Особенности законодательного и нормативного регулирования проведения публичных массовых шествий и религиозных мероприятий.
Необходимым условием обеспечения общественного порядка и безопасности в ходе массовых мероприятий является четкое правовое регулирование порядка их организации и проведения, а также действий органов государственной власти и местного самоуправления, направленных на предупреждение, пресечение нарушений данного порядка, привлечение к ответственности виновных лиц.
На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлен Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»
В федеральном законодательстве не закреплено понятие «массовое мероприятие». Известным ориентиром могут служить положения Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингов, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», которые раскрывают понятия публичного мероприятия, собрания, митинга, демонстрации, шествия и пикетирования».
Массовое мероприятие – это организованная, активная форма реализации прав, свобод и законных интересов значительных групп (масс) людей протекающая в общественных местах, а также – способ удовлетворения экономических, политических, культурных, религиозных и других потребностей граждан.
Все массовые мероприятия условно подразделяются на общественно-политические, культурно-массовые, спортивно-зрелищные и религиозные обряды. Они различаются по целям их организации, характеру и количеству участников и зрителей, местам проведения, по степени влияния на охраняемые общественные отношения и другим факторам.
Свобода на проведение мирных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований является необходимым элементом правового статуса личности, а также атрибутом современного демократического государства. Социальная ценность публичных мероприятий проявляется в том, что посредством данных мероприятий осуществляется защита гражданских прав в различных сферах публичного управления. Публичные мероприятия дают возможность доведения до органов государственной власти различного рода социальных проблем, которые имеют место в данный момент. Кроме того, публичные мероприятия можно рассматривать как средство контроля институтов гражданского общества за деятельностью органов государственной власти.
Проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах:
1) законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации;
2) добровольность участия в публичном мероприятии.
Данным Федеральным законом регламентирован порядок организации и проведения публичного мероприятия. Так, к организации публичного мероприятия относятся:
– оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;
– проведение предварительной агитации;
– изготовление и распространение средств наглядной агитации;
– другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
Не могут быть организатором публичного мероприятия:
1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;
2) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.
Организатор публичного мероприятия имеет право:
– проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания;
– проводить предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
– уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению;
– организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;
– использовать при проведении собраний, митингов, демонстраций и шествий звукоусиливающие технические средства (аудио-, видеоустановки и другие устройства) с уровнем звука, соответствующим стандартам и нормам, установленным в Российской Федерации.
Организатор публичного мероприятия обязан:
1) подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»;
2) не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;
3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;
4) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия;
5) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;
6) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;
7) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
8) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;
9) довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;
10) иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак.
Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем. Участники публичного мероприятия имеют право:
– участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;
– использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации;
– принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
– выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;
– соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:
1) цель публичного мероприятия;
2) форма публичного мероприятия;
3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников;
4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;
5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;
7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.
Организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента подачи уведомления о проведении публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
Для проведения предварительной агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты и объявления, использоваться иные не запрещенные законодательством Российской Федерации формы агитации.
Недопустимо проведение предварительной агитации в формах, оскорбляющих и унижающих достоинство человека и гражданина.
Предварительная агитация не может проводиться в форме публичного мероприятия, если порядок его организации и проведения не соответствует требованиям настоящего Федерального закона.
В случае отказа организатора публичного мероприятия от его проведения он обязан принять меры по прекращению предварительной агитации и информированию граждан и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, которым подано уведомление о проведении данного публичного мероприятия, о принятом решении.
1. Административная деятельность органов внутренних дел [Текст] : учебное пособие / под ред. В. П. Сальникова. В 2 ч. Ч. 2. - М: ЦОКР МВД России, 2005.
Волонтерская деятельность.
Идея социального служения, почти столь же древняя, как и понятие «социум». История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Социальное служение – это понимание своей ответственности и личный вклад в решение общественных социальных проблем. В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и жить. Основные направления социального служения в современной мировой практике: · благотворительность - в современном понимании благотворительность означает предоставление помощи лицам и организациям, участие в улучшении жизни больных и бедняков, немощных и отвергнутых жизнью; · добровольчество – добровольное активное участие гражданина в жизни общества; выбор, отражающий личные взгляды и позиции; совместная деятельность в рамках разного рода ассоциаций; · правозащитная деятельность – защита прав человека; · миротворческая деятельность – стремление к толерантности; · гуманитарная поддержка - оказание культурной, образовательной и социально-коммуникативной помощи. На сегодняшний день институт добровольчества распространен во многих странах мира, становясь все более значимым педагогическим ресурсом развития общества. Актуальность добровольчества подтверждена и тем, что Организацией Объединенных Наций признано, что «работа на добровольных началах должна быть важным компонентом любой стратегии, нацеленной на решение проблем в таких областях, как уменьшение нищеты, устойчивое развитие, здравоохранение, предотвращение бедствий, реагирование на бедствия и социальная интеграция, и особенно на преодоление социального неравенства и дискриминации. Согласно Резолюции ООН A/RES/56/38 и специально выработанных к ней рекомендаций, Организацией Объединенных Наций правительствам всех стран рекомендовано включать добровольчество в национальных планах развития как компонент планов по достижению целей устойчивого развития. Всемирная декларация добровольчества – документ, закрепляющий основные принципы международного добровольческого движения. Последний вариант был принят на XVI Всемирной конференции добровольцев в 2001 году в Амстердаме. В целях реализации Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации на период до 2016 года (в редакции от 16 июля 2009 г. № 997-р) проектом ФЦП «Молодежь России» предусматривается, что доля молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности, в общем количестве молодежи в 2015 году должна существенно возрасти. В Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. 1054-р, среди основных задач можно выделить: - обеспечение роста поддержки в обществе и расширения участия граждан в добровольческой деятельности; - развитие инфраструктуры информационно-консультационной и образовательной поддержки добровольческой деятельности; - формирование условий для эффективного использования потенциала добровольческой деятельности на этапах планирования и реализации социальных программ государства и бизнеса в деятельности государственных и муниципальных социальных учреждений и некоммерческих организаций. Понятие «добровольцы» определяется статьей 5 «Участники благотворительной деятельности» Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»: Добровольцы – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие). Этой же статьей определяется понятие «благополучатели» – лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев. Из сказанного следует, что закрепленное российским правом понятие «добровольцы» («доброволец») определяет область специфического вида деятельности физических лиц, а именно – благотворительную деятельность.
Нормативной правовой базой, на которой основана деятельность добровольческих объединений и организаций в Российской Федерации, являются следующие документы:
§ Всеобщая декларация прав человека (1948г.); § Конвенция о правах ребенка (1989г.);
§ Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);
§ Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30); Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);
§ Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
§ Федеральный закон от 28 июня 1995г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
§ Федеральный закон от 11 августа 1995г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
§ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18декабря 2006 года N 1760 – р «Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации».
§ Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329 – ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
§ Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г.N 310 – ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийскихзимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
§ Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р;
§ Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2009 г. N 1054 – «О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации».
§ Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ
1. Агапова Е.Н., Богданова Р.У., Курагина Г.С. Организация волонтерской деятельности студенческой молодежи /учебно-методические пособие/ СПб.: Изд-во Автономная некоммерческая организация «Центр информации образования», 2010.
2. Синеглазова А.Г. Сборник законодательных и нормативно-правовых актов в сфере добровольчества (по состоянию на 1 января 2013 года). Справочник. Казань: «Скрипта», 2012.
6.Бухгалтерский учет и отчетность в религиозных организациях
Организация бухгалтерского учета в религиозных организациях ведется в общеустановленном порядке, согласно пункту 1 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях.
Бухгалтерский учет и статистическая отчетность в некоммерческих организациях ведется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Информация о деятельности некоммерческой организации представляется органам государственной статистики, налоговым органам и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами организации.
Согласно дополнению, вносимому в подпункт 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ ,( письмо МИНФИН России от 01.04.2014 г. № ЕД -4-3/5905 ) организация не обязана представлять в налоговый орган годовую бухгалтерскую (финансовую) отчётность, если она является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов.
При возникновении объектов налогообложения религиозные организации представляют в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в соответствии со статьей 23 НК РФ.
В соответствующих регистрах бухгалтерского учета должны учитываться доходы, полученные в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, целевые поступления и другие доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, и расходы, произведенные за счет указанных доходов. Учет указанных доходов и произведенных за счет них расходов ведется в хронологическом порядке.
Религиозная организация может применять различные формы бухгалтерского учета, однако для него обязательно применение бухгалтерских счетов и двойной записи. Бухгалтерские счета, двойная запись и бухгалтерский баланс, наряду с материальной ответственностью и регулярным проведением инвентаризации, позволяют создать эффективную систему внутреннего контроля финансового и имущественного состояния религиозной организации.
Религиозная организация, как и любое юридическое лицо, обязана уплачивать налоги.
Налог на землю
Согласно поправкам в Земельный кодекс и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» религиозным организациям, имеющим собственные здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.
В соответствии со статьей 12 ФЗ «О плате за землю» религиозные организации, на землях которых находятся храмы, являющиеся памятниками истории и культуры, полностью освобождаются от уплаты налога за землю. Также необходимо учитывать, что если, например, дом священника расположен не в церковной ограде храма, который является памятником истории и культуры, то возникает обязанность по уплате налога за землю.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, могут предоставляться религиозным организациям в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ.
Налог на прибыль.
Для предприятий, находящихся в собственности религиозных объединений, налогооблагаемый доход уменьшается на сумму прибыли, направленной на осуществление уставной деятельности этих организаций.
Не облагается налогом прибыль религиозных организаций от культурной деятельности и реализации предметов, необходимых для совершения культа.
Вместе с тем, согласно Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. №920 определен перечень товаров, прибыль от производства и реализация которых, полученная религиозными организациями, а также предприятиями, учреждениями, находящимися в их собственности, и обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций, не подлежит освобождению от налогообложения:
Шины для автомобилей
Охотничьи ружья
Яхты, катера (кроме специального назначения)
Продукция черной и цветной металлургии (кроме вторичного сырья черных и цветных металлов и метизов)
Драгоценные камни и драгоценные металлы
Меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента)
Высококачественные изделия из хрусталя и фарфора
Икра осетровых и лососевых рыб
Готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов
Ценные бумаги
Религиозные организации также уплачивают налог на прибыль, полученный от продажи основных средств и нематериальных активов. Прибыль при этом определяется как разница между продажной ценой и их остаточной стоимостью, увеличенной на индекс инфляции.
Доходы религиозных организаций, образующихся в результате целевых отчислений на их содержание, поступивших от других предприятий и физических лиц, добровольные благотворительные пожертвования не считаются прибылью и не подлежат налогообложению. При этом, в первичных документах при поступлении целевых взносов необходимо четко указать, для реализации какой программы они предусмотрены. Эти средства должны быть использованы в соответствии с их целевым назначением.
Таким образом, статья 251 НК РФ позволяет не уплачивать религиозным организациям налог с прибыли, как полученной от проведения культовой деятельности и реализации предметов религиозного назначения и литературы, так и с поступивших религиозным организациям на осуществление уставной деятельности целевых отчислений, но при условии: эти целевые поступления не должны относится к подакцизным товарам, целевые поступления должны быть использованы на достижение уставных целей религиозной организации и учет целевых поступлений религиозная организация обязана вести отдельно от других доходов.
Вместе с тем, исходя из норм статьи 251 НК РФ, раздельный учет ведется только в случаях, если религиозная организация получает систематический доход от продажи подакцизных товаров, а также, если использует целевые поступления не на достижение уставных целей. Например, согласно типового устава Прихода Русской Православной Церкви к уставным целям Прихода относятся: проведение богослужений, таинств, обрядов, распространение православного вероучения, миссионерская деятельность, дела милосердия и благотворительности, паломничество, иная деятельность, соответствующая правилам и традициям Русской Православной Церкви. То есть, например, если любые поступление в религиозную организацию денежных средств используются не по вышеперечисленным уставным целям, то только в этом случае ведется раздельный учет.