Вход. Прокимен дне. Чтения три.
1. Притчей чтение:
Память праведника – с похвалами, и благословение Господне – на главе его. Блажен человек, который обрел премудрость, и смертный, который постиг разум, – ибо лучше её приобретать, чем сокровища из серебра и золота. Она дороже камней драгоценных: не воcпротивится ей ничто дурное; она хорошо известна всем, любящим ее, и все драгоценное не достойно ее. Ибо долгота жития и годы жизни – в правой руке её, а в левой у неё – богатство и слава; из уст её выходит правда; закон же и милость она на языке носит. Итак, послушайте меня, о дети, ибо я важное скажу, и блажен человек, который пути мои сохранит, ибо исходы мои – исходы жизни, и готовится желание от Господа. Потому убеждаю вас и посылаю мой глас сынам человеческим. Ибо я, премудрость, устроила совет, и знание и смысл я призвала. Мой – совет и безопасность; мой – разум, моя и сила. Я меня любящих люблю, а ищущие меня найдут благодать. Придумайте же, беззлобные, хитрость, а не наставленные – приложите сердце. Послушайте меня и еще, ибо я важное скажу, и открою губами своими правое; ибо истине поучаться будет гортань моя, и мерзки предо мною губы лживые. С правдою все речи уст моих, ничего в них ни кривого, ни искаженного; все они прямы для думающих и правильны для находящих знание. Ибо я учу вас истинному, чтобы была в Господе надежда ваша, и вы исполнились Духа.
2. Притчей чтение:
Уста праведника источают мудрость, язык же неправедного погибнет. Губы мужей праведных источают благодать, а уста нечестивых развращаются. Весы неверные – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему. Куда войдет дерзость, там и бесчестие; уста же смиренных обучаются премудрости. Совершенство прямодушных наставит их, а коварство нарушающих слово поглотит их. Не принесут пользы имения в день гнева, праведность же избавит от смерти. Умерший праведник оставил сожаление, но близка бывает и радует погибель нечестивых. Праведность непорочного верно определяет пути, нечестие же впадает в неправду. Праведность мужей прямых избавляет их, безрассудством же уловляются беззаконные. По кончине мужа праведного не гибнет надежда, похвальба же нечестивых погибает. Праведник выходит из западни, а вместо него предается нечестивый. В устах нечестивых ловушка гражданам, чувство же праведных благоуспешно. Достоинствами праведных ободрился город, и в погибели нечестивых – ликование. Благословением праведных возвысится город, устами же нечестивых он разрушен. Глумится над согражданами скудный разумом, но муж разумный спокойствие вносит.
3. Премудрости Соломона чтение:
Праведник, если и преждевременно cкончается, в покое будет, ибо старость почтенная не в долговечности и не числом лет измеряется: но рассудительность – седина для людей, и возраст старости – жизнь непорочная. Став угоден Богу, он был возлюблен, и, как живший среди грешников, переселен; был восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не обмануло душу его. Ибо обольщение порока помрачает доброе, и мечтание похоти повреждает ум беззлобный. Став совершенным скоро, он исполнил лета долгие: ибо угодна Господу была душа его, потому и поспешил он из среды лукавства. Люди же увидев то и не постигнув, даже и не взяли в мысль такое, что благодать и милость со святыми Его и попечение об избранных Его.
На литии стихира храма.
Затем стихиры свт. Николая, глас 2:
[Византийца:] Правилом веры и образом кротости явил тебя стаду твоему Христос Бог, святитель Николай: ибо в Мирах миром благоухая, ты сияешь светло Божественными твоими деяниями, сирот и вдов заступник. Потому молить не прекращай о спасении душ наших.
Отче Николай, миром полная рака мощей твоих Миры охраняет; ибо ты и узников, осужденных без суда, в сонном видении твоем царю явившись, от смерти, уз и темницы освободил. Но и ныне, как тогда, и всегда, в видениях являйся, ходатайствуя о душах наших.
Отче Николай! Если Миры и молчат, но весь мир, тобою просвещенный, и благоухание мvра, и множество чудес восклицает хвалебными песнопениями, как и осужденные, спасенные тобой. С жившими в Мирах и мы взываем в песнях: «Ходатайствуй о спасении душ наших!»
Глас 4: Отче Николай, ты, сосуд с мvром Пресвятого Духа, как весна благоухаешь радостью Божественных ароматов Христа: ибо, став подражателем апостолам, вселенную обходишь молвою о чудесах твоих. Оттого и дальним, как вблизи, во сне являясь, от смерти избавляешь тех, кому по суду неправедному предстояло умереть, спасая предивно от многих опасностей призывающих тебя. Потому от надвигающихся несчастий освободи твоими ходатайствами и нас, всегда восхваляющих тебя.
Глас 8: Доблестей твоих плод, преподобный отче, просветил верных сердца: ибо кто, слыша о безмерном твоем смирении и терпении не удивился, к нищим твоему радушию, к скорбящим состраданию? Всех ты богодостойно научил, святитель Николай; и ныне, венцом неувядаемым увенчанный, ходатайствуй о душах наших!
Квосхвалению Господа поспешил ты, Николай, во временной жизни, и Он тебя прославил в Небесной и истинной жизни. Потому, дерзновение стяжав пред Ним, моли о спасении душ наших.
Слава, глас 6:
Благо тебе, добрый раб и верный, благо тебе, работник в винограднике Христа: ты и тягость дня перенес, ты и данный тебе талант возрастил и после тебя пришедшим не позавидовал. Потому врата Небесные открылись тебе: войди в радость Господа твоего и ходатайствуй о нас, святой Николай!
И ныне, глас тот же:
Сион, торжествуй, Иерусалим, веселись, град Христа Бога, прими Создателя, в пещере и яслях вмещающегося! Отворите мне врата и, войдя в них, увижу, как Младенца, пеленами Повиваемого, но рукою Своею все творение Держащего, Которого Ангелы воспевают непрестанным гласом, жизни Подателя Господа, спасающего род наш.
На стиховне стихиры, глас 5:
Радуйся, священная глава, чистая добродетелей обитель, Божественнейшего священства правило, пастырь великий, светоч светлейший, носящий победы имя, к молящимся снисходящий сострадательно, склоняющийся к прошениям немощных, избавитель всегда готовый, страж спасительный всем верою чтущим всеславную память твою! Христа моли, преблаженный, ниспослать миру великую милость.