Глава 73. Ответ. О благодельнях. И о прокаженных. И о ко- лосных. И о престаревшихся. И по улицам в коробах лежащих.
И на тележках и на санках водящих и не имеющих где главы преклонить. Всех прокаженных и престаревшихся описать по всем градом, отдельно от здоровых строев. Да в каждом городе устроить богадельни мужицкие и женские, и тех прокаженных и престаревшихся, не могущих нигде головы преклонить, устроить в богадельнях пищею и одеждою. А боголюбцы милостыню и все необходимое им приносят ради своего спасения. Да приставить к ним здравых строев и баб стряпчих, сколько необходимо. Да над ними приказать священникам добрым, да целовальникам или горожанам добрым смотреть, чтобы им насильства и обиды от стряпчих не было. А священники бы к ним в богадельни мужские и женские приходили, да их поучали и наказывали их страху Божию, чтобы жили в чистоте и в покаянии, и во всяком благодарении. <...> А здравые бы строи с женами по богадельням не жили, а питались бы, по дворам ходячи, от боголюбцов, как и прежде, а которые способны работать, и они бы страды1 подлежали».
Стоглав Ивана Грозного регламентирует порядок организации призрения живущих за счет милостыни. Обратим внимание — западное законодательство этого времени направлено на искоренение бродяжничества и нищенства как социального явления, на Руси же оно юридически закрепляется, государь пытается лишь ограничить его масштабы: здоровым нищим позволено жить за счет подаяния, но не разрешено пребывать в монастырских богадельнях, предназначенных для малолетних сирот, престарелых, больных и инвалидов.
Самодержец убежден, что годовое содержание (деньги, соль, одежда) городских богаделен должно обеспечиваться из царской казны, умножаясь за счет вкладов мирян-христолюбцев. При этом закон не устанавливает обязательных отчислений для имущих на содержание богоугодных заведений, как это случилось на Западе, по мысли русского царя, состоятельные подданные станут делать пожертвования добровольно — ради спасения души.
Монарху требовалось организовать многочисленных работников, вовлекаемых в благотворительную деятельность не по зову сердца, а по долгу службы. Основание этой пирамиды должны были составлять смотрители из числа «здравых строев и баб стряпчих», количество которых определялось в зависимости от числа призреваемых. Власть не полагалась на добросовестность смотрителей (известно, что приказчики, надзиравшие за богадельнями, торговали местами в них, следовательно, подлежали замене), а потому посчитала необходимым «над ними приказать священникам добрым да целовальникам или горожанам добрым» обеспечить контроль.
Перевод богаделен на государственное обеспечение делал необходимым как введение учета нищенствующих, так и принятие мер, ведущих к сокращению их количества, а потому неудивительно решение о принудительном разделении нищих по состоянию здоровья, полу и возрасту. Трудоспособных людей, живущих Христа ради, судебник предписывал направлять на ломовые (тяжелые)
работы. Здоровым нищим разрешили жить за счет подаяния, но запретили вход в богадельные избы. За городскими и монастырскими богоугодными заведениями закрепили призрение исключительно малолетних сирот, престарелых, больных и инвалидов. Произошла подмена мотива добродеяния: душевный порыв, христианское милосердие царь попытался сделать обязанностью, а ответственность власти за попечение калек и убогих переложить на не готовое к тому население.
В XVI в. западные страны, протестантские прежде всего, накопив большой опыт монастырского призрения, развивают светское. Милостыню и подаяние заменяет деятельная благотворительность граждан. Западная Европа переживает второй период эволюции отношения к людям с отклонениями в развитии, тогда как Московская Русь находится в предшествующем периоде. Здесь опыт церковного призрения только формируется, личное добродеяние, нищелюбие, милостыня не перерастают в деятельную благотворительность. Калеки и убогие могли надеяться лишь на копеечную милостыню да на пассивное сострадание населения, ибо само оно пребывало под тяжелым гнетом грозного тирана. Если на Западе в деле организации призрения убогих объединяются церковь, государство, городская власть и бюргерство, то в Московской Руси это прерогатива самодержца, церковь зависима от него, личные свободы отсутствуют, исключены любые инициативы в сфере деятельной благотворительности.