А если, какой мужичек приглянется, СМОЖЕШЬ -- так сделать, что он, как СОБАЧКА, за тобой -- бегать будет и, как лакей, – СТАНЕТ все твои желания исполнять.
Желая прекратить неприятный для меня разговор и перевести его в другое русло, я спросила:
-- А вы расскажете мне, как вы диагностируете больных, какими методами и лекарствами их лечите? Наверное, мне надо будет это все записать?
-- Да ничего тебе не нужно записывать, доченька. Все это делается совсем не так, как думают люди. Они просто ничего не знают… И не должны знать! Слышишь, -- НЕ ДОЛЖНЫ!!! И она ударила сухой ручонкой по столу. Ее глаза сверкнули каким-то неистовым пламенем. И мне стало еще страшнее.
Старуха приблизила ко мне свое лицо и прошептала: -- Сейчас я ОТКРОЮ тебе -- тайну, которую ты ДОЛЖНА -- хранить всю жизнь, а если проболтаешься, – СГИНЕШЬ ты и вся твоя семья: и муж, и дети!
-- Она немного помолчала.
-- Я тебе передам четырех бесов…
От этих слов меня так передернуло от страха, что это заметила и старуха. Но поняла по-своему, и стала меня успокаивать. -- Да ты их не бойся! Хотя они и страшные с виду, но тебя не тронут. Я им скажу, что ТЕПЕРЬ -- ты БУДЕШЬ их новой хозяйкой.
Меня начала бить крупная дрожь.
-- Но если ты так боишься, МОГУ -- им приказать явиться так, чтобы их НЕ БЫЛО -- даже видно, а только голоса их услышишь. Ничего, это только поначалу страшно, это все пройдет. Привыкнешь, привыкнешь, повторила она.
-- Вот они-то и БУДУТ -- тебе помогать: и лечить - какие хочешь болезни, и ПОРЧУ любую -- наводить, если надо; и ПРИВОРОЖИТЬ -- кого захочешь, как врагов ТВОИХ – наказать, и как лекарство сделать, и какой когда заговор прочитать нужно. Всё подскажут и помогут.
От страха я уже плохо соображала. Была только одна мысль – по быстрее выбраться отсюда. Но как? Если она поймет, что мне не нужны ее жуткие “помощники”, она уничтожит и меня, и моих близких, чтобы я не проболталась. Ведь она РАСКРЫЛА -- мне свою тайну. И тогда мне не жить!
Я была в панике, мысли путались, я не знала что делать, как выпутаться из этой ужасной истории. Вдруг пришло, буквально, озарение. Как бы со стороны, словно откуда-то извне. Меня осенила спасительная мысль. Теперь я знала, что нужно сказать. Взяв себя в руки, я, как мне показалось, довольно спокойно произнесла:
-- Мария Ивановна, сегодня я пришла к вам после приема в поликлинике, и устала. Сейчас вернется домой голодный муж, а у меня ничего не приготовлено… И сыну еще нужно помочь сделать уроки, а сил уже нет.
Давайте так: послезавтра у меня свободный день. Я к вам приду, и мы без всякой спешки сделаем все, что нужно. Хорошо?
-- Ладно, дочка, давай так. Я буду тебя ждать. Приходи, - и старушка ласково приобняла меня за плечи,
-- обязательно приходи. Уж и не знаю, как я выбралась из ее квартиры, как добралась до автобусной остановки.
Страх пронизывал меня до костей. Нужно было что-то предпринять. Как-то выпутываться из этой ситуации, да еще сохранить жизнь и здоровье близких мне людей.
Я – человек далекий от Церкви, хотя и была в детстве крещена своей бабушкой. Иногда, по большим праздникам, заходила, конечно, в храм, ставила свечи. Ну, в общем, – как многие.
Не знаю даже – почему, но в этот страшный для меня момент жизни я почувствовала, что помощь МОЖНО -- ожидать только от Церкви. Но было уже темно, и все городские храмы – закрыты. Я не была знакома ни с одним священником, просить помощи не у кого.
Меня объял жуткий, нечеловеческий страх. Парализовало волю, мысли. Я была в панике, не знала что делать.
Но тут – снова какое-то озарение. Вдруг пришла мысль: недалеко за городом -- ЕСТЬ монастырь. Монахи там живут постоянно, значит, кого-нибудь из священников я обязательно застану и, хотя дело уже к ночи, наверное, не откажут в помощи и совете. Вот так я к вам и попала". Игумен N.
ЗАБЫТЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ МОНАХА.
Предо мною рукописная тетрадка с наставлениями одного старца. Хотя наставления эти обращены к христианам, в мире живущим, но они применимы и к инокам. Вот, что написано в тетрадке этой:
1) В минуту отчаяния и большой печали и уныния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы - Господа. Если тяжело ЧИТАЙТЕ -- Евангелие, как можно больше и на душе СТАНЕТ -- ТИХО.
2) Если живете вы с другими, то СЛУЖИТЕ -- им, как Самому Богу, и НЕ ТРЕБУЙТЕ -- за любовь любви, за смирение - похвалы, за служение и вашу помощь - благодарности.
3) Чем можете -- соблазнить или оскорбить живущих с вами ближних, ТОГО -- не делайте; а если они оскорбят вас, смотрите на это не как -- на оскорбление, а как на приготовленное вам от Господа Бога -- ЛЕКАРСТВО, которым, МОЖЕТЕ -- истребить в себе всякую нечистоту сердечную – обидчивость, гнев, гордыню.
4) Прежде что-либо скажете кому, РАССУДИТЕ, не оскорбит ли ваше слово или дело -- Бога или ближнего. Не судите -- чужого раба, стоящего или падающего; у него есть Бог, сильный удержать его -- от падения и поднять.
5) Вспоминайте, что та минута, которую ОТНИМАЕТ -- у вас лень, есть, может быть, последняя вашей жизни, а за ней -- смерть и суд. Оставьте негу.
6) Не огорчайте никого и НЕ ПЛАТИТЕ -- бранью за брань, скорбью -- за скорбь, несправедливостью – за несправедливость: и в книге вечной ЖИЗНИ имя ваше -- будет написано с преподобными.
7) Прошу вас, други мои, не пренебрегайте никаким средством, которым МОЖНО -- угодить Богу: а таких средств множество, как-то:
ЛАСКОВОЕ -- обращение с людьми; УТЕШЕНИЕ -- печального; ЗАЩИТА -- обиженного, ПОМОЩЬ -- неимущему; ОТВРАЩЕНИЕ очей -- от дурных и блудных предметов; противостояние дурным домыслам; ПОНУЖДЕНИЕ -- себя на молитву: терпение, милосердие, справедливость и прочее, тому подобное.
Исполнение этих священных добродетелей ПРИВЛЕЧЕТ -- к вам всесильную помощь Божию, а с нею одолеете все трудное, прежде казавшееся невозможным к преодолению нашими силами.
8) Всячески противостоите -- вспыльчивости, и при Божией помощи, она непременно ослабеет.
9) Всячески остерегайся на что-нибудь -- сердиться: всякая неприятность НЕ САМА -- по себе постигает нас, но ДОПУСКАЕТСЯ -- Промыслом Божиим – для нашего обращения к Богу и исправления -- нашей жизни.
10) Зная это, НЕ ОБРАЩАЙТЕ -- внимания на то, КТО и за что -- обидел вас, а только помните, что никто не осмелился бы нанести вам оскорбление, если бы не Господь ХОТЕЛ -- допустить это, и поэтому, благодарите Господа, что постигающими вас скорбями Он ясно показывает, что вы Ему -- не чужие, и ведет вас в Царство Небесное. Оставляйте суровость всегда и будьте пред Богом в обхождении с людьми, как дети -- незлобивые.
11) В любви Божией пребывайте, ей учитесь, ею дышите: Бог есть -- любовь, и кто в любви пребывает, тот - в Боге, и Бог - в нем. Относясь к людям -- по доброму и с уважением – мы пребываем в любви.
12) Отвыкайте от споров: они, ПРИВЛЕКАЮТ -- к нам бесов, возмущая сердце, ЛИШАЮТ -- нас мирного состояния души. Всякой вздорной мысли противопоставляйте -- молитву Иисусову. Не верьте предрассудкам.
13) Подозрительность -- не христианское свойство, и потому, не усваивайте его. Мудрости же, осторожности и непорочности требует -- от нас Сам Бог чрез Св. Писание: Будьте – мудры как змеи, и просты, как голуби.
14) Заметьте, что вы только тогда бываете довольным всем, когда ИМЕЕТЕ -- терпение, смиренномудрие и ко всем любовь. Всегда будьте ПРЕДАНЫ -- воле Божией, всецело для нас спасительной.
15) Не вспоминайте с УПРЕКОМ -- о прошедшем, иначе Господь Бог вспомнит -- и взыщет с вас то, что уже простил вам. В унынии заставляйте и сердце, и язык ваш молиться так: Господи, спаси мя - погибаю!
16) Если кого просите о чем, то ПРОСИТЕ -- с терпением жены Хананеянки. Узнавать чужие пороки и грехи -- ЕСТЬ грех, потому избегайте такой греховной привычки.
17) Если вы каким-нибудь образом НЕСПРАВЕДЛИВО – огорчили слугу или своего работника, то употребите такое средство, чтобы он ЗАБЫЛ -- сделанное ему огорчение.
18)Делайте ВСЁ -- с молитвой к Богу, с разборчивостью, НЕ СПЕША, чтобы дела ВАШИ -- были успешны.
19) Без отречения своей воли НЕЛЬЗЯ -- положить и начала спасению, не только спастись. Испрашивайте же себе у Господа самоотречения, чада мои: оно необходимо ко спасению.
20) Если вздумаете кого навестить из ближних, то, при посещении его, положите себе за непременную обязанность СОХРАНИТЬ -- к нему ту же любовь и то же расположение, в котором ВОШЛИ -- к нему, хотя бы и получили какое-либо оскорбление. Себя считайте -- последними и грешнее всех.
21) Во всякой случившейся неприятности при сношении с ближними обратитесь прежде к себе: по строгом исследовании, мы почти всегда находим, что САМИ -- были причиною неудовольствия.
22) В минуту вспыльчивости, обиды или гнева МОЛЧИТЕ -- и творите молитву Иисусову. Не оправдывайтесь, переносите -- нетерпеливость, безтолковость, невежество, напрасный гнев - все без прекословия.
23) Не оправдывайтесь, не спорьте, снисходите к характерам и летам. Переносите -- нетерпеливость, безтолковость, невежество, напрасный гнев - все без прекословия.
24) Когда будет к кому-нибудь невольное чувство неприязни, старайтесь победить это греховное чувство; заставьте себя так молиться: спаси Господи, раба Твоего (такого-то) и святыми его молитвами умири сердце мое. - Принудите себя оказывать нелюбимому человеку -- всякого рода внимание и услуги: и Бог, ВИДЯ доброе ваше намерение, не только вырвет из сердца вашего греховную неприязнь, но и его самого наполнит любовью.
25) Всю жизнь, пред каждым своим действием, руководитесь -- рассуждением: задуманное мною действие НЕ ПРОТИВНО -- ли воле Божией, не губительно ли для души моей, не обидно ли оно для ближнего? Если, совесть не зазирает вас, то намерение - свое исполняйте; а если зазирает - удержитесь от исполнения.
26) Не касайтесь языком своим -- чести ближнего, нам язык дан -- только, на славословие Божие и на чью-либо пользу и назидание. Жизнь дана только для того, чтобы мы помогали ближнему и достигали вечного Царства - тесным путем, а не для того, чтобы - веселиться в ней: блаженны плачущие ныне, а не смеющиеся.
27) Смирение есть такая добродетель, которою любуется -- Сам Бог: На кого воззрю? - говорит Он. - Токмо на кроткого и смиренного, и трепещущего словес Моих.
28) Но в чем состоит смирение? Оно состоит в том, что человек СЧИТАЕТ себя -- грешнее всех, никого -- не унижает и не оскорбляет, не осуждает, внимает лишь себе и не ищет -- ни богатства, ни славы, ни похвалы, ни чести, считая себя -- того недостойным; мужественно ТЕРПИТ -- уничижение, брань, укорение, признавая себя -- заслужившим это: со всеми обращается -- радушно, всякому с любовью, готов служить и помочь, не видит своих добрых дел и не говорит о них без нужды. Подобное смирение -- не только ИЗБАВИТ вас от греха, но и приведет в любовь -- к Тому, Кто смирил Себя до смерти, смерти же крестной.
29) Любовь ПОКРЫВАЕТ -- множество грехов. Если вы БУДЕТЕ печальным - утешением, несчастным - облегчением, бедному - помощию, сироте - отцом и матерью, больному - упокоением, слуге - милостивым, заблудшему - руководителем ко спасению и всякому христианину - усердным, по возможности, служителем: то за такую любовь вашу к меньшим братьям членам Господа нашего Иисуса Христа -- не только изгладятся грехи ваши, но и узрите Господа лицом к лицу и возрадуетесь во веки.
30) Полагайте на уста - ХРАНЕНИЕ, упражняйте сердце -- в молитве Иисусовой, прилежите всякого рода воздержанию - и получите дар безценный, дар любви Божией к вам.
31) На долину плодоносную дождь -- льется и прямо с облаков, и с высоких гор: таково смирение. Под именем дождя я разумею -- благодать Божию, которая ДАЕТСЯ -- смиренным и непосредственно от Бога, и чрез людей, всей жизни духовно вознесенных Господом, как вознесены горы. Если внутреннее ваше будет -- смиренно отдано в волю Божию и закрыто для входа врагам его, то приидет к вам Утешитель Дух Святой и вселится в вас.
32) Для пользы своей души ЛЮБИТЕ -- уединение и, покорившись совершенно велениям Отца Небесного, приучите свое сердце -- к непрестанной молитве Иисусовой. От внутреннего пребывания в вас Господа Бога вы соделаетесь во всем терпеливее, любвеобильнее и смиреннее.
33) Не дела собственно спасут нас, а милость Божия, если мы ТВОРИМ дела -- только во имя Господа Иисуса Христа. Слабы ли вы, дурны ли - все прибегайте к милосердому Господу Иисусу Христу и надейтесь на Него крепко: эта надежда не посрамит вас во веки.
Из дневника оптинского иеромонаха Евфимия (Трунова) 1858 год, 6 августа.
ОХОТНИКИ ЗА ДУШАМИ ЛЮДЕЙ.
Против людей много веков идет коварная война, демон – опытный охотник и меткий стрелок, он внимательный психолог-аналитик, который изучил -- человеческую душу во всех ее проявлениях.
Его цель – установить контакт с человеком посредством помыслов, которые он ВСЕВАЕТ -- как плевелы в сознание. Иногда это нелепые -- богохульные мысли, от которых душа содрогается от страха; человеку кажется, что это кощунство идет не извне, а его порождает собственная душа. Он пробует сопротивляться демоническим мыслям, но они врываются -- в его сознание, как вихрь.
Особенно демон всеми силами СТАРАЕТСЯ -- отвлечь ум от молитвы. Во время молитвы он ВЛАГАЕТ -- в ум человека по мирскому блестящие мысли, остроумные изречения, и человек СЧИТАЕТ -- эти мысли откровением, получаемым от Ангела. Он начинает в уме повторять их, чтобы -- запомнить, эти мысли, кончается тем, что он ТЕРЯЕТ -- молитву и переходит на другую ступень, - а это и надо демону.
Либо человек вдруг НАЧИНАЕТ -- в уме вспоминать и обсуждать свои дела и заботы, осознает, что НАДО ему срочно приступить -- к каким-то делам, и потому начинает СПЕШНО читать молитву, а бесам это и надо – молитва – исчезла.
Или вспоминает -- какие-то случаи из жизни, неприятных людей и ссоры с ними – и в его душе поднимается ВОЛНА -- обиды, негодования и возмущения – и опять ИСЧЕЗЛА, потерялась молитва, что и НУЖНО -- было демону.
Чтобы человек -- БРОСИЛ молитву, диавол готов сделать всё. Поэтому, во время молитвы надо НЕ ОБРАЩАТЬ -- ум к потоку мыслей, который возникает у человека, это ХИТРАЯ бесовская – уловка. НАДО – спокойно продолжать молитву, не отклоняя внимание -- на посторонние помысли.
Если мысль, возникшая в душе человека, от Бога, то она останется -- у него в памяти и после молитвы.
Иногда, во время молитвы демон -- представляет человеку какие-то юморные эпизоды или влагает в его голову -- шутки и у человека ПОЯВЛЯЕТСЯ -- неожиданный смех во время молитвы. От этого смеха трудно отделаться. Состояние у такого человека вовсе не веселое, а скорее истеричное. Здесь полезно НАЛОЖИТЬ на себя -- Крестное Знамение и сказать: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его».
Шутки во время молитвы или комичные образы в сознании – это клоунада диавола. Если человек увлечется такими шутками и БУДЕТ -- рассматривать эти помыслы, то благодать Божия -- отойдет от него.
Началом падения наших праотцев БЫЛО -- вступление Евы в диалог с демоном. Если бы она с самого начала ОТВЕТИЛА бы ему: «Отойди от меня, сатана», то в мире не произошла бы трагедия богоотступления.
И здесь душа должна ответить демону: «Почему я обязана отвечать тебе на эти вопросы? Ведь ты не хочешь познать истину, вернуться к Богу и покаяться? Ты – древняя ложь, стремишься только смутить и уловить меня». Следует знать, что в таких случаях, победа – это молчание, за которое не может ухватиться диавол.
Во время молитвы НАДО -- ничего не предпочитать самой молитве и отклонения от нее считать -- искушением и потерей". А чтобы молиться ЧИСТО – чаще ходите на исповедь и причастие. Архимандрит Рафаил.