Исцеление императора Констанция.

После смерти императора Константина его сын, Констанций, унаследовал восточную часть государства. Многолетняя война с персами вынудила молодого монарха постоянно пребывать в Антиохии – столице подвластной ему Сирии. В этом городе он тяжело заболел, и никто из известных лекарей не мог излечить его.

Не получив помощи от людей, царь обратился к Господу, единственному Врачу, способному избавить от любых недугов. Ночью в сонном видении императору явился Ангел, показал двух святых архипастырей среди множества епископов и сказал, что только они обладают даром исцелить Констанция от болезни, причинявшей ему страдания. Но Ангел не открыл самодержцу ни имен святителей, ни того, где их следует искать.

Император приказал разослать письма по всем своим городам с повелением иерархам Церкви явиться в его резиденцию. Из многих епархий в Антиохию стали прибывать епископы. Но никто из владык не походил на тех целителей, которых в сонном видении ему показал Ангел.

Наконец царское приказание достигло и острова Кипра и города Тримифунта, где жил святой Спиридон. В то же время Ангел сообщил Спиридону о сонном видении государя и об одежде, в которую надлежало ему облечься. Тотчас же святой Спиридон отправился к Императору, взяв с собою ученика своего Трифиллия, вместе с которым он являлся Царю в видении и который в то время, как сказано было, не был еще епископом.

Прибыв в Антиохию, они пошли во дворец к Царю. Спиридон был одет в бедные одежды и имел в руках финиковый посох, на голове – митру, а на груди у него привешен был глиняный сосудец, как это было в обычае у жителей Иерусалима, которые носили обыкновенно в этом сосуде елей от святого Креста.

Убогий наряд владыки вызвал гнев у одного из дворцовых придворных. Он решил, что гость глумится над царской властью и своим неподобающим видом хочет оскорбить Его Величество. Надменный сановник не знал, кто перед ним, и ударил епископа по лицу. А блаженный Спиридон, следуя заповеди Христа, подставил вельможе другую щеку. Царедворец был поражен кротостью Спиридона и видел перед собой уже не наглого чужака, как ему показалось вначале, а Божьего человека, обладавшего истинной мудростью. Он устыдился и, стараясь исправить опрометчивый поступок, с горячим покаянием стал просить у незлобивого гостя прощение за нанесенное оскорбление. Добрый владыка ласково вразумил дерзкого обидчика и направился к императору.

Едва только святой вошел к Царю, последний тотчас узнал его, так как в таком именно образе он явился Царю в видении. Констанций встал, подошел к святому и поклонился ему, со слезами прося его молитв к Богу и умоляя об уврачевании своей болезни. Лишь только святой прикоснулся к голове Царя, последний тотчас же выздоровел и чрезвычайно радовался своему исцелению, полученному по молитвам святого.

В знак благодарности за избавление от мучительной и очень опасной болезни, царь велел принести для святого много золотых монет. Спиридон решительно отказался от целого состояния, ибо силой действовавшего в нем Святого Духа достиг -- безстрастия и попрал беса сребролюбия.

Поскольку государь настойчиво просил Спиридона, архиерей решил не отказывать самодержцу в его просьбе, но одновременно подать любезному хозяину дворца и царским сановникам ясный пример безкорыстного служения людям. Владыка принял щедрый дар от Констанция, простился с императором и вышел из тронного зала. Покидая дворец, Спиридон раздал все деньги -- встретившимся ему по пути слугам и воинам императора. Благодаря тримифунтскому архипастырю многие из царских слуг избавились -- от рабства сребролюбия.

Легкость, с которой святитель расстался с целым состоянием, произвела сильное впечатление на императора. Монарх задумался и произнес: – Неудивительно, что такой человек способен -- творить великие чудеса.

Воодушевленный спасительными наставлениями учителя благочестия и особенно назидательным примером нестяжания безстрастного Спиридона, Констанций приказал щедро оделить бедных вдов, сирот и нищих хлебом и одеждой. Император повелел отпустить на свободу христиан, попавших в рабство. С духовенства он запретил взимать подать, дабы пресвитеры и клирики церковные могли невозбранно служить Богу.

Наши рекомендации