Очень важно в семье УМЕТЬ -- ПЕРЕМОЛЧАТЬ.
Чаще всего именно женщины этого НЕ УМЕЮТ и не хотят -- и вот, летят грубые, злые слова, пообидней да побольнее. Каждый старается -- укусить по больней и рано или поздно все это кончается – РАЗВОДОМ.
Перемолчать -- должна, в первую очередь, женщина.
Но мы же гордые: как это так, за мной последнее слово -- не останется?! Вот, это последнее слово, к сожалению, НАЗЫВАЕТСЯ -- разводом…
А истинное, должное слово -- СОЗИДАЕТ, а не разрушает -- семью. В гневе не рождается истина, ее по определению -- не бывает в гневе.
А нам важно, чтобы в наших отношениях была – истина.. Поэтому, не в гневе будем вразумлять, наставлять и обижаться, а перемолчим, ПОДОЖДЕМ, когда буря -- отшумит, отгремит и ссора -- утихнет.
А она отгремит, потому что НЕ БУДЕТ -- у нее повода продолжаться. Ведь, злые, грубые слова – РАЗЖИГАЮТ огонь ссоры, а мирное МОЛЧАНИЕ – ТУШИТ любую ссору.
И вот, уже смотришь, подошел человек: «Что ты молчишь? Давай помиримся, прости меня, я был -- неправ...». И снова -- мир и любовь. Решать проблему можно только тогда, когда -- на душе мир.
Гордые, самолюбивые, эгоистичные люди НЕ МОГУТ -- создать прочную семью.
Семейная жизнь – это подвиг, может быть, труднее монашеского.
Прочная семья ОСНОВАНА на способности супругов -- ТЕРПЕТЬ, прощать и любить. Гордые супруги не в состоянии так жить, и разводы становятся -- нормой.
Иеросхимонах Валентин (Гуревич).
Прежде всего, семья СТАНОВИТСЯ -- источником любви для детей. А любовь и доброта – это ГЛАВНЫЙ и самый лучший -- воспитатель детей!
Атмосфера семьи сильно ВЛИЯЕТ -- на формирование душевного образа ребенка, определяет развитие детских чувств, детского мышления.
Эту общую атмосферу можно назвать -- «Мироощущением семьи». Если дома – всегда МИР и добрые, теплые отношения между супругами и детьми – то дети ВПИТЫВАЮТ в себя эту Атмосферу -- ДОБРОТЫ, любви и тепла и ВЫРАСТАЮТ -- спокойными и добрыми людьми.
Выросшие в атмосфере -- любви и доброты дети НЕСУТ -- её в себе и дальше, СОЗДАВАЯ свои семьи, НАПОЛНЯЮТ -- этой любовью землю.
Любовь есть единственная -- творческая сила. Итак, семья СОЗДАНА -- Богом, как источник -- любви и творческой силы для всего человечества.
Если же в семье супруги НЕ УВАЖАЮТ -- друг друга, кричат и сорятся -- между собой, то они точно также ОРУТ -- и на своих детей, без конца их -- ругая и угрызая.
Тогда дети РАСТУТ -- в этой ДУРНОЙ атмосфере и с малых лет НАПИТЫВАЮТСЯ – грубостью и хамством в своей семье и такими же – ВЫРАСТАЮТ, и всё это ГРУБОЕ, плохое – НЕСУТ в свои семьи и там продолжается – этот же СУМАСШЕДШИЙ дом.
Нет любви -- и любая методология воспитательного процесса ОБРЕЧЕНА -- на провал.
Архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев)
ПОСЛЕ СЕБЯ МЫ ДОЛЖНЫ ОСТАВИТЬ ДОБРОЕ ПРЕДАНИЕ.
Старец Паисий Святогорец.
- Геронда, а отчего в некоторых областях, деревнях и селах -- родятся Добрые люди?
- Оттого, что и прежде люди, жившие там, -- были ДОБРЫМИ. Они -- ОСТАВИЛИ после себя Добрых потомков, и сейчас доброе Предание -- продолжается. А ты, видно, думала, что там просто земля на добрых людей такая урожайная? Нет, не в земле дело. Если в каком-то месте есть Предание то есть, образ жизни -- доброе или недоброе, то оно -- ПРОДОЛЖАЕТСЯ.
В Эпире, была одна деревня, жители которой, были -- ТРУДОЛЮБИВЫ и ЧЕСТНЫ. Они жили с молитвой на устах, всегда -- ходили в храм на все службы, на все праздники, были Богу благодарны. Эти люди -- как бы это получше выразиться -- жили в Раю еще в этой жизни, и, перейдя в жизнь иную, они тоже пойдут в Рай.
Так они помогли -- и самим себе, и следующему поколению, потому что СОЗДАЛИ -- ДОБРУЮ преемственность, и добрые -- ТРАДИЦИИ. Когда потомки ВОСПРИНИМАЮТ -- доброе Предание и традиции, то тогда доброе Предание – добро в людях продолжается.
А рядом была ещё одна деревня. В ней -- все ВОРОВАЛИ, сквернословили и пьянствовали. Из этой деревни вышел всего один священник, но даже и он -- воровал из церкви иконы! Дело в том, что в этой деревне у людей БЫЛИ -- ПЛОХИЕ привычки. Так они ОСТАВИЛИ после себя -- ПЛОХИХ потомков и это ПЛОХОЕ предание -- ГРЕХОВНЫЙ образ жизни – ПРОДОЛЖАЕТСЯ в людях этой деревни и по сей день.
Для того, чтобы в эту воровскую деревню пришло -- ДОБРОЕ Предание, необходимо положить много труда, чтобы -- ИСПРАВИТЬ этих людей. И посмотри: если в каком-то месте живет какой-нибудь -- НЕДОБРЫЙ человек, то остальные жители стараются доказать, что он не коренной житель, докапываются до корней его родословной. А вот, человека Святого все наперебой стараются записать себе -- в родственники. Как Святого Косму Эголийского - хотя он был родом из центральной Греции - поместили в собор эпирских Святых, потому что его отец вел свое происхождение из одной эпирской деревни. Так, волей-неволей стал эпирцем Святой Косма.
Один мой знакомый, глава семьи, при разговоре, не переставая, нервно тряс -- указательным пальцем. Потом и его дети, рассказывая что-то, тоже ТРЯСЛИ -- своими пальчиками.
Ведь дети -- ПЕРЕНИМАЮТ от отца -- все его Привычки, они КОПИРУЮТ их в Точности. Но задача в том, чтобы -- ПЕРЕНИМАТЬ только ДОБРОЕ. В противном случае -- ЗЛО умножается и затягивается, и остаётся – надолго, продолжая -- портить людей.
Помню, как один юноша поступил послушником в монастырь, но там ему пришлось не по душе. "Подожди, чадо, -- говорил ему его Старец, -- не уходи, всё изменится".
-- "Как оно изменится, Геронда? -- возразил послушник. -- Ведь послушник старца такого-то -- это его точная копия. Послушник отца такого-то тоже похож -- на своего учителя и ПЕРЕНЯЛ -- все его ПЛОХИЕ привычки. Как же, всё само по себе -- может измениться? Если никто – НЕ ИСПРАВЛЯЕТ свои Дурные привычки. Никто -- не ищет и не учится -- ДОБРУ?"
Если в монастыре или монашеском братстве есть какое-то -- застарелое зло и послушники, не проявляя доброй обеспокоенности, просто "СНИМАЮТ -- копию" с того, что они видят, то НЕДОБРОЕ состояние -- СТАНОВИТСЯ хроническим - ПОСТОЯННЫМ. Если же послушники проявляют -- ДОБРУЮ обезпокоенность, то недоброе состояние -- может измениться на доброе. Так могут стать – безконечными -- добро и зло.
Поэтому, мы должны быть внимательны, чтобы сохранился -- ДОБРЫЙ духовный опыт. Это наш христианский долг. Оставлять после себя -- НЕДОБРОЕ предание мы -- не имеем права.
Несколько лет назад разные богословы, университетские профессора, другие видные деятели собрались в Женеве на "Предсоборное совещание". Рождественский и Петровский Посты они решили -- упразднить, а Великий Пост сделать на пару недель короче -- поскольку народ, как они говорили -- все равно не постится. В этом совещании принимали участие и наши профессора. Когда, вернувшись оттуда, они приехали ко мне и стали обо всем этом рассказывать, я пришел в такое негодование, что даже накричал на них. "Понимаете ли вы, что творите? - говорил я. -- Если кто-то болен, то он тогда ИМЕЕТ право и оправдание -- есть скоромное в Пост -- общие правила на него не распространяются. Если же, кто-то съел в Пост скоромное не по болезни, а по [духовной] немощи, то он должен просить: "Прости меня, Боже мой", -- он должен смириться и сказать "Согреших". Такого человека Христос -- не станет наказывать.
Однако, если человек ЗДОРОВ, то он -- должен ПОСТИТЬСЯ. А тот, кто равнодушен к Богу, все равно ест всё, что хочет, и его и так -- ничего не волнует.
Большинство людей НЕ СОБЛЮДАЕТ -- Посты, не имея на это -- уважительной причины. И мы, желая угодить этому равнодушному -- к Богу большинству, хотим вообще отменить Посты? Но откуда мы знаем, каким будет следующее поколение? А вдруг, оно будет лучше, чем нынешнее, и сможет относиться к тому, что заповедует Бог и Церковь -- серьезно и послушно? По какому же праву мы будем -- всё это отменять?
У Еретиков католиков -- Пост пред их причащением продолжается -- один час. Что, будем поддаваться -- тому же Еретическому духу? Будем благословлять -- свои слабости и падения и будем грешить? Но ради наших слабостей мы – НЕ ИМЕЕМ право перешивать Христианство на собственный аршин, так, как нам вздумается и как -- нам удобней. Даже, если хранить установленный чин могут немногие, ради этих немногих он должен -- быть СОХРАНЕН.
Мы сами, из-за своей ЛЕНИ и нерадения -- создаем своё собственное "Православие" и в духе этого "Православия" истолковываем -- Святых Отцов и Евангелие. В нашу эпоху, когда такое множество образованных христиан, Православие должно было бы ярко сиять! Да тут вон один Святой Никодим Святогорец сколько всего успел! Сколько он написал книг! Собрал Жития всех Святых! Все библиотеки Преподобный знал до последней запятой, хотя ни ксерокса, ни компьютера у него не было.
Человек, должен СТАТЬ -- Правильным христианином. Тогда он будет испытывать -- БОЛЬ за Православие и Отечество и будет заботиться -- об этом! Находясь в таком состоянии и узнав о каком-то событии, добрый христианин -- проявляет участие, безпокоится, молится.
Однако НЕРАДИВЫЙ, равнодушный к Богу и к вере христианин, которого НАДО то и дело Подталкивать, а он ещё и недовольно упирается: "Сейчас поинтересуйся-ка вот этим, а потом -- вот тем-то", прочитай вот это -- ПОХОЖ на квадратное колесо, которое, чтобы оно двигалось вперед, тоже надо -- постоянно с усилием толкать.