Логичность и последовательность изложения
Есть умы, которые от природы имеют способность логично и последовательно рассуждать и выражаться. Но, с другой стороны, есть умы, лишенные этой способности. Когда такие люди начинают о чем-либо говорить, они не могут сосредоточиться на одном предмете, их мысль перескакивает с одного предмета на другой, забегает вперед или возвращается назад.
Слушать таких ораторов мучительно. Но этот недостаток может быть устранен путем изучения грамматики, теории словесности и логики.
Очень хорошо, если они сделают попытку излагать свои проповеди письменно, прежде чем произнести их.
При письменном изложении скорее получится навык к установлению связи между отдельными частями проповеди или выражениями.
Голос проповедника
Голос проповедника есть такой же дар Божий и требует такого же мудрого применения, как и все другие дары Божии.
Есть люди, имеющие природный громкий голос и как будто со дня рождения предназначенные для выступления пред множеством народа.
Есть люди, имеющие очень слабый голос и часто до того тихий, что их едва слышно, даже на малом расстоянии, почему они и не могут быть проповедниками в больших собраниях.
Но есть люди, у которых есть довольно значительный голос, но они не умеют им пользоваться и потому производят очень невыгодное впечатление.
Например, у одного проповедника был замечательный мощный баритон, но он портил всякое впечатление тем, что позволял себе резкие переходы от самых высоких нот к самым низким нотам, вплоть до шепота.
Такие недостатки можно устранить путем личных усилий.
Проповедникам полезно соблюдать некоторые правила гигиены, что несомненно может способствовать сохранению чистоты и силы голоса.
1) He следует говорить за один раз так много, чтобы довести голос до крайнего утомления.
2) Не следует "надрывать" голоса, т. е. доводить его до крайнего напряжения по высоте или по силе звука.
Нарушение первого и второго правила влечет за собою ослабление голоса или хрипоту.
3) Нужно избегать всего, что может раздражать верхние дыхательные пути: для сего нужно дышать не ртом, а носом, не пить и не есть ничего слишком горячего или острого, не говорить и не петь на воздухе или в пыльной атмосфере.
4) Необходимо, чтобы полость рта всегда была в чистоте; для сего нужно чистить зубы перед сном.
5) Иногда голос проповедника ослабевает внезапно на кафедре; это происходит от утомления мускулов, напрягающих голосовые связки.
На такие случаи полезно на кафедре иметь стакан тепловатого чаю, который помогает и в случае тягостной сухости во рту.
6) Воздуха или холода бояться не нужно; неблагоразумно кутать шею. Но очень важно избегать простуды; после продолжительной проповеди в закрытом помещении не следует выходить пока не отдохнешь. Сосуды слизистой оболочки верхних дыхательных путей после продолжительной речи переполнены кровью и им необходимо дать возможность придти в норму.
Одежда и пища проповедника
В отношении одежды и пищи проповедника очень часто встречаются крайности.
Чаще всего можно встретить роскошь в одежде и пище. Вы видите проповедников в шелку и золоте. Мне пришлось видеть одного проповедника, у которого вся рука была в дорогих перстнях; вид такой руки во время проповеди производил один соблазн.
Своим посланникам-проповедникам Христос заповедал не брать "с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха" (Мат. 10, 9-10).
Это обозначает: "ничего лишнего".
Проповедник должен уклоняться всеми силами от всякого излишества в чем-либо.
Излишество в пище "отягчает" не только плоть, но и дух (Лук, 21, 34). Излишество в одежде и обстановке производит соблазн в других, склоняет проповедника к праздности, ослабляет в нем способность переносить труд и лишения для Господа.
Проповедник - воин Божий, а воин должен быть закален духом и телом для перенесения всяких лишений на пути земном в борьбе за Его дело.
В древности спартанцы были непобедимы потому, что их воины приучались к перенесению всяких лишений. Их заставляли спать на досках, одеваться в легкую одежду во время морозов, их били, чтобы они без крика могли переносить боль и т. п.
Недавно, при посещении одного училища для проповедников заграницей, один из учащихся молодых проповедников сообщил мне, что каждый из них убирает для себя свои постели, а по очереди, как дежурные, они убирают весь дом, не исключая уборной, причем он заметил, что именно в тот день он чистил уборную.
Может быть на это многие посмотрят, как на крайность, но во всяком случае приучение проповедников к труду, хотя и низкому по нашему мнению, вещь для них полезная в смысле противодействия стремлению к роскоши. Но бывает и другая крайность.
Есть проповедники, задавшиеся целью аскетической; они лишают себя даже необходимой пищи; некоторые, указывая на пример Иоанна Крестителя, предпочитают ходить в грубой и даже грязной до неряшливости одежде.
Но против такого образа жизни восстает ап. Павел, который говорит, что Богу нежелательна мудрость в самовольном служении "изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти" (Кол. 2,23).
Проповедник должен подавать пример чистоты не только духовной, но и телесной. Костюм проповедника должен быть прост и может быть беден, но он должен быть чист и сам проповедник опрятен.
Покрой одежды, конечно, не имеет значения; он зависит от той страны или среды, где человек находится и в этом случае применимы слова ап. Павла: с Иудеями - Иудей; с подзаконными - подзаконный и т. п.
Борьба с внешними недостатками. Для борьбы с внешними недостатками у проповедника существует прежде всего то же могучее средство, как и для борьбы с внутренними недостатками - именно молитва. Но кроме того, он может применить и средства практического характера.
Что личные усилия могут иметь успех, можно подтвердить примером знаменитейшего греческого оратора Демостена.
До выступления на поприще ораторского искусства Демостен был человек слабогрудый, с картавой речью, слабым голосом и подергиваниями в плече.
Когда он выходил говорить, то его освистывали.
Но Демостен решил освободиться от своих недостатков.
Обрив себе голову, чтобы не возвращаться в город, он удалился в пещеру, где заложив себе камешки в рот и повесив меч над плечом, произносил перед зеркалом речи, декламировал на берегу шумящего моря, стараясь перекричать шум волн и т. п.
Путем таких усилий, Демостен совершенно освободился от своих недостатков и сделался одним из величайших ораторов всех веков.
Поэтому, проповедующему никогда не следует отчаиваться. Путем непрестанных усилий над собою, при молитве, многое можно сделать.
VII. Значение образования для проповедника
Едва ли нужно в наше время доказывать пользу образования в общем смысле.
Но в отношении проповедников иногда приходится слышать мнение, что образование для них не является необходимостью. При этом обыкновенно указывают на пример 12 апостолов, которые были рыбаками и просветили весь мир.
Но здесь забывают, что все эти рыбаки 3 1/2 года были в школе величайшего из мудрецов, какие когда-либо являлись на земле.
Иногда высказывается мнение, что образование удаляет от простоты Христовой, ослабляет непосредственность чувства и охлаждает пламя веры.
При этом указывают на проповедников, существующих исторических церквей, проповедь которых превратилась в чтение сухих и неудобоваримых лекций.
Нельзя отрицать, что во всем этом есть доля правды. То образование, которое дается в огромном большинстве семинарий и академий больших церквей и без которого в них никто не может быть допущен к проповеди, приносит больше вреда, чем пользы для духовной жизни учащихся проповедников.
Оно "надмевает" (1 Кор. 8,1) и, как буква, умерщвляет дух. Мы знаем, что есть религиозные системы, основывающиеся на учении Христа, но неимеющие ничего общего с ним. Существование таких систем нельзя ставить в вину самому учению Христа, которое остается по-прежнему недосягаемым по высоте и совершенству. Так точно нужно различать между системой образования и чистой наукой.
Системы образования могут быть плохими и вредными, а чистая наука, как собрание полезных для человека знаний, всегда полезна.
Что наука может быть полезной в деле проповеднического служения доказывается двумя яркими примерами из библейской истории.
В Ветхом Завете для того, чтобы выполнить великий план освобождения и устроения народа Израильского, Бог избирает Моисея и посылает его младенцем в Египет во дворцы фараона, где он научается всей мудрости того времени, т. е. получает самое высшее по тому времени образование и только после того выступает на поприще деятельности пророка и вождя народного.
В Новом Завете для того, чтобы дать наилучшее разъяснение истин, проповеданных Христом и Его учениками-рыбаками и осуществить организацию и утверждение церквей. Бог избирает ап. Павла, учившегося при ногах Гамалиила и бывшего знакомым с греческой поэзией и философией (Деян. 17, 28).
И Сам Христос признает пользу образования для деятелей Царствия Божья, когда говорит, что "всякий книжник (образованный человек), наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое (учение Христа) и старое (свою науку)" (Мат. 13,52).
В нашем случае мы должны различать между науками общеобразовательными и науками богословскими. Польза наук общеобразовательных двоякая. Они 1) развивают вообще наши умственные способности и, в частности, способность логического мышления (логика, история, философия и т. п.) и нашу речь (грамматика, теория словесности, история литературы и т. п.); 2) обогащают ум полезными познаниями (география, история, психология, педагогика и пр.).
При этом заметим, что желательно приобретение проповедниками медицинских знаний, ибо они дают возможность им быть полезными не только для души, но и для тела их слушателей.
Польза богословских наук для проповедника несомненна. Эти науки дают возможность проповеднику изучить самую Библию и все, что относится к ней, путем: 1) изучения древних языков, на которых книги Библии написаны; 2) истолкования книг; 3) систематического изложения учения Библии (догматическое и нравственное богословие); 4) изучения истории влияния Библии на народы (история христианской церкви); 5) ознакомления со способами защиты учения Библии (апологетика и т. п.).
Признавая пользу образования и знания, ап. Павел неоднократно увещевает Тимофея "заниматься чтением, наставлением, учением" (1 Тим. 4,13), "вникать в себя и в учение" (1 Тим. 4,16). Но этот объем знаний может быть полезен только при том условии, если в жизни проповедника всегда и всюду знание, дарованное от Бога (1 Кор. 8,3), т. е. внутреннее духовное познание Библии и опытное знание Бога, путем непосредственного общения с Ним, будет занимать первое место; когда он во всякий момент готов, подобно ап. Павлу, "все почесть тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса" (Фил. 3,8).
Можно доказать, что относительно высшего проявления проповедничества, т. е. пророчества, преподавалось учение.
У великого пророка Илии был ученик Елисей, у Елисея было множество учеников, которые назывались "сынами пророческими" (4 Цар. 4,38).
В Вефиле и Галгале были школы пророков (4 Цар. 2,3; 4,38; 6,21).
В Коринфской церкви возникали различные недоразумения относительно способов пророчествования. По этому поводу ап. Павел написал свое разъяснение в 14 главе 1-го Послания к Коринфянам. В сущности говоря, это - чудная лекция на тему о "пророчествовании" в собраниях. Она могла бы быть одною из глав "гомилетики". Поэтому проповедник должен приближаться к Богу для наилучшего исполнения Духом Святым, но в то же время он не должен пренебрегать указаниями опыта других проповедников и особенно тех, кто более духовен и опытен.