что они упустили из этого.
Как сказал Всевышний о последователях Исы и других пророков то, что они сказали:
«Господь наш! Мы уверовали в то, что Ты ниспослал, и последовали за посланником. Запиши же нас в число свидетельствующих». (Аль Имран 53).
Они уверовали, придерживались сердцами, повиновались органами и просили Аллаха записать их свидетелями единобожия, помочь им реализовать это словом, делом и убеждением.
Сказал Всевышний: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа, которые совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили».(аль-Анфаль 2-3).
Аллах описал верующих этими атрибутами, обеспечивающими выполнение основ и ответвлений религии, все явное и скрытое. Он описал их верой в Него – верой, которая проявляется в убеждении, словах и делах явных и скрытых. Также Аллах сообщил о том, что не смотря на их иман в сердцах, он увеличивается каждый раз, как им читаются аяты Аллаха, увеличивается их страх каждый раз, как упоминается об Аллахе.
Они в своих сердцах и грудях уповают на Аллаха, опираются во всех своих делах на Него, предоставляя их полностью только Аллаху.
Также они выполняют намаз, обязательный и дополнительный, выполняют его как внешне, так и внутренне. Они выплачивают закят, тратят обязательные и дополнительные расходы.
Они описаны этим и нет блага, кроме как они совершают его, и нет зла, кроме как они избегают его, поэтому сказал Всевышний Аллах: «Они являются истинно верующими», которые на самом деле достойны этих описаний, которые реализуют выполнение этих вещей внешне и внутренне.
Далее Аллах упомянул их почетную награду:
•Прощение, гарантирующее спасение от всего зла и неприятностей.
•Щедрый удел, гарантирующий наслаждения, которые не видел глаз, не слышали уши и которые не приходили на ум человеку.
Сказал Всевышний: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов, которые отворачиваются от всего праздного, которые выплачивают закят, которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие сверх этого являются преступниками; которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры, которые регулярно совершают намаз. Именно они являются наследниками, которые унаследуют Фирдаус, в котором они пребудут вечно». (аль-Муминун 1 – 11)
В этих аятах Аллах растолковал иман всеми этими качествами:
Сначала Он сообщил об успехе верующих, а затем описал их, сказав: «которые смиренны во время своих намазов…»и до конца упомянутых аятов и тот, кто выполнил эти описания, тот истинный верующий. А это выполнение обязательств внешних и внутренних, а также обхождение запретных и нежелательных вещей.
И по причине полноты их имана они заслуживают рай Фирдаус, являющийся наивысшей степенью рая, также как они выполнили наивысшее дело.
Отсюда ясно понимается то, что иман это:
•Убеждение религии.
•Нравы религии.
•Дела религии внешние и внутренние.
Результатом этого является то:
•Что иман увеличивается по причине увеличения этих описаний, выполнения их, а также уменьшается с их уменьшением.
•Что люди в этом различны в степенях, соответственно различию этих описаний.
Поэтому люди делятся на три степени:
1 Преуспевшие приближенные. А это те, кто выполнял обязательные и желательные вещи, оставили запретные, нежелательные и ненужные разрешенные вещи, от которых нет пользы.
2 Умеренные. А это те, кто выполняли обязательное и оставили запретное.
3 Несправедливые к самим себе. А это те, кто оставили некоторые обязательные вещи из имана и совершали некоторые запретные.
Как сказал о них Всевышний: «Потом Мы дали Писание в наследие тем из Наших рабов, которых Мы избрали. Среди них есть такие, которые несправедливы к самим себе, умеренные и опережающие других в добрых делах с дозволения Аллаха. Это и есть большая милость». (аль-Фатыр 32).
Аллах Всевышний всякий раз как упоминает иман, всегда добавляет к нему праведные дела, либо богобоязненность, либо терпение для того, чтобы кто-нибудь не подумал, что иман ограничивается лишь на том, что в сердце.
Сколько мы видим в Коране: «Поистине те, кто уверовали и совершали благие дела», а далее Он сообщает что-то о них.
Праведные дела входят в иман, более того они являются составляющей имана, без которой он не будет существовать. Поэтому тот, кто утверждает, что он верующий, но не совершает того, что приказали ему Аллах и Его посланник из обязательных вещей и не оставляет то, что они запретили, такой человек не является правдивым в своем имане.
Примеры того, как к иману добавляется богобоязненность:
Сказал Всевышний: «Воистину, угодники Аллаха не познают страха и не будут опечалены. Они уверовали и были богобоязненны».(Йунус 62-63).
Аллах упомянул полный иман в сердцах, а это убеждение и благое намерение, а также праведные дела. И не заполнится иман человека, пока он не будет сторониться того, что гневит Аллаха из неверия, грехов и ослушаний, поэтому Аллах сказал: «были богобоязненны».
Также как Он описал этим лучших Своих созданий, сказав:
«Но Аллах привил вам любовь к вере, и представил ее прекрасной вашим сердцам, и сделал ненавистными вам неверие, нечестие и неповиновение. Таковы идущие правым путем по милосердию и милости Аллаха. Аллах – Знающий, Мудрый».(аль-Худжурат 49).
И это является наилучшей милостью, чтобы Аллах привил человеку любовь к иману, представил его прекрасным в сердце раба, дал ему вкусить сладость веры, а также повелел его органам совершать дела, соответствующие шариату Ислама. Также Аллах делает ненавистными для раба совершение запретного и Аллаху лучше известно о том, кто более достоин этой милости, Он Мудрый в Своих решениях, которые Он устанавливает в подходящие для этого места.
Передается в сборнике аль-Бухари от Анаса то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если в человеке соберутся три вещи он почувствует вкус веры: Чтобы Аллах и Его посланник были любимее для человека, чем кто бы то другой, также чтобы человек любил кого-то только ради Аллаха, а также, чтобы он боялся отвернуться от своей религии также, как он боится быть брошенным в огонь».
Он, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул основу имана, а это любовь к Аллаху и Его посланнику, и не просто любовь, а любовь к Аллаху, опережающую всех любимых. Также то, что вытекает из этого это то, чтобы человек любил и ненавидел только ради Аллаха. Любит пророков, правдивых, шахидов и праведников, потому что они выполняют то, что любимо Аллаху, и человек выделяет их из остальных творений.
Также он, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул, что верующий отвергает все, что нарушает и отрицает иман и то, что он не желает отвернуться от своей религии нежеланием, которое можно сравнить с нежеланием попасть в огонь.
Также он, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул в этом хадисе то, что у имана есть сладость для сердец, если раб найдет ее у себя, то она отбросит его от любви к всему мирскому, душевных беспокойств и приведет его к благой жизни.
Поистине тот, кто полюбил Аллаха и Его посланника, соответственно будет постоянно поминать Аллаха, потому что тот, кто полюбит какую-то вещь, часто будет поминать ее, а также будет стараться следовать посланнику, а также ставить следование ему перед любым словом, желаниями души и ее стремлениями. Душа такого человека спокойная, стремящаяся к подчинению, грудь этого человека раскрывается для Ислама и он на свете своего Господа.
И большинство мусульман не достигнут этой вышей степени: «Для всех будут ступени, соответствующие тому, что они совершили». (аль-Ан`ам 132).
Также передается у аль-Бухари и Муслима от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Иман – это семьдесят с лишним ответвлений, наивысшая степень из них слова «Ля иляха илляЛлах», а низшая – убирание препятствия с дороги, стеснительность – часть имана».
Из этого хадиса явно видно, что иман содержит слово языком, дело органами, убеждение, нравы, выполнение прав Аллаха, а также хорошее отношение к созданиям.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, собрал в этом хадисе между:
•Наивысшей степенью, основой и опорой, а это слова «Ля иляха илля Ллах», убеждением, обожествлением и искренностью перед Аллахом.
•И между низшей, а это убирание костей и колючек и всего, что вредит людям на дороге.
А что тогда сказать о том, что выше этого из благочестия?
Также он, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул стеснение, Аллаху известно лучше, потому что стеснением осуществляется жизнь имана, им раб оставляет любое отвратительное дело, также как по причине стеснения реализуется любой хороший нрав.
Все эти ответвления, упомянутые в хадисе, являются постановлениями религии внешними и внутренними.
Также это явно проявляется в том, что иман увеличивается и уменьшается соответственно увеличения этих ответвлений и описанием раба себя ими или отсутствием всего этого.
И как это известно, люди разняться в этом большим различием.
И тот, кто возомнил, что иман не увеличивается и не уменьшается, тот противоречит здравому смыслу и шариатским текстам, как ты это можешь заметить.
Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул про Ислам и Иман в известном хадисе Джибрииля, когда спросил Джибрииль в присутствии сподвижников об имане. На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Чтобы ты уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников, судный день и предопределение». А также разъяснил, что Ислам – это пять столпов. Потому что, как мы уже говорили, когда с иманом упоминается что-то другое, то он толкуется как то, что в сердце человека из религиозных убеждений, а ислам как внешние праведные дела. А если иман упоминается отдельно, то содержит в себе все, о чем мы упоминали выше.
Приводят аль-Бухари и Муслим от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не уверует один из вас, пока я не буду любимей ему, чем его отец, сын и все люди».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил то, что если перед человеком стоит выбор между двумя любимыми и он ставит вперед пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то такой является истинно верующим, а если нет, то его иман неполон, как сказал об этом Всевышний: «Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью». (ан-Ниса 65).
Аллах Всевышний поклялся в том, что не уверует никто, пока не изберут пророка судьей и не останется в их сердцах стеснения и проблем от его решения и не подчинятся ему полным подчинением, удовлетворяться его решением.
Это включает его решения в основах религии, ее ответвлениях, общих и частных положениях.
Также у аль-Бухари и Муслима приводится хадис от Анаса то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не уверует один из вас, пока не будет любить для своего брата то, что он любит для себя».
Это значит то, что человек должен исполнять права братьев мусульман как общие, так и частные, это входит в иман. А тот, кто не выполняет этого и не любит для них того, что любит для себя, тот не уверовал обязательной верой, он умалил свой иман по степени того, сколько он сократил в выполнении обязательных прав на него.
У Муслима передается хадис от аль-Аббас ибн абдуль-Мутталиб, да будет доволен им Аллах, который сказал: Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Вкусил вкус имана тот, кто доволен Аллахом как Господом, Исламом как религией и Мухаммадом как пророком».
Довольство всем этим значит радость этому, ликование от того, что Аллах является Господом раба, также радость наилучшему управлению и решению над рабом. Довольство Исламом как религией значит радость тому, что человек в Исламе и хвалу Аллаху за такую милость, которая является самым большим дарованием, когда Аллах довольствует рабу Ислам и направляет его к нему и избирает его для Ислама.
Также довольство Мухаммадом как пророком, потому что он совершенное создание, наивысшее из них в любом благом атрибуте, его община и последователи самая совершенная община и наивысшая степенью в мирской и будущей жизнях.
Довольство пророчеством посланника Аллаха и следование ему является самым великим плодом имана, которым раб вкусит сладость имана. Сказал Всевышний:«Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении». (Аль Имран 164).
«К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим». (ат-Тауба 128).
Как верующий не будет доволен этим щедрым пророком, добрым, милосердным, о котором Всевышний сообщил, что он на великом нраве. Наилучшим положением раба является его поклонение Аллаху, а также подчинение Его пророку, любовь к нему и следование за ним, это признак любви Аллаха, при помощи которого реализуется любовь и иман.
Сказал Всевышний:
«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный»». (Аль Имран 31).
У Муслима передается хадис от Суфъяна ибн АбдуЛлах ас-Сакафи, который сказал: «Я сказал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: Скажи мне в Исламе такое слово, о котором я не спрошу никого после тебя.Он сказал:Скажи: Я уверовал в Аллаха! А потом придерживайся прямоты».
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил в этом завещании, что раб после того, как признает иман внешне и внутренне, а потом будет придерживаться его словом делом, выполняя предписанное и оставляя запретное, в таком случае заполнится его дело и он будет идти прямым путем и возможно он будет с теми, о ком сказал Всевышний:
«Воистину, к тем, которые сказали: «Наш Господь – Аллах», – а потом были стойки, нисходят ангелы: «Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам. Мы – ваши помощники (или хранители) в мирской жизни и Последней жизни. Вам там уготовано все, чего пожелают ваши души! Вам там уготовано все, о чем вы попросите! Таково угощение от Прощающего, Милосердного»». (Фуссылят 30-32).
В хадисе от ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, то, что однажды к посланнику Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, «пришла делегация из племени Абдуль-Кайс. Они сказали ему: Прикажи нам решающее слово, о котором мы сообщим тем, кто позади нас и с помощью которого мы зайдем в рай. Они спросили его о напитках и он приказал им четыре и запретил четыре. Также он приказал им веру в Аллаха, потом спросил: Знаете ли вы что такое иман? Они сказали: Аллаху и Его посланнику лучше известно. Он сказал: «Свидетельство, что нет достойного поклонения, кроме Аллаха и что Мухаммад раб Аллаха и Его посланник, совершение намаза, выплачивание закята, пост в рамадан и чтобы вы отдавали из добычи пятую часть». Также он запретил им четыре вещи: Глиняные горшочки, посуда из высушенной тыквы, основа пальмы, которая после сушки используется как посуда, а также посуда пропитанная смолой.Потом он сказал им:«Запомните это и сообщите тем, кто позади вас».
В этом мы также явно видим, что в иман входят внешние дела, подобные намазу, закяту, посту, выдача пятой части добычи. Все это разъясняет нам значение имана таким разъяснением, после которого не остается сомнений, а это то, что в него входят как убеждения сердца, также дела органов. Все, что приближает к Аллаху из слов, дел и убеждений входит в иман.
Также передается у Абу Дауда от Абу Умамы то, что он сказал: «Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот кто любит и ненавидит ради Аллаха, отдает и не дает только ради Аллаха, тот заполнил свой иман». [Абу Дауд 4681, шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным в «ас-Сильсиля ас-Сахиха» 380].
Любовь и ненависть в сердце. А отдача и препятствование – внешние дела. И во всем этом уславливается искренность, которая является душой имана, сущностью и ядром.
Любовь ради Аллаха – любить Аллаха, любить то, что Он любит из дел, времен, периодов, положений, любить то, что любят Его пророки и их последователи.
Ненависть ради Аллаха – ненавидеть то, что гневит Аллаха из неверия и ослушания, также ненавидеть тех, кто описан этими качествами или призывает к ним.
Отдача включает в себя выполнение всего, что требуется от раба, как сказал Всевышний:
«Тому, кто отдавал и был богобоязнен, кто признавал наилучшее, Мы облегчим путь к легчайшему». (аль-Ляйл 5-7).
Это включает все, что приказано рабу, не ограничивается только лишь на выплачивании имущества, это всего лишь часть отдачи. И напротив этого отсутствие отдачи.
И при помощи этих четырех вещей заполнится иман раба и его религия.
Передается от Абу Хурайры то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующий это тот, кому люди доверяют свою кровь и имущество». [Достоверный хадис, который передали ан-Насаи 8/104, 105, ат-Тирмиизи 2627, аль-Альбани назвал его достоверным в «Сахих аль-Джами ас-Сагир» 6710].
Этот хадис указывает на то, что правильный иман побуждает человека сохранять честность и запрещает ему вероломств, чтобы люди могли доверить ему самые драгоценные для них вещи, а это кровь и имущество.
Все эти тексты разъясняют смысл имана и его истинность и то, что иман, как сказал Хасан и другие: «Иман – это не желания и украшения, иман — это то, что поселилось в сердце и подтверждается органами». Внешние и внутренние дела подтверждают иман и реализуют его, как сказал Всевышний: «Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он наставляет на прямой путь». (ат-Тагабун 11).
Когда постигает беда верующего, он верует, что она от Аллаха и то, что Аллах Мудрый Милостивый в Своем предопределении и то, что Ему лучше известно о том, что лучше для раба, сердце такого человека Аллах ведет особым путем к довольству, терпению, смирению и успокоению. Как сказал Всевышний: «Воистину, тех, которые уверовали и творили праведные деяния, Господь поведет их за их веру». (Йунус 9).
И Аллах не указал каким путем Он их поведет для того, чтобы это включало прямой путь ко всему благу, а также прямой путь с оставлением всего зла и все это по причине их имана.
Дела являются частью имана с одной стороны, а также плодами и составной частью с другой.
Сказал Всевышний: «Аллах никогда не даст пропасть вашей вере. Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям». (аль-Бакара 143).
Многие из толкователей Корана сказали, что под верой здесь подразумевается намаз в сторону мечети Акса перед тем, как это было отменено, потому что умерли некоторые люди из мусульман перед тем, как начали молиться в сторону Каабы, по причине этого некоторые из них пришли в замешательство и Аллах ниспослал этот аят. Это потому что их намаз в сторону Аксы был подчинением приказу Аллаха и Его посланника, что и является иманом.
Этот аят содержит следующее:
•Великая радостная весть, а именно то, что Аллах не даст пропасть иману верующего, будь он малым или великим, как пришло в достоверном хадисе то, что Аллах выведет из огня того, в чьем сердце будет мельчайшая частица семени имана.
•Радостная весть каждому, кто делал благие дела, желая тем самым подчинение Аллаху, в тот момент как он был запутанным или ошибся или было отменено это дело после того, как он совершил его. Потому что он делал это дело верой в Аллаха, желая подчинения Ему, но он растолковал что-то ошибаясь в этом, или ошибся без толкования, его ошибки прощены ему, и он получит награду его намерения и направления к Аллаху, подчинения Ему, и Аллах не умолит из этого ничего, поэтому Аллах сказал о словах верующих: «Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись». (аль-Бакара 286)
И Всевышний ответил им: «Я сделал это»*, как это передал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
*[Сказал имам Ахмад: Нам рассказал Ваки`, нам рассказал Суфъян от Адама ибн Суляймана, который сказал: Я слышал Саида ибн Джубайра, который передает от ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, который сказал: Когда был ниспослан этот аят:Обнаружите ли вы то, что в ваших душах, или утаите, Аллах предъявит вам счет за это. (аль-Бакара 284), Он сказал: «Из-за этого аята в их сердцах возникло что-то. Но в сердца их не вошло ничего (плохого). И Пророк, произнес: «Скажите: «Мы услышали и повинуемся и смиряемся!» Он сказал: «И Аллах привнес в их сердца веру и Аллах Всевышний ниспослал: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: «Мы не делаем различий между Его посланниками». Они говорят: «Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие». Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел. Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты – наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми».
Также передал Муслим от Абу Бакра ибн Абу Шайба и Абу Курайба и Исхака ибн Ибрахима от Ваки`а тоже самое и еще добавил: Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников.Сказал Аллах: Я сделал. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу.Сказал Аллах: Я сделал. . Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты – наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми».Сказал Аллах: «Я сделал». См. «Тафсир ибн Касир» 1/320].
Также в достоверном хадисе: Если судья выносит решение, проявив усердие, и был прав, то ему две награды, а если ошибся, то ему одна награда, а его ошибка ему прощена.
Также тот, кто намеривался совершить благое дело, желал его совершить, и что-то ему помешало, как болезнь, путешествие, немощность и т.п., ему будет записано то, что он намеривался из этого дела.
Как пришло у Муслима от Абу Мусы то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: если кто-то заболел или отправился в путешествие, тому записывается то что он делал в здравии и на месте. Сюда также входит то, когда человека сковывает старость от привычных дел.