Что мы понимаем под именем правды?
Хотя следует понимать под именем правды всякую добродетель, которую христианин должен желать как пищу и питие, но преимущественно нужно подразумевать ту правду, о которой в пророчестве Даниила сказано: «приведется правда вечная», т.е. совершится оправдание человека, виновного перед Богом, – оправдание посредством благодати и веры в Господа Иисуса Христа (Дан.9:24).
Об этой правде говорит Апостол Павел: «Правдаже Божия верою Иисус Христовою во всех и на всех верующих: несть бо разнствия (различия), вси бо согрешиша и лишени суть славы Божия, оправдаеми туне (даром) благодатию Его, избавлением (искуплением), еже о Христе Иисусе, Егоже предположи Бог очищение верою в крови Его (Которого Бог предложил в жертву умилостивления через пролитие Крови Его), в явление правды Своея, за отпущение (в прощение) прежде бывших грехов» (Рим.3:22-25).
КТО ТАКИЕ АЛЧУЩИЕ И ЖАЖДУЩИЕ ПРАВДЫ?
Алчущие и жаждущие правды – это те, кто любит делать добро, но не считает себя праведником, не полагается на свои добрые дела, но признает себя грешным и виновным перед Богом и кто желанием и молитвой веры как духовной пищи и пития алчет и жаждет благодатного оправдания через Иисуса Христа.
ЧТО ОБЕЩАЕТ ГОСПОДЬ АЛЧУЩИМ И ЖАЖДУЩИМ ПРАВДЫ?
Господь обещает алчущим и жаждущим правды, что они насытятся.
ЧТО МЫ ЗДЕСЬ ПОНИМАЕМ ПОД НАСЫЩЕНИЕМ?
Здесь насыщение означает следующее. Подобно тому, как насыщение телесное приносит, во-первых, прекращение чувства голода и жажды, во-вторых, подкрепление тела пищей, насыщение духовное означает, во-первых, внутреннее успокоение помилованного грешника, во-вторых, приобретение силы для делания добра, а эта сила подается благодатью оправдывающей. Впрочем, совершенное насыщение души, сотворенной для наслаждения бесконечным благом, последует в Жизни Вечной, по изречению Псалмопевца: «насыщуся, внегда явитимися славе Твоей» (когда откроется слава Твоя) (Пс.16:15).
О пятой заповеди блаженства
КАКАЯ ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ ГОСПОДА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БЛАЖЕНСТВА?
Пятая заповедь Господня для блаженства – желающие блаженства должны быть милостивы.
КАК СЛЕДУЕТ ИСПОЛНЯТЬ ЭТУ ЗАПОВЕДЬ?
Исполнять эту заповедь следует посредством дел милости – телесных и духовных, ибо, как говорит святитель Иоанн Златоуст, различен милования образ и широка заповедь сия (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15).
КАКИЕ ДЕЛА МИЛОСТИ ТЕЛЕСНЫЕ?
Телесные дела милости таковы: 1. Алчущего напитать. 2. Жаждущего напоить. 3. Одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой одежде. 4. Посетить находящегося в темнице (в заключении). 5. Посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти. 6. Принять в дом странника и предоставить ему отдых. 7. Погребать умерших в убожестве (в бедности, в нищете).
КАКИЕ ДЕЛА МИЛОСТИ ДУХОВНЫЕ?
Духовные дела милости суть следующие. 1. Увещанием обратить «грешника от заблуждения пути его» (от ложного пути его) (Иак.5:20). 2. Неведущего научить истине и добру. 3. Подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или в случае незамечаемой им опасности. 4. Молиться о нем Богу. 5. Утешить печального. 6. Не воздавать за зло, которое сделали нам другие. 7. От всего сердца прощать обиды.
НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ЛИ ЗАПОВЕДИ О МИЛОСТИ НАКАЗАНИЕ ПОДСУДИМЫХ?
Заповеди милости не противоречит, если по правосудию наказывают виновного, если делают это по долгу и с добрым намерением, т.е. чтобы исправить его или чтобы оградить невиновных от его преступлений.
ЧТО ГОСПОДЬ ОБЕЩАЕТ МИЛОСТИВЫМ?
Господь обещает милостивым, что они помиловани будут.
КАКОГО РОДА ПОМИЛОВАНИЕ ЗДЕСЬ ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ?
Здесь подразумевается помилование от вечного осуждения за грехи на Суде Божием.
О шестой заповеди блаженства
КАКАЯ ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ ГОСПОДА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БЛАЖЕНСТВА?
Шестая заповедь Господня для блаженства – желающие блаженства должны быть чисти сердцем.
ЧТО ТАКОЕ ЧИСТОТА СЕРДЦА?
Чистота сердца – это не совсем то же, что чистосердечие. Чистосердечие, или искренность, согласно которой человек не показывает лицемерно добрых расположений, не имея их в сердце, но добрые расположения сердца проявляет в добрых поступках, есть только низшая степень чистоты сердца. Этой последней человек достигает постоянным и неослабным подвигом бдения над самим собой, изгоняя из сердца своего всякое незаконное желание и помышление и всякое пристрастие к земным предметам и непрестанно сохраняя в сердце памятование о Боге и Господе Иисусе Христе с верой и любовью.