Борьба церкви и государства с остатками язычества.
1) Канонические постановления :
Кормчая книга.
Так называемый перевод “Номоканона” , книги созданной для борьбы с язычеством греко-римского мира. Наши первые иерархи были греки. Приходя на Русь они приносили с собой греческие церковные традиции, и по всей вероятности канонические постановления. Известен случай в 1274г. по просьбе митр. Кирилла II , такая кормчая книга была прислана на Россию, с толкованием канонов на сербском языке. Пользоваться такой книгой в качестве обличения славянского язычества следует с осторожностью. Сохранились Кормчие книги : Московской Духовной Академии, Рязанские и Устюжские списки. В этих текстах мы можем прочитать об отлучении от причастия на 6 лет , за ритуалы связанные с “родом и рожаницы”, а так же приручение медведей и других животных “на глумление”[63].
Хотя Уставы князей, Соборные постановления. К коим относятся Устав Владимира и Устав Ярослава Мудрого. Причем в уставе Ярослава , были проступки , подлежащие суду церкви – собственно преступления чисто нравственного характера, не заключавшие в себе вреда ближнему[64] ( , со штрафом в пользу митрополита.) Среди тех проступков : колдовство ,чародейство , зельичество и душегубство (т.е. все виды волшебства и колдовства), скотоложество, гробные тати , употребление конины (все , что относилось к татарам считалось язычеством) и медвежатины, пьянство , двоеженство, развод, бивший родителей и умыкающий девушек, подвергался строгому наказанию.
По уставу Владимира[65] , митрополиты судили не только дела церковные, но и гражданские. Став стал первым нормативным актом, определившим статус и полномочия церковной власти в Киевской Руси, после принятия ею христианства. Церковь кроме судебных полномочий, получила под свой надзор систему мер и весов, а также ежемесячное содержание в виде десятины от княжеских доходов.
Устав новгородского князя Всеволода Мстиславича (1136г.) повторяет Владимиров Устав. Среди наказаний церковных – денежный штраф в пользу судьи, епитимья (за волхвование могло следовать отлучение от причастия на 25 лет[66]), кроме штрафа применялись исправительные меры : принудительное пребывание в церковном доме , где арестованным, вероятно вменялось обязательное посещение храма и некоторый физический труд. Проф. Ключевский предполагает , что применялось и телесное наказание.[67]
2) Сочинения канонического содержания :
“Правило церковное вкратце” митр.Иоанна II написанное к Иакову Черноризцу можно отнести к так называемым каноническим ответам. Правило обличает языческие жертвы , волшебство, бесовское пение, светские развлечения и языческие формы брака ,
“Вопрошание Кириково” – собрание ответов на вопросы новгородских духовников Кирика, Саввы и Ильи. Текст вопрошания показывает , что наше духовенство ревностно старалось провести христианские принцыпы во все , даже мелкие случаи жизни .
Поучение Новгородского арх. Ильи-Иоанна. В нем пастырь убеждает воздерживаться от пьянства, ростовщичества, игры в кости, хождения к волхвам. Священники должны унимать мирян от святочных игр, и кулачных боев.
Правило митр.Максима.
3) Сочинения неканонического характера . Убеждения:
Серапион Владимирский, митр.Даниил, Максим Грек и Симеон Полоцкий. Сочинения “о казнях божьих” и “о тропарных чашах”, приписываемых прп.Феодосию. – представляют собой произведения направленные скорее не против древнего язычества , а скорее против остатков язычества в народной памяти. Изучение памятников этого рода показывает, что излагаемые там взгляды заимствованы из святоотеческой литературы или же непосредственно основаны на Библии.
Также немаловажный памятник письменности является “слово о законе и благодати” Митрополита Иллариона , где он проявляет себя как высокоодаренный оратор и церковный писатель . “Слово” было написано между 1037 и 1050гг. и направлено против иудействующих. Описывает достоинства и высоту христианского учения, по сравнению с материализмом современного ему иудаизма. “Так, иудеи тенью и Законом оправдывались, но не спасались, христиане же Истиною и Благодатью не оправдываются, а спасаются. Ибо у иудеев оправдание, у христиан же - спасение. И поскольку оправдание - в этом мире, а спасение - в Будущем Веке, иудеи земному радуются, христиане же - сущему на Небесах[68].”