Что такое праведность по вере?
«Теперь все новое» (2Кор.5:17).
Это драматическое событие в истории Реформации ярко иллюстрирует, что означает праведность по вере. Хотя Лютер и не был оправдан своими врагами, однако он смело предстал перед судом. Мы также можем смело предстать перед Божьим судом и оправдаться благодаря спасительным действиям Христа. Верой мы уже прошли через личный суд и перешли «от смерти в жизнь» (Иоан.5:24).
Но существует огромная разница между человеческимисудами и Божьим судом: человеческий судья может только выносить приговор, а Божественный Судья способен сотворить новое. Божественное оправдание созидает,преобразовывая плотского человека в духовного. Оправданный, он теперь живет праведной жизнью. Вместе эти оба понятия, то есть оправдание и преобразование, означали для реформатора «оправдание в полном смысле слова» l.
Сегодня мы говорим об оправдании (прощении грехов) и освящении (победе над грехами). Эллен Уайт называет жизнь христианина «жизнью веры, победы и радости в Господе» 2. Чудесным образом начинается новая жизнь3.
Верой мы ухватились за Иисуса и подчиняемся небесному правлению. Христос и Святой Дух вдыхают в нас наполненную энергией, динамичную духовную жизнь. Эта жизнь является плодом и свидетельством обретенного нами спасения. Для славы Божьей и для пользы людей вера, по словам реформатора, совершает «в нас Божественное действие,преобразующее нас и позволяющее нам родиться вновь от Бога (Иоан.1:13).
Вера «убивает старого Адама и изменяет наше сердце, разум, способности, наделяя мужеством и даруя нам Святого Духа. В вере есть нечто живое, усердное, активное могущественное что делает ее не способной совершать добро непостоянно. Она также не спрашивает, нужно ли совершать добрые дела, но прежде чем возникнет этот вопрос, вера уже сделала это и продолжает делать»4.
Жизнь, прославляющая Бога
« ... так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим.6:4).
Хотя обновленная жизнь – этоследствие спасения, обретенного нами по вере, однако необходимо также, чтобы христианин своей жизнью заслужил доверие.
В Своем деле спасения Бог стремится не только простить, но и преобразовать человека.
Праведными перед Богом мы становимся в момент, когда поверили в Иисуса, однако освящение - это процесс длиною в жизнь. Благодаря ему начинается правление Христа в жизни верных. По словам Лютера, этот процесс представляет собой «начало нового творения» 5. После того как верующие законно оправданы, Христос через Святого Духа побуждает их к благочестивой жизни.
Бог трудится над грешниками, как «добрый самарянин», спасший жизнь человека которогоограбили и изранили разбойники. Подобно тому как самарянин не сомневался, оказывать ли ему помощь иудею, так и Бог не уклоняется от любви к тем, кто находится далеко от Него (Рим.5:8). Его окончательное намерение – спастиэтих людей (стих 10). Как самарянин сделал все возможное и внес необходимую плату за лечение избитого, так «Бог во Христе» все сделал и заплатил, чтобы мы могли примириться с Ним и стать новым творением в Нем (см. 2Кор.5:17,19,21).
Подобно тому, как пострадавшему необходимо было время для исцеления, так и грешникам необходимо время для возрастания (2Петр.3:18). Даже если они получили проще ни е и уже начали жить новой жизнью, грех еще остается внутри (Рим.7:17) и вокруг (1Иоан.5:19) грешников.
Но благодаря действию Святого Духа грех больше не господствует в жизни христианина. Фактически грех укрощен (Гал.5:16). Однако верующие не освобождены от битвы с грехом (стих 13), а призваны победить в этой битве (1Иоан.2:1). Насутешает понимание того, что Божье прощение - не одноразовое действие, Господь постоянно предлагает его раскаивающимся (Евр.7:25).
Лютер ярко описал это напряжение между состоянием праведности перед Богом и борьбой с грехом в мире. Возрастание в освящении – прогрессирующийпроцесс, он будет завершен только тогда, когда наступит «долгожданный день суда». «Эта жизнь означает: не быть благочестивым, а становиться благочестивым, не быть здоровым, а становиться здоровым, не быть, а становиться, не отдыхать, а упражняться. Мы еще не там, но стремимся туда. Еще не все сказано и сделано, но уже происходит и действует. Еще не конец, ибо путь продолжается»6. По Божьей воле «мы день за днем будем все более освящаться» 7.
Подобные мысли мы находим и в трудах Эллен Уайт. Освящение - «дело всей жизни», «ежедневный» опыт. Борьба с грехом – ежедневныйопыт, но вера приносит победу, даже если эта борьба не закончится во время нашей жизни на Земле8.
Любовь в действии
«Вера, действующая любовью» (Гал.5:6).Мы утверждаем: как праведность, которой наделяет нас Бог, так и обновленная жизнь зависят от веры в Христа. Для апостола Павла эта вера проявляется в любви, а любовь - в действии.
Чтобы понять значение оправдания и освящения, приведем такую иллюстрацию. Оправдание можно сравнить со стодолларовой купюрой, которую отец дал своему сыну. Сын должен был не спрятать купюру, а разменять на более мелкие и использовать для добра ближних. Именно так, по словам Лютера, действуют оправдание и освящение: «С таким Отцом, дарующим мне Свои бесценные сокровища, почему бы мне добровольно, радостно, от всего сердца и с энтузиазмом не делать все, что будет Ему приятно и приемлемо в Его глазах? Поэтому я отдам себя за своего ближнего, как Христос отдал Себя за меня; и ничего не буду делать в этой жизни, кроме того, что полезно, благоприятно и благотворно для моего ближнего, поскольку верой я в изобилии имею все самое лучшее во Христе» 9.
1РаulAlthaus, Die Theologie Martin Luthers (Giitersloh: GiitersloherVerlag, 1975), р. 205.
2Эллен Уайт. Великая борьба, с. 477.
3 Martin Luther, LuthersSchriften: Weimar Edition (Stuttgart: Metzler, 2006), vоl. 39/1, р. 98.
4 Quoted from Heinrich Borнkamm, LuthersVorredenzurBibel (Frankfurt аm Main: InselVerlag, 1983), р. 182.
5 Luther, р. 83.
6Martin Luther, LuthersSchriften: Weimar Edition (Stuttgart: Metzler, 2003), vоl. 7, р. 337.
7Martin Luther, LuthersSchriften: Weimar Edition (Stuttgart: Metzler, 2006), vоl.40/11, р. 355.
8Эллен Уайт. Деяния апостолов, с. 560; также см. Великаяборьба, с.471.
9First Principles of the Reformation or The 95 Theses and the Three Primary Works of Dr. Martin Luther, ed. Неnrу Wace and С. А. Buchheim (London: John Murray, 1883), р. 127.
Вопросы для размышления и свидетельства:
1. Какой дар Бог предлагает нам посредством оправдания и освящения?
2. Какое отношение освящение имеет к безгрешности?
3. Что освящение означает в ежедневной жизни христиан?
4. Освящение не дарует спасения, но оно является необходимым свидетельством того, что мы получили спасение. Обсудите эту истину.