С неохраняемым умом никто НЕ МОЖЕТ -- преуспеть Духовно.

Часто мы молимся, а ум наш – своими мыслями -- СЛОНЯЕТСЯ то здесь, то там, где ему нравится и где его по привычке -- Привлекает. Потому, нужно усилие, чтобы -- собраться и ВНИМАТЬ -- словам молитвы». Не гоже разговаривая с Богом – думать о постороннем.

О деятельности ума старец Иосиф говорил: «Ум -- это питатель души, и всё то Благое или Лукавое что он увидит или услышит, -- ОПУСКАЕТСЯ в сердце, которое является центром Духовных сил человека». Потому – нужно Внимание и добрая Рассудительность.

Достоин упоминания и этот личный опыт старца Паисия: "Когда ум начинает часто бывать с Богом, тогда он забывает часто не только жилище свое, но даже и жилище своей души т.е. скудельную плоть".

Старец Порфирий говорил своему духовному чаду: "Следи особенно за демоном уныния. Не пренебрегай им. Когда он овладевает -- душой, тогда усыпляет и парализует её. Это великий демон, он входит в человека -- вместе с толпой других демонов".

Причина неудачи человека в достижении своей Духовной цели -- есть Нерадение. Старец Иосиф говорил: «Нерадение покушается на нас. Оно похоже на бездождие, от которого ничего – НЕ РАСТЁТ. Оно всем -- приносит ущерб: препятствует тем, кто хочет подвизаться Духовным подвигом; останавливает -- уже преуспевших; не знающих нерадения -- заставляет себя узнать и прельщенным им -- препятствует возвратиться».

Старец Филофей на вопрос, почему люди -- не становятся святыми, говорил: «Причина в нас самих. Во-первых, в нашей СКЛОННОСТИ -- ко Злу; во -- вторых, в нашем НЕРАДЕНИИ и лени; в-третьих, в малой или даже отсутствующей -- любви к Богу и к небесному; в-четвертых, в нашей вседушной любви -- к Мамоне (богатству) и в нашем устремлении и привязанности -- к земному и Материальному».

Старец Иаков, чтобы понять суетность жизни -- посещал кладбища. Он говорил: «У меня вошло в привычку ходить на похороны -- на наше деревенское кладбище. Это конечно, не значит, что у меня тогда была меланхолия или душевная тревога. Я ходил и философствовал -- о суетности и мимолетности жизни, и Память смерти -- ЗАРОЖДАЛАСЬ в моей душе».

Об истинной христианской жизни старец Порфирий говорил: "Многие говорят, что христианская жизнь неприятна и трудна. А я говорю, что она приятна и легка, но требует двух условий: смирения и любви". И в другой раз добавил: "Отныне мы должны приобретать благодать Божию. Без благодати Божией -- наши старания не принесут плода и мы не войдем в Рай. Бог тогда дает нам Свою благодать, когда мы смиренны".

Духовный подвиг должен совершаться -- с усердием. Усердие и нерадение -- это два сильных средства. Усердие нас -- СОЕДИНЯЕТ с Богом, а НЕРАДЕНИЕ -- разлучает.

О НЕОБХОДИМОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЕВАНГЕЛИЯ.

О необходимости изучения Евангелия старец Иероним говорил: "В совершенно закрытом доме темно. Если откроешь окно, то увидишь самые большие вещи. Если откроешь больше и проникнет свет, то увидишь вещи и помельче. Когда же прольется внутрь солнечный свет, то увидишь и пыль, висящую в воздухе. То же бывает и в душе, которая Принимает -- СВЕТ Евангелия. Она видит и мельчайшие Грехи".

Старец Порфирий, обращаясь к своему посетителю, сказал: "Читай очень много Евангелие и Поучения святых отцов, чтобы Бог -- ПРОСВЕТИЛ твой ум.

Тот же старец часто использовал и следующий образ: "Вот ты находишься в темной комнате и машешь руками, чтобы прогнать тьму, которая, естественно, не уходит. Но если ты откроешь окно и внутрь ворвется свет, то тьма -- исчезнет. То же самое и с поучением.

Священное Писание, жития святых и Святые Отцы -- это Божественный СВЕТ, который ПРОГОНЯЕТ -- душевную Тьму, прогоняет уныние и лень».

Старец Амфилохий убеждал: «Дайте своим душам с простотою принять то богатство, которое предлагают святые писания Отцов нашей Церкви и постарайтесь сохранить его добродетелью смирения. Когда вашему учению будет сопутствовать святой страх, тогда вы почувствуете Божественную благодать».

Духовная польза не приходит от изучения Евангелия. Старец Евсевий говорил: "Человеку сколько бы он ни знал, -- НЕ ПОМОГАЮТ его знания, если -- не посетит его Благодать Святого Духа. Человек похож на дом, который, если закрыт, -- Безполезен. Нужен ключ.

Так и ум человеческий, если -- не будет отперт Благодатью, то НЕ ПРИНОСИТ -- пользы человеку. Один преподаватель университета мне говорил, что, изучая различные творения философов, он понимал их. Но, изучая Евангелие он ПОНИМАЕТ – только СЛОВА, а не глубинный -- смысл».

Вот почему, все католики, протестанты и прочие Сектанты – Еретики, хоть и читают много Новый Завет и Евангелие – ничего в этом – НЕ ПОНИМАЮТ. А если бы действительно – ПОНЯЛИ настоящий СМЫСЛ Евангелия – то давно бы уже – ПЕРЕШЛИ в Православие.

В наше время выходит очень много книг, и поэтому нужно большое внимание в выборе. Относительно этого старец Иоиль давал такие советы: "Надо быть очень внимательными в выборе читаемых нами книг, ибо время дорого, и НЕ НУЖНО его тратить -- на чтение серых и безполезных книг. Книгу, которая не стоит того, чтобы прочитать -- её второй и третий раз, НЕ НУЖНО -- читать ни разу".

Относительно чтения различных книг старец Порфирий разъяснял: «Плохая книга -- причиняет тебе Зло. Хорошая книга приносит -- тебе Пользу». О неспособности некоторых запоминать то, что читают, он добавлял: «Знайте, что все откладывается -- в вашей памяти, и в нужный момент Христос это нам открывает». В другой раз он убеждал людей читать Евангелие, «В котором заключены сокровища, и которое разрешает -- все проблемы. Это философия Откровения. Здесь истины Божии, -- так, как они были выражены изначала. Нет других истин, новых, несмотря на то, что мир прогрессирует и с помощью науки люди летают к звездам».

О НАПАДКАХ ДИАВОЛА.

Об хитростях дьявола старец Епифаний говорил: "Как коварен дьявол! Молодым, заключившим христианский брак, он нашептывает: "Насколько было бы лучше, если бы вы пошли в монастырь и переживали Духовные радости, вдали от семейных забот, которые вас рассеиваю и тянут вниз!" Другим, которые ушли в монастырь, возжелав девства во Христе, шепчет: "Насколько было бы лучше, если бы вы заключили брак и создали-- домашнюю Церковь, и жили бы в семейном счастье, вдали от жестокого аскетизма и уединения, которое вас удручает!" И если бы женатый -- стал монахом, а монах -- женился, то он бы сказал им обратное.

И всё это для того -- чтобы ввергнуть их -- в отчаяние и СБИТЬ с пути Спасения, ибо и благословенный брак, и девство во Христе -- это спасительный путь"

Старец Евсевий говорил о нападениях дьявола: "Дьяволу легче сбить нас направо и ввергнуть оттуда в падение, ибо это кажется Ревностью по Богу, добродетелью и исполнением обязанности, и это опаснее, чем падение влево, в котором ясно видится Грех. Мы, должны всегда сохранять -- Мирное состояние души".

Также он говорил: «Если не видишь у других людей -- согласия с твоими взглядами, не удивляйся этому. Потому что лукавый -- воздействует на взгляды людей и ПОМРАЧАЕТ их умы, чтобы они – НЕ РАЗГЛЯДЕЛИ свою Пользу и не были бы -- послушны Господу».

Старец Паисий говорил, Бог -- попускает Искушения, «Чтобы скорбями и рыданиями -- ОЧИСТИТЬ от грязи и сделать непорочной -- нашу душу, и чтобы мы для своего Спасения были вынуждены -- прибегать к Богу».

Тот же старец говорил: "В час искушения мы должны -- терпеть и творить молитву.Искуситель -- великий мастер своего дела. Он последних делает первыми. Искуситель безпокоится, тоскует и производит внешние брани. Он приводит человека в колебание, поэтому мы и терпим много крушений. Когда мы в искушении, тогда нисходит к нам -- Божия благодать. Когда кто-либо испытывается в искушениях, тогда видит свое безсилие, смиряется и привлекает Божию благодать.

Об уединении, которого избегают -- современные люди старец с о. Патмос говорил: "Уединение -- это беседа с Богом, которые приближаются к нам с любовью и заботой.

Старец Порфирий говорил: "Когда нас посещает -- Святой Дух, мы это понимаем и не сомневаемся в этом. Это не похоже на обычное умиление. Это нечто, что приходит свыше и нас преображает совершенно, делает нас -- другими людьми. Когда приходит в нас Христос, тогда мы живем любовью, объемлющей весь мир. Зло, грех и ненависть -- исчезают сами, и не могут остаться, ибо больше не имеют -- места в нас".

«Правильно идущий путем духовным НАЧИНАЕТ -- видеть в себе всё БОЛЬШЕ и больше грехов, пока наконец духовным зрением -- не увидит себя всего -- во Грехе, в проказе душевной, почувствует всем сердцем, что он -- ГРЯЗЬ и нечистота, что НЕДОСТОИН -- он призывать даже -- имя Божие, и только, как мытарь, не смея возвести очи горе, с болью сердечной -- взывает: «Боже, милостив буди мне, грешному».

Находясь долгое время в таком душевном устроении, человек в свое время выходит -- из него оправданным, как вышел мытарь.

Если же человек СЧИТАЕТ сам себя -- ХОРОШИМ, и отдельные свои даже тяжкие грехи — случайными, в которых не столько он виноват, а больше всякие -- внешние обстоятельства или люди, или бесы, а он МАЛО – виноват.

То это устроение есть -- ЛОЖНОЕ, это явно состояние скрытой -- ПРЕЛЕСТИ, от чего да избавит всех нас Господь».Игумен Никон Воробьев.

И откроется на Страшном Суде -- всем людям, что единственным смыслом жизни на земле была -- Любовь! Митрополит Антоний Сурожский.

ПЕРЕД БОГОМ -- НЕ СПЕШАТ.

Притча -- быль.

Поздно ночью в пустынной келье молился послушник. Он очень устал, натрудившись за день, и теперь ТОРОПЛИВО -- проговаривал слова, СПЕША по быстрей -- ЗАКОНЧИТЬ закончить длинное молитвенное правило и лечь отдыхать. Несколько раз -- сбивался, останавливался, а затем, все так же быстро продолжал.

И не видел того, как под окном -- вдруг выросла чья-то фигура.

Непрошеный гость был -- огромным и стоял, наклонившись, прислушиваясь к каждому слову, а на его лице блуждала -- довольная ухмылка. Когда же он услыхал, что послушник – опять ПЕРЕПУТАЛ слова молитвы, – толкнул плечом дверь и оказался внутри.

Хозяин опешил. Перед ним, смрадный и безобразный, СТОЯЛ… дьявол.

-- Ну, что? Доболтался? – мерзко ухмыльнулся гость.

Человек взмахнул руками, попятился в угол и упал, вжавшись в стену.

-- Изыди, изыди! Прочь, прочь! – шептал он. Рука его поднялась, четки безпомощно повисли.

Дьявол оскалился, насмешливо покосился на четки и придвинулся ближе:

-- Да нет, теперь без тебя -- не уйду. Мой ты!

Послушник замотал головой.

-- Нет! Нет! Не твой! – в ужасе повторяли его губы.

-- Как же не мой? Болтун ты!

Всё - скорее, да побыстрее - молитвы свои читаешь, проболтать – и с плеч долой! Вставай, идем!

Лицо послушника покрылось испариной. Он пытался овладеть собой, но задыхался от отвратительного запаха, что распространял вокруг себя дьявол, и хотел отвернуться.

-- Что нос-то воротишь? Не нравится – вдруг гаркнул дьявол.

– Слыхал я, как ты молишься! – и он НАЧАЛ - поспешно проговаривать слова, передразнивая послушника.

Тот мучительно покраснел.

-- Узнал себя? – издевался демон.

Наши рекомендации