Есть ли оправдание незнанию в отношении валя?
Как мы показали выше валя - бара не есть нечто отдельное от таухида и веры, валя - бара есть естественное, и само собой разумеющееся следствие таухида и они составляют одно неделимое целое. Поэтому положения, касающиеся валя - бара не отличаются от положений, касающихся таухида и ширка. Валя - бара наряду с таухидом, ширком, верой в Судный День, в посланников и.т.д. относится к основам религии, где оправдания для незнания нет. Задачей данной книги не является доказывать, что в основах религии оправдания нет, что тот, кто не знает их или не выполняет их на практике, является мушриком. Для этого мы отсылаем читателя к другой книге. Здесь же мы затронем вопрос о первичности и изначальности валя - бара. Мы уже приводили доказательства и различные отрывки из произведений ученых, доказывающие, что валя - бара есть неотъемлемый элемент таухида. Приведем дополнительно отрывок из книги Ибн Таймии показывающий, что валя - бара входит в основы религии, где нет оправдания для незнания:
"Те вопросы, которые заслужили называться основами религии, являются самыми важными, и особенно объяснены шариатом. Основы религии это такие основы как таухид, атрибуты Аллаха, предопределение, пророчество, загробная жизнь и т.д. в эти основы верить, и на практике выполнять их условия и требования обязательно. Наша цель объяснить, что существуют такие вопросы в религии, которые заслужили быть основами религии, так как они выражают суть основы религии. Что касается того, что некоторые люди (калямисты) засунули в основы религии такие вопросы, которые основами религии не являются, то они ошибаются. Например они включили в основы религии доказательства (калямисты делают такфир тех, кто хоть и знает основы религии, но не может доказать это умственными доказательствами), включающие в себя такие термины не встречающиеся в шариате, как джаухар, арад, джисм и.т.д. Термины в основах религии должны опираться только на шариат. Они выбирают себе какие-то выдуманные термины, а потом непрестанно спорят между собой (и делают такфир друг друга). Если же использовать шариатские термины, то никакой путаницы не возникнет.
Основы религии обязан знать каждый, подробности же только в целом всему обществу.
Знать очень тонкие вопросы, в которых есть разногласия и их сложно понять необязательно. (Маджмууль-фатава, том 3, трактат "правило ахлю-сунны", глава "О споре в вопросе об основах религии")
Ибн Таймие был задан следующий вопрос: "Перечислите вещи, в которые должен верить каждый. Какие вещи обязаны знать все? Также перечислите вещи, знание которых желательно (необязательно). Как повысить уверенность сердца в вере? Что означает знать Аллаха?
Ответ:
Что касается вопроса: "Перечислите вещи, в которые должен верить каждый. Какие вещи обязаны знать все?", то в религиозные знания разделяются на иджмаль - знание в общих чертах и тафсиль - знание в подробном виде. В общих чертах (иджмаль) обязан знать каждый, например вера в Аллаха и посланника, вера в ангелов, в книги, в институт пророчества, в Судный День и.т.п. Также каждый обязан признавать все приказы посланника Аллаха, с,а,с, в общем (которые знает и которые не знает) и следовать им.
Теперь перейдем к знанию в подробностях (тафсиль). В этой области должно признаваться то, что дошло до него с доказательствами. Если человеку эти приказы не дошли, и у него не было возможности их узнать, то на нем нет ответственности в том, что он их не знает, и не признает. Ибо все эти подробности он уже ранее признал в общих чертах (признав Аллаха за установителя законов, он признал все приказы, которые знает, и не знает). Даже если человек ошибется в подробностях, и опираясь на правдоподобное умозаключение (тавиль), начнет утверждать прямо противоположное истине, то его эта ошибка прощается. Но конечно если человек имеет возможность узнать - если он живет в местности, где знания распространенны, то у него нет оправдания и в подробностях. Но если эти знания (распространенные в местности) добыты не из шариата, а путем умозаключений, то нет ответственности в том, что он не примет их.
Калямисты же утверждают, что знания добытые умом, тоже обязательны и кто не примет их, станет кафиром. Но салафы придерживается другого мнения и считает, что такфир возможен только в вопросах доказательств, которые имеются в шариате. Кроме этого из подробностей человек обязан знать вопросы, касающиеся его положения. Например, если человек будет давать закят, он должен знать вопросы, связанные с закятом. Если будет совершать хадж, то должен изучить, как совершается хадж. Также следует заметить, что даже если и не каждый из людей должен знать подробности, то общество муслимом в целом должно их знать. Если некоторые люди в обществе знают их, то с других людей ответственность спадает (фард кифая).
Относительно уверенности сердца Ибн Таймия сказал: "Конечно же, Аллах со всеми доказательствами сообщил темы основ религии (усул Ад-Дин), такие как таухид, пророчество, загробная жизнь. Аллах, перечисляя даже подробности религии связывает их с основами как, например в следующих аятах:
Он – Тот, Кто изгнал неверующих людей Писания из их жилищ при первом сборе. Вы не думали, что они уйдут. Они же думали, что их крепости защитят их от Аллаха. Но Аллах настиг их оттуда, откуда они не предполагали, и бросил в их сердца страх. Они разрушают свои дома собственными руками и руками верующих. Прислушайтесь же к назиданию, о обладающие зрением! (Собрание, 2)
Знамением для вас стали две армии при Бадре: одна армия сражалась на пути Аллаха, другая же состояла из неверующих. Своими глазами они увидели, что неверующие вдвое превышают их числом. Аллах оказывает поддержку тому, кому пожелает. Воистину, в этом есть назидание для обладающих зрением. (Али Имран, 13).
Теперь перейдем к знанию Аллаха. Под знанием Аллаха подразумевается две вещи:
1) Знать самого Аллаха (его свойства, Божественность, Господство)
2) Знать приказания Аллаха (положения шариата)
Основу религии, составляют два фундамента - два свидетельства: