Некоторые практические аспекты

С тех пор, как мне удалось наладить молитвенное общение с Творцом, я стремлюсь отдавать Ему все самое лучшее в себе, т. е. веду записи, когда нахожусь в отличной духовной форме, пребывая в хорошем расположении духа. Если же меня охватывает мрачное, подавленное настроение, стараюсь записей не вести. Еще на первых порах общения с Господом я понял, что мне гораздо легче достичь состояния внутреннего покоя, начав общение с Ним рано утром. Утренняя тишина помогает мне усмирить свои мысли. Сейчас, по прошествии некоторого времени, я более осознанно ощущаю движение духа в сердце, и мне не составляет труда общаться с Господом повсюду. Ведь Иисус пребывал в присутствии Отца даже тогда, когда насущные нужды пяти тысяч человек оказывали огромное давление на Него. Когда я учился слышать голос Божий, то использовал каждую возможность для установления общения с Богом. Некоторым людям гораздо легче наладить контакт с Господом, например, в ночное время. Какое бы время мы ни выбрали для общения с Богом, нужно предстать пред Ним в наилучшей форме.

На первых порах ведения молитвенного журнала, я использовал для записей обыкновенную тетрадь в переплете, скрепленном спиралью. Сейчас пользуюсь блокнотом, какие продаются в большинстве книжных магазинов. Некоторые из моих слушателей предпочитают печатать полученные от Бога откровения на пишущей машинке или компьютере, а затем распечатывают их и сшивают. А один человек полагает, что для него оптимальное время общения с Господом – поездка в автомобиле. Сидя за рулем, он молится вслух, а затем тоже вслух пересказывает полученное свыше откровение, записывая его на магнитофон.

Важен не сам способ ведения молитвенного журнала, а его значение в жизни человека. Я стараюсь не записывать полученное мною откровение на салфетках или обрывках бумаги. Ведь такое отношение к откровению показывает, что оно занимает далеко не важное место в жизни данного человека. Конечно, не имея под рукой журнала, можно записать что-то и на обрывке бумаги. Что касается меня, то в таких случаях я при первой же возможности преношу запись в молитвенный журнал.

Мои молитвенные журналы содержат особый раздел, который обозначен как «ЛИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ». Это обозначение написано большими заглавными буквами перед записью материала и после нее. Содержание этих записей носит глубоко личный характер, поэтому я помещаю их в отдельный раздел журнала, а некоторые вводимые данные даже зашифрованы. Ведь изливая свою душу Господу и внимая Его назиданиям, я переживаю внутреннюю борьбу, о которой другие люди не знают.

Одна из самых сокровенных областей человеческой жизни – сексуальность.

Пасторское служение ясно показало мне, что, как духовное играет огромную роль в жизни человека, так и плотское. Господу угодно исцелить болезненные проявления сексуальности в жизни человека. Многочисленные записи в журнале на тему чувственности свидетельствуют о том, что моем общении с Господом ей отводилось много времени. В конце первого года общения с Господом, листая журнал, я насчитал в нем пятьдесят страниц, на которых размышлял о своей чувственности и том, как правильно ею управлять. Это меня потрясло, раньше я даже не осознавал наличие определенных проблем в данной области.

Однажды в ходе семинара я говорил о необходимости сохранения конфиденциальности при хранении информации личного характера, а также целесообразности использования определенных шифров. В ответ на это один из участников семинара шутливо предложил подписать журнал чужим именем. Я, конечно, не поддержал его предложение. Хотя твердо знаю, что информация на подобную тему всегда имеет глубоко интимный характер и не подлежит разглашению. Это – описание процесса исцеления, в ходе которого мы делимся с Богом сокровенными тайнами. Это – отражение внутренней борьбы, происходящей в душе человека.

Каждая запись в моем журнале сопровождается датой и содержит важную информацию о моей духовной жизни. Помимо описания процесса общения с Богом я веду записи снов и их истолкования; видений и образов, полученных от Бога; событий в личной жизни; глубоко затронувших меня чувств. Я рассказываю Господу о своих страхах, гневе, волнениях, разочарованиях, радостях, а также выражаю Ему благодарность. Молитвенный журнал ярко свидетельствует о моем духовном пути, поисках истины, взлетах и падениях. Он отражает Божью любовь и верность на каждом отрезке этого пути. Если Господь призывает меня молиться об определенных людях и нуждах, я включаю их в список, размещенный на последних страницах журнала и регулярно молюсь о них так, как ведет меня Святой Дух.

Ведение молитвенного журнала стало для меня способом получения от Господа назидания, увещевания, мира. Именно так Святой Дух изливает на меня Свою исцеляющую любовь и укрепляет на пути достижения внутренней гармонии и построения правильной самооценки. Первые несколько месяцев я записывал в журнал размышления о взаимоотношениях с Иисусом и с самим собой, даже не пытаясь затронуть область духовных даров до тех пор, пока не был уверен в подлинности общения с Господом и своей способности отличать голос Божий от голосов иных. Посвятив развитию этой способности довольно длительное время, я начал действовать согласно полученному свыше слову мудрости и знания, особенно, если оно касалось других людей. (Позднее мы поговорим о важности предоставления записей из молитвенного журнала духовным наставникам для испытания.)

Опыт моих слушателей подтверждает, что, если человек начинает применять духовные дары слишком поспешно, по-настоящему не развив в себе способности, необходимые для их функционирования, то допущенные им ошибки подчас настолько серьезны, что долго препятствуют его духовному росту. В конечном итоге такой христианин лишает себя великого благословения, заложенного в тесном общении с Иисусом Христом, и всей полноты духовной жизни, которую Он нам дарует.

В течение последних нескольких лет ведения молитвенного журнала я неоднократно переживал моменты, когда мне хотелось оставить это занятие по разным причинам. Одна из них заключалось в том, что мне долгое время не удавалось установить взаимоотношений с Иисусом. Другая – в том, что полученные откровения представляли в основном плод моего собственного воображения. Следуя таким откровениям, я достигал вовсе не того результата, на который рассчитывал. Каждый из нас переживает подобные моменты в своей духовной жизни. Когда возникает наибольшее искушение бросить начатое, необходимо приложить максимум усилий и продолжать двигаться вперед к намеченной цели. От нас требуется решимость продолжать начатое дело, даже если мы чувствуем в себе недостаток веры и считаем, что выполнение задачи не стоит затраченных усилий.

Я продолжал вести журнал, невзирая на все трудности, благодаря чему мне сегодня удается устанавливать внутренний диалог с Господом. Мне хорошо знаком голос Пастыря, который принимаю с верой, но сейчас не всегда записываю все полученные откровения. Хотя я по-прежнему веду молитвенный журнал, его необходимость в моей духовной жизни уже не так велика, как раньше.

Освоение новых навыков приходит не сразу и на первых порах сопровождается множеством допущенных ошибок. Если мы хотим достичь мастерства в любом деле – от езды на велосипеде до овладения искусством риторики – необходимо приложить много усилий. Невозможно достичь совершенства с первого раза, не допустив при этом ни малейшей ошибки. Те же самые трудности подстерегают нас на пути ведения молитвенного журнала: сомнения, взлеты, падения. И это вполне нормально – не существует легкого пути для обретения мастерства, в том числе и в духовной жизни. Понимая это, легче справиться с неминуемыми трудностями.

К сожалению, начав вести записи в журнале, я не предполагал, что столкнусь с проблемами. Допустив ошибку в записях, я был настолько огорчен, что на две недели забросил журнал.

Одна из слушательниц семинара «Общение с Богом» свидетельствовала о том, что на первых порах она не получала никаких откровений свыше. Очевидно, из-за боязни получить откровение не от Бога. Я посоветовал ей расслабиться и позволить себе допускать ошибки на духовном пути. Спустя некоторое время женщина, к своему удивлению, посредством записей в журнале установила общение с Господом. Опыт помогает нам достичь мастерства, если мы не боимся ошибиться.

А посему расслабьтесь, устройтесь поудобнее в кресле и улыбнитесь. Отбросьте чрезмерную серьезность и начните духовный эксперимент. И тогда вы удивитесь, какой мощный поток откровения начнет движение в сердце. Бог посылает откровения всем, кто желает их получить, особенно Своим чадам. Так давайте же «будем как дети», откроем сердца Божьему посланию и Господь нас не разочарует.

Для меня ведение молитвенного журнала – учебное пособие, помогающее ощутить в сердце спонтанный поток мыслей. Научившись распознавать и улавливать этот божественный поток, большинство христиан легко налаживают общение с Богом даже без помощи молитвенного журнала, который на первых порах развивает в нас способность распознавать внутреннее движение духа. Вскоре я получил следующий урок: ходя пред Богом и разговаривая с Ним весь день, мы учимся пребывать во Христе. После того, как я научился устанавливать диалог с Богом, Он призвал меня пребывать в Его присутствии постоянно, а не только во время ведения записей в журнале. Я по-прежнему веду журнал, осознавая при этом, что встреча с Богом выходит далеко за пределы молитвенного журнала и происходит на каждом месте, в любой час, при помощи любых способов. Ведение молитвенного журнала – лишь один из способов налаживания общения с Господом, но именно он открыл мне путь к доверительным отношениям с Ним.

Завершая эту главу, хочется затронуть два наиболее задаваемых вопроса, касающихся данной темы.

Вопрос первый: «Как известно, автоматическое письмо имеет демоническое происхождение. Не имеет ли ведение молитвенного журнала сходства с автописьмом?»

Безусловно, так называемое автописьмо – демоническое явление, не имеющее никакого отношения к ведению молитвенного журнала. Это – попытка лукавого подделать духовный дар, о котором говорится в Писании. Когда христианин делает записи в молитвенном журнале, сначала Божье откровение зарождается в его сердце, а затем запечатлевается в разуме и в последнюю очередь записывается рукой. В случае автописьма дух полностью овладевает безвольной, податливой рукой человека и излагает на бумаге свои идеи. Ни сердце, ни разум человека в этом процессе не участвуют. Человек в такие моменты не сосредоточен на Христе, его сознание пассивно и открыто любому влиянию извне, из-за чего он становится легкой добычей лукавого.

Вопрос второй: «Кому мы молимся?»

Мне часто задавали подобный вопрос, и я сам нередко спрашивал об этом Господа. Так, к кому же мы обращаемся в молитве: к Отцу или Сыну? Строго говоря, я верю в то, что мы призваны молиться Отцу, обращаясь к Нему через Сына посредством Духа Святого. Таким образом в процесс молитвы вовлечена вся Троица.

С другой стороны, Писание призывает нас пребывать во Христе. (Ин. 15:4) Полагаю, что пребывание во Христе включает в себя общение с Ним. Стремясь увидеть образ Бога, я часто мысленно вижу образ Иисуса, «Который есть образ Бога невидимого». (Кол. 1:15)

Взывая в молитве к силе и власти Божьей, я обращаюсь к Отцу Небесному. Желая установить с Богом близкие, дружеские отношения, – к Иисусу. Поклоняясь Богу на служении или начиная учебное занятие, я обычно обращаюсь к Святому Духу, призывая Его явить Свое присутствие среди верующих.

Отвечая на мой вопрос о правильном построении молитвы, Господь подтвердил, что лучший способ обращения к Нему – через Сына при содействии Святого Духа. При этом следует помнить, что Бог един, поэтому Он с уважением относится к молитве, посредством которой я общаюсь с Иисусом. Ведь Иисус творит те же дела, что и Отец. (Ин. 5:19, 29)

Внимательно читая Писание, мы видим, что возможно общение с Отцом, Сыном и Духом Святым: «... возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом». (1 Ин. 1:3) «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами». (2 кор.13:13)

Так, почему бы вам не попробовать вести молитвенный журнал? Если вы готовы к этому, возьмите бумагу, карандаш, усмирите свои мысли пред Господом и выскажите Ему все, что у вас на сердце. Дождитесь ответа от Господа и запишите все, что Он говорит вам. Почувствовав, что Господь не откликается на ваше обращение к Нему, задайте Ему конкретный вопрос. Расслабьтесь и с простой, детской верой запишите все, что прозвучит в сердце. И вы поймете, что это – Господь.

Глава 7.Аввакум: соединение воедино всех четырех ключей

Хотелось бы подробнее рассказать о своем первом опыте ведения молитвенного журнала. Это было в 1979 году. У меня возникли проблемы с непослушной девочкой-подростком Джуди (имя изменено), которая жила в то время в нашей семье. Джуди систематически нарушала порядок, заведенный в нашем доме, и настало время серьезно поговорить с ней. Я собирался сказать девочке, что, если она по-прежнему хочет жить в нашей семье, ей нужно соблюдать определенные правила поведения. Если же Джуди это не устраивает, то тогда она должна покинуть наш дом. Она еще была в школе, и я отправился в свой кабинет, чтобы помолиться.

В то время у меня только начинало складываться представление о ведении молитвенного журнала, и я решил попробовать разобраться в сложившейся ситуации с его помощью. Поскольку я вырос на молочной ферме, где было несколько колодцев, мне было легко мысленно представить себе сцену из четвертой главы Евангелия от Иоанна, в которой описывается встреча Христа с самарянкой.

Итак, я вообразил себя сидящим рядом с Иисусом на краю колодца. Весь Его облик и поведение выражали мир и любовь. Я не видел Его лица, только силуэт, но этого было достаточно, чтобы почувствовать себя любимым и принятым Им.

Почувствовав необходимость молиться о чем-то конкретном, я спросил у Господа: «Как правильно вести себя по отношению к Джуди?»

Закрыв глаза, начал пристально вглядываться в видение Иисуса очами сердца и заметил Его движения. Он двигался и жестикулировал, как любой другой собеседник во время разговора.

Едва я задал вопрос о Джуди, меня осенила мысль: «Люби бескорыстно!»

Мне эта мысль показалась хорошей, я открыл глаза и записал ее в журнал. Снова закрыл глаза и обратился к мысленному образу Иисуса: «Господи, желаешь ли Ты сказать что-нибудь еще?»

На этот раз Иисус был неподвижен, но снова в моем сознании появилась мысль: «Ей не хватает уверенности в своих силах».

Я снова взглянул на Иисуса, и в сознании мелькнула мысль: «Ценное замечание!»

Все эти мысли не были плодом моего собственного разума. Я полагал, что к Джуди нужно относиться одновременно с любовью и со строгостью. Причем, в основном со строгостью. Записи в журнале призывали меня руководствоваться в основном любовью. Я вовсе не считаю, что нужно руководствоваться исключительно любовью, имея дело с бунтарством и непослушанием. Но в данной ситуации и применительно к данной девочке это было оптимальное решение. Я решил действовать согласно полученному откровению. Вместо того, чтобы подвергнуть Джуди резкому осуждению, я поговорил с ней спокойно и по-доброму, заверив девочку в нашей любви, благожелательном и участливом отношении. Благодаря такому подходу нам удалось избежать вспышки гнева и конфликтной ситуации, которая была бы неизбежна, поступи я по-своему.

После того разговора Джуди пробыла в нашей семье более года. На протяжении всего этого времени у нас сохранялись с ней дружеские отношения. То, что в поведении девочки казалось мне бунтарством, было по мнению Иисуса проявлением чувства неуверенности в себе и незащищенности.

По мере того, как я действовал, руководствуясь записями в молитвенном журнале, я отчетливо видел положительные результаты своих поступков и все больше осознавал, что Бог обращается ко мне таким образом. Тогда я решил провести экперимент: каждое утро во время молитвенного общения с Богом посвящал определенное время ведению записей, благодаря чему получал свыше слово мудрости, помогавшее заглянуть в причины и суть происходивших в моей жизни событий. Это вселяло в меня еще большую уверенность в том, что ко мне обращается Бог.

Я вел записи в молитвенном журнале уже около двух недель, когда решил окончательно удостовериться в том, что общаюсь с Богом, показав записи супруге и старейшинам церкви. Все они подтвердили, что почувствовали присутствие Божье в записях в молитвенном журнале. В духовных вопросах, особенно в таком важном, как общение с Богом, необходимо заручиться поддержкой духовно зрелых христиан.

Настоятельно советую вам показать первые записи в молитвенном журнале своим духовным наставникам или старейшинам церкви. Это не обязательно должен быть пастор церкви, главное условие состоит в том, чтобы вы доверяли этому человеку как своему духовному руководителю.

Советуясь с духовно зрелыми христианами по поводу записей, мы приобретаем уверенность в новом для нас деле. Со временем мы набираемся опыта и уже меньше нуждаемся в советах извне. Они нам нужны только тогда, когда записи в молитвенном журнале призывают нас к совершению действий, способных коренным образом изменить нашу жизнь. Мы подробнее поговорим об этом в главе, посвященной послушанию.

Первые несколько дней ведения молитвенного журнала – один из важнейших этапов духовной жизни. Для меня это стало событием величайшей важности, ведь я начал вести диалог со Всемогущим Богом! Годы духовных поисков принесли замечательный результат, и я обрел, наконец, способность слышать голос Божий в глубине сердца. Наступило время коренных перемен в моей христианской жизни. Меня не покидало ощущение, что это событие полностью перевернет мои былые представления о духовной жизни во Христе. С тех пор прошло семь лет, и сегодня я с уверенностью заявляю, что способность вести диалог со Всемогущим Богом коренным образом изменила все области моей жизни. Сейчас я живу, руководствуясь в своих действиях внутренним голосом Духа Божьего, звучащего в сердце. Он задает направление моей жизни каждый день.

По мере того, как я продолжал вести молитвенный журнал, Бог обратил мое внимание на Книгу пророка Аввакума, чтобы показать, насколько мой новый духовный опыт соответствует Писанию.

Духовный опыт Аввакума

Аввакум не только слышал голос Божий, он еще научил нас, как это делать. Будучи по натуре человеком, желающим докопаться до механизма действия любого явления, я получил особое благословение от прочитанного в Книге пророка Аввакума, обнаружив, что пророк применял в своей духовной жизни каждый из четырех ключей, которые мы обсуждали на протяжении четырех последних глав.

В первой главе Аввакум взывает к Господу с мольбой положить конец нападкам врагов. Во второй главе он готовится услышать ответ от Господа и слышит его:

«На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей? И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать, ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится». (Авв. 2:1 – 3)

Мы уже вкратце рассматривали содержание этих стихов. Сейчас рассмотрим их подробнее, поскольку они подводят итог всему сказанному ранее.

Во-первых, у Аввакума было тихое место, где он уединялся и усмирял свои мысли, когда хотел услышать голос Господа. Именно в этом заключается суть первого ключевого момента: уединиться в тихом месте и усмирить мысли в присутствии Божьем. Что касается меня, я уединяюсь в кабинете и успокаиваюсь в присутствии Господнем. Достичь состояния внутреннего покоя мне помогает игра на цитре и пение в духе. Таким образом мой внутренний человек обретает мир и готовность предстать пред Господом.

Используйте наиболее эффективные и приемлемые для вас способы достижения состояния умиротворения в духе. Например, изучение Библии, прогулка на природе, отдых у ручья, поклонение Богу и т.д.

Второй ключевой момент – «наблюдать, чтобы узнать, что скажет Он». На первый взгляд уместнее было бы сказать «слушать, чтобы узнать, что скажет Он», не правда ли? Тем не менее, проницательность Аввакума помогла мне подняться на более высокий уровень – обрести способность видеть в духе. Я научился смотреть очами сердца во время молитвы, благодаря чему видел то, что Господу было угодно показать мне в духе. С помощью воображения я создаю мысленный образ Иисуса, с которым беседую в уютной, дружеской обстановке. Иногда я просто «наблюдаю, чтобы узнать, что скажет Он». Один из этих способов непременно срабатывает в моем случае.

Обретение дара видения оказало огромное влияние на мои сердце и разум. Во-первых, дар видения укрепляет во мне веру, что способствует образованию в сердце «внутреннего потока» откровения. Во-вторых, занимает разум и не позволяет ему вмешиваться в ход молитвы и отвлекать меня от общения с Господом. Пусть лучше разум будет мне помощником, чем препятствием в молитвенной жизни!

Третий ключевой момент, к которому прибегал Аввакум, заключался в его умении настраиваться на голос Божий. Пророк точно знал, как звучит голос Божий, поскольку он свидетельствовал об этом: «И отвечал мне Господь и сказал…» Совершенно очевидно, что Аввакум умел отличать голос Господа, звучащий как поток спонтанных мыслей, от голосов иных. Следовательно, настраиваясь на голос Божий, я настраиваюсь на спонтанность. Затем Господь обращается ко мне в Духе Своем ( 1 кор. 2:9, 10), а «соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом)». (1 кор. 6:17)

Слова, исходящие от Господа, запечатлеваются в разуме как самопроизвольные мысли и образы. Я умею отличать спонтанные мысли, посланные Господом от своих аналитических рассуждений, что позволяет мне общаться с Господом.

Четвертый ключевой момент, который мы находим в Книге пророка Аввакума, подчеркивает необходимость ведения записи диалога со Всемогущим Богом: «И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать». (Авв. 2:2)

Как уже говорилось, теме ведения молитвенного журнала в Писании уделяется пристальное внимание. Ей отводятся сотни глав, в которых описывается данный процесс. В Писании Господь неоднократно призывает нас вести журнал. Именно поэтому я и начал этим заниматься. Ведение записей в молитвенном журнале занимает полезным делом разум, не позволяя ему препятствовать общению с Богом, помогает сосредоточиться на самом главном и является живым свидетельством общения с Господом, благодаря чему вера укрепляется, а послушание возрастает.

Таким образом Господь подтверждает, что, пребывая каждое утро в молитвенном общении с Ним, я поступаю согласно Писанию. Именно так поступали пророк Аввакум и Иоанн Богослов (Отк. 1:10, 11). В молитвенном общении с Богом Аввакум и Иоанн использовали четыре основополагающих элемента:

1. Усмиряли свои мысли в присутствии Божьем.

2. Настраивались на получение спонтанного потока мыслей, в котором звучал голос Божий.

3. Использовали дар видения.

4. Вели запись диалога с Богом.

Я сам убедился в том, что все четыре элемента необходимы для полноценного общения с Богом. Отсутствие одного из них нарушит ход общения с Господом. Если вы хотите подняться на качественно новую ступень духовной жизни, развивайте и используйте все четыре элемента общения с Господом, каждый раз налаживая диалог с Ним. Наличие всех четырех элементов общения с Господом произведет огромные перемены в вашей жизни.

Хотелось бы поделиться с вами еще некоторыми советами, которые помогут вам на первых порах ведения молитвенного журнала. Стремясь услышать голос Божий, не обращайте внимание на внешние раздражители. Важно сосредоточиться на своем внутреннем состоянии и наблюдать за движением духа. Еще нужно помнить о том, что, медля с ведением записей и ожидая появления новой мысли или подходящего слова, мы позволяем разуму вмешиваться в ход общения с Богом и вносить свои рациональные суждения. Разум, заняв активную роль в общении с Богом, стремится возобладать над Духом, внося сумятицу в мысли. Во избежание этого я сосредоточиваю внимание на мысленном образе Иисуса, благодаря чему достигаю состояния умиротворения. Через некоторое время ко мне приходят Его мысли или слова.

Записывая в журнал спонтанные мысли, полученные во время молитвенного общения с Богом, мы порой замечаем, что они практически ничем не отличаются от мыслей, которые были у нас до ведения записей. В таких случаях я не отвергаю записей, сделанных мною в журнале, и не считаю их плодом собственного воображения. Наоборот, считаю, что благодаря постоянному общению с Господом, меня осенили мысли свыше еще до того, как я начал вести записи. При этом, как уже ранее говорилось, необходимо сверять записи с библейской истиной и советоваться с духовным наставником.

Иногда слово от Господа сбывается не так, как мы ожидаем. В таких случаях я прошу Его объяснить мне, почему так происходит. И тогда из разъяснений Господа я понимаю, что неправильно истолковал Его откровение. Вторая наиболее распространенная причина состоит в том, что в ситуацию вмешивается свободная воля какого-либо другого человека.

Мне удалось добиться гораздо большей ясности в ведении записей, перестав просить Господа назвать точную дату совершения того или иного события. Чисто по-человечески мне хотелось знать точные сроки исполнения Божьих откровений. Опыт показал, что даты, ранее внесенные в молитвенный журнал, были неверными и исходили скорее из моего сердца, нежели от Господа. А посему я больше не спрашиваю Господа о сроках.

Ведение журнала становится все более популярным занятием, особенно в светских кругах. Безусловно, это – эффективный способ извлечения наружу накопившихся внутри чувств и мыслей. Значит, ведение записей должно играть еще более важную роль в жизни христиан, поскольку Христос пребывает в нас. Посредством ведения молитвенного журнала мы получаем возможность общаться с Господом по-новому, все больше облекаясь в Его характер и Дух.

Однажды хорошо известного в США евангелиста Орала Робертса спросили о том, как научиться слышать голос Божий. Робертс ответил: «Хочешь слышать голос Божий – развивай в себе способность слышать его».

На первых порах самое главное – иметь горячее желание слышать голос Божий, иначе возникающие на нашем пути препятствия помешают нам установить полноценное общение с Богом. Например, глубокие внутренние противоречия и всевозможные скрытые мотивы нашего поведения зачастую выходят на поверхность и общению с Господом отнюдь не содействуют. Нежелание разобраться со своими внутренними проблемами со временем заведет нас в тупик. Мы должны быть готовы предпочесть живое общение с Господом исполнению закона, установление взаимоотношений с Ним – повиновению своду правил, духовную жизнь – материальному, земному существованию.

Духовный мир сложен и на развитие в себе умения ориентироваться в нем необходимо потратить время и усилия. Большинство из нас провели, по крайней мере, двенадцать лет в школе, осваивая навыки жизни в материальном мире. Так готовы ли мы посвятить один или два года духовной подготовке в Духе Святом? Господь призвал меня посвятить целый год развитию в себе способности слышать Его голос. Это стало главной целью в моей духовной жизни в течение двенадцати месяцев, все мои усилия были направлены на ее достижение. По истечении этого срока Господь призвал меня в течение последующего года учиться пребывать в Его присутствии. Будучи настроенным на голос Духа Святого, я углубленно развивал в себе способность пребывать в присутствии Божьем и действовать, исходя из интуитивных побуждений.

Первые шаги хождения пред Богом подобны первым нетвердым шагам ребенка, который спотыкается, падает, встает и снова пытается идти. Наблюдая за тем, с какой решимостью мои дети учились ходить, я был просто изумлен. Их не останавливали ни бесконечные падения, ни многочисленные синяки. Ведь ходить гораздо лучше, чем ползать! Именно поэтому дети не оставляют попыток научиться ходить до тех пор, пока не овладеют навыками ходьбы. Убежденность в том, что полноценные взаимоотношения с Богом гораздо лучше, чем стремление соблюдать закон, поможет нам преодолеть неудачи в духовной жизни.

Я прочел много книг в поисках ключа, который помог бы мне распознавать голос Божий. В то время я еще не замечал ключей к разгадке этой тайны на страницах прочитанных мною книг. Научившись налаживать диалог с Богом, снова вернулся к книгам, затрагивающим данную тему, и тогда уже нашел в них подтверждение тому, что избрал правильный духовный путь. Для меня это было очень важно, поскольку я не хочу преподавать учение, которое не получило поддержки авторитетных лидеров церкви. Изучая тему общения Бога с человеком, я обнаружил во многих источниках три важных момента:

1. Голос Божий часто приходит к нам как спонтанный поток мыслей или впечатлений.

2. Бог посылает нам мысленные образы, которые мы видим посредством очей сердца.

3. Ведение записей общения с Богом играет важную роль в духовной жизни.

Американский автор Дуглас Уид написал замечательную книгу «Услышь Его голос», цитаты из которой мне бы хотелось привести здесь:

«Меня посетил образ ...»

«В моем сознании возник мысленный образ девочки, сидящей за столом...»

«Я сделал краткую, беглую запись своих мыслей».

В 1981 в журнале «Харизма» была опубликована статья, в которой затрагивалась тема божественного откровения и рассматривались способы, посредством которых человек получает спонтанное откровение свыше. В этой статье Лэрри Томчек (писатель и пастор) рассказал о трех способах получения откровения:

1.Мысленные образы. Господь часто обращался к пророкам, посылая им мысленные образы и видения. Господь и сегодня создает мысленные образы в сознании человека.

2.Писание. Господь обращается к человеку посредством определенных стихов из Писания или ссылок на них.

3. Слово. Господь посылает нам определенное слово или совет, не являющиеся плодом наших собственных логических размышлений. Подобные мысли отличаются спонтанностью и осеняют нас внезапно, словно вспышка прозрения. Как правило, между нашими мыслями и мыслями, пришедшими от Господа нет логической связи. Человеческому сознанию свойственно иное: погружаясь в осмысленные размышления или мечтая, мы обычно связываем мысли друг с другом.

Джон Патрик Грейс в своей книге «Слышать Его голос» («Аве Мария Пресс», 1979) приводит высказывания, касающиеся общения с Господом, известных в США руководителей различных христианских служений.

Например, Орал Робертс утверждает, что голос Божий приходит к нему по-разному: как «внутренний, вполне слышимый голос»; как «слова, тихо запечатленные в духе»; как «глубокие духовные впечатления».

Д-р Робертс многократно получал от Господа видения и всякий раз тщательно записывал их как повеления, исходящие свыше.

А основатель «Христианского служения исцеления» (Christian Healing Ministries) Фрэнсис Макнатт свидетельствует о том, что он получает «Божье водительство на интуитивном уровне благодаря внутреннему чутью».

Бен Кинчлоу, популярный ведущий христианских теле и радиопередач, сказал об общении с Богом так: «Когда Господь обращается ко мне в Духе, Его голос преобразуется в зарождающиеся в разуме мысли. Под высказываниями «я слышал Господа» или «Господь заговорил ко мне» я подразумеваю, что Он обратился ко мне, послав в сердце особое духовное переживание, которое затем преобразилось в мысль. В свою очередь мысль сопровождается необычайным восторгом, или, говоря языком современной молодежи, – кайфом! Подобное духовное переживание полностью захватывает меня».

Глен Кларк (1882 – 1956), основатель движения христианских лагерей «Camps Farthest Out», когда-то сказал, что христиане утратили один из даров Иисуса – дар воображения. В книге «Искреннее желание души» Глен Кларк пишет: «Иисус смотрел на действительность через призму божественного воображения. Обладая силой воображения мы видим гармонию, единство и красоту там, где люди, лишенные этого дара, видят лишь разногласие, разделение и убожество. Воображение человека – это окно или дверь, распахнув которые, он наполняет свою жизнь потоком божественного откровения».

Все вышеупомянутые люди известны своей способностью слышать голос Божий. Духовный опыт этих уважаемых в христианских кругах мужей Божьих вдохновил меня продолжать использовать в своей духовной жизни такие средства общения с Господом, как спонтанная мысль, видение и ведение записей.

Именно поэтому я призываю вас, дорогие читатели, использовать в молитвенном общении с Господом все четыре составные его части: достижение состояния внутреннего покоя, настрой на спонтанность, дар видения, записи в молитвенном журнале. В порядке эксперимента попробуйте в течение последующих трех месяцев дважды в неделю включить все эти четыре элемента в свое общение с Богом. Сделайте шаг веры и Господь обратится к вам напрямую. Отбросив в сторону сомнения, ведите записи хотя бы три месяца, а затем подведите итоги. Я уверен: сделав этот шаг, вы убедитесь в том, что наладили диалог со Всевышним Богом.

Готовы ли вы к такому духовному опыту?

Наши рекомендации