Участие святителя Спиридона -- на I Вселенском Соборе.
Богу было угодно сделать известным Тримифунтского епископа во всем христианском мире, прославить его среди многих иерархов Церкви и даже перед лицом самого императора.
В то время Ересь некого священника Ария поколебала вселенную. Он дерзнул учить, что Христос не Бог, что Он не равен Отцу и было время, когда Сына Божия не было. Арий утверждал, что Господь наш Иисус Христос не вечен, ибо имеет начало Своего бытия. Он есть творение Отца, порожденное Им ради создания мира. По Арию, Сын по рангу ниже Отца, обладает иной сущностью и Бог только по имени, а не истинный Бог, поскольку Божественная слава сообщается Ему от Отца причастием благодати.
Ересь Ария, породив бурю ненависти и раздоров, стала сильно искушать стадо Христово, еще не успевшее оправиться от жесточайшего гонения. В каждом городе епископы вступали в борьбу с епископами, народ восставал на народ, и все сталкивались друг с другом. Те, кто носил Христа в сердце, содрогнулись, услышав такие слова. Но те, кто ещё НЕ ПОБЕДИЛ -- свою греховность и кто слишком ДОВЕРЯЛ -- своему разуму и логике, ПОВЕРИЛИ – в Ариево кощунство. Таковых было много. Украшенные внешним знанием, кичливые и говорливые, эти философы страстно доказывали свои мнения... И Спиридон решил вступиться за Истину.
Чтобы раз и навсегда разрешить все споры, император Константин в 325 году решил созвать со всех концов великой империи епископов на I Вселенский Собор в Никею. Впервые в одном месте собрались служители Божьи из православных Церквей Европы, Африки и Азии. В Никею приехали даже персидский и скифский епископы. Среди 318 архипастырей, а также сопровождавших их пресвитеров, дьяконов и ученых мужей на Соборе можно было увидеть знаменитых богословов Александра Александрийского, Евстафия Антиохийского, дьякона Афанасия, ставшего в последствии предстоятелем Александрийской Церкви. Прибыли в Никею и великие чудотворцы Николай Мирликийский и святитель Спиридон Тримифунтский.
На Соборе верные исповедники Христа подвергли тщательному исследованию учение Ария и размышляли, как следует опровергать его богомерзкую Ересь. Дабы не осталось более места для разномыслия и споров, император Константин велел пригласить на Собор известных философов. Но вскоре один из них присоединился к Арию и искусно противостоял -- обвинителям Еретиков. Он, обладая даром красноречия и особой силой убеждения, предводительствовал среди ученых мужей. Этот оратор, подобно угрю, вывертывался при помощи уловок и обмана, и не было ни одного вопроса, на который философ не нашел бы хитроумный ответ в защиту Ереси. Постепенно его изысканная речь привлекла немалую часть присутствовавших на Соборе слушателей, желавших узнать, кто станет победителем. Так произошло столкновение истины и искусного языка, однако победа осталась не за пустой риторикой, а за святым учением Церкви, ибо исповедание Бога не в убедительных словах человеческой мудрости, но в ЯВЛЕНИИ -- духа и силы (1 Кор. 2:4).
Спиридон увидел, что философ кичится -- своими знаниями и направляет их против -- православной веры. Служитель Христов попросил отцов Собора позволить ему вступить в борьбу с надменным Еретиком.
Отцы Собора знали, что этот епископ в пастушеской шапке свят, но не искусен в слове. Они удерживали его, опасаясь поражения в диспутах. Но Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и, сотворив молитву, сжал его в руках.
В руках святого старца – ВСПЫХНУЛ огонь, ПОТЕКЛА -- вода и осталась -- мокрая глина. Кирпич, силою Божией, разложился на свои составные части. «Смотри, философ, -- сказал с дерзновением Спиридон защитнику Ереси арианства, — плинфа (кирпич) одна, но в ней -- три: глина, огонь и вода. Так и Бог наш един, но три Лица в Нём: Отец, Слово и Дух». Против таких доводов умолкла -- всякая земная мудрость.
Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией: «Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего -- создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно».
В результате беседы противник христианства СДЕЛАЛСЯ -- его ревностным защитником и принял святое Крещение. После разговора со святым Спиридоном, обратившись к друзьям, философ сказал: «Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда, вместо доказательства от разума, из уст этого старца НАЧАЛА -- исходить какая-то особая сила, доказательства стали безсильны против нее, так, как человек НЕ МОЖЕТ -- противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог».