Продолжение темы: Смирение и принятие аятов и хадисом, в которых приходят Атрибуты Всевышнего Аллаха.
1 О ясных, явных (вадых джалий) и неясных, скрытых (мушкиль хафий) текстах Корана и Сунны.
Говорит шейх ‘Усаймин:
«Тексты из Корана и Сунны, в которых имеются атрибуты, делятся на два вида:
1 Ясный, явный (вадых джалий).
2 Неясный, скрытый (мушкиль хафий).
Ясный, явный — это тот вид, в котором слово и смысл этого слова ясны.
В текстах данного вида необходимо верить в это слово (атрибут) и в его прямой смысл, не отвергая его (рад), не истолковывая (таъвиль), не уподобляя (ташбих) и не олицетворяя (тамсиль), потому что именно так эти атрибуты пришли в текстах Корана и Сунны, и соответственно надо их принять с признанием и согласием.
Неясный, скрытый — это тот вид, в котором смысл слова не ясен из-за его краткого изложения или в силу того, что читающий сам не в состоянии его понять. В то, что имеется в текстах данного вида, необходимо верить, не пытаясь вникнуть в смысл. Здесь мы полностью полагаемся на то, что Всевышний и Его Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) знают смысл неясного нам».
[Примечание от редактора стенограммы]:
В качестве примера этого вида ученые приводят Слова Аллаха: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его». (Аль-Хиджр, 9), ниспославшим Коран является Единый Аллах, но сказал Он об этом, использовав множественное число в слове «Мы», и это дает повод полагать что ниспославший Коран не один, их двое или более, или этим Всевышний хотел показать величие Своей Сущности и величие Своего достоинства, потому что арабы используют множественное число, чтобы показать величие достоинства, знатность положения, ранга. Как мы видим, этот аят можно понять двояко, в таких случаях мы возвращаемся к аятам с ясными значениями, где ясно говорится что Аллах Един, и нам становится понятно, что множественное число указывает на величие Его Сущности и величие Его достоинства.
[Конец примечания].
2 Слово «муджмаль» имеет два значения в шариате.
Основа этого слова разбирается в науке усулю фикх и непосредственно имеет отношение к вопросам идеологии.
Муджаль в шариате:
Первое значение - это такое слово смысл, которого если оно употребляется без различных разъяснений, то смысл его непонятен без дополнительных разъяснений.
Второе его значение это такое слово, которое возможно понять его двояко оно несет в себе два смысла, можно понять и так и так. Это слова в арабском языке, у которых есть два смысла, также есть такие слова в русском языке, как например слово «ключ», ключ несет значение открывать дверь этим ключом и ключ, который источник воды и тому подобное. Махтамаль амрейни то слово, которое несет в себе два значения сразу, так что нет никаких косвенных доводов, на то, что имеется в виду один смысл над другим, то есть никакой добавки одному над другим. Не можешь сказать, что здесь из этих двух смыслов имеется в виду именно этот смысл, а не другой, потому что оба эти смысла равны в силе
А что касается неясных контекстов относительно Атрибутов Всевышнего Аллаха, это такие аяты или хадисы смысл которых непонятен либо потому что они пришли так что смысл их непонятен без дополнительных разъяснений, либо несет в себе два смысла сразу и какой из них имеется в виду ты не можешь определить, так как у тебя нет косвенных доводов, то есть либо его указание на какой-либо смысл не совсем ясно, либо недостаток в понимании того, кто читает этот аят, как мы должны поступать относительно этих аятов, в этом случаи мы обязаны утвердить это слово, так как шариат принес нам это слово (то есть в контекстах данное слово приходит). И мы обязаны приостановиться и не говорить, что под этим словом имеется ввиду именно такой-то смысл, а не другой, именно этот смысл, а не другой и не должны пытать сделать тафсир этого слова тем, на что у нас нет далиля (довода). Потому что это слово непонятно и неясное, и мы не можем однозначно вынести постановление относительно него, и поэтому мы возвращаем знание о смысле этого слова к Аллаху и Его Посланнику».
(Пояснение Руслана):
И здесь нужно отметить то, что когда мы говорим то, что аяты и хадисы делятся на понятные и непонятные, не имеется в виду абсолютно непонятные контексты, имеется в виду непонятные для кого-то. Если человек только начал требовать знания или даже давно требует знания, есть некоторые аяты, которые действительно могут показаться непонятными.
Однако этот «тауакъуф» - мы должны приостановиться и не давать ему какой-то тафсир без явного довода не означает что это приостановление абсолютное, нет ты должен приостановиться пока не найдешь какие-то косвенные доводы, которые указывают что под этим словом имеется в виду какой-то конкретный смысл. Например, ты спросишь того, кто знает больше тебя, или допустим это слово встречается в аяте, ты прочитаешь его смысл в тафсирах или просмотришь те книги, которые ты раньше изучал из матнов, возможно что-то упоминалось в них и ты забыл и тому подобное.
Когда шейх ‘Усаймин говорит что мы приостанавливаемся и не утверждаем никакого смысла это не означает мазхаб «мафауида» которые говорят: «в слово мы верим, в смысл мы не верим и смысл мы не знаем». Это не правильно, нет ни одного аята и ни одного хадиса смысл которого был бы не ясен абсолютно всем членам мусульманской общины, есть хотя бы один или два мусульманина, которые знают что имеется ввиду по этим, даже если или большинство людей не знают и не понимают.
Шейх ‘Усаймин об этом говорит так, как он делает разъяснение словам Ибн Кудамы аль-Макдиси и мы уже ранее проходили этот отрывок и сказали что явные или внешние слова Ибну Кудама аль-Макдиси указывают или совпадают с мазхабом муфауида, которые говорят что «мы верим в слово и не верим в смысл», точнее не то что не верим в смысл, «не знаем смысла» и приводили слова ученых о том, что Ибн Кудама совершил ошибку в этом предложении и выразился неправильно, то есть внешнее его выражение является неправильным, ошибочным и шейх Усаймин комментируя слова Ибну Кудама аль Макдиси попытался разъяснить что имеется ввиду в его словах и мы тоже попытались разъяснить со своей стороны, чтобы стало более ясно.
(Конец слов Руслана).