От студитов к агиоритам (святогорцам)
(1)Ранний упадок студийских монастырей и (2)подъем афонского монашества – являются ключевыми факторами этой эволюции.
В Константинополе студийские монастыри сохраняли свои позиции как главная форма городского иночества вплоть до 13 века.
К 12 веку савваитский вариант во втором поколении начал проникать в богослужение студийских монастырей столицы. Это было начало новой эпохи, последняя стадия формирования современного византийского обряда.
Ново-савваитский синтез
Р.Ф. Тафт называет это новосавваитским синтезом. «Ново» – дабы отличить его от студийского обряда, который являлся ранним синтезом савваитских элементов с константинопольским обрядом.
С 11 века палестинские монахи перерабатывали студийский синтез в соответствии со своими нуждами. Это особенно касается порядка ночных бдений («агрипния») и, далее, канона повседневной утрени («ортхрос») и количества псалмопения.
Первым этот процесс описал Никон Черногорец (ок. 1025 – после 1088 гг.), монах монастыря Богородицы, расположенного на Черной Горе к северу от Антиохии (Сирия). Он первым использовал слово «Типикон» для этих новых монастырских уставов.
Собрав сведения об устроении церкви и псалмопения и о различных традициях, устных и письменных, он приспособил их для своих собственных целей (Тактикон, I). Итак, в то время как константинопольский обряд подвергся влиянию монашеского через Палестину, палестинский обряд все более византинизировался.
Следующая примечательная черта ново-савваитского развития заключается в значительном увеличении в количестве псалмопения и в девятипесненном каноне на будничных утренях. Следует, однако, подчеркнуть, что оба обряда – студийский и ново-савваитский – являлись всего лишь различными вариантами одной и той же основной традиции.
Перечислите богослужебные книги. (Красовитская)
Красовицкая М.С. Литургика. Курс лекций. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2014 – 240с.
1. Богослужебное Евангелие (Б.Е.)
Текст разделен на «зачала»
Апостол
Содержит Деяния апостольские и послания. Эта книга заключает в себе также прокимны и аллилуиарии; праздничные и вседневные антифоны, а также указатель чтений по дням года.
Псалтирь
Псалтирь богослужебная – разделена на 20 кафизм, каждая из которых делится на три "славы" (или 3 антифона).
Псалтирь следованная (П.С.) – по своему содержанию не монолитная книга, а некий богослужебный сборник.
Служебник
Другое название – литургиарий.
Архиерейский чиновник
(греч. 'Αρχιερατικον). В целом он совпадает со Служебником, но содержит чинопоследование одного таинства, которое не может совершать иерей: таинства Рукоположения или хиротонии, таинства Священства. Чин освящения антиминса также находится в этой книге; это последование не причисляется к главным таинствам Церкви, однако, с ними тесно связано.
Часослов
Основная книга для клиросного употребления, в Часослове находится чинопоследование часов.
Октоих
Дословный перевод – Осьмогласник; (древнерусское – Октай).
Содержит изменяемые молитвословия служб седмичного круга. Состоит из 8 частей по числу гласов; строение всех частей совершенно одинаково, а различаются они напевами и текстами.
Минея
Это название происходит от греческого слова μην- месяц.
(1) Минея месячная,(2) Минея праздничная. (3) Минея общая. Основное содержание – это изменяемые молитвословия, которые Церковь назначила святым того или иного лика (служба пророку, святителю, апостолу, преподобному, бессеребренику, юродивому, блаженному и т.д.)
Триоди
Триодь – в переводе на церковнославянский означает "трипеснец."
Триодь Постная
Содержит изменяемые молитвословия служб великопостного
Триодь Цветная
В пасхальную ночь мы начинаем богослужение по Триоди Цветной, которая содержит изменяемые молитвословия служб пасхального периода (от Пасхи до Пятидесятницы и Недели Всех святых).
Ирмологий
Собрание ирмосов. «Ирмос» (греч.) – сцепление, соединение, связь. Ирмос является организующим текстом канона, ключом строения песен.
Требник
В Требнике содержатся величайшие таинства Церковные (крещение, миропомазание, последование обручения и венчания); панихиды, отпевания, разные чины освящения.
Типикон
(греч. Τυπικον) содержит дисциплинарную и богослужебную части.