Любовь – желать блага другому.

Схиигумен Савва (Остапенко) в книге «Опыт построения истинного миросозерцания» о любви пишет: «Это слово вмещает в себя множество различных понятий и чувств, которые выразить словами невозможно, и только некоторые эпитеты помогают нам уточнить это слово, например: любовь Христова, брачная, к врагам – однако и они не дают достаточной четкости определения чувств. Перечислю некоторые виды любви:

1. Любовь к Богу.

2. Любовь к ближним.

3. Любовь к врагам.

4. Любовь юношеская.

5. Любовь брачная.

6. Любовь семейная.

7. Любовь родственная.

8. Любовь к друзьям и знакомым.

Слово «любовь» иногда употребляют там, где следовало бы употребить слово пристрастие, то есть чрезмерная греховная привязанность к чему-либо, как, например, к искусству, развлечениям, вещам, птицам,

животным и т.д.».

О любви архимандрит Андрей (Конанос) в статье

«Что такое любовь» пишет следующее:

«Пусть любовь всегда пребывает между нами и, словно соединяющая скрепка, удерживает нас вместе. Тогда мы не будем ощущать антагонизма ни в чем. Мы не станем враждовать ни с кем и ни по какому поводу в этой жизни. Ведь нас объединяют общая боль и общий враг – смерть.

И общее стремление к жизни, воскресению, счастью и радости. Давайте будем любить друг друга, несмотря на то, что мы разные. У каждого свой характер. Но что сказал Христос? «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35)… Это самое трудное. Самое трудное – сохранить любовь.

Любовь есть вершина. Она преодоление, а не что-то повседневное. Любить – это желать блага тому, кого ты любишь. Заботиться о нем. Если я вижу, что в чем-то он может преуспеть, я желаю ему преуспеяния, даже если мне это «невыгодно». Любовь не ставит условия! «Я тебя люблю, если ты поступишь учиться в институт» и т. д.

А Бог любит каждое Свое творение. Он любит и тебя, Он любит и меня. Не только когда мы живем добродетельно, но и тогда, когда мы живем неважно, совершаем ошибки и падаем. Мы подменили любовь своими личными потребностями.

Один парень сказал мне слова, которые на меня произвели сильное впечатление: «Я очень люблю одну девушку, уважаю ее, восхищаюсь ею и очень хочу быть с ней.

«И что ты для этого делаешь?» – спросил я его.

«Ничего. Она никогда не узнает о моих чувствах»

«Почему?»

«Потому что она любит другого. А поскольку я действительно ее люблю, я ничего не говорю ей о своих чувствах и никогда не вторгнусь в ее жизнь. Сейчас мы заканчиваем университет, и я хотел приблизиться к ней, поговорить с ней, предложить создать семью. Но когда я понял, что она думает о другом, я оставил ее в покое. Я люблю ее и поэтому не говорю с ней. Я ее люблю и потому избегаю».

Вот это называется любовью!

Думать о благе того, кого ты любишь».

Хорошее стихотворение о любви написал

неизвестный автор; я его прочитал в газете

«Георгиевский благовестник» за июль 2017 г.

(город Челябинск)

О вечном

Что такое любовь

Ты спросишь меня: «Что такое любовь?»

Тебе я отвечу, мой друг, не тая:

Любовь – это слёзы, страданье и боль,

И смерть постоянная ветхого «Я»,

Она не похожа на сладкий рассказ

О милых прогулках вдвоем при луне,

О манящих взглядах загадочных глаз,

И розовых замках в чудесной стране.

Как мало в любви обольстительных слов,

И роз без колючек, и гладких дорог…

Любовь – это стержень, основа основ,

Любовь – это вечный спасающий Бог!

Любовь – это крест, где распят был Христос,

За мир, погибающий в собственном зле.

Любовь – это вечный ответ на вопрос:

«Зачем мы живём на грешной земле?»

Любовь – это смелость быть другом врагу,

Любовь – это мужество взять и простить,

Когда всё в тебе говорит: «Не могу!»

И дальше идти, продолжая любить.

Любовь – это ночью к больному вставать,

Всем сердцем своим ободряя его,

Любить – это людям себя отдавать

И не ожидать для себя ничего.

Любовь не купить миллионом монет,

Бесценна она, как Спасителя боль…

Мой друг, получив на вопрос свой ответ,

Скажи, ты готов на такую любовь?

Архимандрит Амвросий (Юрасов) в книге «О вере и спасении» на вопрос «Как создать настоящую православную семью, как ее сохранить? На чем должно строиться здоровье семьи?» ответил так: «Люди без Бога – ноли, пустые места, но, если человек уверовал в Единого Бога, Творца вселенной и стал исполнять Его заповеди, он сразу оживает. И живя в материальном и духовном мирах, он представляет собой пред Богом уже личность. И если человек будет считать, что он пред Богом ничто, ноль, тогда Господь в его душе может создать Царство Божие.

Начинать свою семейную жизнь надо со смирением. Когда молодые люди желают вступить в брак, связать себя брачными узами, они должны понимать, что без обоюдного

смирения их союз будет непрочным. Начинать жить вместе надо в Боге, в любви. И цель их союза одна: спасение души. Рождая на свет потомство, супруги должны помнить, что рождают новые души не для ада, а для вечной блаженной жизни, для вечной радости. Придет время, они явятся пред Богом и скажут: «вот мы и вот наши дети».

7 из 10 браков распадаются. А почему? А потому что впереди идёт «хочу». Хочу, чтобы он(а) был(а) красивый(ая), заботливый(ая), умный(ая), образованный(ая) и служил мне. И он, и она хотят почти одного, и никто не хочет служить другому. Никто не хочет руководствоваться

этим принципом «надо». Все руководствуются принципом «хочу», и вот от этого вся беда. Нет подвига преодоления врожденного эгоизма. Но христианин – это человек,

который вовне, а не внутрь: мысль о других должна быть впереди мысли о себе.Категория «хочу» - это дела плоти, категория «надо» - это дела духа.

Апостол Павел так говорит: «Духом умерщвляйте дела плотские и живы будете» (ср. Рим. 8:13). И вся жизнь христианина уходит на то, чтобы не сеять в плоть, а сеять в дух. Я молюсь не для того, чтобы мне было хорошо, чтобы я был хороший. Не чтобы мне было лучше, а чтобы во мне было лучше. Этот ориентир жизненный никогда не надо терять.

Отношение к жизни должно быть такое: всё в руках Божиих, ничего дурного, плохо не будет до тех пор, пока мы сами не дадим повод к этому. А внешние обстоятельства: курс доллара, безработица, цены на нефть –

влияют на нашу жизнь, но они не должны определять нашу жизнь. Определять нашу жизнь должна вера, жизнь по вере и внутренний подвиг».

Пример настоящей любви и праведной православной жизни нам показали святые Муромские чудотворцы благоверный князь Пётр и святая княгиня Феврония.

Благоверный князь Петр был сыном Муромского князя. Юношей Петр заболел неизлечимой болезнью. Никто не мог его исцелить. Во сне Петру было видение, в котором сообщалось, что исцелить его может дочь пчеловода благочестивая дева Феврония. Он послал к ней людей.

Князь Петр увидел Февронию и полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, дал обет жениться на ней после исцеления. Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Муромская знать не приняла девушку из простой семьи. Бояре требовали, чтобы князь бросил ее и взял более подходящую по положению девушку. Петр отказался, и супругов изгнали. Блаженный князь не захотел нарушить Божьих заповедей ради царствования, он по Божьим заповедям жил, соблюдая их… «Всякий, разводящийся с

женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует» (Евангелие от Луки, гл. 16)

Они ушли в Муромские леса. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Вскоре в Муроме началась борьба за престол, и бояре вынуждены были просить князя вернуться вместе с Февронией. Они вернулись и долго правили вместе. Князь Петр правил княжеством правдиво, милостиво, без суровой строгости, но и без слабости. И супруга его Феврония была очень благочестива и любила благотворительность. Они заботились о несчастных, почитали священнический и монашеский чин, вели жизнь постническую и целомудренную. Поучителен следующий случай из жизни

княгини Февронии. Однажды во время катания на реке один из вельмож, женатый человек, смотря на прекрасную княгиню, имел худые помыслы. Княгиня, заметив это, приказала ему зачерпнуть воды с одной стороны судна, а затем с другой и испит. Тогда Феврония спросила его: «Есть ли разница между той и другой водой?» и, когда тот

ответил, что нет, сказала: «Так же и одинаково и естество женское, поэтому напрасно, оставляя жену свою, ты думаешь о другой». Незадолго до своей кончины благочестивые супруги приняли иноческое пострижение с именами Давида и Евфросинии. Ушли в мир иной в один день и час в 1228 году. Тела святых были разъединены, но перед погребением их нашли соединенными вместе. Их снова разъединили. Но чудо повторилось: и на другой день их снова нашли в одном гробе. До сегодняшнего времени они покоятся вдвоем в раке в городе Муроме Владимирской области в Свято-Троицком женском монастыре. Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Им молятся за верных суженых, за крепкую семью.

Наши рекомендации