Действительность Промысла Божия
Учение о Промысле Божием основывается на Божественном Откровении. В Библии говорится, что Бог “почил в день седьмый от всех дел Своих” (Быт. 2, 2). Это, конечно, не означает, что после окончания творения Бог не принимает в жизни мира никакого участия. Господь Иисус Христос после исцеления расслабленного при купальне Вифезда сказал иудеям:
“Отец Мой доныне делает, и Я делаю” (Ин. 5, 17).
Несомненно, эти слова Спасителя являются указанием на никогда не прекращающуюся промыслительную деятельность Бога.
Для христианского миропонимания представление о Промысле Божием естественно вытекает из христианского учения о Боге и о Его отношении к миру и человеку. Прежде всего, в реальности Промысла нас убеждает опыт молитвы, ибо молитвенное обращение к Богу имеет смысл только при наличии уверенности в возможности Божественного ответа. Бог есть Личность, личный Бог Откровения тем и отличается от безличных абсолютов философских систем и восточных религий, что Он выражает Свое отношение к тому, что находится вне Его. Личность не может быть безучастна к соприкасающемуся с ней миру. Св. Иоанн Дамаскин говорит:
“Один Бог по природе благ и мудр. Как благой, Он промышляет, ибо не благ тот, кто не промышляет, ведь и люди, и неразумные животные естественным образом заботятся о своих детях, а кто не заботится, подвергается порицанию. Далее, как мудрый, Бог печется о сущем наилучшим образом”143.
В существовании Промысла убеждает также и ограниченность мира. Тварное бытие, не являясь необходимым, не может существовать без произведшей его причины, и оно может сохранять свое бытие только благодаря той силе, которая дала ему бытие.
Действия Промысла Божия
Методологически в едином промыслительном Божественном действии можно различать две составляющих:
а) мирохранение, то есть поддержание всего существующего в бытии:
“По определениям Твоим все стоит доныне…” (Пс. 118, 41).
“… все Им стоит” (Кол. 1, 17).
Свт. Кирилл Александрийский отмечает, что
“иначе и не могут быть соблюдены и удержаны в бытии существа, приявшие начало свое из ничего; иначе они вдруг обратились бы в свое естество, то есть в ничтожество”144.
б) мироправление,то есть направление всех событий, имеющих место в мире, к предназначенным Творцом целям.
“Через Него все успешно достигает своего назначения…” (Сир. 43, 28).
По словам св. Иоанна Дамаскина,
“Промышление есть воля Божия, которой все существующее надлежащим образом управляется”145.
Виды Промысла Божия
Предметами Божественного Промысла являются как весь мир в совокупности, так и каждая его мельчайшая частица. Афинагор Афинский (сер. II в.) писал:
“надобно знать, что ни на земле, ни на небе ничто не остается без попечения и без промысла; но попечение Творца равно простирается на все невидимое и видимое, малое и великое…”146.
Таким образом, различают общий Промысл, который объемлет весь мир, как совокупность всех родов существ с действующими в них силами и законами, и частный Промысл, распространяющийся на частные предметы, явления и отдельные существа.
Образы Божественного Промысла
Различают два образаБожественного промышления о мире:
а) естественный, когда бытие и силы тварей поддерживаются в бытии Богом посредством дарованных сил и законов и судьбы Божии приходят в исполнение по естественному течению вещей, от Бога установленному, но под промыслительным надзором Божиим.
“Ты поставил землю, и она стоит” (Пс. 118, 90).
В Священном Писании обо всех родах существ говорится, что Бог
“поставил их на веки и веки; дал устав, который не пройдет” (Пс. 148, 6).
б) сверхъестественный, когдауправление миром совершается посредством чудес, то есть событий, имеющих истинную причину вне естественных сил и законов природы, в сверхъестественном действии Божием, совершаемых Богом для достижения важных религиозных целей.
Примечания. Глава 1.
1. Хопко Фома, прот., изд. цит., с. 26.
2. Петр (Л’Юилье), архим., изд. цит., с. 75.
3. Пространный Христианский Катихизис…, с. 20.
4. Там же, с. 21.
5. Писания мужей апостольских, изд. цит., с. 159/121.
6. Пространный Христианский Катихизис…, с. 21.
7. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп. изд. цит., т. I, с. 77.
8. Там же, с. 75.
9. Там же.
10. Изд. цит., т. I, с. 86. См. также: Сщмч. Ириней Лионский. Против ересей, кн. II, гл. 1, изд. цит., сс. 112, 114.
11. Пространный Христианский Катихизис…, с. 21.
12. Яннарас Х., изд. цит., с. 62.
13. Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, с. 104.
14. Слово 28 // Творения, т. I. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994 (репринт), с. 397.
15. Яннарас Х., изд. цит., с. 82.
16. Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, с. 138.
17. Письмо к Амфилохию // Творения, т. III. СПб., 1911, с. 283.
18. Цит. по: Левшенко Б., диак., изд. цит., с. 21.
19. Цит. по: Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим., изд. цит., с. 68.
20. Имманентный — находящийся внутри границ опыта, доступный для восприятия и познания.
21. Обожение (qevvwsi") — богословский и аскетологический термин, означающий теснейшее соединение человека с Богом.
“Присутствие Бога в свободно созданной качественной определенности нравственного характера (то есть в человеке — О. Д.) есть его обожение” (Попов И. В., проф. Идея обожения в Древне-Восточной Церкви. М., 1909, с. 33.)
Таково объективное основание обожения.
Собственно с человеческой стороны обожение есть единение человека с Богом и включает в себя:
— нравственное единение, то есть приобретение человеком добродетелей (мудрость, любовь и др.), уподобляющих человека Богу;
— интеллектуальное единение, то есть “то внутреннее единство, которое устанавливается между познающим субъектом и познаваемой истиной” (там же, с. 29);
— энергийное единение, то есть проникновение души и тела нетварными Божественными действованиями, вследствие чего человек становится нетленным и возвышается в своих совершенствах (например, обогащается ведением предметов духовных и ведением будущего) (там же, с. 27).
При этом единении сохраняются:
— личностная самотождественность человека (там же, с. 14);
— самотождественность человеческой природы, которая не прелагается в Божество, полностью сохраняя свои существенные свойства (там же, сс. 7–8).
22. Об учении свт. Григория Паламы см., например, Лосский В. Н. Паламитский синтез // Боговидение. М., 1995, сс. 109–122.
23. Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, с. 138.
24. Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 95.
25. Там же, с. 96.
26. Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, с. 144.
27. Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, сс. 145, 147.
28. См. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия…, сс. 204–208.
29. Точное изложение…, кн. 1, гл. IV, с. 7.
30. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия // Творения, т. 1. М., 1911, с. 470.
31. Пространный Христианский Катихизис…, с. 21.
32. Точное изложение…, кн. 1, гл. XIII, с. 25.
33. Свт. Григорий Нисский. Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, с. 136.
34. Свт. Афанасий Великий. Цит. по: Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим., изд. цит., с. 83.
35. Свт. Иоанн Златоуст. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 114.
36. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии. Пер. с древнегреч. под ред. Г. М. Прохорова. СПб., 1994, с. 295.
37. См. Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, сс. 124, 125.
38. Точное изложение…, кн. 2, гл. III, с. 31.
39. Левшенко Б., диак., изд. цит., с. 35.
40. Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 135.
41. Там же, сс. 142, 143.
42. Пространный Христианский Катихизис…, с. 23.
43. Точное изложение…, кн. 1, гл. XI, с. 20.
44. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 101.
45. Пространный Христианский Катихизис…, с. 23.
46. Слово 31 // Творения, т. I, изд. цит., с. 458.
47. Записки на кн. Бытия I, 2. Цит. по: Левшенко Б., диак., изд. цит., с. 42.
48. Шестоднев, бес. IX. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 166.
49. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 169.
50. Очерк мистического богословия…, изд. цит., с. 138.
51. Цит. по: Помазанский М., протопр., изд. цит., с. 40.
52. Тропарь Богоявления.
53. Цит. по: Карсавин Л. П. Святые Отцы и учители Церкви. М., 1994, с. 80.
54. Подробно о динамизме см.: Дюшен Л. История Древней Церкви. Пер. с франц. М., 1912, т. I, сс. 312–318; Болотов В. В, проф., изд. цит., сс. 308–309; Карсавин Л. П., изд. цит., сс. 80–81; Поснов М. Э. История христианской Церкви. Киев, 1991, сс. 149–150; Спасский А., проф. История догматических движений. М., 1995 (репринт), сс. 32–45.
55. Подробно о модализме см.: Болотов В. В., проф., изд. цит., сс. 309–320; Карсавин Л. П., изд. цит., сс. 81–83; Поснов М. Э., указ. соч., сс. 150–152; Спасский А., проф., указ. соч., сс. 44–59, 110–115.
56. О доктрине Ария см.: Болотов В. В., проф., изд. цит., сс. 10–16; Карсавин Л. П., изд. цит., сс. 88–94; Поснов М. Э., указ. соч., сс. 332–333; Спасский А., проф., указ. соч., сс. 169-173; Карташев А. В. Вселенские соборы. М., 1994, сс. 10–20; Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, сс. 8–12.
57. Великими Каппадокийцами называют трех выдающихся богословов и церковных деятелей IV столетия, трудами которых было создано и утверждено православное учение о Пресвятой Троице — свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.
58. О троичном богословии великих Каппадокийцев см.: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, сс. 74–89, 107–114, 145–152; Болотов В. В. изд. цит., сс. 89–91; Карсавин Л. П., изд. цит., сс. 109–118; Поснов М. Э., изд. цит., сс. 360–363; Спасский А., изд. цит., сс. 488–533; Киприан (Керн), архим. Золотой век Святоотеческой письменности. М., 1995, сс. 74–81, 106–107, 120–123.
59. Свт. Григорий Богослов. Слово 33 // Творения, т. I. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, с. 491.
60. Александр (Семенов-Тянь-Шанский), еп., изд. цит., сс. 9–10.
61. О христианской концепции личности см.: Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности // По образу и подобию. М., 1995, сс. 106–128.
62. Слово 31 // Творения, т. I, … с. 448.
63. Цит. по: Арсений, архиеп. Николай, мефонский епископ XII в. и его сочинения // Христианское чтение. Ч. 1. 1883, с. 11.
64. “… все естество Божеское совершенным образом находится в каждом из Лиц Божества, все — в Отце, все — в Сыне, все — в Святом Духе”. — Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 3, гл. VI, изд. цит., с. 82. Согласно свт. Григорию Богослову, Божественные Лица “суть Три, в Которых Божество”. — Orat. XXXIX. PG 36, col. 345d.
65. Великие Каппадокийцы понимали Божественные Лица как “способы бытия (trovpoi uJpavrxewV)” Божественной природы. См.: Свт. Василий Великий. De Spiritu Sancti, 17. PG, 32, col. 159; Свт. Григорий Нисский. Quod non sint tres dii. PG, 45, col. 193.
66. “… сущность же не имеет самостоятельного бытия, но усматривается в личностях”. — Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 3, гл. VI, изд. цит., с. 82. Из дальнейшего контекста следует, что термины “сущность (oujsiva)” и “природа (fuvsi")” св. Иоанн использует как синонимы.
67. Лосский В. Н. Очерк…, сс. 43, 215–216.
68. Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 255.
69. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… кн. 1, гл. VIII, изд. цит., с. 16.
70. Там же, с. 14.
71. Лосский В. Н. Очерк…, сс. 44, 216.
72. Там же, сс. 216, 219.
73. Пространный Христианский Катихизис…, с. 24.
74. Хопко Фома, прот., изд. цит., с. 31.
75. Воронов Л., прот. Догматическое богословие. СПбДА, 1994, сс. 5–6.
76. Зороастризм // Философский словарь. М., 1986, с. 152.
77. Воронов Л., прот., изд. цит., с. 6.
78. Хопко Фома, прот., изд. цит., с. 31.
79. Шестоднев, гл. 2, п. 3. Цит. по: Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. изд. цит., с. 161.
80. Макарий (Булгаков), архиеп. изд. цит., т. I, с. 356.
81. Точное изложение…, кн. 2, гл. II, с. 29.
82. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп. изд. цит., т. I, с. 371.
83. Слова и речи. М., 1874, т. 2, с. 37.
84. Лосский В. Н. Очерк…, с. 222.
85. С. 25.
86. Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, сс. 377-378.
87. С. 25.
88. Точное изложение…, кн. 2, гл. II, с. 31.
89. С. 25.
90. Такого мнения держался, например, блж. Феодрит Киррский. См. Левшенко Б., диак., изд. цит., с. 61.
91. См.: О небесной иерархии. VI, VII. См. также Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 397; Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 2, гл. I, с. 31; Православное исповедание, отв. на вопр. 20. М. 1996, с. 25.
92. Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, сс. 542–544.
93. Александр (Семенов-Тянь-Шанский), еп., изд. цит., с. 23.
94. Беседа на 33 псалом. Цит. по: Левшенко Б., диак., изд. цит., с. 67.
95. С. 25.
96. Очерк…, с. 251.
97. С. 26.
98. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 2, гл. IV, с. 32.
99. Свт. Григорий Богослов. Песнопения таинственные, слово 6 // Творения, т. II, изд. цит., с. 30.
100. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 2, гл. IV, с. 32.
101. Александр (Семенов-Тянь-Шанский), еп., изд. цит., сс. 29–30.
102. Там же, с. 30.
103. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 405.
104. Там же, сс. 571–572.
105. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим., изд. цит., с. 196.
106. Пространный Христианский Катихизис…, с. 26.
107. В контексте христологических споров VII века было установлено, что человек возникает одновременно из души и тела, поэтому более вероятно, что сотворение души и тела первого человека также совершилось одновременно. См. Прп. Максим Исповедник. I Ambiqua, 12-е письмо к Иоанну Кубикуларию. PG 91.
108. Из духовного наследия преподобного Серафима Саровского, всея России чудотворца // ЖМП, 1973, № 9, с. 77.
109. С. 27.
110. Восточные отцы IV века…, с. 32–33.
111. Цит. по: Лосский В. Н. Очерк…, с. 239.
112. Там же, с. 89. Также учил о “дыхании жизни” и прп. Серафим Саровский. — Из духовного наследия…, изд. цит., с. 78.
113. Очерк…, с. 239.
114. Воронов Л., прот., изд. цит., с. 14.
115. Троицкий С. В., проф. Философия христианского брака. Киев. 1996, с. 26.
116. Там же.
117. Изд. цит., с. 113.
118. Жив Бог (православный катихизис), изд. цит., с. 17.
119. Педагог. М., 1996, с. 35.
120. Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, с. 157.
121. Там же.
122. Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, сс. 453–454.
123. Там же, с. 453.
124. Лосский В. Н. Очерк…, с. 88.
125. Там же, с. 91.
126. Толкование на Книгу Бытия, т. 1. М., 1867, с. 21.
127. Лосский В. Н. Очерк…, с. 91; Яннарас Х., изд. цит., сс. 101–102.
128. Воронов Л., прот., изд. цит., сс. 20–24.
129. Яннарас Х. изд. цит., с. 100.
130. С. 28.
131. Там же.
132. Там же.
133. Точное изложение…, кн. 2, гл. XXX, с. 71.
134. Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 126.
135. Там же, с. 516.
136. Послание Восточных Патриархов, гл. 3, изд. цит., с. 148.
137. Точное изложение…, кн. 2, гл. XII, с. 50.
138. Воронов Л., прот. изд. цит., с. 26.
139. Пространный Христианский Катихизис…, с. 27.
140. Там же.
141. К Автолику II, 24 // Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель, 1978, с. 488.
142. Пространный Христианский Катихизис…, с. 29.
143. Точное изложение…, кн. 2, гл. XXIX, с. 69.
144. На Ин., IX. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп. изд. цит., т. I, с. 519.
145. Точное изложение…, кн. 2, гл. XXIX, с. 68.
146. “О воскресении мертвых”. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 526.
Глава II
О втором члене Символа веры