Совершенствование очей сердца (Еф. 1:18)
Библия учит нас тому, что совершенствование духовных даров происходит по мере их использования. Существует несколько способов развития способности видеть в духе. Наиболее простой и распространенный из них – вхождение в библейскую историю с помощью видения. Для начала нужно мысленно
представить, упомянутое на страницах Библии событие, затем обратиться к Святому Духу с просьбой взять видение под контроль и показать посредством этой истории нечто важное для нас.
Святой Дух ответит на нашу просьбу, нужно лишь следить за Его движением. При этом необходимо мысленно погрузиться в события, происходящие в истории и стать их участником. Детская программа «Суперкнига», передававшаяся по христианскому радиовещанию, – яркий пример тому, что такое погружение в библейскую историю достижимо.
Другой пример – творчество исполнителя и автора песен Дона Франсиско. Многие его песни представляют собой яркие зарисовки на тему библейских историй, которые часто передаются от первого лица, словно автор песни сам был их непосредственным участником. Мысленно погрузившись в содержание песни, слушатели получают возможность пережить события, о которых поется в песне.
В ходе семинаров на тему «Общение с Богом» (на их основе написана эта книга) в США и Канаде я регулярно провожу опросы слушателей. Опросы показали, что, читая Библию, две трети взрослых мысленно представляют события, разворачивающиеся в той или иной истории. В то время, как воображение одной трети читателей не задействовано.
Значит, большинство людей, читающих Библию с большим воодушевлением, будут изумлены, узнав, что другие подходят к ней исключительно с рациональной точки зрения и черпают в ней лишь теологические знания. Бог призывает нас «быть как дети», а они, читая истории мысленно представляют все, что в них происходит. Именно поэтому я принял решение: отныне, читая Писание, всегда буду применять дар видения. Ведь подобные упражнения помогут мне восстановить «мышцу» воображения, которая атрофировалась от долгого бездействия. Многие из вас, дорогие читатели, тоже долго не развивали в себе способность к духовному видению, поэтому призываю вас активно тренировать ее во время чтения Писания. Не забывайте о том, что Дух Святой пребывает в вас. Попросите Его наполнить вас видением, являющимся неотъемлемой частью Его жизни. Господь непременно укажет вам правильный путь.
Благодаря такому подходу, мы, читая Библию, встречаемся с Богом, и ощущаем божественный поток Его жизни. Для этого нужно расслабиться во время чтения Писания, посмотреть на описываемые события очами разума и обратиться к Святому Духу с просьбой показать Свою истину.
Просто удивительно, насколько велика способность человека получать откровение через видение! Неслучайно Библия говорит, что мы не имеем, потому что не просим: «Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна». (Ин. 16:24)
Еще одна возможность видеть в духе приходит к нам во время молитвы. Попросив Господа направить мои мысли туда, куда Ему угодно, я вижу стоящего рядом со мной Иисуса, внимательно слушающего меня. Часто меня посещают видения, в которых я общаюсь с Иисусом в библейской обстановке. Например, мы вместе идем вдоль берега моря или сидим у колодца. При этом я не прикладываю никаких усилий, чтобы вызвать поток мысленных образов. Все происходит естественным образом, не приходится ничего «не дорисовывать» в своем воображении. Самое главное в таком духовном переживании – ощутить присутствие Господа.
Когда мы с супругой только начинали использовать дар видения в молитве, нам не всегда удавалось увидеть лицо Иисуса. То же самое признавали и многие другие люди. Но само Его присутствие производило на нас огромное впечатление. Иисус исполнен любви. И вся полнота любви «агапе» непостижима человеческому разуму. По прошествии некоторого времени нам удавалось увидеть лицо Господа, на котором выделялись удивительные глаза, полные сострадания. При этом черты лица Господа в поле зрения не попадали, даже не были важны для подобного рода молитвенного общения. Его любовь и сострадание имели решающее значение. Очень важно сделать первый шаг – открыть сердце для встречи с Иисусом, а затем довериться водительству Святого Духа.
Пристально взирая на Христа в видении, я не напрягаюсь, не отвлекаюсь и не пытаюсь вызвать в воображении какие-либо образы усилием воли. Просто смотрю с верой, сосредоточив внимание на Христе в глубине сердца. По мере того, как Святой Дух воцаряется в сознании, вижу, как Иисус начинает действовать и говорить. Его слова – кладезь мудрости и жизни, Его действия – проявление мира и любви. Подобно Иоанну Богослову, я пребываю в духе: смотрю, вижу, слышу.
Такой подход особенно эффективен во время ходатайственной молитвы. Тогда я вижу очами разума людей, о которых молюсь, и прошу Христа придти и сотворить Свою волю в их жизни. Спустя некоторое время вижу, как Иисус подходит к ним. Наблюдая за Его действиями, я выражаю их словами.
Порой Христос возлагает руки на этих людей и призывает на них исцеление. Порой Господь обнимает их, даруя такой мир, какой не силах дать ни один человек. Я пережил подобный момент, когда молился о пожилой женщине, которой предстояла хирургическая операция. Начав молиться об исцелении женщины, я увидел ее в видении лежащей на больничной койке. Иисус подошел к женщине, взял ее на руки и понес ее домой, чтобы она была с Ним в вечности. Я молился вслух и видел, как Христос нежно обнимал ее, даруя ей мир по мере того, как Он забирал ее с Собой. После этого видения у меня состоялся разговор с родными женщины о том, как важно познавать Божью волю и со смирением относиться к утрате близкого человека.
Подобные случаи убедили меня в том, что молитва в духе основывается на слушании голоса Божьего и получении от Бога откровения через видение. Невозможно молитвами вынудить Бога действовать согласно нашей воле. Однако Он посылает нам откровения и призывает нас провозглашать их.
Однажды я молился за Конгресс, высший законодательный орган США. При этом просил Господа показать мне в видении, что Ему угодно сотворить в конгрессменах и через них, ведь мысли и решения этих людей во многом влияют на судьбы мира. Господь показал мне зал заседаний, причем каждый конгрессмен сидел на своем рабочем месте. Затем я увидел, как лучи света опустились с неба и коснулись каждого из них, и начал молиться о том, чтобы Божий свет наполнил каждого конгрессмена, даровав ему мудрость и чистоту помыслов. Закончив молитву, я заметил, что лучи света по-прежнему струятся с неба, касаясь конгрессменов. И я не прекращал молитвы до тех пор, пока видение не рассеялось.
Хвала и поклонение обрели в моей жизни новый смысл и особую силу, когда я начал видеть в духе то, о чем пою и позволил Святому Духу полностью управлять видением. Итак, когда я пою о том, как склоняюсь пред Христом в молитве, вижу себя у Его ног. Если пою о Его Голгофской жертве, вижу крест и Его жизнь, отданную за меня. Если песня о том, что Иисус – Господь, вижу, как присоединяюсь к ангелам и великому множеству людей, поклоняющихся Христу у престола. Я вправе выбрать тему песни, но видением руководит Святой Дух. Иногда я вижу в духе Господа, касающегося прихожан в церкви и отвечающего на их нужды.
Иногда в видении Иисус просто улыбается мне с такой любовью, которая превыше всяких слов. Как-то раз во время служения поклонения моя жена мысленно представляла себе событие, о котором пелось в песне, и тогда Святой Дух послал ей удивительное видение, продолжавшееся почти полчаса.
По мере того, как община переходила от песни к песне, каждый прихожанин становился неотъемлемой частью видения и частью фона, на котором происходили события, о которых пелось в песнях. Поклонение Богу действительно станет духовным общением с Ним, если того искренне захотят наши сердца.
Проводя опрос среди своих слушателей, я обнаружил, что каждый четвертый обычно использует очи сердца во время поклонения и мысленно видит событие, которому посвящена определенная песня, и позволяет Святому Духу руководить видением. Хотелось бы поощрить тех христиан, с кем подобное не происходит, во время поклонения представить очи своего сердца Господу для наполнения Его славой. Господь, как правило, не наполняет сосуды, которые не представлены для наполнения.
Пророков называли прозорливцами, потому что они смотрели и видели, будучи наблюдательными и чувствительными к движению Святого Духа. То же самое требуется и от нас.
Изучая тему снов и видений в Писании, я пришел к выводу о том, что мои сны – это естественное выражение внутреннего мира. Сны – не просто пестрый калейдоскоп событий прошедшего дня, они символически выражают самые сокровенные чувства человека. Тем самым сны создают естественные предпосылки для духовного общения с Богом. Яркие примеры тому мы находим в Писании. Например, Соломон просил у Господа мудрости, когда «явился Господь Соломону во сне ночью». (3 Цар. 3:5 –15)
Даниила много раз посещали пророческие видения во сне. (Дан. 7:1) Апостол Павел был призван Господом на служение в Македонию, когда ему «было ночью видение». (Деян. 16:9, 10)
По-настоящему осознав значение снов как важного способа общения с Богом, я начал обращать на них пристальное внимание. Впрочем, мне удавалось запомнить в течение года только пару снов, так что особых результатов я не ожидал. Тем не менее, в духовном мире происходят существенные перемены, когда мы воспринимаем сны всерьез. Тогда Бог начинает обращаться к нам посредством снов. В ту же ночь, когда я принял решение относиться к снам всерьез, мне приснились три сна. К своему удивлению, я отчетливо помнил их после пробуждения. То же самое неоднократно происходило с моими студентами: Бог обращался к ним во сне, после того как они осознали ценное значение сновидений.
Итак, чтобы сны принесли пользу, их необходимо запоминать и учиться понимать. Для этого я стараюсь записывать сны сразу же после пробуждения так, как это делал Даниил: «В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения головы своей на ложе своем. Тогда он записал этот сон, изложив сущность дела». (Дан. 7:1)
Я всегда прошу Господа дать мне истолкование сна, твердо веря в то, что Господь ответит на мою просьбу так, как Он ответил на просьбу Даниила: «И было: когда я, Даниил, увидел это видение и искал значения его, вот, стал предо мною как облик мужа. И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: "Гавриил! объясни ему это видение!" (Дан. 8:15, 16)
Если у вас есть возможность, рекомендую вам прочесть книгу Германа Риффеля «Сны: Божий дар, отвергнутый человеком» (Herman Riffel, Dreams:God’s Neglected Gift).
Один экран – три проектора
Один из способов понять способность человека видеть мысленные образы – это представить ее себе в виде экрана, на который направлено изображение трех проекторов. Одним проектором управляет сатана, другим – мы сами, а третьим – Святой Дух. (см. диаграмму 1)
Я пришел к выводу о том, что существует следующий духовный принцип: если мы целенаправленно не представляем Господу определенные области жизни, ими быстро овладевает сатана. Так как в Церкви не преподавалось учение о том, как представлять Господу очи сердца, враг человеческий овладел ими без нашего ведома. Именно поэтому зло так часто проникает в наши мысли, наполняя их вожделением, беспокойством, страхом неудач и поражений. Страдая из-за этого, люди даже склонны винить воображение в том, что оно орудие дьявола.
Столкнувшись со сложной ситуацией, чреватой серьезным конфликтом, мы часто думаем: «Уже видно, что из этого получится: между нами произойдет ужасная ссора, и наши отношения уже никогда не будут такими, как прежде». Другой пример: муж задерживается с работы. Какие изображения видит жена на своем внутреннем экране? Автокатастрофа? Любовная связь? Воображение обеспокоенной женщины рисует самые мрачные картины, при этом сатана злорадно подсовывает ей очередную зловещую догадку из богатого ассортимента вероятных несчастных случаев.
Необходимо немедленно пресекать каждую попытку сатаны передать свое изображение на наш внутренний экран. Каждая мысль верующего человека должна быть послушна воле Христа. Способность видеть в духе – чудесный дар свыше. Так давайте же поднимемся во Имя Господа Иисуса Христа и провозгласим восстановление этого дара в наших сердцах во славу Его!
Одним из проекторов мы управляем сами, обладая властью использовать его во благо или во зло. Мы несем ответственность за свое отношение к окружающей действительности и свое поведение, поэтому не следует винить во всем лукавого. Иисус говорил, что грех сначала зарождается в мыслях человека: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». (Мф. 5:28) Глядя на женщину с вожделением, мужчина создает в сознании определенный образ и преднамеренно разжигает в себе похоть. Он рисует в своем воображении откровенные сцены, погружаясь в сексуальные фантазии.
Таким образом он переносит мысленные образы на внутренний экран сознания.
Мы в силах повелеть разуму представить очи сердца Господу. Христианин способен стимулировать воображение, мысленно погрузившись в библейскую сцену, в мир Иисуса, позволяя Святому Духу наполнить видение Своей жизнью. Поступая подобным образом, мы вовсе не пытаемся склонить Господа действовать по нашему усмотрению, а создаем более благоприятные условия для движения Его Духа в нашей жизни.
Когда я был мальчишкой у двери нашего дома был ручной насос, сохранившийся с тех времен, когда в доме еще не было водопровода. Мне никогда не доводилось пить более чистой и освежающей воды, чем та, которая поступала из недр земли благодаря старому насосу. Впрочем, у системы подачи воды была своя особенность. Насос в той ситуации был бессилен, поскольку вода в него сама по себе не поступала. Получить воду из той скважины можно было только подготовив насос к выкачиванию воды, находившейся в недрах колодца. Для этого приходилось заливать в насос небольшое количество воды. Так, вылив в колодец кружку застоявшейся, безвкусной воды, мы получали поток чистой и свежей воды.
Как насос способствует подаче воды, так и мысленное погружение в духовный мир подготавливает нас к движению Духа в сердце и помогает зачерпнуть живой воды из чудесного потока. Каким бы затхлым и мутным ни был бы наш мысленный образ, он не в силах воспрепятствовать зарождению в сердце чистого, живительного потока.
Читая Откровение Иоанна Богослова, я размышлял над последовательностью событий, описанных в четвертой главе. Иоанн, вглянув, увидел на небе открытую дверь, услышал голос, а затем он «тотчас был в духе». (Отк. 4:2)
Читая эти строки, я недоумевал, почему Иоанн говорит о том, что он «был в духе» в последнюю очередь. Если бы мне довелось участвовать в тех событиях, я бы сообщил о них так: «Будучи в духе, взглянул, увидел и услышал». Однако Иоанн описал ход событий в такой последовательности, чтобы преподать нам важную истину. Итак: «... я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал ... И тотчас я был в духе».
Первые три главы Откровения ясно свидетельствуют о том, что Иоанн был в духе и получал откровения через видения. События, разворачивающиеся в начале четвертой главы, говорят о том, что Иоанн, возможно, после короткого перерыва, снова с воодушевлением стремится погрузиться в духовный мир. Нет никакого сомнения в том, что он обращается к Господу с просьбой показать ему важное откровение. И Господь отвечает на его просьбу: «Взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего». (Отк. 4:1) Затем Иоанн видел видения и участвовал в событиях, происходивших в духовном мире, общаясь с ангелами и небесными существами.
Такие чудесные откровения предназначены не только для выдающихся святых. Не будем забывать о том, что все мы – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел». (1 Пет. 2:9) Бог дарует нам Свои дары не потому, что мы очень духовны, а лишь из любви к нам. Один из замечательных Божьих даров – способность получать Его откровения. Это происходит посредством своеобразного проектора нашего сознания.
Третий вид символического проектора принадлежит Святому Духу, который переносит верующего человека за пределы его воображения в духовное измерение. Так, в событиях, описанных во втором стихе четвертой главы Откровения, Иоанн сначала стремится проникнуть взглядом в суть происходящего, затем Святой Дух, управляя ситуацией, показывает ему пророческие видения, о которых мы читаем на протяжение целого ряда глав.