О пострижении святого С. 24.

Расточил все имение и раздал нищим, себе не оставил ничего, токмо душу свою носяше, и тело, и одежду, в ню же облачеся. И устремися в пределы Каргопольскыя области на реку на Кену. И иде в монастырь Преображения в Пахомиеву пустыню. По пути в этот монастырь, не доходя до него пять поприщ, блаженный остановился для молитвы:

Возвесели бося дух мой боятисяимене твоего… и т д и т п

Явление ангела во сне – иди и подвизайся, возьми крест, будешь наставником иноков.

Отсылка к Житию Арсения Великого. Бысть ему глас глаголя: «Арсение, бегай от человек, да спасешися». И пакывторицеюбысть ему глас во иночестве: «Арсение, бегая да спасешися». Эпизод об ученике аввы Дорофея Досифее – встретился с женой, которая потом оказалась Богородицей. Богородица завещала ему поститься, не есть мяса и часто молиться. Голос Богородицы к Марии Египетской – за Иорданом найдешь покой. Голос к отроку Елевферию – Алексее, будешь ловить не птиц, а людей.

На следующий день Андрей приходит к Пахомиеву-Кенскому монастырю и видит церковь и кельи вокруг нее. Молитва при вратах монастыря:

Коль возлюбленна селения твоя, Господи…

Припадает к образу Спаса, что на вратах… Приходит к игумену, которым тогда был сам Пахомий, основатель Кенской пустыни.Пахомий увидел худые ризы Андрея и умилился, сказал ему: Здесь сложно жить, овииубо землю копающе, овииубо лес секущи, овии же нивы убирающии. Ты же не сможешь этого терпеть… Андрей умоляет Пахомия принять его, уверяя, что уже давно хотел принять монашество, но имел препятствия на своем пути. Пахомий, прозрев в Андрее сосуд Божией благодати, постригает его, называет Антонием. «Бысть же тогда преподобный телесным возрастом тридесяти лет». Пахомий не отдал новопостриженного инока в научение кому-нибудь из маститых старцев своего монастыря, а сделал его своим учеником – «емлетблаженнаго икона к себе во училище». Антоний, видя перед собой образец этого великого старца, «в добродетелехпрехваленобрящется».

Тогда Антоний яко высокопарный орел непредткновенно полете на небо. Распинается той мирови. В церковь приходил первый, уходил последний, внимал житиям святых, ел через день и не до сытости. «Тажепослыаем бывает в поварню и тамо на невидимых врагов ополчашеся, на братию ядьваряше, воду носяше, дрова сечаше. Перед всеми братиямихудша всех себя вменяше. Огонь печи сравнивал с огнем вечным. В поварне он трудился один год.

Поскольку одно время в обители не было священника, игумен понуждает Антония принять священнический сан. Но приняв священнический сан, Антоний еще более трудился с братьями – сек лес, нивы чистяше. И так ветхий его человек разрушался, новый обновлялся. «Имяше же обычай болныхпосещати в болницуходити, немощнейшей братии служаше, свиткы их мыяше и своимарукама воду согреваше и теплою водою телеса немощных омываше и такотеплыя молитвы от них приимаше – ЦИТАТА ИЗ ЖИТИЯ КИРИЛЛА БЕЛОЗЕРСКОГО. Был Антоний телом крепок и могтрудиться за двух или трех человек.

Все его возлюбили, он же возжелал уединиться от всех в пустыню. Так он приходит к Пахомию и просит того, чтобы тот отпустил его в пустыню. «Игумен же Пахомиевелмипочюдивсябезгодному его прошению» и предвидя что Антоний станет наставником иноков, стал учить его, как ему жить в пустыне. Антоний же как доброплодная земля принимал семена в недра души своей, яко благоцветущее древо, во юдолеплачевне растущее, при исходищих вод напояемо». Антоний стоял преклонив главу. Пахомий благословил его словами: «Яко Господеви годе, тако и буди». И тот вернулся в свою келью с радостью.

По слову Господню, где двое или трое собраны во имя Мое, там и я посреди них, преподобный «емлет с собою двубратовединонравных себе» - Александра и Иоакима. Втроем они вышли из Кенской обители со словами «Скажи мне, Господи, путь твой» устремися прямо северных стран, вниз по реке Онеге. Прииде на реку Шелексу. И прехождаху втроем многи лесы и дебри непроходимые, пришли на реку Емцу к порогу Темному глаголемому и возлюби место то. И хыжыцу ту на месте том поставиша и храм молитве и на уединение молитвенное. И многы труды показоваше на месте том блаженный, подвигом многим подвизаяся и церковь постави ту во имя иже во святых отца нашего Николы, и келии учини, и монастырь устрои, яже и доныне стоит молитвами святаго. И четыре брата присовокупи ту к прежереченнымдвемабратома, сам же преподобный седмымобреташеся в братстве сем. Пожив же преподобный на месте том седмь лет. Но дьявол воздвигает неблагодарных людей из веси Скроботова на святопомазанную его главу и изгоняет святого с собранной им братией вон из этих мест, как прежде жители Авнежской веси изгнали Димитрия Прилуцкого чудотворца.

Антоний по своему обычаю не стал с ними спорить, но вспомнил слова Христа из Евангелия: если меня гнали, то и вас изженут, блаженниизгнаннии правды ради… Блаженный уклонился от зла и сотворил благо, молился о творящих ему пакости, дал место гневу Божию. Им следовало бы, рассуждает агиограф, возрадоваться о пришествии столь чудного мужа и взять у него благословение, и тогда бы по его молитве и они сами и их роды освободились бы от беса полуденнаго и полунощнаго, нападения его на всякий час.Если б они покорились такому мужу добродетельному, то не только сами получили бы благословение, но и скоты их умножились бы. Они же облеклись в клятву, яко в ризу, и вниде яко елей во утробу их. И преподобный молился: Бог нам прибежище и сила… И утешал братию: Сотворим по Евангелию: если вас изженут из одного города, бегите в другой… Аз избрах вас из мира и мир вас возненавидит… Вспомните апостольское слово: все, кто хочет жить благоверно, будет гоним… а человецы вознесутся приспевающие на горшее.

И так преподобный ходил по болотам и дебрям и дрязгам вблизи Студенаго моря и молился: «Господи, настави нас на путь твой во истине твоей, яко всем сердцем взыскахом тебе». Бог же воздвизает христолюбива мужа некоего, сожытельство имеющего в пределехемецкаго стану глаголемаго, в веси, нарицаемойБросачево, ему же имя Самуил. И Бог внушил ему ити на дальние езера ловитвы рыбные деяти. Шедшу же сему во внутреннюю пустыню на далниеезера, ловы деющу, зрит Божиим мановением одесную себе при некоем потоце множество инок молитву деющих, посреде же их преподобнаго Антония, яко некоего ходатая или молитвенника к Богу, руце на небо простерша, правилныя своя молитвы приносяща к Богу. Здесь агиограф ссылается на жития отец, живших в скиту, и Житие Александра Свирского, которого нашел Андрей Завалишин подвизающегося в пустыне.

Самуил подумал, что это мечтание, потому что знал, что в этих местах не было никаких пустынножителей, но подошел и опасно узрел преподобного и иноков. Тот с ним долгое время беседовал и спросил о том, где здесь благопотребное место для вселения иноков. Он привел их на дальнее озеро, называемое Михайлово, в него же течет река, глаголемая Сия. «И показа им место зело угодно ко иноческому спасению».

Наши рекомендации