От студитов к агиоритам (святогорцам)

(1)Ранний упадок студийских монастырей и (2)подъем афонского монашества – являются ключевыми факторами этой эволюции.

В Константинополе студийские монастыри сохраняли свои позиции как главная форма городского иночества вплоть до 13 века.

К 12 веку савваитский вариант во втором поколении начал проникать в богослужение студийских монастырей столицы. Это было начало новой эпохи, последняя стадия формирования современного византийского обряда.

Ново-савваитский синтез

Р.Ф. Тафт называет это новосавваитским синтезом. «Ново» – дабы отличить его от студийского обряда, который являлся ранним синтезом савваитских элементов с константинопольским обрядом.

С 11 века палестинские монахи перерабатывали студийский синтез в соответствии со своими нуждами. Это особенно касается порядка ночных бдений («агрипния») и, далее, канона повседневной утрени («ортхрос») и количества псалмопения.

Первым этот процесс описал Никон Черногорец (ок. 1025 – после 1088 гг.), монах монастыря Богородицы, расположенного на Черной Горе к северу от Антиохии (Сирия). Он первым использовал слово «Типикон» для этих новых монастырских уставов.

Собрав сведения об устроении церкви и псалмопения и о различных традициях, устных и письменных, он приспособил их для своих собственных целей (Тактикон, I). Итак, в то время как константинопольский обряд подвергся влиянию монашеского через Палестину, палестинский обряд все более византинизировался.

Следующая примечательная черта ново-савваитского развития заключается в значительном увеличении в количестве псалмопения и в девятипесненном каноне на будничных утренях. Следует, однако, подчеркнуть, что оба обряда – студийский и ново-савваитский – являлись всего лишь различными вариантами одной и той же основной традиции.

Перечислите богослужебные книги. (Красовитская)

Красовицкая М.С. Литургика. Курс лекций. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2014 – 240с.

1. Богослужебное Евангелие (Б.Е.)

Текст разделен на «зачала»

Апостол

Содержит Деяния апостольские и послания. Эта книга заключает в себе также прокимны и аллилуиарии; праздничные и вседневные антифоны, а также указатель чтений по дням года.

Псалтирь

Псалтирь богослужебная – разделена на 20 кафизм, каждая из которых делится на три "славы" (или 3 антифона).

Псалтирь следованная (П.С.) – по своему содержанию не монолитная книга, а некий богослужебный сборник.

Служебник

Другое название – литургиарий.

Архиерейский чиновник

(греч. 'Αρχιερατικον). В целом он совпадает со Служебником, но содержит чинопоследование одного таинства, которое не может совершать иерей: таинства Рукоположения или хиротонии, таинства Священства. Чин освящения антиминса также находится в этой книге; это последование не причисляется к главным таинствам Церкви, однако, с ними тесно связано.

Часослов

Основная книга для клиросного употребления, в Часослове находится чинопоследование часов.

Октоих

Дословный перевод – Осьмогласник; (древнерусское – Октай).

Содержит изменяемые молитвословия служб седмичного круга. Состоит из 8 частей по числу гласов; строение всех частей совершенно одинаково, а различаются они напевами и текстами.

Минея

Это название происходит от греческого слова μην- месяц.

(1) Минея месячная,(2) Минея праздничная. (3) Минея общая. Основное содержание – это изменяемые молитвословия, которые Церковь назначила святым того или иного лика (служба пророку, святителю, апостолу, преподобному, бессеребренику, юродивому, блаженному и т.д.)

Триоди

Триодь – в переводе на церковнославянский означает "трипеснец."

Триодь Постная

Содержит изменяемые молитвословия служб великопостного

Триодь Цветная

В пасхальную ночь мы начинаем богослужение по Триоди Цветной, которая содержит изменяемые молитвословия служб пасхального периода (от Пасхи до Пятидесятницы и Недели Всех святых).

Ирмологий

Собрание ирмосов. «Ирмос» (греч.) – сцепление, соединение, связь. Ирмос является организующим текстом канона, ключом строения песен.

Требник

В Требнике содержатся величайшие таинства Церковные (крещение, миропомазание, последование обручения и венчания); панихиды, отпевания, разные чины освящения.

Типикон

(греч. Τυπικον) содержит дисциплинарную и богослужебную части.



Наши рекомендации