Не концентрируйтесь на горах

Первый принцип звучит так: вера приходит от созерцания Бога, а не гор.

Несколько лет назад один христианский лидер пригла­сил меня вместе с одним из членов нашего церковного хора поехать в южную Индию. Там нам надлежало присоеди­ниться к группе служителей, приехавших с разных концов Соединенных Штатов. Нам было сказано, что Бог использу­ет нас, чтобы достичь Благой вестью мусульман, индуистов и неверующих. Мы все чувствовали Божий призыв поехать туда, но никто не знал, что ожидает нас впереди.

По приезде на место тот христианский лидер встретил нас и пригласил к себе в дом. Несколько дней он рассказы­вал нам о своем служении.

Его отец, энергичный лидер и проповедник, основал миссию в области, где преобладало индуистское населе­ние. Однажды один из индуистских начальников пришел к его отцу и попросил о молитве. Желая помолиться с тем человеком и надеясь привести его ко Христу, он вошел с ним в молитвенную комнату, преклонил колени, закрыл глаза и начал молиться. Во время молитвы индус извлек из-под одежды нож и быстро нанес удар.

Мой друг, услышав крик отца, побежал на помощь. Он взял его на руки. Кровь из раны разливалась по полу хи­жины. Через три дня его отец скончался. Лежа на смерт­ном одре, он сказал сыну: «Пожалуйста, скажи тому че-

Молитва, сдвигающая горы

71

ловеку, что он прощен. Позаботься о матери и продолжай служение. Делай все, что в твоих силах, чтобы завоевать людей для Христа».

Этот человек Божий ушел с такой отвагой и верой, о которых большинство людей даже не мечтают. На протя­жении двадцати лет служения он с неутомимой энергией работал с неверующими. Он основал более ста церквей, ме­дицинскую клинику и многие другие служения.

Каждый год, обычно в феврале, он арендовал площад­ку в большом парке, разворачивал там сцену и звуковую аппаратуру, устанавливал прожекторы и на протяжении недели проводил евангелизационные собрания. Он разве­шивал плакаты с объявлением о собраниях, а также, про­езжая по городу, через громкоговоритель приглашал всех прийти. Люди приходили тысячами. Мужчины, женщи­ны и дети в огромном количестве усаживались на землю перед сценой.

Вечерние собрания начинались в шесть часов. Пример­но полчаса звучали записи инструментальной музыки, после чего исполнялась пара музыкальных номеров. Затем наступало время разогревающей проповеди. Понятное, практичное, приближенное к жизни послание показыва­ло слушателям, что в христианстве есть смысл.

Примерно в восемь вечера исполнялись еще два музы­кальных номера. Затем следовала основная проповедь. Она всегда была построена вокруг личности Иисуса Хрис­та. Проповедник говорил о том, кем был Иисус, что Он де­лал, как умер и своей смертью искупил грехи, как Он вос­крес и дает силу тем, кто верит и уповает на Него.

С девяти до девяти тридцати слушателей — индуистов, мусульман и неверующих — приглашали поверить в Хрис­та. Их призывали к тому, чтобы выйти вперед и принять прощение, очищение и вечную жизнь. Затем их увещева­ли оставить всякую иную религию или богов и верить ис­ключительно в Иисуса Христа.

72

Слишком занят, чтобы не молиться

Пугающее назначение в Индии

Со вторника по четверг у меня были несложные поруче­ния. Я выступал на небольших утренних собраниях или произносил разогревающую проповедь на вечерних служе­ниях.

Но в пятницу лидер нашего служения сказал: «Я полу­чил водительство от Бога и хочу, чтобы вы выступили с основной проповедью сегодня вечером». Потеряв дар речи, я крайне удивился, почему же у меня не было такого во­дительства!

Языковой барьер казался мне непреодолимым даже при наличии переводчика. Я не был знаком с местной культу­рой и поэтому не мог говорить применительно к жизнен­ным ситуациям этих людей. У меня также были трудности с чувством юмора — ведь я имел дело с чужим языком. Все было настолько непредсказуемо, что каждые полминуты я останавливался в молитве со страхом и сомнениями. «Что мне делать? — думал я. — Барьеры непреодолимы».

Наступил вечер. Мы наняли рикшу и отправились в парк. Приближаясь к месту назначения, мы могли слы­шать звуки первой проповеди. У меня совсем не оставалось времени, чтобы справиться со своей паранойей.

Мы заняли свои места в глубине сцены. Посмотрев впе­ред, я увидел невиданное прежде море человеческих лиц. Один из индийских лидеров наклонился ко мне и сказал: «Сегодня собралось тысяч двадцать, а то и тридцать». Ус­лышав эти слова, я окончательно потерял всякие следы уверенности.

«Это катастрофа! — подумал я. — Что я здесь делаю?» Я обернулся назад и увидел лидера служения и еще не­скольких уважаемых лидеров, склонившихся до земли в молитве. «Я знаю, о чем они молятся, — подумал я, — они понимают, что этот американец, который должен высту­пить с проповедью, может за пару минут разогнать все соб­рание!»

Молитва, сдвигающая горы



Я знал, что эти молящиеся люди жили в бедности и ис­пытывали небывалые трудности, чтобы возвещать Еван­гелие. Они отдали свои жизни, чтобы люди, плененные лжерелигиями, могли познать истину в Иисусе Христе. И поскольку эти ежегодные собрания были кульминацией их деятельности, я был в ужасе оттого, что вся их работа пойдет прахом из-за моей слабой проповеди.

Велика верность Твоя

И вот первая проповедь закончилась. Это означало, что через десять минут мне нужно будет выйти на передовую. Вокалистка из нашей церкви подошла к микрофону и на­чала петь. «Возможно, мне следовало поддержать ее в мо­литве, — подумал я, — но в таких обстоятельствах каж­дый сам за себя».

Моя молитва обрела серьезность: «Господи, избавь меня. Пусть пойдет дождь. Позволь мне исчезнуть отсюда». Гора выглядела столь великой, что я не знал, как просить Бога убрать ее. Я был бы рад, если бы она опустилась на меня и избавила от отчаяния.

Мои жалкие молитвы вращались в наполненном сомне­нием разуме, и я еле-еле различал голос вокалистки.

Велика верность Твоя, о Бог, Отец мой,

В Тебе нет ни тени перемен;

Ты не изменяешься, Твоя милость в род и род;

Ты был, и Ты будешь вовеки.

Велика милость Твоя! Велика милость Твоя!

Милость Твоя обновляется каждое утро;

Твоя рука дала мне все, в чем я нуждаюсь.

Велика верность Твоя ко мне!

Как и я, наша певица не знала языка слушателей. По­этому она не могла просто спеть песню, она должна была установить внутреннюю связь со слушателями. И когда



Слишком занят, чтобы не молиться

она простиралась к сердцам тысяч людей на площади, она коснулась и моего ослабевшего, наполненного сомнения­ми, потерявшего веру сердца. Мне эта песня была нужна намного больше, чем собравшейся толпе.

Что-то произошло со мной, когда я услышал слова пес­ни «Велика верность Твоя». Прокручивая эти слова в голо­ве, я вдруг осознал, на чем было сосредоточено мое внима­ние весь тот день. Я смотрел на самого себя — на языковой барьер, незнание местной культуры, на свою неопытность, слабость, страх, боязнь огромной толпы. Я смотрел прямо на гору и понимал, что не могу ее сдвинуть.

Мои молитвы были жалкими, поскольку я взирал на свою неспособность, а не на Божье могущество.

Смена фокуса

Певица продолжала петь, и я сказал себе: «Минуточку! Переменим фокус немедленно. Посмотрим на Бога, а не на Билла Хайбелса».

У меня было мало времени, но я начал горячо молиться: «Я молюсь Творцу мира, Царю Вселенной, всемогущему, всезнающему, верному Богу. Я молюсь Богу, который со­здал горы и может их сдвинуть, если потребуется. Я мо­люсь Богу, который всегда был верен мне, который никог­да не подводил меня, как бы я ни был испуган и какой бы трудной ситуация ни казалась. Я молюсь Богу, который хочет приносить плоды через меня. И я уповаю на то, что Он будет использовать меня сегодня. Не потому что я та­кой, но потому что Он такой! Он верен!»

Когда песня закончилась, внутри я был совсем иным человеком. Я еще был согласен на то, чтобы пошел дождь, но уже не паниковал. Я был готов идти вперед, потому что моим вниманием завладел верный Бог. Когда я поднялся на сцену в сопровождении переводчика, я произнес сдвига­ющую горы молитву, поскольку она была полностью сосре­доточена на Божьем могуществе, а не на моей слабости.

Молитва, сдвигающая горы



В тот вечер я говорил с данной Духом уверенностью. Я сказал людям, что Некто пролил свою кровь для искуп­ления их грехов. И это был не Будда, не какой-нибудь ин­дуистский бог, не герой сказок. Он был настоящим челове­ком по имени Иисус, и Он Сын Божий. Я повторял снова и снова: «Ему есть дело до вас. Он пролил кровь во искупле­ние ваших грехов, поэтому вы можете получить освобож­дение, поверив в Него». Я говорил, а Бог действовал.

В конце проповеди я призвал людей ко Христу. Я вер­нулся вглубь сцены, преклонил колени и начал молиться: «О Господь, я знаю, насколько эти люди важны для Тебя. Привлеки их к Себе».

Сотни и сотни людей выходили вперед — индуисты, мусульмане, неверующие всех и всяческих комплекций, цветов и возрастов. Людей вышло так много, что мое серд­це готово было разорваться в груди. Я радовался за всех вышедших вперед, чтобы обрести новую жизнь во Христе. И я радовался, потому что в тот вечер Бог по молитве низ­верг в глубины моря гору под названием страх.

В тот день я понял, что для Бога не существует барье­ров. Бог готов использовать меня. Когда я стал сосредота­чивать внимание на Боге, а не на горе, Он смог действовать через меня.

Пора перейтиреку

Второй принцип сдвигающей горы веры звучит так: Бог дает нам веру, когда мы ходим с Ним.

Одна ветхозаветная история прекрасно иллюстрирует этот принцип. В главе 3 книги Иисуса Навина мы видим израильтян, расположившихся лагерем на берегу Иорда­на. За сорок лет до этого состоялся их чудесный исход из Египта. Потом на протяжении жизни целого поколения они блуждали по пустыне, а Бог сверхъестественно вос­полнял их нужды. Теперь они взирают на обетованную землю — Ханаан. Но перед ними возникает серьезное пре-



Слишком занят, чтобы не молиться

пятствие, которое невозможно обойти, — река. И что еще хуже, в тот момент было время разлива реки, и все броды стали непроходимыми. Воды Иордана стали глубокими, а течение быстрым и опасным.

Бог мог бы легко разделить воды реки у них на гла­зах или перебросить мост с берега на берег. Но Он не сде­лал этого. Вместо этого Он дал Иисусу Навину некоторые странные указания.

Во-первых, людям приказали наблюдать за ковчегом завета. Как только они увидят священников, несущих ковчег, они должны были начать выстраиваться за ними.

Во-вторых, Иисус Навин сказал, чтобы люди ожидали сверхъестественного развития событий.

В-третьих, Иисус Навин приказал священникам взять ковчег и остановиться посередине реки.

Сделайте этот первый шаг

Первый шаг требует смелости. Да, Господь сказал, что про­ведет их посуху через реку, но священники никогда рань­ше не видели, как это происходит (они еще не родились на свет, когда Бог разделил воды Красного моря).

Проведя всю свою жизнь в пустыне, священники не мог­ли научиться плавать. На самом деле это была, наверное, первая река, которую они увидели вблизи. Иордан, конеч­но, не Амазонка и не Миссисипи, но в сезон разлива она не выглядит очень дружелюбной. А учитывая то, что на берегах Иордана стояли несколько сот тысяч израильтян, священникам было трудно изменить планы и повернуть назад, если река, вступи они в ее воды, все равно продол­жала бы течь.

Несмотря на обстоятельства, у священников хватило веры повиноваться, и вот что произошло: «Лишь только несущие ковчег вошли в Иордан, и ноги священников, не­сших ковчег, погрузились в воду Иордана — Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пше-

Молитва, сдвигающая горы



ницы, — вода, текущая сверху, остановилась и стала сте­ною... И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все [сыны] Израилевы переходи­ли по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан» (И. Нав. 3:15-17).

Бог не дал священникам твердых доводов или ясных подтверждений того, что воды реки расступятся. Он не сделал ничего до тех пор, пока они не вступили в воду, со­вершив шаг посвящения и послушания. Только после это­го Бог разделил воды реки. Точно так же сдвигающая горы вера дается нам, когда мы делаем шаг вперед и следуем в заданном Богом направлении.

Гора, сдвинься

Как молиться молитвой веры, способной сдвинуть гору? Прежде всего, переместив свое внимание с горы на Того, Кто способен ее сдвинуть, и сделав шаг послушания. Ког­да мы ходим с Богом, наша вера возрастает, наша уверен­ность становится тверже, а молитва обретает силу.

Когда сыны Израиля подошли к границам обетованной земли, они выслали двенадцать соглядатаев, чтобы осмот­реть территорию. Десять вернулись обратно и начали рас­сказывать: «Вы не поверите, насколько велики там города, армии врагов и какие там есть исполины. Нам лучше поис­кать себе другое место». Двое оставшихся говорили иное: «Верный Бог обещал нам эту землю, так давайте пойдем вперед в Его силе». Десять соглядатаев смотрели на размер горы и отступили; только двое взирали на величие Того, Кто сдвигает горы, и желали идти вперед (см. Числа 13 гл.).

Израильское войско стояло на холме и смотрело на поле боя, а филистимлянин Голиаф с важным видом расхажи­вал и наводил на них ужас. Воины говорили: «Мы не пой­дем вниз сражаться с ним. Его рост три метра. Посмотри­те на его доспехи! Я не хочу, чтобы его меч пронзил мои

78------------------------------ Слишком занят, чтобы не молиться

ребра». Но вот появился молодой пастух Давид, посмотрел на поле и сказал: «Смотрите на величие нашего Бога. Дай­те, я пойду и сражусь!» (1 Цар. 17).

Наверное, у каждого из нас в жизни есть по крайней мере одна гора, которая не хочет сдвигаться со своего мес­та. Возможно, это пагубная привычка, плохая черта ха­рактера, трудная ситуация в браке или на работе, финан­совые проблемы или болезнь. Какова гора на вашем пути? Может быть, вы простояли в ее тени так долго, что уже привыкли к тьме? Возможно, вы уже перестали об этом молиться, думая, что ничто не поможет?

Я призываю вас изменить фокус молитв. Не тратьте время на то, чтобы описать Богу, какая гора выросла на вашем пути. Он все это знает. Сосредоточьте внимание на Том, Кто сдвигает горы, на Его славе, силе и верности. За­тем начинайте ходить в вере, следуя Его водительству, и наблюдайте за тем, как гора отступает.

Часть 3

Наши рекомендации