Грехи против третьей Заповеди
Запрещая легкомысленное и небрежное отношение к имени Божьему, третья Заповедь указывает также на недопустимость следующих грехов:
1) Богохульство или дерзкие слова против Бога. Между видами богохуления особенно тяжким грехом является хула на Духа Святого. «Всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам…ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12,31-32). Святитель Афанасий Великий, объясняя эти слова Господа, учит, что хула на Духа Святого, есть сознательное противление Богу.
2) Ропот на Бога или жалобы на Его промысел. «Ропотливость не избавляет от бед, – учит святитель Феофан Затворник, – а только её отяжеляет;
3) Кощунство. Такой грех, когда священные предметы обращаются в шутку или поругание.
4) Святотатство – похищение вещей, принадлежащих Церкви. Есть и духовное святотатство или симония, когда приобретают священный сан не по достоинству, а из корыстных побуждений.
5) Рассеянность или мечтательность на молитве.
6) Ложная клятва. Человек, который призывает во свидетеля Самого Бога и в то же время говорит ложь, очевидно считает Бога за ничто.
7) Клятвопреступление, когда не исполняют справедливой законной клятвы.
8) Божба или легкомысленное употребление клятвы в обыкновенных разговорах. Спаситель заповедует: «Не клянитесь вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет, а что сверх этого, то от лукавого» (Мф.5,33-37).
Приведенные выше слова Господа не запрещают законной клятвы. Сам Бог установил клятву, как свидетельствует об этом Священное Писание. «Люди клянутся высшим, – пишет святой апостол Павел, – и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву» (Евр.6,16,17). Ангел в книге Откровения Иоанна Богослова клялся «Живущим во веки веков» (Откр.10,5), т. е. Самим Богом. Следовательно, неправы сектанты, считающие, что всякая клятва вообще не допустима.
22.Четвертая заповедь Закона Божия. Ветхозаветная суббота и празднование воскресного дня в христианской Церкви. Важнейшие христианские праздники. Должное провождение праздников (слова святителя Алексия, митр. Московского). Рим.8, 28; Быт.2, 2, 3; Исх. 35, 3; Втор. 5,12-15; Ин.20, 19-29; Деян.20, 7; Кол.2,16-17. Посты, установленные Святой Церковью, их основание и назначение. Пост духовный (слова Святителя Иоанна Златоуста). Свидетельства древних христианских письменных памятников о посте. Деян. 13,2; 14,23; Ис. 1,14,17,19.
«Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя, в день же седмый, суббота Господу Богу твоему»
Согласно Библии, суббота (евр. «шаббат», что в переводе означает «покой») как особый день недели, была выделена Самим Богом. Окончив в шесть дней сотворение мира, Бог почил в седьмой день от всех дел и благословил субботу как священный праздник: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2,3).
Таким образом, как особый день недели, суббота была выделена еще в раю. Синайское законодательство только подтвердило или напомнило эту Заповедь: «Помни день субботный» (Исх.20,8). Исполняя эту Заповедь, древние евреи в субботний день ничего не пекли и не варили (Исх.16,23), не зажигали огня в жилищах (Исх.35,3), не носили дров (Числ.15,32,33), не продавали и не покупали (Неем.10,31). Евреи последующих поколений настолько ревностно соблюдали субботний покой, что считали непозволительным в этот день исполнять даже дела любви и милосердия. По словам святителя Николая Сербского, суббота для евреев стала чем-то вроде идола, а поклонение этому идолу заменило все Божественные Заповеди. В Новом Завете Спаситель, как Господин субботы, неоднократно доказывал иудейским учителям, что «можно в субботы делать добро» (Мф.12,12).
Прообразовательное значение Ветхозаветной субботы
1. покой субботы был прообразом смертного покоя Господа Иисуса Христа. Наконец, почил Господь Иисус в день седмый и благословил его». В этом состоит христологичское значение Ветхозаветной субботы. Покой субботы для древнего Израиля был символом свободы: она прообразовала грядущее избавление Господом Иисусом Христом всего рода человеческого от власти диавола.
День Воскресения Христова сделался праздником христианским на место ветхозаветной субботы. По уважению к древнему празднику Святая Церковь не относит субботу в разряд будней, а выделяет ее особенным богослужением в честь всех святых, запрещает или послабляет пост в этот день, отменяет земные поклоны.
День воскресный стал праздноваться христианами со времён Святых апостолов. В Евангелии от Иоанна говорится, что в первый день недели все ученики были в доме, и Господь явился им (Ин.20,19-29). В Книге Деяний Святых апостолов прямо упоминается о собрании христиан для преломления хлеба в первый день после субботы (Деян.20,7).