Во-первых, причастившийся МОЖЕТ -- сам внушить себе, что в нем действительно возникли какие-то особые чувства как знак Божественного посещения.
Во-вторых, если он ничего неотмирного не почувствовал, то огорчается и НАЧИНАЕТ -- искать, по какой причине это произошло, ВПАДАЕТ -- в мнительность. Опасно это, подчеркнем еще раз, тем, что человек САМ -- создает в себе особые «благодатные» ощущения, внутренне наслаждаясь произведением собственного же воображения, либо по мнительности изъедает себя. Это близко стоит -- к Прелести.
В подобных ситуациях ВАЖНО помнить, что духовная жизнь -- основывается не на чувствах и ощущениях, которые могут быть и обманчивы, а на смирении, кротости и простоте. Святитель Феофан Затворник в этом отношении говорил: «Многие наперед вожделевают получить -- от святого Причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу Таинства колеблются.
А вина не в Таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а всё предоставьте -- Господу, прося у Него одной МИЛОСТИ – укрепить вас на всякое добро в угодность Ему».
Не озарения и наслаждения, пусть даже Божественной благодатью, должны быть первостепенными для нас, но предание себя в руки Божии, смирение своей воли перед волей Божией. Если Богу угодно, то Он, конечно, подаст нам ощущение Своей благодати. Но, как правило, для всех остаются действенными слова Евангелия: «Не придет Царствие Божие приметным образом» (Лк. 17: 20).
Благодать таинственно и ПОСТЕПЕННО -- совершает преображение человеческой души, так что мы сами НЕ МОЖЕМ -- и не должны оценивать и взвешивать, насколько мы уже стали -- близки к Богу. Зато жизнь такого человека преображается, и он в своих поступках всё больше -- становится подлинным служителем добра.
В духовной жизни христианина всё ДОЛЖНО -- строиться на искренности и простоте. Здесь не должно быть ничего сложного, искусственно созданного. Поэтому, НЕ НУЖНО -- создавать в душе особые «благодатные» состояния, самим придумывать какие-то невероятные чувства после причащения Святых Христовых Таин.
Единственное из чувств ПОСЛЕ -- причастия, на значимость которого НАДО -- обратить внимание, это чувство душевного -- МИРА, смирения, при котором нам -- ЛЕГКО молиться Богу и при котором мы -- примиряемся с ближними.
Так что, когда мы приходим в храм, ПОСТАРАЕМСЯ -- избегать сосредоточения на собственных, субъективных переживаниях, фантазий по поводу того, что мы видим и слышим. Попытаемся всецело сосредоточиться на самой Литургии, в простоте и естественности предстоять -- перед Богом.
В отношении искушений можно услышать и такой вопрос: почему после Причащения не всегда наступает -- облегчение жизненных трудностей? То есть, иногда мы ждем, что по Причащении -- всё в нашей личной судьбе ДОЛЖНО якобы -- стать ровным и гладким. Чтобы понять ответ на этот вопрос, надо вспомнить, что в Таинстве Евхаристии мы приобщаемся -- Крови, пролитой за наши грехи. Мы приобщаемся Тому, Кто Сам -- пострадал, и если Ему угодно, Он оставляет на нас наши тяготы, чтобы и мы ПОТЕРПЕЛИ -- свой Крест.
Впрочем, после достойного Причащения Святых Таин душа становится -- крепче, и часто то, что казалось неразрешимой проблемой, предстает как дело решаемое, не составляющее собой тех затруднений, которые представали ранее. Люди, обращающиеся -- к Богу, НАХОДЯТСЯ -- под Его особым Божественным Промыслом.
Каждому причастнику Господь подает то, что ему -- НЕОБХОДИМО в данный момент: кому-то радость, чтобы вдохновленный Святым Причащением человек шел дальше с большей уверенностью, а кому-то испытания и трудности, ведь не для временного благополучия мы приобщаемся, а для вечного, чего не достичь без терпеливого несения -- собственного Креста.
В завершение хочется сказать о действии Святых Таин, опираясь на один пример из жизни. Когда я учился в Московской духовной семинарии, то часто навещал одну старицу, монахиню Нину, проживавшую в Сергиевом Посаде рядом со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой. Ей было уже за 80, она страдала многими болезнями, ноги были покрыты язвами, так что матушка Нина почти не могла ходить. От боли и одинокой жизни ее иногда одолевали ропот, сомнения, тревоги. Но когда она исповедовалась и причащалась Святых Таин – а причащалась она на дому, – в этот момент с ней всегда происходила удивительная перемена. Я приводил к ней батюшку со Святыми Дарами и хорошо помню это регулярно повторявшееся чудо.
Только что перед тобой был старый, утомленный человек, а после того, как она, исповедавшись, принимала Святые Таины, из ее глаз исходил -- удивительный свет, это было уже совершенно новое, обновленное, светло преобразившееся лицо, и в этих умиротворенных и просветленных глазах не было ни тени смущения, ропота, тревоги. Этот свет теперь согревал других, и ее слово после Причащения становилось совершенно особенным, а в душе рассеивались все недоумения, так что она теперь сама укрепляла ближних.
Так Святой Дух в Таинствах Церкви дарует человеку чистоту, а чистота – это незамутненное, ясное видение всего и всех, чистое восприятие жизни. Даже обладая всеми сокровищами мира, человек не может стать счастливым – и не станет им, если не обретет сокровища внутреннего, не проникнется благодатью Святого Духа. Этот неизреченный дар святая Церковь предлагает человеку в Таинстве Святого Причащения.
Священник Валерий Духанин.
СОВЕТЫ СТАРЦА ЕФРЕМА:
1. Благодатью Божией мы поднимаемся утром. Первое, что нам надлежит сделать по нашему христианскому долгу и обязанности, по душевной необходимости ради спасения — это встать на колени, поднять руки к Богу и помолиться.
2. Проснувшись и припав ко благости Христовой, нужно, во-первых, поблагодарить Его за благополучно прошедшую ночь. Сон -- это образ смерти. Мы спим и не знаем, где в это время находимся, не ощущаем времени, и вновь восстаем, возвращаемся к осознанной жизни. Поблагодарив Бога от всего сердца за то, что Он удостоил нас ВНОВЬ -- увидеть дневной свет, станем просить Его об оставлении наших грехов.
Прочитаем молитву: