Православная церковь, общество и государство в средние века. Концепция «Москва – третий Рим». Стяжатели и нестяжатели.
Контрольная работа
по дисциплине: «История»
на тему: № 9 «Православная церковь, общество и государство в средние века. Концепция «Москва – третий Рим». Стяжатели и нестяжатели» и № 29 «Причины, характер, особенности российской революции 1905-1907 гг. Политические партии и группировки».
Выполнила:
студентка 1 курса, гр. 122
ветеринарного факультета
заочного отделения
Ковалева А.А.
Проверила:
Кочнова К. А.
г. Нижний Новгород, 2017 г.
Содержание
1. План по теме: «Православная церковь, общество и государство в средние века. Концепция «Москва – третий Рим». Стяжатели и нестяжатели».
1.1 Православная церковь в средние века ……………………..………3-8
1.2 Общество и государство в средние века ……………………............9-10
1.3 Концепция «Москва – третий Рим» ……………………………...…11-12
1.4 Стяжатели и нестяжатели ……………………………….………......13
2. План по теме:«Причины, характер, особенности российской революции 1905-1907 гг. Политические партии и группировки».
2.1 Причины российской революции 1905-1907 гг. ……….....………...14
2.2 Характер российской революции 1905-1907 гг………..…………....15
2.3 Особенности российской революции 1905-1907 гг….……………..16-20
2.4 Политические партии и группировки ………………………...……..21-22
Список используемых источников……………………………………… 23
Третий этап революции: январь 1906 - 3 июня 1907
Третий этап революции характеризуется значительным снижением количества стачек. То есть, как только закончилась война с Японией, тут же сократилось количество восстаний.
Одно из первых крупных событий 1906 года – 2 февраля, когда был подписан акт о создании Государственной думы. Дума создавалась на 5 лет, а у царя сохранялось право ее роспуска и объявления новых выборов. С 26 марта по 20 апреля проходили выборы в первую государственную думу российской империи. С 27 апреля по 8 июля продолжалась деятельность первой государственной думы в России, но никаких существенных документов эти заседания не создали. 10 июля 1906 года были подписаны, так называемые, «выборгские воззрения», в знак протеста депутатов против разгона Думы. В феврале 1907 года начались выборы во вторую государственную думу, деятельность, которой началась 20 февраля и продолжалась до 2 июня 1907 года. Председателем думы был кадет Головин, основным вопросом для обсуждения был аграрный вопрос.
Среди важных событий третьего этапа можно выделить следующие:
23 апреля 1906 года публикуется основной свод законов Российской Империи, с поправками, обусловленными революции.
9 ноября 1906 года – указ, разрешавший крестьянам получать наделы в личное пользование после выхода из общины.
3 июля 1907 года – подписан манифест о роспуске думы и принятие нового избирательного закона. На этом революция была окончена.
Итоги революции
Окончание революции привело к становлению временной внутриполитической стабилизации в стране. Власть сумела на этот раз взять ситуацию под контроль и подавить революционную волну. Вместе с тем оставался нерешенным аграрный вопрос, сохранялось множество феодальных пережитков и привилегий. Как буржуазная революция, революция 1905 г, не выполнила всех своих задач, она осталась незавершенной.
Контрольная работа
по дисциплине: «История»
на тему: № 9 «Православная церковь, общество и государство в средние века. Концепция «Москва – третий Рим». Стяжатели и нестяжатели» и № 29 «Причины, характер, особенности российской революции 1905-1907 гг. Политические партии и группировки».
Выполнила:
студентка 1 курса, гр. 122
ветеринарного факультета
заочного отделения
Ковалева А.А.
Проверила:
Кочнова К. А.
г. Нижний Новгород, 2017 г.
Содержание
1. План по теме: «Православная церковь, общество и государство в средние века. Концепция «Москва – третий Рим». Стяжатели и нестяжатели».
1.1 Православная церковь в средние века ……………………..………3-8
1.2 Общество и государство в средние века ……………………............9-10
1.3 Концепция «Москва – третий Рим» ……………………………...…11-12
1.4 Стяжатели и нестяжатели ……………………………….………......13
2. План по теме:«Причины, характер, особенности российской революции 1905-1907 гг. Политические партии и группировки».
2.1 Причины российской революции 1905-1907 гг. ……….....………...14
2.2 Характер российской революции 1905-1907 гг………..…………....15
2.3 Особенности российской революции 1905-1907 гг….……………..16-20
2.4 Политические партии и группировки ………………………...……..21-22
Список используемых источников……………………………………… 23
Православная церковь, общество и государство в средние века. Концепция «Москва – третий Рим». Стяжатели и нестяжатели.
1.1 Православная церковь в средние века
Христианство, возникшее и развившееся в исторических условиях Римской империи, как мировая религия окончательно оформилось в феодальном обществе. Христианство стало политической доктриной, идеологическим и этическим регулятором жизни средневекового общества, формой его сознания и самосознания, основой культурной общности Европы. Церковь претендовала и на то, чтобы стать мистическим единством верующих, объединять на религиозной основе все слои населения. Вместе с тем церковь в реальной жизни исключала всякие притязания на подлинное равенство, демагогически используя проповедуемое ею равенство всех перед богом для оправдания «естественности» действительного неравенства, классового, социального и всякого иного.
В средние века, когда большинство людей были неграмотными, усвоение вероучения происходило со слов священников, зачастую бывших не очень-то сведущими в тонкостях доктрины. Расхождение официального вероучения и народной религиозности начинает особенно обостряться с XI в., когда в связи с нарастанием общего подъема общества происходит оживление и углубление народной духовной жизни, усиление поисков путей к социальной справедливости. Народная религиозность в ее наиболее радикальных формах приводила к ересям, осуждаемым церковью.
К началу средневековья христианство уже около двух столетий было официальной религией Римской империи. Церковь перестала быть преимущественно духовной общиной и превращалась в иерархизированную социальную, политическую организацию. Поддержка, оказываемая церкви со стороны государства, способствовала ее административному и экономическому укреплению. Трудами апологетов и отцов церкви в главных чертах была завершена выработка христианской догматики. В каноническое право были включены многие практические установления, имевшие основополагающее значение для церковной организации и дисциплины. В основном сложились формы культа и литургии. Наконец, были сформулированы и сведены, воедино, главные принципы социальной доктрины и этики христианства. Большую роль в этом сыграл епископ города Гиппона в Северной Африке Аврелий Августин. Он в юности отдал дань увлечению манихейством и неоплатонизмом и принял крещение лишь в тридцатилетнем возрасте после долгих и мучительных колебаний. Его концепция церкви как иерархической, подчиненной строгой дисциплине организации, которой единственно должно принадлежать право быть посредником между богом и людьми, подготовила почву для теократических притязаний папства. Августин мыслил мировую историю как борьбу двух градов – «небесного» («божьего») и «земного» («человеческого»). Но он жестко не отождествлял «небесный град» с реальной церковью, а его учение о божественном предопределении и благодати, последняя тайна которой недоступна человеческому пониманию, равно питало как ортодоксальную доктрину, так и различные ереси.
Еще в конце IV в. после эдиктов Константина I и Феодосия I большинство населения Римской империи хотя бы формально стало христианским. Тогда же началось обращение в христианство варварских племен, вторгшихся на территорию империи. В конце V в. христианство в ортодоксальной форме принял король франков Хлодвиг, долго не соглашавшийся отречься от богов своих предков. Испанские епископы приложили немало усилий, чтобы обратить в христианство языческие племена, населявшие Пиренейский полуостров.
В IX в. христианство начинает проникать в славянские земли. Здесь первенствующая роль принадлежит Константинополю, а не Риму. Тогда же христианство от Рима принимают венгры, а в X в. - население польских земель. В конце X в. произошло крещение Киевской Руси, которая, как и Болгария, предпочла византийскую церковь римской. Христианизация Европы была долговременным и сложным процессом, сочетавшим миссионерскую деятельность церкви с завоеванием и обращением в новую веру не только проповедью, но и силой оружия. Формирующийся господствующий класс обретал в новой религии мощное идеологическое средство влияния на массы и оправдания существующего порядка. Попытки массового крещения нередко встречали более или менее явное сопротивление значительной части населения, остававшейся тайно верной прежним богам, не понимавшей и не принимавшей новую религию.
Конец V-VI в. были тяжелым временем для Италии, подвергшейся завоеваниям остготов, затем византийцев и лангобардов. Отсутствие сильной централизованной власти способствовало укреплению позиций пап. На исходе VI в., когда обескровленная готско-византийскими войнами страна оказалась перед лицом еще более страшной опасности - лангобардского завоевания, на папский престол был избран Григорий I Великий. При этом папе за Римом окончательно утвердилось именование города св. Петра, преемником которого Григорий I считал себя. Он видел в папстве главную силу, призванную создать и сплотить христианский мир. При нем особенно активно развернулась миссионерская деятельность римской церкви. Григорий I возвеличивает подвижников римской церкви времени варварских завоеваний, тем самым утверждая авторитет новых католических святых. Осуществленная им реформа богослужения, в котором существенную роль он отводил музыке, также служила усилению духовного воздействия церкви на массы.
В первой половине VIII в., когда власть во Франкском королевстве перешла в руки майордомов, отношения между ними и папским престолом осложнились. Карл Мартелл, остановивший продвижение арабов в Европу, посягнул на церковные земли. Отбирая их у приходов и монастырей, он передавал их своим вассалам, смещал и назначал епископов. Духовенство отплатило ему жестокой враждой. Под властью Карла находились почти все земли, где утвердилась римская церковь, вынужденная признать его политическим главой христианского мира. В 800 г. Карл был провозглашен императором Римской империи. Император узаконил церковную десятину, которой стало облагаться все население.
Попытка Карла Великого установить приоритет светской власти над духовной шла вразрез с теократическими притязаниями папства. Развитие теократической доктрины привело к тому, что государственные дела стали рассматриваться папами как один из аспектов деятельности церкви. По поручению Николая I епископ Хинкмар Реймсский развивает учение о том, что король лишь орудие в руках церкви, направляющей его к истинной цели. Подогретые коронацией Карла Великого страсти с новой силой разгорелись в 858 г. Со времен смещения константинопольского патриарха Игнатия, разногласия между западной и восточной церквами неуклонно вели к их разделению. Многовековые распри между Востоком и Западом завершились разделением церквей, каждая из которых считала себя единственно вселенской, ортодоксальной, а другую – еретической. Западная церковь стала называться римско-католической, а восточная – греко-кафолической, православной.
Распад империи Каролингов повлек за собой и упадок папства. Италия оказалась наиболее уязвимой после Верденского раздела, ее захлестнула политическая анархия. Борьбу за оздоровление церкви начал монастырь Клюни. Клюнийская реформа имела целью укрепление церковной организации, приведение в порядок материальной базы церкви и строгую регламентацию ее отношений со светской властью.
Процесс феодализации, начавшийся в Западной Европе в раннем средневековье, захватил и церковь. Уже тогда в ее руках сосредоточилось около трети обрабатываемых земель. Иерархи церкви, соборные капитулы, монастыри превращались в крупных феодальных собственников. Росло число крестьян, зависимых от церковных землевладельцев. Церковь стала не только важным элементом социально-политической системы феодализма, но и главным институтом, санкционировавшим ее. Церковь провозглашала существовавший феодальный строй универсальным и божественным, оправдывала социальные и этнические противоречия, эксплуатацию трудящихся слоев населения. Религия стала важнейшим идеологическим орудием господствующего класса. Вместе с тем в отдельные периоды истории церковь выступала и как сила, сплачивавшая общество, как хранительница нравственных и культурных традиций, как организация, взывавшая к милосердию страждущим и пытавшаяся оказать им помощь. С понтификата Григория VII начинается период быстрого возвышения папства, роста его могущества и становления папской монархии. Усилению папства способствовало то, что к концу XI в. большинство европейских стран переживало период феодальной раздробленности. Подчиненные епископату и римской курии низшие чины церкви должны были образовывать дисциплинированную армию, возглавляемую папой. Отделению клира от мира способствовало и то, что в католической церкви право чтения и толкования Священного писания принадлежало только духовным лицам, а с развитием национальных языков латынь - официальный язык церкви - делалась все более непонятной для широких масс. Мощным орудием влияния католической церкви на средневековое общество была монополия на образование, сохранявшаяся вплоть до возникновения университетов и городской культуры.
В XII в. римская церковь создает настоящую теократическую монархию с мощной общеевропейской финансовой базой, судебной системой, разветвленной бюрократией как в Риме, так и на местах, изощренной дипломатией. Зенита своего могущества папство достигло в XIII в. при Иннокентии III. При Иннокентии III три государя, германский, французский и английский, были отлучены от церкви, а на их страны был наложен интердикт. Это сильно осложнило обстановку внутри этих государств, поскольку церковь, регулировавшая даже самые интимные сферы жизни каждого христианина, прекратила там отправление обрядов. Иннокентий III укрепил Папское государство. Проводником папской политики, ее опорой помимо духовенства, пребывавшего в миру, было монашество. На территории Западной Европы первые монастыри появились в IV в. в Италии, Галлии, Испании. Они были организованы по образцу общежительных монастырей Ближнего Востока, в которых монахи поселялись по нескольку человек в кельях одного здания, усиленно занимались молитвами, физическим трудом и отрекались от мира, даже от прежних родственных связей. В обязанности монахов входили чтение и переписка книг, обучение детей, что сыграло положительную роль в сохранении остатков образованности, древних рукописей в период культурного упадка Европы в раннем средневековье. Доступ в монастырь был открыт людям всех званий. Вступление в монастырь для крестьянина, бедняка, зависимого человека способствовало повышению его социального статуса. Во время крестовых походов возникли полувоенные - полумонашеские организации – духовно-рыцарские ордена.
Ереси раннего средневековья преимущественно носили богословский характер, как, например, арианство. В этот период известны отдельные случаи выступлений духовных лиц, поддержанных местным населением против официальной церкви, однако они, как правило, были локальными. Ереси развитого средневековья носили более ярко выраженный социальный характер. Среди них прежде всего нужно выделить два типа ересей: умеренные и крестьянско-плебейские. Первые требовали морального очищения церкви, ограничения ее богатств, упрощения обрядов, упразднения духовенства как особого привилегированного сословия, противопоставляли «истинную народную веру» официальному учению церкви, в котором усматривали ложь и заблуждение. Вторые были направлены на установление имущественного и социального равенства и отмену наиболее ненавистных феодальных порядков и привилегий. Для борьбы с ересями католическая церковь создала инквизицию.