XVII. Недостатки, которых должен проповедник избегать в проповеди

Затягивание проповеди

Проповедник не должен затягивать своих проповедей. Это наиболее распространенный недостаток.

Нормальная продолжительность проповедей от 20 до 45 минут. Проповедник особенно талантливый может говорить и дольше. Шпенер, например, говорил в течение 2-х часов и народ слушал его с ненасытимостыо. Но для проповедника средней силы нельзя рекомендовать ни в каком случае более 1/2 часа; если он будет говорить дольше, то рискует потерять своих слушателей.

Надо помнить, что краткость никогда не вредит проповеди, растянутость - всегда.

Вот что говорил по этому поводу Августин: как только оратор (проповедник) убедится, что его поняли, он должен немедленно окончить свою речь или перейти к другим предметам. Проповедывать кратко гораздо труднее, чем продолжительно.

Один проповедник говорил: "Если я хочу держать проповедь в течение одного часа, то я приготовляюсь два или три часа, но если мне нужно сказать проповедь в течение 1/4 часа, то я готовлюсь два дня".

Чрезмерное подражание

Есть два подражания: одно, когда человек перенимает у другого манеры, голос, выражения и даже части проповеди; другое, - когда человек перенимает у другого не действия, а способы.

Первый род подражания называется слепым подражанием. Оно - вредно для слушающих, потому что, видя подражательность у проповедника, они начинают легко относиться и к самой его проповеди. Оно вредно и для него самого, потому что отвлекает его от естественного развития и приводит к искусственности, которая вредит его служению.

Кроме того, привычка заимствовать у других проповедников ослабляет энергию человека, который перестает трудиться над собою, почему его работа делается менее плодотворной.

Но подражание второго рода, при котором более слабый проповедник воспринимает у более сильного не действия, а способы - несомненно полезно. Наша мысль такова: копировать Сперджена, его манеры, голос и пр. - неразумно, но усвоить его способ изучения Св. Писания, приготовления проповедей - действительно полезно и вполне правильно.

Повторение одного и того же

Есть проповедники, у которых все проповеди состоят из повторения текстов и мыслей, которые они делают из года в год.

Склонность к повторениям иногда переходит у них в непреодолимую привычку.

Рассказывают, что один лютеранский проповедник, о чем бы он не проповедывал, всегда заключал настойчивым увещанием уплачивать долги. Чтобы избавить его от этого, суперинтендент предложил ему однажды произнести проповедь на тему об обращении ап. Павла, думая, что ему негде будет вставить свою любимую мысль.

Но что же случилось?

Заканчивая свою проповедь и говоря о плодах обращения - он все-таки сказал, что одним из первых результатов обращения Павла было то, что он уплатил свои долги.

Повторение проповеди имеет две стороны: 1) полезную, - благодаря повторению люди лучше усваивают проповедываемые истины; 2) вредную, - повторение ослабляет впечатление от проповеди, ибо слыша в проповеди то, что они уже прежде слышали, люди составляют себе представление о скудости духовного материала проповедника.

Иногда ссылаются на то, что знаменитые проповедники в роде Муди и др. повторяли одну и ту же проповедь в тех же точно выражениях по несколько раз.

Но что допустимо для великих проповедников, того нужно избегать проповедникам средней силы.

Повторяемость у проповедников есть результат недостаточного познания Слова Божья и людей.

Для устранения повторений проповедник должен усердно

1) изучать Слово Божье

2) изучать самого себя

3) изучать людей

4) читать полезные книги.

В сущности проповедник всегда может иметь достаточно духовного материала, чтобы не повторяться. При правильном отношении к делу проповедник может проповедывать на один и тот же текст двадцать раз, давая всякий раз новые мысли.

Известный германский проповедник Гофакер, который проповедывал с такою силою, что во время его проповеди тысячи слушателей умилялись, плакали и рыдали, пишет следующее по этому вопросу: "Мне казалось, что если я проповедывал на один какой-либо текст, то будто я исчерпал его смысл и мне уже нечего больше сказать на него. Но в такие часы я слышал голос: "Бедный человек! Воззри ко Мне! Если Я не помогу тебе, ты будешь беспомощен!"

"В сущности я имею одну проповедь: придите и воззрите на Христа. Я проповедую закланного Агнца. Он привлекает сердца".

"Я убедился, что человек, проповедующий Христа, никогда не исчерпывается. Наша мудрость - сосуд, а сосуд имеет дно, любовь же Христа есть бездна и из этой бездны мы получаем благодать на благодать".

Наши рекомендации