Согласование первой Заповеди с православным почитанием Святых угодников Божиих
Слово Божие запрещает воздавать кому-либо поклонение и служение, кроме Единого Бога. «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Втор.6,13). Однако это не значит, что мы не должны чтить угодников Божиих, которых Сам Спаситель называет своими друзьями: «Вы – друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин.15,14). Обращаясь к Богу Отцу, Господь Иисус Христос говорит: «Славу, которую Ты дал мне, Я дал им» (Ин.17,22). Объясняя эти слова, святитель Иоанн Златоуст учит: «Душа, очищенная Духом Божиим, в себя принимает луч от славы Божией, и от себя отражает луч той же славы».
Св.Иоанн Кронштадтский «Они лишают себя святого примера их жития, лишают себя и их благодатного ходатайства». О важности иметь в жизни пример, говорит св.ап. Павел: «Подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4,16).
Таким образом, православное почитание святых угодников Божиих не только не препятствует исполнению первой Заповеди, но и открывает нам тесную связь, которая существует между земной и Небесной Церковью, где все чада Божии составляют «одно тело» (Еф.4,4).
19.Вторая заповедь Закона Божия. Запрещение поклоняться идолам. Чис. 10, 35; Исх. 25, 18-22; Исх. 26, 31.
«Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им»
Эта Заповедь является прямым продолжением и развитием тех слов, которыми заканчивается первая Заповедь: «Да не будут тебе бози инии, разве Мене».
В два вида преступлений против второй Заповеди впадал избранный народ. Первый вид состоял в том, что евреи пытались изобразить Самого Бога (Иегову), сравнивая Его с каким-либо языческим божеством (Исх.32,4). Второй вид преступления заключался в совершенном отпадении от веры в единого Бога и поклонении чуждым богам: Ваалу, Астарте, Молоху и т.п. (3Цар.11,5,7).
Отметим, что Заповедь о недопустимости изображения какого-либо образа не имела в Ветхом Завете абсолютного характера. Это видно из того, что:
1. Сам ковчег Завета, который Бог повелел поставить во Святая Святых, был не чем иным, как видимым образом Божьего присутствия (Числ.10,35). Святой апостол Павел изображает ковчег Завета, как особую святыню (Евр.9,1-6).
2. На Ковчеге Завета были помещены золотые изображения Херувимов (Исх.25,18-22).
3. Изображения Херувимов были сделаны и на завесе Скинии (Исх.26,31).
4. В Соломоновом Храме, так же были изображения Херувимов и пальмовых деревьев (3Цар 6,27), не смотря на то что первые обитают на Небе, а вторые растут на земле.
Таким образом, изображения допускались и в Ветхом Завете, но только при Храме или в Храме, т.е. там, где воздавалось поклонение Единому Истинному Богу.
20.Вторая заповедь. Понятие об иконе. Согласование второй заповеди с иконопочитанием. Святитель Филарет (Дроздов) о почитании святых мощей. Грехи против второй заповеди и противоположные им добродетели. Кол. 3,5; Филип. 3,19; Древние письменные христианские памятники о почитании св. икон.
Запрещение поклонятся кумирам («кумир», евр. букв. «вырезанный») не относится к православному почитанию святых икон и мощей. «Идолы, – учит святитель Николай Сербский, – уводят человека от истинного Бога, в то время как иконы приводят человека к Богу». Существенное отличие иконы от идола состоит в том, что «идол в мире ничто» (1Кор.8,4), за ним не стоит никакая реальность, икона же всегда предполагает первообраз.
Под иконой следует понимать изображение:
1. Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых угодников Божиих;
2. Событий из Священной и Церковной истории.
Почитающий икону тем самым поклоняется первообразу: Слову, ставшему плотью (Ин.1,14), Господу Иисусу Христу, «Который есть образ Бога невидимого» (Кол.1,15). Христианин почитает и изображения Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих как образы, уподобившиеся Богу и отображающие Его славу. Седьмой Вселенский собор так определил догмат о почитании святых икон: «Определяем: чествовать иконы почитательным поклонением не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, которое подобает единому Божескому естеству».
Заметим, что отличительной чертой Нового Завета является то, что в нем слово неотделимо от образа.
Из древних свидетельств, относящихся к почитанию святых икон, особенно замечательно, что Сам Господь Иисус Христос чудесно изобразил Свой лик на плате и послал этот Нерукотворный Образ к Эдескому владельцу Авгарю. Заметим, что отцы Седьмого Вселенского Собора не сомневались в этом предании.
Известно, что апостол и Евангелист Лука написал первый Образ Пресвятой Богородицы. Предание говорит и о Нерукотворном Образе Божьей Матери. Этот Лик был явлен в палестинском городе Лидде, свидетелями чего были святые Апостолы Пётр и Иоанн. В седьмом веке святитель Герман Константинопольский, проезжая через Лидду, велел сделать копию с этой иконы, которую во время иконоборчества послал в Рим. После победы над иконоборчеством, этот образ вернулся в Константинополь и был назван «Римским», а также «Лиддским» (день празднования 12/25 марта).
О знамении Креста
Среди священных изображений особое место в Православной Церкви занимает Знамение Креста Господня. Крест является символом Самого Господа Иисуса Христа, распятого «нашего ради спасения».
Опровергая домыслы сектантов, утверждающих, что крестной смертью Господь показал Своё бессилие, святитель Николай Сербский говорит: «Господь восшел на Крест не бессилие Своё миру явить, но бессилие мира пред Ним». На кресте рукописание всех грехов разодрано. И всякий, кто принимает это с полной верой, делается причастным этого таинства помилования», – учит святитель Феофан Затворник.
О поклонении Святым мощам
Мощи святых как в соединении с душой были жилищем Божиим, храмом Духа Святого, так и по разлучении с нею остаются вместилищем небесной благодати, обильно изливаемой верующим. «Мертвые святые, – учит преподобный Ефрем Сирин, – действуют как живые, врачуют больных, изгоняют демонов и силою Христа удаляют всякую непотребную силу, ибо во святых останках всегда находится благодать Святого Духа, совершающая все чудеса».