Богородичны преподобного Феодора
В канонах и трипеснцах преподобного Феодора, написанных им для Постной Триоди, кроме Троичных, останавливают внимание и Богородичные тропари. Они тщательно отделаны по форме и занимают важное место в творениях Преподобного. Очень часто Богородичные тропари чрезвычайно торжественны, приподняты. Паче огнезрачных Серафимов явилася ecи, Чистая, Честнейшая, – восклицает преподобный песнопевец, – порождши сим неприступнаго Иисуса, Спаса, воплощением обожившаго земнородных смешение[577]. В Богородичном канона сырной субботы Преподобный опять призывает Ангельские Силы, восхваляя Пресвятую Деву. Скинию Тя богоделанную преднаписа Моисей, Серафимами спокровенную, святых святая, прообразуя Твое, Дево, рождество чистое, Христу плотию написатися[578]. В трипеснце понедельника 4-й седмицы Великого поста опять встречается та же мысль, укрепляющая славословие Божией Матери призыванием Чина Ангельского: Поем Тя, Дево Богородице Чистая, херувимскую колесницу, из Неяже Бог родися[579].
Высокое богословие видим мы в вопросе, который ставит преподобный Феодор в Богородичне 1-й песни канона на Неделю мясопустную: Кто роди Сына, несеянна Отчим законом? – и отвечает: Сего убо раждает Отец без матере. Преславное чудо! Ты бо родила ecи, Чистая, Бога вкупе и Человека[580]. То же высокое богословие видим мы и в Богородичне канона сырной субботы: Словом Слово паче слова рождшая, Пречистая, Того молящи не престай, молимся, от бед присно избавитися стаду Твоему[581]. Здесь есть молитва к Божией Матери о роде человеческом, но часто преподобный Феодор изъясняет в Богородичне только основную богословскую мысль. Дверь Ты ecи, Юже Един пройде вшедый и изшедый, – размышляет он тогда, – и ключи не разрешивый девства, Чистая, Иисус, создавый Адама, и Сын Твой[582]. Отрокораждаеши девствующи, едина Богоблагодатная, – богословствует Преподобный, – таинство великое, страшное чудо: Бога бо родила ecи воплощенна, Спаса мира[583]. В этих и подобных Богородичных Преподобный как бы оставляет молитву о людях, которых он любит попечительной любовью. Все силы его души сосредоточиваются на воспевании догмата воплощения, чуда Богочеловечества, для выражения которого он находит особо возвышенные выражения: чудо страшное, таинство великое и подобные. Егоже небо вместити не можаше, – восклицает он, – Ты, во чреве заченши, родила ecи. О страннаго и неизреченнаго чудесе![584] Отроча раждаеши, – продолжает он свою мысль, отвлекаясь от всего земного, – девствующи едина Богорадованная, тайна великая, ужасное чудо: Бога бо родила ecи воплощенна, Спаса миру[585].
В Богородичнах Великого канона, которые наиболее известны, мы обретаем то же высокое богословие догмата воплощения. И раждаеши, и девствуеши, и пребывавши обоюду естеством Дева, – восклицает Преподобный в 4-й песни Великого канона, – рождейся обновляет законы естества... Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет[586]. И еще образней изложение того же догмата дается в 8-й песни: Яко от оброщения (от состава) червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася[ee][587]. Но в Богородичнах этого канона наряду с высоким богословием обретаем и молитву преподобного Феодора о людях, о прощении их грехов. Она звучит уже в 1-й песни. Богородице, надежде и предстателъство Тебе поющих, – взывает Преподобный, – возми бремя от мене тяжкое греховное и, яко Владычица Чистая, кающася приими мя[588]. Так же в других песнях и, в частности, в песни 6-й песнописец взывает о помощи к Божией Матери: Утроба Твоя Бога нам роди, воображенна по нам; Егоже, яко Создателя всех, моли, Богородице, да молитвами Твоими оправдимся[589].
Те же молитвы к Божией Матери встречаются в полных канонах и трипеснцах Преподобного, но значительно реже по сравнению с теми тропарями, в которых он, отвлекаясь от вздохов о человеке и его грехах, воспевает тайну Богочеловечества Христова. Богородительнице Чистая, небесная двере, спасительная врата, всех христиан мольбу приими, Тебе блажащих во вся веки[590]. Усердно молит Пречистую песнописец: Дево Мати, Отроковице Всесветлая, едина к Богу ходатайство, не престай, Владычице, молити спастися нам[591]. Так же легко и радостно излагает он свою просьбу о людях: Еже радуйся, вещаем Тебе со Ангелом, яко воздвигла ecи радость, Спаса мира; Егоже моли, Дево Всепетая[592].
Иногда в Богородичных тропарях преподобного Феодора встречаются очень запоминающиеся выражения, наполненные большой искренностью и теплотой. Так, в трипеснце вторника 4-й седмицы, обращаясь к Пресвятой Деве, Преподобный говорит: Агница Твоя, Иисусе... взываше: что странное видение? Жизне, како умиравши?[593] А в среду сырной седмицы преподобный Феодор, обращаясь к Богоматери и говоря о своих смрадных грехах, о невозможности воспеть Богородицу якоже подобает, заключает тропарь словами: Но убо, Пресвятая, прости мое дерзновение убогаго моего пения[594]. Таково мудрование святых!
Заканчивая обзор трипеснцев преподобного Феодора, его Троичных и Богородичных, остановимся на одном из его тропарей, как бы печатлеющем творчество песнописца: Имуще Духа Святаго, Поста гостителя богатна, Того дарований насытимся и богатно насладимся, Того воспевающе, яко Бога нашего[595]. В этом тропаре – вся душа Преподобного: здесь и исповедание достоинства Поста, проводить который в духе на всем протяжении Постной Триоди призывает Преподобный авва, здесь утверждение, что Дух Святый – Гоститель постящихся, Податель дарований, здесь и воспевание Духа Святаго, – то, что так многократно, тоже через все седмицы Великого поста – делает Преподобный, прославляя Таинство Святой Троицы[ff].
Необходимо указать на ряд тропарей, повторяющихся в различных отделах Постной Триоди, что может свидетельствовать об авторстве этих песнопений. В трипеснце пятка 5-й седмицы Великого поста преподобный Феодор дает ирмос Безсеменнаго зачатия... который приводится им в 9-й песни Великого канона[596]. В четверток Недели ваий Преподобным приводится Богородичен, аналогичный Богородичну 3-й песни Великого канона От Отца безлетна Сына...[597].
Наконец, интересно, что в утро сырного пятка на 9-й песни трипеснца дается ирмос Чужде матерем девство... который Преподобный употребляет в канонах святого Андрея Критского, на Преполовение Пятидесятницы и на Рождество Пресвятой Богородицы. Этот ирмос поется как задостойник на праздник Преполовения и его отдание, а также во все дни празднования Рождества Пресвятыя Богородицы. Многие духовные мужи нашей Церкви очень чтили этот задостойник за его образность, выразительность, за точное изображение догмата о воплощении Сына Божия: Чужде матерем девство, – гласит этот ирмос, – и странно девам деторождение; на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем[598].
Приведенные примеры не оставляют сомнения в том, что именно преподобные братья Студиты несли труд по обработке творений преподобного Андрея Критского, как Великого, так и других его канонов, сохраненных в печатных изданиях. Преосвященный Филарет указывает, кроме брата Преподобного, святителя Иосифа Студита, имена и других «студитов», писавших церковные песни. Он упоминает преподобных Николая Студита, Климента, Киприана, Петра и Феоктиста, написавшего канон Сладчайшему Иисусу[599]. Профессор И.А. Карабинов добавляет имена Гавриила, Даниила, Василия. Он же указывает в заключение своего исследования Постной Триоди, что первый перевод этой богослужебной книги был осуществлен уже в 918 году; при болгарском патриархе Евфимии в XIV веке был сделан новый перевод и, наконец, в XVII веке имел место Никоновский перевод[600]. Такое большое значение в богослужебной практике Церкви придавалось этому великому труду – Постной Триоди.