Молитву постичь может только тот, кто УДАЛИЛ из сердца -- Мирские привязанности; только в сердце, свободном -- от пристрастия к миру, может -- вселиться Господь.

Я долго не мог понять, что такое -- соединение ума с сердцем. В сущности говоря, это значит соединение всех сил души воедино для устремления их всех к Богу, что невозможно при разъединенности их. Этот закон единения и усматриваю не только в этом случае – в молитве Иисусовой, а везде. Например, когда на войне с врагом не будет у нас сплоченной силы, то враг, нападая то на один отряд, то на другой, вскоре победит всю армию, уничтожая один отряд за другим. В таких беседах с вами я не ограничусь этим, я пойду далее. Это такой узел, что сколько его не развязывай, он все будет узлом. Молитва Иисусова – НЕ ИМЕЕТ пределов... Ум, когда упражняется в чтении Св. Писания и молитве, ОЧИЩАЕТСЯ -- от страстей и просветляется. Когда же погружен только в земное, то он СТАНОВИТСЯ как бы -- неспособным к пониманию духовного.

Поэтому, необходимо упражняться -- в духовном и ПОБЕЖДАТЬ -- все страсти, пока они еще не глубоко укоренились в нас. Страсти легко побеждать -- в помыслах, но когда они ПЕРЕЙДУТ -- в слова и дела и укоренятся, то очень трудно, почти невозможно...

Может ли Иисусова молитва быть в человеке страстном?

Может, может, но вот как: в первый период молитвы Иисусовой страсть, действуя в человеке побеждает его, а во второй период при всяком возбуждении страсти человек -- побеждает страсть.

Страсть остается в человеке до самой смерти, и безстрастие может быть только относительное. Это мы можем видеть из того, что многие подвижники, как например, преп. Иаков, проведя всю жизнь в подвигах, впадали в грех. Кто трудится в молитвенном подвиге, тот несомненно ощущает в себе движение страстей, но в человеке, достигшем внутренней молитвы, СТРАСТЬ -- подобна покойнику, она уже не может властительски терзать его, и чем молитва сильнее действует в человеке, чем она более утверждается в сердце подвижника, тем все ТИШЕ и тише -- действуют страсти, они как бы спят. Я помню, в Казани был блаженный Николушка. Он говорил, обращаясь к людям доброй жизни: «А что, как покойнички-то? Спят?» Я тогда не понимал смысла этих слов, и понял их только здесь, в Скиту, и удивился -- глубине смысла их. Он именно называл СТРАСТИ -- покойниками. Покойник лежит, значит, он существует, а не исчез, ибо мы его видим. Так и страсть в проходящем молитвенный подвиг и достигшем уже внутренней молитвы, подобна -- покойнику.

Нужно всегда иметь память о Боге.

В этом-то все и дело, чтобы всегда ИМЕТЬ-- память о Боге. Для этого и молитва Иисусова. Но не удивляйтесь, что всё забываете, надо только стараться. Ведь, не сразу вы в университет пошли, а сначала азбуку выучили, так? Как авва Дорофей говорит, что он смотрел на книги как на зверя, а потом очень пристрастился -- к чтению книг. Сначала читал, не духовные, а светские книги, а потом перешел и на духовные. Да, так всегда бывает... Был схимонах Клеопа в Соловецком монастыре. Он 40 лет провел в уединение на одном необитаемом острове, куда из монастыря ему привозили пищу и ездил духовник. Потом он изъявил желание возвратиться в монастырь. Никто не знал, как он подвизался, какие ужасы претерпевал от бесовской силы, в чем состоял его подвиг. Когда он возвратился, о. Архимандрит при духовнике его опросил: «В чем заключалась твоя деятельность, и много ли ты преуспел, скажи мне и твоему духовному отцу?» Он отвечал, что в Иисусовой молитве. Все акафисты, все службы, все-все заменял он Иисусовой молитвой: «И начинаю понимать, чуть-чуть разбирать начальные буквы этого алфавита». Вот какая глубина.

Значение Иисусовой молитвы -- в жизни христианина.

Иисусова молитва приближает нас -- ко Христу.

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную», – должна взывать ко Господу каждая верующая душа, Господь ждет, что мы призовем Его, и радуется этому призыванию. Творящий Иисусову молитву непременно спасется, Господь не попустит ему погибнуть. Он готов помочь всякому, и если мы иногда замечаем, что Господь как будто оставляет нас, то причина этого кроется в самом же человеке.

Молитва Иисусова имеет громадное значение в жизни христианина. Это есть КРАТЧАЙШИЙ -- путь к достижению Царствия Небесного; хотя этот ПУТЬ -- долгий и, вступив на него, мы должны быть готовы к скорби.

Иисусова молитва -- БЫСТРЕЕ всех других молитв ПРИВОДИТ человека -- в ПОКАЯННЫЙ настрой и показывает ему -- его НЕМОЩИ и ГРЕХИ, следовательно, скорее приближает к Богу. Человек начинает чувствовать, что он -- величайший грешник, а то Богу только и нужно.

Враг всячески СТАРАЕТСЯ -- отклонить христианина от этой молитвы, ее он больше всего боится и ненавидит. Действительно, человека всегда творящего эту молитву, СИЛА -- Божия сохраняет невредимым от сетей вражеских; когда же человек вполне проникается этой молитвой, то она отверзает -- ему райские врата, и хотя бы он на земле не получил особых даров и благодати, душа его будет дерзновенно вопиять: "Отверзите мне врата правды" (Пс. 117, 19). И вот, враг ВНУШАЕТ -- различные помыслы для смущения неразумных; говоря, что молитва требует сосредоточенности, умиления и т.д., а если этого нет, то она только прогневляет Бога; некоторые слушают эти доводы и БРОСАЮТ -- молитву на радость врагу.

Начинающий молитву Иисусову подобен гимназисту, поступившему в первый класс гимназии и одевшему форму. Можно думать, что он впоследствии и кончит гимназию, а может быть и в университет пойдет. Но вот проходят искушения первого же урока; например, по арифметике ученик не понял, и помысл ему говорит: "Первого урока не понял, тем более не поймешь второго, а там, гляди, вызовут; лучше скажись больным, да посиди дома". Если же у ученика есть богатые родственники, то тут искушения еще больше, тот же соблазнительный голос говорит: "У тебя дедушка и дядюшка богатые, чего тебе учиться; у них погости". Слушает эти речи гимназистик, и ПЕРЕСТАЕТ -- учиться, ТЕРЯЕТ -- зря время; а прошло несколько лет – вырос балбес и никуда не годный. Время ушло, какое тут учение, – и исключают его из гимназии. Так и тут может случиться. Не нужно внимать искусительным помыслам, НАДО -- гнать их от себя, и не смущаясь продолжать молитвенный труд. Пусть незаметны плоды этого труда, пусть человек не переживает духовных восторгов, умиления и т.д., – все-таки бездейственной молитва остаться не может. Она ТИХО -- совершает свое дело.

Один инок, 22 года проходящий молитву Иисусову, впал в уныние оттого, что не видит никаких благоприятных результатов своего труда. Он пошел к Старцу и высказал ему свое горе.

-- Вот, отче, 22 года совершаю я Иисусову молитву и не вижу никакого толку.

-- А какой же ты хочешь видеть толк? – вопросил его Старец.

-- Как же, отче, – продолжал инок, – я читал, что многие, совершая эту молитву, стяжали духовную чистоту, имели дивные видения, достигали полного безстрастия. А я, окаянный, искренне сознаю, что я самый великий грешник, вижу всю свою скверну и, размышляя о сем, идя по дороге от монастыря к Скиту, часто трепещу, чтобы не разверзлась земля и не поглотила бы такого нечестивца, как я.

-- А ты видел когда-нибудь как матери держат на руках своих детей?

-- Конечно видел, отче; но как ко мне-то это относится!

-- А вот как: если ребенка потянет к огню, и даже будет плакать, чтоб его ему дали – позволит ли мать обжечься ребенку ради его слез? Конечно, нет; она его унесет от огня. Так и Господь поступает, чадо мое. Он благ и милостив и мог бы, конечно, дать человеку какие угодно дары; но если это не делает, то для нашей же пользы.

Покаянное чувство -- всегда ПОЛЕЗНО, а великие дары в руках человека неопытного могут не только принести вред, но и окончательно -- ПОГУБИТЬ его. Человек может -- ВОЗГОРДИТЬСЯ; гордость -- хуже всякого порока: "Бог гордым противится" (1 Петр. 5, 5). Всяк дар НАДО -- выстрадать, а потом уж владеть им. Конечно, если царь дает -- дар, то нельзя его бросить ему в лицо обратно; надо принять с благодарностью, но и стараться употреблять -- с пользою. Бывали случаи, что великие подвижники, ПОЛУЧИВ -- особые дарования, за гордость и осуждение других, не имеющих таких даров, ПАДАЛИ -- в глубину погибели.

-- А все-таки хотелось бы от Бога гостинчика, – продолжал инок, – тогда и трудиться было бы и спокойнее. -- А ты думаешь, РАЗВЕ -- это не милость Божия к тебе, что искренне СОЗНАЕШЬ -- себя грешником и трудишься, совершая молитву Иисусову? Продолжай поступать также, и, если Богу будет угодно, Он даст тебе и сердечную молитву. Через несколько дней после этой беседы по молитвам о. Льва совершилось чудо. В один воскресный день, когда тот инок по послушанию подавал пищу братии на стол, произнес по обыкновению: "Примите, братия, послушание от меня убогого", – он почувствовал в сердце что-то особенное, точно какой-то огонь вдруг подпалил его, – от трепета инок изменился в лице и пошатнулся. Братия, заметив это, поспешили к нему.

-- Что с тобой, брат? – спрашивали его с удивлением. -- Ничего, голова заболела.

-- Не угорел ли ты? -- Да, верно угорел; помогите мне, Господа ради, дойти до моей кельи.

Его проводили. Он лег на кровать и совсем забыл о пище, забыл все на свете; и только чувствовал, что сердце его пламенеет любовью к Богу, к ближним. Блаженное состояние! С тех пор молитва его стала уже не устной как прежде, а умно-сердечной, т.е. такой, которая никогда не прекращается, и о которой Священное Писание говорит: "Аз сплю, а сердце мое -- бдит" (Песн. 5, 2).

Впрочем, не всегда Господь посылает умно-сердечную молитву: некоторые всю жизнь молятся устной молитвой, с ней и умирают, не ощутив -- восторгов сердечной молитвы; но и таким людям не следует унывать; для них духовные восторги начнутся в будущей жизни и никогда не кончатся, а все будут увеличиваться с, постигая все больше и больше совершенства Божии, в трепете произнося: "Свят, Свят, Свят".

Приобретение внутренней молитвы -- НЕОБХОДИМО. Без нее НЕЛЬЗЯ -- войти в Царство Небесное. Внешняя, умная молитва -- недостаточна, ибо она бывает и у человека, в которым присутствуют страсти. А внутреннюю -- получают немногие. Вот некоторые и говорят: «Какой же смысл, творить молитву? Какая польза?» Великая, ибо Господь, давая молитву молящемуся, ДАЕТ -- человеку молитву или перед самой смертью, или даже, ПОСЛЕ -- смерти. Только, не надо ее оставлять.

Был у нас в Скиту иеромонах Михаил. Он творил молитву. Когда он скончался и все ушли из его кельи, я обратился к нему и говорю: «Батюшка, Батюшка, помолись ты за меня». И вдруг я вижу: он улыбнулся. Сначала я испугался, а потом ничего. И это была такая улыбка, которую я никогда не забуду... Он читал Псалтирь. Я подошел к аналою, взял Псалтирь и развернул, где у него была закладка, т.е. где он кончил. Последний псалом в жизни он читал 117-й. Там говорится: «Отверзите мне врата правды: вшед в ня исповемся Господеви» (Пс. 117, 19). Так может говорить душа, обретшая внутреннюю молитву... Св. Пророку Давиду была открыта тайна троичности Лиц Бога, так что св. пророк Давид знал и про молитву Иисусову.

Ступени Иисусовой молитвы.

Наши рекомендации