Разумеется, очень хорошо -- причащаться и в дни своих именин и рождения, а супругам — в день их бракосочетания.


Преподобный Алексий Зосимовский рекомендовал своим духовным детям принимать причастие также и в памятные дни их усопших близких — в дни их кончины и именин. Это способствует единению во Христе живых и отшедших в иной мир.


При желании же причащаться еще чаще (может быть, даже каждый день) нужно следовать такому указанию преподобного Симеона Нового Богослова: «Кто не открывает каждодневно тайн сердца своего, кто в них и в соделанном по неведению НЕ ПРИНОСИТ -- должного Покаяния, кто не ходит плача и сетуя всегда и прежде сказанного со тщанием не проходит, тот подлинно НЕДОСТОИН -- [ежедневного причащения].


А кто все это делает и в воздыханиях и слезах совершает течение жизни своей, тот и весьма достоин -- быть причастником Божественных Таин, и не только в праздник, но и каждодневно, и даже — хотя и дерзновенно скажу — с самого начала покаяния и обращения своего».


Как пишет архиепископ Арсений (Чудовской), «ПОСТОЯННОЕ -- причащение должно быть идеалом -- для всех православных христиан.


Но враг рода человеческого сразу -- ПОНЯЛ, какую Великую СИЛУ -- даровал нам Господь в Святых Тайнах. И он начал дело -- ОТКЛОНЕНИЯ христиан от Святого Причащения.


Из истории христианства мы знаем, что сначала христиане причащались -- ежедневно, затем четыре раза -- в неделю, далее по воскресеньям и праздникам, а там — во все посты, т. е. четыре раза в год, наконец едва-едва -- раз в год, а иные и того реже».


«Христианин всегда должен быть -- готов и к смерти, и к причащению», -- говорил один из духовных отцов. Итак, от нас ЗАВИСИТ -- частое участие в Тайной Вечери Христовой и принятие на ней великой благодати Таин Тела и Крови Христовых.


И если сердце всецело живет Богом — и в делах, и в словах, и в мыслях, если христианин ПЛАЧЕТ -- в душе о всяком грехе своем и имеет ЦЕЛЬЮ своей жизни -- богоугождение и стяжание Духа Святаго Божия, то НЕТ -- препятствий у него -- для ежедневного причащения Святых Таин, как это делали христиане первых веков и как пишет об этом Симеон Новый Богослов.


Один из мудрых современных пастырей, о. Валентин Свенцицкий, пишет: «Жизнь духовная — не отвлеченное богословие, а действительная и самая несомненная -- жизнь во Христе.


Но как она может -- начаться, если ты -- НЕ ПРИМЕШЬ в этом страшном и великом Таинстве полноты Духа Христова? Как, не приняв Плоти и Крови, Христовой, будешь -- в Нем? И здесь, как в покаянии, не оставит тебя враг -- без нападений. И здесь он будет строить тебе -- всякие козни, пока не отвернет тебя от Христа


Враг воздвигнет -- множество и внешних и внутренних ПРЕГРАД и препятствий, для того, чтобы ты никогда даже и НЕ ДУМАЛ -- ИДТИ на исповедь и причастие. То, вдруг будет тебе -- НЕКОГДА, то, почувствуешь себя – нездоровым или сильно – уставшим, то, захочется ОТЛОЖИТЬ -- ненадолго, „чтобы лучше приготовиться“. Или какая – другая причина…


Не слушай. Иди. Исповедуйся, главное чтобы Исповедь твоя была -- НАСТОЯЩАЯ, чтобы грехов своих -- НЕ СКРЫВАЛ и не умалял. И с чувством -- Благоговения, со Страхом Божьим -- Причащайся. Ведь не знаешь ты, когда призовет тебя Господь».


Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный -- причащения Святых Таин? Никто этого -- не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь ПО ОСОБОМУ -- милосердию Божию. Не мы созданы для Причастия, а Причастие для нас. Именно мы -- грешные, недостойные, слабые -- более, чем кто-либо, НУЖДАЕМСЯ -- в этом спасительном источнике жизни».


Почему же мы все же не получаем на более частое причащение благословения наших духовных отцов? Только по жестокосердию и нерадению -- нашему, а также из--за нашей - Лени и Нерешительности начать жизнь по Заповедям Христовым. Потому, что при нашей греховной жизни и ОТСУТСТВИИ -- постоянного Покаяния и трезвения мы стали бы принимать -- Тело и Кровь Господни -- НЕДОСТОЙНО.


Если христиане первых веков СТАРАЛИСЬ -- приступать ко Святой Чаше ежедневно, то в XIX веке многие христиане в России считали причастие -- предсмертным напутствием.


В наше время вновь ВОЗРОДИЛОСЬ -- стремление причащаться ЧАСТО. Однако, зная, что к Чаше надо приступать после тщательной подготовки -- говения и честной Исповеди, многие не могут -- найти сил и времени для говения (которое тем самым превращается в самоцель).


В основе решения вопроса о том, как часто нам надобно причащаться, лежит степень подготовленности души, ее ревность, ее любовь ко Господу, ее сила -- покаяния. Поэтому, Церковь и предоставляет решать этот вопрос священникам, духовникам.


Разные священники благословляют по-разному, но каждому по мере его сил. Хотя надо и тут иметь рассуждение – есть батюшки нерадивые и есть Ревностные к Богу – вот к таким и надо идти на Покаяние и благословляться у них -- на ЧАСТОЕ причастие. Обычно, эти мудрые батюшки – сами все понимают и знают как многим людям просто -- НЕОБХОДИМО частое причащение и потому благословляют.

Те же, из батюшек, что считают, что христианам надо и полезно -- только РЕДКО причащаться – старайтесь к ним – НЕ ХОДИТЬ, а то и сами станете такими же -- НЕРАДИВЫМИ и РАВНОДУШНЫМИ к Богу -- как и они.

Если человек – РЕДКО исповедуется и причащается – где же он ВОЗЬМЕТ -- СИЛЫ для борьбы со грехами, для духовной жизни? Ведь Господь сказал в Евангелии: «Без Меня не можете -- ничего творить». ( Евангелие от Иоанна 15 ).


Конечно, причащаться НЕЛЬЗЯ -- «для галочки», ради исполнения определенных количественных норм.


А также бойтесь греховной "ПРИВЫЧКИ причащаться -- как исполнение некоего обряда -- которая появляется от нашего -- РАВНОДУШНОГО, неблагоговейного отношения -- к этой Величайшей Святыне!


Таинство Евхаристии должно стать для православного христианина потребностью -- души, без осуществления которой – НЕЛЬЗЯ прожить и НЕВОЗМОЖНО – спастись!

Частота причащения должна быть согласована с духовником, и если он видит, что, часто причащаясь, человек ТЕРЯЕТ -- благоговение к святыне, то может дать совет причащаться -- реже. «Я причащаю каждую неделю и чаще – говорил отец Иоанн. Одна его духовная дочь сказала ему, что причащается раз в две недели, на что он ответил ей: «И превосходно делаешь, чаще пока и не нужно». Так что, для каждого человека его духовником или священником должна быть установлена своя мера -- частоты причащения. Кому-то можно причащаться и еженедельно, для кого-то следует преступать к чаше не так часто.

Но каждый православный христианин должен СТАРАТЬСЯ -- причащаться НЕ РЕЖЕ -- двух раз в месяц, чтобы не отрываться от евхаристической жизни Церкви, а главное, чтобы ПОСТОЯННО -- быть в Покаянном -- НАСТРОЕ и работе ПО ИСПРАВЛЕНИЮ -- своих греховных привычек и недостатков. Вот, для чего мы должны -- ЧАСТО причащаться.

Наши рекомендации