Троичны преподобного Феодора
Трипеснцы преподобного Феодора Студита сходны с его поучениями для монахов, с текстами Малого и Большого катехизисов. Это становится очевидным из сравнения их и приведенных выше стихотворных обращений к монахам с текстами великопостных произведений Преподобного. Но в трипеснцах преподобный Феодор расширяет свою проповедь, обращаясь с ней ко всем постящимся, ко всем христианам, становясь, как мы и отмечали, аввою всех кающихся и притекающих ко Христу в дни Великой Четыредесятницы[bb].
Вместе с тем очевидно, что среди поучительных тропарей преподобного аввы Студийского монастыря большое место занимает как славословие Пресвятой Троицы, так и тщательно обработанные стихи, прославляющие Пресвятую Богородицу. Все исследователи трудов преподобного Феодора считают окончание песен канонов Троичными (что, как правило, не встречается у других песнопевцев) характерной чертой его творчества. Эти Троичны создают особый стиль, сообщают всему постному песнопению торжественный характер, как бы приподнимают и укрепляют душу постящегося. Они находятся обычно во всех песнях трипеснцев преподобного Феодора, отмечаются во всех его канонах, написанных для различных седмиц Великого поста, присутствуют и в песнях Великого канона святого Андрея Критского, который редактировали святые братья Студиты.
Нам представляется, что преподобный Феодор, заботясь прежде всего о спасении верных, писал свои каноны и трипеснцы применительно именно к этой основной своей задаче, разрешая себе вместе с тем в заключение песен изображать Троичные и Богородичные тропари. Можно допустить, что по своему глубокому смирению монаха он не разрешал себе высокого богословия, не считал себя достойным высокого песнопения Пресвятой Троицы, тем более что к его времени великими святыми песнописцами Космою и Иоанном Дамаскиным были уже написаны каноны на день Пятидесятницы. Вместе с тем моление его сердца, возлюбившего всеми силами иноческий подвиг, искало своего выхода в обращении к Началу Начал, к имени приснопокланяемого Триипостасного Божества. Отсюда Троичны во всех его произведениях и в тех творениях других песнописцев, которые он облекал в песни, придавая им форму, характерную для его времени.
Православному христианину больше других известны Троичны преподобного Феодора, составленные им для Великого канона святого Андрея Критского. Их он слышит в первые четыре дня Великого поста и еще один раз, на утрени четвертка 5-й седмицы. Троичны эти в своем звучании образуют органически единое целое со строками канона преподобного Андрея Критского и настолько усвоились людям церковным, что без них они не мыслят слушание Великого канона.
Преподобный Феодор часто вкладывает в свое обращение к Святой Троице те молитвенные вздохи и сетования, что присущи тропарям Великого канона, и тогда это – единое покаянное вопияние сердца. Так, в 1-й песни канона преподобный Феодор (не исключено, конечно, что вместе со своим преподобным братом) восклицает: Пресущественная Троице, во Единице покланяемая! Возми бремя от мене тяжкое, греховное и, яко благоутробна, даждь ми слезы умиления[537]. Каждый верующий, вступающий в поприще Великого поста, ждет первых покаянных строк Великого канона, ждет и этого благодатного обращения к Святой Троице, которое умиряет, успокаивает его встрепенувшееся, ищущее углубленного самосознания сердце. Возми бремя от мене тяжкое, греховное... Это так необходимо нам в нашем самоиспытании.
Тот же зов о помиловании звучит и в Троичне 2-й песни Великого канона, как бы усугубляясь в связи с особым покаянным значением этой песни. Безначальная, несозданная Троице, нераздельная Единице! – вопиет преподобный Феодор.– Кающася мя приими, согрешивши спаси, Твое есмь создание, не презри, но пощади и избави мя огненнаго осуждения[538]. В последующих песнях эта молитва о помиловании становится более умиротворенной. Душа человека, словами преподобного Феодора обращаясь к Пресвятой Троице, молит Ее спасти в песни 3-й: Спаси ны, верою покланяющияся державе Твоей[539], – и в 8-й, возблагословив Святую Троицу, просит о помиловании: Троице Единице, помилуй мя[540].
Прочие Троичны Великого канона содержат уже славословие Триипостасного Божества, возводя душу христианина к надежде и светлому упованию о спасении. Этих обращений ко Святой Троице значительно больше на всем протяжении Постной Триоди, однако покаянные молитвы к Богу Троице постоянно встречаются в канонах или трипесн-цах Преподобного. Так, в каноне на субботу мясопустную он, восхваляя Пресвятую Троицу, заканчивает молением о спасении: Пресовершенная Единице, Пребожественная, Триипоопасная, – пишет он, – нерожденне Отче и Сыне Единородне, Душе от Отца исходяй, Сыном же являяйся; существо едино и естество, господьство, царство, спаси всех нас[541]. Та же мысль звучит и в каноне Преподобного в Неделю мясопустную: Триипостасная Единице, начальнейшая Госпоже всех, совершенноначалъное преначалие, Сама нас спаси, Отче и Сыне и Душе Пресвятый[542]
В трипеснцах 1-й седмицы Великого поста преподобный Феодор преимущественно воздает славословие Пресвятой Троице, но в отдельных тропарях молит о помиловании. Спасай чтущия Тя, – вопиет Преподобный в понедельник 1-й седмицы, а в среду той же седмицы молит: Единице Триипостасная, Троице единственная, господоначальная! Естество равнославное, Отче, Сыне и Божественный Душе, спаси всех нас[543]. Так как в эти дни и в строках Великого канона преподобного Андрея Критского, и в тропарях святителя Иосифа Студита присутствует много покаянных обращений к Господу, у преподобного Феодора, как правило, мало покаянных воплей к Пресвятой Троице. В отличие от названных песнотворцев, он умеряет эти вопияния славословием Триипостасного Божества, но в отдельных тропарях сохраняет молитву, мольбу о помиловании, о прощении согрешений. О Троице Всесвятая! Ты наше служение, Ты и прибежище, и держава, в естестве едином Тя воспевающим очищение прегрешений низпосли[544].
В последующие недели Великого поста преподобный Феодор опять в своих Троичных молит о спасении, но иногда выражает свои прошения в несколько необычной форме. Во вторник 2-й седмицы он восклицает: Трисветлое, Господи, Твоего единоначалия светлыми сияньми во ум наш облистай от прелести многообразныя обращатися нам к соединительному обожению[545]. Это уже положения богословского порядка, которые преподобный Феодор в изобилии обнаруживает в своих Троичных.
В последующие седмицы преподобный Феодор молит Пресовершенную Единицу, чтобы Она спасла всех нас[546] или чтобы Троица Святая спасла служащая... всех Создателю[547]. Иногда воссылается просьба об избавлении от искушений и бед... воспевающия[548] Святую Троицу, или кратко – о сохранении рабов Божиих: Троице Пресвятая, Отче, и Сыне, и Душе вседетельный! Блаженное Божество, безначальное Существо и Трисиянный Свете, всезрительная Державо, рабы Твоя сохрани[549]. И только в каноне Святому Кресту в Крестопоклонное воскресенье Преподобный разрешает себе молиться о всем мире: О Троице начертаньми! О Единице зраком! Отче, Сыне и Душе, единосильная Единице, в совете, и хотении, и державы начале, мир Твой сохрани, мир подающи[550].
Можно ограничиться приведенными примерами того, как Преподобный, воспевая Пресвятую Троицу, умоляет Ее о грехах человеческих. Основной же состав Троичных преподобного Феодора – это его славословие, воспевание Пресвятой Троицы, представленное как в его канонах, так и во множестве трипеснцев. Очевидно, это было основной мыслью Преподобного, основной его задачей – дать кающейся душе, о которой он имеет постоянную заботу и памятование, возможность возникать[cc] от своих тяжких состояний, от своего постоянного покаянного плача в радость славословия, в высоту воспевания Пресвятой Троицы. Ведь по опыту своей внутренней жизни он знал, что человеку необходимо наряду с покаянным сетованием ощущение высокой духовной радости. Потому преподобный Феодор и разместил свои утешительные мысли о Святой Троице на протяжении всех шести недель Великого поста, привел их и во всех канонах в подготовительные к Посту недели.
Если подсчитать число его Троичных в Постной Триоди (а они могли бы составить более пяти полных канонов), оно было бы грандиозно. Однако Преподобный, имея душепо-печительные заботы и глубокое смирение инока, не создал этих крупных произведений, а счел более правильным, более смиренным для себя и имеющим большее воспитательное значение дать эти Троичны в своих трипеснцах на каждый день Великого поста (кроме воскресных), чтобы христиане, проходя поприще покаяния, одновременно укреплялись славословием Триипостасного Божества. Эти же Троичны украшают и все полные каноны Преподобного, помещенные в Постной Триоди.
В доступных нам исследованиях Троичны преподобного Феодора как самостоятельные произведения не анализируются. Образ преподобного Феодора, аввы своего монастыря, учителя монахов и отца всех приносящих покаяние, как бы закрывал все те богословские песнотворческие труды, которые нам сохранила Святая Церковь в Постной Триоди. Мы также не возьмемся по достоинству оценить богословие трипеснцев преподобного Феодора Студита, попробуем только в какой-то мере систематизировать их, разделить на определенные группы. Приведенные выше Троичны уже открывали глубокие поиски преподобного Феодора как богослова. Еще большие сокровища находятся в тех его Троичных тропарях, где Преподобный выступает певцом, проповедником, собственно богословом Святой Троицы.
Самая большая группа Троичных содержит СЛАВОСЛОВИЕ, ПРОСЛАВЛЕНИЕ, ВОСПЕВАНИЕ Святой Троицы. Меньшая – идею ПОКЛОНЕНИЯ, БЛАГОДАРЕНИЯ Богу Троице. В еще меньшем количестве Троичных преподобный Феодор позволяет себе БОГОСЛОВСТВОВАТЬ. И, наконец, только в единичных случаях преподобный песнописец усво-яет изложение таинства Троичного Божества САМИМ ЛИЦАМ Святой Троицы. Эти основные мысли можно проследить и в наиболее известных Троичных Великого канона, и в тех бесчисленных Троичных, которые расположены по всем дням и неделям Великого поста и неделям подготовительным к нему. Благодаря им мы находим в этих тропарях преподобного Феодора Студита то богатство образов и лексики, которое делает его Троичны украшением Постной Триоди. Отсюда и великое значение этих произведений преподобного аввы для предмета литургического богословия[551].
Первая, наиболее обширная группа Троичных, где преподобный Феодор СЛАВОСЛОВИТ Святую Троицу, поистине безгранична. Тропари этой категории встречаются уже в канонах предначинательных к Посту недель. Якоже треми солнцы Божество, – восклицает Преподобный в субботу мясопустную, – единым света срастворением да воспоется Отец, и Сын, и Божественный Дух, Един естеством, но Три Ипостасъми[552]. Ниже это славословие выражается иным образом. Единый в Троице Боже, – взывает здесь преподобный Феодор, – слава Тебе непрестанно, и дальше идет изложение трисветлых свойств Святой Троицы[553].
В каноне Недели мясопустной Преподобный более подробно приносит свое воспевание Святой Троицы. Сына от Отца, и Духа славлю, – пишет он, – яко от солнца свет и лучу; Оваго убо рождественне, зане и рождение, Оваго же происходив, зане и происхождение, Собезначальную Божественную Троицу, покланяемую от всякия твари[554]. В том же каноне он говорит, несколько видоизменяя мысль: Три... пою сия[555]. Продолжая свое славословие, Преподобный воспевает в трипеснце сырного пятка: Отца, и Слово ecи, и Святаго Духа славим во едином естестве, познание светлое излагающе[556]. Здесь он, говоря о светлом познании, по существу, уже богословствует.
Иногда для усиления славословия Пресвятой Троицы Преподобный приглашает к этому славословию Ангельские Силы. Так, он пишет в четверопеснце 2-й седмицы Великого поста: Триипостасная Единице, Отче, Сыне и Душе Жи вый, Едино Божество, едино царство; Тебе хвалят незаходимаго света Ангельская воинства, и мы сущии на земли поем, благословим и превозносим во вся веки[557]. А в понедельник 3-й седмицы эта мысль выражена более кратко: Три пою херувимски, Святое Тебе Божество[558].
Иногда догмат Святой Троицы выражается в Троичных тропарях преподобного Феодора очень кратко, как, например, в трипеснце пятка 3-й седмицы: Пресветлыя Троицы трисолнечное воспоим, вернии, свет Отца чтуще, свет Сына славяще, свет и Духа возвещающе[559]. Так же кратко воспевание Триипостасного Бога в среду 5-й седмицы Великого поста: Херувимски Тя, о Троице, Свят, Свят, Свят, пою едино Божество, безначальное, простое и всеми непостижное[560].
Однако чаще преподобному Феодору потребно относительно пространное выражение мысли, которую он приносит в своих трипеснцах для достойного снабдения души христиан, проходящих постное делание. И Троицу славлю Тя, и яко Единицу пою Тя, Божество едино, Отче Вседержителю, и единоначальне Сыне, Душе Святый, и всевладычняя Державо, едино Естество, едино Царство, в триех начертаниих же покланяемое[561]. В этом пространном Троичне у преподобного песнописца соединяются два разграничиваемые им понятия – славословия и поклонения.
То же явление мы находим и в Троичне канона святого Андрея Критского, в заключительной 9-й песни, где как бы подводится итог воспеванию Святой Троицы на протяжении всех песен Великого канона. Отца прославим, – восклицает здесь преподобный Феодор, – Сына превознесем, Божественному Духу верно поклонимся, Троице нераздельней, Единице по существу, яко свету и светом и животу (жизни) и животом, животворящему и просвещающему концы[562]. Всем молящимся в храме очень хорошо знаком этот заключительный тропарь, он вместе с Богородичным предшествует молению, обращенному к преподобному Андрею[dd], а затем – замечательному ирмосу, завершающему чтение канона, Безсеменнаго зачатия... Так печатлеет Преподобный свой великий труд по дополнению песен Великого канона преподобного Андрея Критского, так он проносит свою отеческую мысль, свое попечение о душах всех верных чрез последование Постной Триоди до самой Страстной седмицы. Троичны Преподобного так же нужны душе человека, как его заботливые предупреждения о прохождении дней Великого поста, как его оберегание кающегося, вступившего в подвиг покаяния, самовоззрения, исповедания.
Представляется уместным сделать небольшую остановку в разборе Троичных преподобного Феодора Студита с тем, чтобы сопоставить их со святоотеческим учением о Святой Троице. Наиболее прославленным богословом Святой Троицы признается святитель Григорий, архиепископ Константинопольский, получивший именование БОГОСЛОВА главным образом за свои «Слова» о богословии Отца, Сына и Святаго Духа. Эти пять «Слов» святитель Григорий строит в форме вопросов и ответов. Указав вначале, что «любомудрствовать о Боге можно не всякому» и что «памятовать о Боге необходимее, нежели дышать»[563], святой отец с великим страхом подходит к определению естества Божия, и в «Слове 3» дает определение единоначалия. «Мы чтим единоначалие, – пишет он, – ...которое составляет равночестность единства, единодушие воли, тождество движения». Здесь же святитель Григорий дает и определение Святой Троицы. «Посему Единица, – богословствует он, – ...остановилась на Троичности. И сие у нас – Отец, и Сын, и Свя-тый Дух. Отец – Родитель и Изводитель... Сын – Рожденное; Дух – Изведенное»[564]. Во множестве вопросов и ответов рассуждая о Сыне Божием и Духе Святом и всем существе Святой Троицы, святой Григорий дает прекрасные примеры и образы. В «Слове 5», заключая свои строки, Святитель пишет: «Я... желал бы, чтоб со мною всякий, кто мне друг, чтил Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святаго, Три Личности, единое Божество, нераздельное в славе, чести, сущности и царстве»[565].
Из кратких ссылок на творения святителя Григория для нас становится очевидным, каким истинным другом великого Богослова был преподобный Феодор Студит. То, что у великого Григория изложено пространно, со множеством отступлений, у преподобного Феодора дается кратко, в виде отчетливых формулировок. Это и понятно, так как Троичны преподобного Феодора – произведения литургические, и он как песнописец церковный ставил перед собой иные задачи, чем те, что были у великого Богослова Григория. Одно очевидно: преподобный Феодор, воспитанный в святоотеческой традиции, хорошо изучивший писания отцов золотой поры христианства, во всем остается верен исповеданию Святой Троицы. Но, живя почти пять веков спустя после великих вселенских учителей, он заботится о том, чтобы напомнить о живительном источнике Святой Троицы своим современникам. Поэтому он и полагает великий труд, великое горение своего духа, чтобы изобразить по существу неизобразимые, но животворные качества Трех Ипостасей Святой Троицы в своих трудах по составлению Постной Триоди, этого великого училища покаяния.
Мы указывали выше, что, наряду с большим количеством Троичных тропарей, в которых Преподобный славословит Святую Троицу, написаны им и Троичны, где подчеркивается главным образом поклонение Богу Троице. Они есть и в канонах подготовительных к Посту недель, и в трипеснцах на протяжении всего Великого поста. Странно, яко Едино и Три, Божество все, – взывает Преподобный, – по единому лицу нераздельно; Отец бо, Сын и Дух Святый есть покланяемь, яко Един Бог[566]. Этот Троичен с малыми изменениями повторяется в каноне субботы сырной[567]. Очевидно, преподобному Феодору была близка найденная им формула: Странно, яко Едино, и Три Божество.
В трипеснцах идею поклонения Святой Троице песнописец иногда соединяет с идеей прославления. Троицу прославим, – пишет он во вторник 3-й седмицы Великого поста, – Единице поклонимся, безначальному безначальнаго Отца Сыну Единородному, Духу Сопрестольному и Отцу соприсносущному[568]. То же видим и в Троичне 9-й песни Великого канона. Иногда преподобный Феодор сохраняет только идею поклонения. Троице Лицы, – пишет он в трипеснце среды 4-й седмицы, – Единице естеством, покланяюся Тебе, Божество Святое, Отцу и Сыну со Святым же Духом[569]. Ту же форму сохраняет Преподобный в трипеснце среды 5-й седмицы Великого поста: Яко сущу Сыну с Родителем, и Духу Святому ссущу, единомудренно поклонимся[570].
Очень редко преподобный Феодор допускает в своих Троичных выражения богословие, богословлю. Тем утешительнее отметить эти Троичны, особенно после того, как нам удалось показать глубокую внутреннюю связь этих тропарей Преподобного с основными положениями о Троице Боге святителя Григория Богослова. В Троичне 4-й песни Великого канона святого Андрея Критского мы встречаемся с этим выражением. Нераздельное существом, неслитное лицы, богословлю Тя, тройческое едино Божество, яко единоцарственное и сопрестольное, вопию Ти песнь великую, в вышних трегубо песнословимую[571]. Упоминание о богословии встречается и в одном из Троичных, который Преподобный повторяет несколько раз в течение Поста и подготовительных недель. Здесь, воспев Святую Троицу, Преподобный заканчивает тропарь молением: Спаси мя, богословяща Тя[572]. Очевидно, Троичен этот был дорог Преподобному и потому особенно часто им повторялся. Но слово богословяща соединяет с молением о спасении: спаси мя, богословяща Тя.
Небольшую группу Троичных представляют те тропари, в которых преподобный Феодор усвояет речь Самой Пресвятой Троице; текст Троична дается тогда от первого лица. Троица есмь проста, – пишет Преподобный в Троичне 6-й песни Великого канона, –...раздельна личне, и Единица есмь, естеством соединена, Отец глаголет, и Сын, и Бо жественный Дух[573].
Есть у Преподобного и такие Троичны, где речь дается от третьего лица, однако текст является подлинно выражением высокого богословия. Так, в трипеснце вторника 3-й седмицы Великого поста мы читаем: Существом Единица есть несекома, Пребожественная Троица, соединяема естеством, делится Лицы свойственно: несекома бо сечется, едино сущи троится; Сия Отец есть, Сын и Дух Живый, соблюдающая все[574]. Подобные тексты Троичных – скорее исключение, нежели правило, так как Преподобный по своему глубокому смирению не разрешал себе богословствовать. Своим песнотворчеством он прежде всего служил нуждам Святой Церкви.
Заключая разбор Троичных преподобного Феодора, необходимо указать на один из этих тропарей (мы упоминали его выше, когда говорили о БОГОСЛОВИИ у преподобного песнотворца), который повторяется в Постной Триоди шесть раз. Именно на него указывает в своем труде И.А. Карабинов, говоря о строении Троичных, которое так характерно, что по нему «часто можно сразу узнать его [преподобного Феодора] канон»[575]. Этот тропарь действительно своеобразен, особенно тщательно отделан Преподобным; впервые он приводится в 9-й песни канона в Неделю о Страшном Суде и затем повторяется: два раза на 2-й седмице и по одному разу на 3, 5-й и 6-й седмицах Великого поста. Такое значение придавал ему Преподобный! Вот текст этого Троична: Единаго Единородителю, единороднаго Сына Отче, и Едине Единаго Свете, Света Сияние; и Единый Едине Единаго Бога, Святый Душе, Господа Господь, воистинну Сый. О Троице Единице Святая! Спаси мя, богословяща[576]. Воистину Троичен этот необычен, воистину он может повторяться как песнь, как исповедание высокой истины Святой Троицы! Неслучайно, по-видимому, Преподобный придавал ему большое значение, многократно повторяя его, неслучайно, завершая его, он говорил о себе как о богослове и молил Бога Троицу о спасении.
Таков тот дар, который оставил Святой Церкви в своих Троичных преподобный Феодор, тот Божественный дар, который знаменует самое имя его («дар Божий»), тот дар, который достигает наших дней и дает им крепость, радость и стояние. Единаго единороднаго Сына, Единородителю Отче! – это Бог Отец, и Едине Свете, Единаго Света Сияние – это Бог Сын, и Единый Единаго Бога, Едине Святый Душе – это Бог Дух Святый. Все это богатство слова – для поддержания жизни души человеческой!