Важность раздельного обучения в школе.

До 1918 года обучение детей в России БЫЛО -- раздельным. 31 мая 1918 года выходит постановление "О введении обязательного совместного обучения”, подписанное комиссаром просвещения Луначарским.


В 30-е годы многим, в том числе и новой власти во главе со Сталиным, СТАЛИ -- видны негативные последствия "безполого” обучения. Уже в те годы стал -- заметен дефицит сильных духом, мужественных и волевых юношей при призыве в армию. И это при том, что тогда на самом высоком уровне -- было и физическое, и трудовое, и патриотическое воспитание. Молодежь сдавала нормы ГТО, воспитывалась под лозунгом "Быстрее! Выше! Сильнее!” и т. д.


И Сталин попытался вернуть школу к прежней модели… Сегодня многими это рассматривается как ошибка «тирана», чудачество... но оказалось, что в РАЗДЕЛЬНЫХ школах -- дети СТАЛИ лучше развиваться, особенно мальчики. У них постепенно стали -- исчезать черты, характерные для противоположного пола. Казалось бы, истина восторжествовала. Однако, такой порядок обучения существовал лишь до тех пор, пока был жив Сталин. В 1954 году мальчиков и девочек вновь -- СМЕШАЛИ в общие классы по календарному возрасту.


Для генетически менее зрелых мальчиков представительницы «слабого пола» СТАНОВЯТСЯ -- духовно-эмоциональным ПРИМЕРОМ -- поведения и образцом ("героем”) для подражания.


Качества этого "образца” -- прилежность, послушание, усидчивость, стремление услужить, понравиться, отсутствие протестных установок и т.д. Такая модель поведения стала активно поощряться -- учителями-женщинами.

Постепенно из школьной жизни и чувств мальчиков СТАЛИ исчезать -- ценности Мужского характера и мужских идеалов. Исчезла -- мужская героика, былинный мужской эпос, мужская символика. Мальчики оказались погруженными -- в сугубо женскую обывательско-мещанскую среду с ее смыслами и ценностями. Так сказать – обабились.

И теперь, в наше время многие женщины – НЕДОВОЛЬНЫ мужчинами и своими мужьями, что в них не стало МУЖСКИХ качеств: ответственности, надежности, мужественности, верности.

Более того, духовно более зрелые девочки сами СТАЛИ -- прививать менее зрелым мальчикам свои сугубо ЖЕНСКИЕ символы, пристрастия, игры, эмоции, мечты, фантазии, привычки, мотивы, смыслы жизни, страхи. В итоге на протяжении нескольких поколений из учебных заведений, где проходит большая часть жизни детей, ИСЧЕЗЛА -- поло-личностная самоидентификация молодых людей и особенно мальчиков.

Вот откуда, так МНОГО среди современных мужчин – материально заинтересованных обывателей – которые ПРИЗНАЮТ своей -- ЦЕЛЬЮ и главной ценностью в жизни: ДЕНЬГИ, карьеру, материальные блага, комфорт и различные развлечения. Родина, государственные интересы и серьезные дела – таких мужчин – НЕ ИНТЕРЕСУЮТ.


В конечном счете, присущие только мальчикам природные чисто МУЖСКИЕ качества -- страсть к риску, испытаниям на волю и силу духа, жажда быть -- смелым и мужественным -- СТАЛИ заглушаться и нейтрализоваться на генетическом уровне.

Кроме того, природа мужского начала такова, что самое унизительное, позорное, буквально саморазрушительное переживание для мальчиков - БЫТЬ слабее девочек. На этот счет имеются многочисленные сообщения в зарубежной, а в последние годы и в отечественной научной литературе: ЖЕНОПОДОБНЫЕ мужчины СТАЛИ -- все больше и больше заполнять пространство социальной жизни.


Мы в ХХ веке провели над собой трагический эксперимент - игнорировали поло-ролевое воспитание и активно внедряли БЕЗПОЛУЮ -- педагогику. Вот результат... В условиях, когда до основания разрушена народная воспитательная культура, когда до основания РАЗРУШЕНО -- семейно-родовое воспитание, наша школа, нацеленная на некую сумму знаний (без воспитания чувств!) есть величайшее -- преступление перед народом.


Стоит только представить себе: встречаются по внешнему виду юноша и девушка. При этом у женственных юношей и омужествленных девушек ВЫСШЕЙ ценностью давно СТАЛА -- внешняя смазливость и привлекательность. Женятся, создают семью. А по духу-то они оба – полуженщина-полумужчина! И когда, они это открывают, кроме взаимного -- отчуждения и ненависти уже более ничего -- не испытывают. И в эту бойню часто, очень часто оказываются вовлеченными их дети.


Обсуждать вопрос о раздельном обучении в школах начали -- примерно четверть века назад. Среди педагогов-новаторов Амонашвили, Шаталова, Щетинин занял свое место и Владимир Базарный. В то время он создал в подмосковном Сергиевом Посаде лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования. Проведя многочисленные социологические исследования, Базарный пришел к однозначному выводу: главный ВРАГ здоровья детей – современная школа в том виде, в каком она сейчас существует.


Один из китов, на котором стоит методика педагога: РАЗДЕЛЕНИЕ -- классов по половому признаку. "Смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту - вещь непростительная", считает Владимир Базарный. – Девочки в начале обучения на 2-3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков.

Исследования выявили, что если мальчики оказываются -- окруженными более сильными девочками, то у одних мальчиков ФОРМИРУЮТСЯ -- женские черты характера, у других складывается -- комплекс невротического неудачника".


Последователи методики академика Базарного убедились в том, что высоких результатов позволяет достигать именно программа -- РАЗДЕЛЬНОГО обучения.

К примеру, в одной из школ Красноярского края, перешедшей на раздельное обучение, более 60% учеников - отличники, 90% выпускников с первой попытки -- поступают в вузы.


В приложении к воспитанию эта истина выражается в том, что мальчики и девочки РОЖДЕНЫ -- для совершенно разных жизненных реализаций, поэтому, обучать их нужно не одному набору наук (как это делается у нас в школах), а по совершенно -- разным программам и в разной манере…


Образование девочки, например, включало в себя освоение 108 женских искусств (в том числе умение вести хозяйство, оказывать врачебную помощь, умение красиво одеваться, красиво двигаться и говорить, петь, писать стихи и тому подобное). У девочек родители СТРЕМИЛИСЬ -- воспитать такие качества как: нежность, женственность, целомудрие, верность, трудолюбие, готовность стать невестой, матерью.


Мальчика обучали в духе соответствия -- с его врожденной природой. Кто-то рожден, чтобы просто трудиться, кто-то – чтобы преумножать богатства, кто-то – чтобы защищать и руководить, кто-то – чтобы наставлять и советовать.

Воспитывались чисто МУЖСКИЕ качества: смелость, воля, СИЛА -- духа, СПОСОБНОСТЬ -- быть лидером и БРАТЬ -- на себя ответственность, ГОТОВНОСТЬ -- защищать более слабых, ГОТОВНОСТЬ стать -- главой семьи, ВСТАТЬ -- на защиту Отечества и т.д.

Народы еще в древности осознали: мужское в мальчике изначально закрепощено и само по себе -- не раскроется. Потому, необходимо ВОСПИТЫВАТЬ и прививать все МУЖСКИЕ качества. Так появились ИСПЫТАНИЯ, направленные -- на преодоление страха, на развите -- ловкости, смелости, выносливости, терпения, мужества, развития физической силы, ПРИУЧАЛИ -- к ответственности, к труду, и выполнять -- свои обещания.


«Беда ожидает тот народ, ту цивилизацию, которая ПЕРЕСТАНЕТ -- воспитывать МУЖЕСТВО, СИЛУ воли -- у своих мальчиков. В среде этого народа поселяется -- страх, парализуется воля, растет -- хаос в духовной сфере». Владимир Базарный


В современном обществе почти повсеместно девочек учат так же, как мальчиков. Таким образом прививают им НЕВЕРНОЕ -- видение своей жизненной роли – отсюда несчастливые в личной жизни женщины. Мальчиков же не ориентируют на соответствующую им социальную деятельность – отсюда профессионально потерянные мужчины (те, кто не доволен -- своей работой, своим положением и достижениями).


Учителям рекомендуют, например, осторожно проводить в «девчоночьих» классах соревнования, потому что эмоциональные девочки иногда очень остро реагируют -- на неудачу, если проигрывают.

А мальчишек, наоборот, соперничество МОЖЕТ -- подстегнуть, заставить быстрее думать, искать правильный ответ. Речь не идёт о двух учебных программах. Просто одну и ту же дисциплину дети изучают разными темпами, часто по-другому строится и сам урок.

Девочкам нужно подробно объяснить -- тему, привести примеры, а после этого проверить, как они усвоили материал, предложив решить задачку.

Мальчикам свойственно ИСКАТЬ -- новые пути, быть -- первооткрывателями. Им лучше предложить сначала справиться с заданием -- самостоятельно, а уже потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать. Следует учитывать и такую особенность - мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, их НАДО -- подталкивать к нахождению принципа решения, они лучше работают тогда, когда характер вопросов - открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не просто повторить за учителем и запомнить информацию.

Их нужно натолкнуть, чтобы они САМИ -- открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они -- запомнят и усвоят материал. То есть, им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации.

Мальчики лучше работают «от противного»: сначала - результат, потом - как мы к этому пришли. От общего - к частному. Почти все учителя говорят, что в классе мальчиков работать сложнее, но интереснее. Если же им предлагают действовать по шаблону, они в такой ситуации СТАРАЮТСЯ -- уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться -- ему, не выполнить несвойственные им виды деятельности.


Никто, в том числе и в стане противников раздельного обучения, не спорит: в "сегрегированных" классах и успеваемость выше, и дисциплина лучше, и усвоение знаний быстрее, и физически ребята крепче.


Минусы. Выпускники школ 40-х-50-х годов прошлого века вспоминают, что дружеской атмосферы в "однополом" классе, как правило, -- НЕ БЫЛО. О сплоченном коллективе не было и речи. Девочки всячески СТРЕМИЛИСЬ -- показать свое превосходство.

В "мужских" школах процветал -- культ силы, педагоги жаловались на многочисленные хулиганские выходки учащихся. Однако в наши дни в школах, создаваемых по новой модели, мальчики и девочки занимаются "через стенку", встречаясь и на переменках, и на внеклассных мероприятиях.


Помимо споров вокруг собственно метода, существует проблема совсем другого рода - педагогические кадры. В регионах, где проводится эксперимент, на роль классного руководителя в мужской класс ищут, как правило, мужчину. На деле выяснилось, что это почти нереально.


И все же гендерная педагогика набирает обороты. Учитывая предыдущий педагогический опыт и современные исследования, все больше учителей СТАРАЮТСЯ -- возродить эту неоспоримо эффективную методику обучения. Все больше родителей ИЩУТ школы или классы -- с раздельным обучением.

Эксперты в педагогическом сообществе обращают внимание на то, что большинство "РАЗДЕЛЕННЫХ" школ - гимназии, лицеи, образовательные учреждения с углубленным изучением ряда предметов. Там, где есть математические и гуманитарные классы, отчего бы не быть "мальчиковым" и "девчачьим". Кроме того, учиться не в такой школе, как все, престижно.


Опытные площадки открылись уже на 35 территориях Российской Федерации - всего получилось 62 класса. Мониторинг здоровья, проведенный медиками после четырех лет обучения по новой системе, показал, что дети СТАЛИ -- реже болеть.

Наши рекомендации