В евангельской проповеди дух - главное, форма - второстепенное
Есть проповеди, составленные по всем правилам ораторского искусства, но совершенно лишенные силы духа. Такие проповеди чужды Евангелия.
Евангельская проповедь дает первое место духу, хотя бы от этого и страдала форма.
Евангельская проповедь употребляет самый простой и понятный язык.
Все проповеди Христа и апостолов произносились на самом употребительном народном языке того времени. Цель этого была та, чтобы как можно более народа могли понимать их проповеди и усвоить учение Христа.
В России евангельская проповедь естественным образом начала звучать не на старом славянском языке, а на народном русском языке.
XI. Роды проповедей
Есть два главных рода проповедей: 1) предметная и 2) текстовая.
Предметная проповедь есть проповедь на определенную тему. Например, проповедь на тему "о покаянии" будет проповедь предметная. В предметной проповеди проповедник не связан каким-либо определенным текстом из Библии. Он может для развития своей темы пользоваться сразу многими текстами из разных мест.
Текстовая проповедь, наоборот, состоит из одного определенного текста, который прочитывается и из которого потом развивается все содержание проповеди.
Например, если я возьму текст Map. 1,15 "приблизилось Царствие Божье, покайтесь и веруйте в Евангелие" и, строго держась его, произнесу проповедь, задавая себе различные вопросы, как то:
1) Почему в то время приблизилось Царствие Божье к Иудеям? Их состояние.
2) Почему им необходимо было покаяние?
3) В чем должно было состоять покаяние?
а) Сокрушение в грехах
б) Молитва о прощении
в) Перемена жизни
4) Что связано с покаянием? Вера в Евангелие! Верить в благую весть, значит верить в то, что Господь простил грехи, спас, что ты имеешь жизнь вечную. Без этого нет веры в Евангелие. 5) Приблизилось ли теперь Царствие Божье? Такая проповедь будет текстовая.
Проповедь Иисуса Христа в храме (Лук. 4,16-30) была текстовая, потому что Христос прочитал текст Исаия 61,1-2, а потом, на основании его, держал всю свою проповедь, доказывая, что "ныне исполнилось писание сие".
Проповедь Иисуса Христа о мытарях и грешниках (Лук. 15) была предметная. Христос избрал своею темою "спасение грешника" и на эту тему сказал три глубоких притчи.
Приводим примеры текстовой и предметной проповедей.
Образец текстовой проповеди
Цветник в сердце
"И ты будешь, как напоенный водою сад"
(Ис. 58,11).
Напоенный водою и хорошо содержимый сад представляет одно из самых приятных зрелищ на земле. Там цветут цветы, наливаются бутоны, зреют плоды, ласкающие взор и услаждающие вкус.
Но для Божиего взора есть более привлекательное зрелище, это духовный цветник - сердце, вполне преданное Ему и украшенное дарами Святого Духа. Бог, по Своей великой милости желает, чтобы каждое сердце было Его цветником и чтобы вся Его Церковь, как Эдемский сад красовалась Его славным присутствием.
Когда я смотрю на сад, следующие мысли, касающиеся сравнения земного и небесного или духовного сада, постоянно приходят мне в голову:
Какая перемена производится в саду.
Тот грунт, который теперь находится под садом, когда-то был пустым местом, наполненным камнями и сорными травами.
Таково и природное сердце. Камни и сорные травы изобилуют в нем:
Камни: непокорность, самообман, самодовольство, легкомыслие, тщеславие, неблагодарность, недовольство, недоброжелательство, неверность, нечестность, нераскаянность
Сорные травы: своеволие, непослушание, себялюбие, лукавство, гордость, зависть, ревность, дурное воображение, плоскость
Эти злые чувства в сердце подобны камням и сорным травам в пустыре, прежде, нежели он обратится в сад.
2. Как пустырь обращается в сад:
Пришел владелец пустыря и сказал: "я бы хотел иметь здесь сад". И он стал действовать сообразно своему желанию.
Так и Господь, наш Небесный Отец, воззрел с жалостью на нашу греховность и скверну и сказал: "О, если б Я мог произвесть цветник в этих грешных сердцах!" Как милостиво! Как снисходительно.` Он послал Своих ангелов и пророков возвестить нам о Своей великой любви; и, наконец, отдал Своего Единородного Сына, чтобы искупить нас от грехов и покорить Ему наши сердца, чтобы Он мог обогатить и украсить их для Своего обитания и вечного блаженства.